Система методических приемов гуманизации преподавания физики

" «Как часто учителя уповают на открытие некоего универсального метода, который позволит решить все педагогические проблемы. Искать такой метод - все равно, что искать философский камень. Здание педагогики в целом складывается из кирпичиков - методических приемов, цементируемых личностью учителя, его педагогической позицией» (В.Ф.Шаталов). Страна уже давно перешла на всеобщее среднее образование и учить надо ВСЕХ детей, пришедших в школу. К сожалению, количество часов на такие предметы как физик...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ГУМАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Одной из особенностей современной школы стало достаточное широкое использование глобальных средств информации. И в этой сфере ученик зачастую опережает учителя. Компьютер может вытеснить учителя. Виртуальный мир притягателен, ярок, информационно насыщен, но... бездуховен. Он не учит наблюдать, анализировать, не развивает речь, меняет и обезличивает общение. Это не хорошо и не плохо, это сегодняшняя реальность, с которой нужно считаться. И все же компьютеризация - это лишь способ расширить возможности познания, но ничто не заменит живое слово и живое общение, не изменит главного назначения школы - не только научить, но и воспитать человека. Школа состоит из двух частей - учитель и ученик. Если исчезнет любая из сторон - ученик или учитель - школа перестанет существовать. И пока существует школа, сохранится и ее воспитательная функция.

Глагол "воспитывать", по-моему, содержит три функции: учить, управлять, общаться. Чтобы учить, достаточно авторитета знаний, для "управления" достаточно авторитета возраста, но для общения недостаточно ни первого, ни второго. Если учитель не умеет управлять, то он пропал, но если учитель не умеет общаться, то пропал ученик. Поэтому сегодня следует подвергнуть ревизии свои методические приемы, выдвинув на первое место гуманистический принцип: ни личные амбиции, ни цели достижения хороших знаний любой ценой (например, ценой перегрузки учащихся домашними заданиями) не должны подавлять ученика как личность. Основой методики должна стать педагогика общения, когда на уроке царят равноправие и интерес. Учебу можно сделать комфортной, приняв педагогическую установку "Мои знания нужны вам, ваши - мне, всему классу. Мы нужны друг другу."

Предлагаю систему педагогических приемов, позволяющих "очеловечить" преподавание физики, эмоционально окрасить содержание урока.

1. "Прогноз успеваемости" и "Цветная серия". Самооценка - прогноз успеваемости в начале четверти, триместра, сделанная учеником ("Хочу получить в конце "3" - "4" - "5"). В младших классах (7-8) использовать цветные кружки на обложке тетради (синий-зеленый-красный) как напоминание о сделанном прогнозе итоговой оценки и, соответственно, выполнение домашних заданий по цветным сериям. Результат: никто себе заблаговременно плохого не запланирует, планируемая оценка - ориентир для ученика и учителя. Запланировал - старайся! При первоначальной осторожной заниженной самооценке можешь повысить уровень!

2. "Обратная связь". Позволяет узнать все ли понятно после объяснения. Дети стесняются открыто признаться в своем непонимании. Прием: "Наклоните голову, закройте глаза, а теперь те, кому что-то непонятно, посмотрите на меня". Важно не выдавать тех, кто доверился. Результат - получение правдивой информации о ходе изучаемого материала. Этот прием в младших классах - авансированное доверие детей в старших классах.

3. "Это к делу не относится, но это любопытно..." Короткое сообщение из истории науки, из смежных дисциплин, "сюжетов" из жизни, сказанные вроде мимоходом, без особых усилий, прочно остаются в памяти ребят. Результат: переключение внимания снимает напряженность на уроке при объяснении сложного материала.

4. "Опорный конспект". Система, позволяющая быстрое продвижение вперед за счет концентрации материала, видения вопроса в целом. Но моя система - это не "натаскивание" ученика по готовому материалу, а обучение принципу "сворачивания" материала при работе с учебной книгой. Результат: применение этого метода на других уроках, обращение к школьным конспектам учеников при учебе в ВУЗе.

5. "Опережающее задание". Ученик не должен учиться только с голоса учителя, не должен бояться учебника. "Чтение - это акт зрения, влитый в человеческое мышление, - всегда будет стоять на первом плане учебы" (М.В.Нечкина). Прием - продумать новый материал по учебнику, записать 3-4 важнейших логически связанных вопроса, читать не с целью запомнить, а с целью понять. Результат: предварительная информация по изучаемому вопросу меняет психологическое состояние ученика на уроке - возникает атмосфера сотрудничества в исследовании нового, втягивание в разговор слабых, молчавших до поры до времени школьников. Главное обращение учителя на таком уроке: "Кто ХОЧЕТ ответить на вопрос?" Результат: увеличение от урока к уроку числа желающих ответить.

6. "Развитие речи" и "Урок-аукцион". Замечено, учительский стол, кафедра разделяют учителя и ученика, отвечать у них дети не любят и не умеют. Психологически это объяснимо: и взрослые охотнее и откровеннее говорят с места, а не с трибуны. Прием - подобрать небольшой по объему материал о современных достижениях науки и техники и изложить его своими словами за 1 минуту. Результат: первоначально учащиеся со слабой речью выбирают небольшие заметки и выучивают их наизусть. Это допустимо, важно похвалить их и ободрить. Со временем и к ним приходит уверенность. Достигается и другая цель - использование научно-популярных изданий и, конечно же, Интернета. Урок-аукцион - умение "выкупить" вопрос, набирая баллы при многократных кратких выступлениях по заявленному объемному вопросу. Результат: избавление от зажатости, воспитание умения слушать другого, оппонировать, дополнять.

7. "Общественный смотр знаний". Подготовка консультантов из числа учащихся, проявивших заинтересованность в изучаемом материале, составление "экзаменационных" билетов с теоретическими вопросами и задачами, деление класса по списку(!) на малые группы (3-5 человек) и их перемещение в классе по станциям. За каждую станцию отвечает консультант, предварительно сдавший ВЕСЬ материал учителю. На станции короткая подготовка по полученным билетам с возможным вариантом ответа: каждый в группе сам отвечает на свой билет, либо допускается взаимопомощь. Важно, чтобы "экзаменационный" вопрос не был объемным, число станций не превышало пяти. Этот метод хорош для сдвоенного урока. Результат: ответ каждого ученика по всему материалу, свобода учителя при переходе от группы к группе, возможность видеть каждого и класс в целом, приглашение в качестве экзаменаторов учащихся старших классов.

8. "Ошибка". При объяснении материала, при решении задачи или на другом этапе урока умышленно допустить ошибку с таким расчетом, чтобы ребята ее заметили. Почти всегда это вызывает живой интерес. После того, как ученики обнаружили ошибку, поступаю по-разному: или исправляю ее сама, или предлагаю исправить кому-нибудь из класса, или защищаю свою ошибку и предлагаю доказать, что я неправа. Не следует использовать этот прием часто, здесь важен фактор неожиданности. Кроме того вместо традиционного решения задачи, проведения вывода или доказательства можно предложить проверку решения или вывода с намеренно допущенными ошибками. Увидеть ошибку всегда сложнее, чем выполнить работу самостоятельно. Результат: повышение внимания, удовольствие от урока, контроль знаний.

9. "Найди все, что можешь". Решение задачи без сформулированного вопроса, поиск разных величин в разном порядке и зачастую разными путями. Результат: помощь в осмыслении многочисленных связей физических величин друг с другом, простор для творчества, поиска.

10. "Комментированное решение". Сильные ученики не просто решают задачи, а письменно комментируют решение, т.е. элемент за элементом поясняют его. Такой вариант есть и в ЕГЭ. Эти работы использую для самостоятельной подготовки тех, кто затруднялся в выполнении задания, давая на уроке такой "путеводитель" и возможность каждому работать в своем ритме. Результат: практическое воплощение установки "учиться не только для себя".

11. "Решение на бегу". Серия задач с правом выбора посильных, уточнение набора на "3", "4" и "5", решение каждой задачи на отдельном листке (требование - приступить к новой задаче можно только сдав решение предыдущей), мгновенная оценка работы. Результат: быстрая сдача сделанного это отсутствие списывания, сию минутная проверка учителем это подтверждение правильности или неправильности решения и уточненная самооценка (правильно ли выбран набор задач); бег задает темп, служит двигательной разрядкой в напряженном уроке.

Можно перечислить еще несколько приемов и вариантов уроков решения задач. Сильная сторона репетиторства в решении гораздо большего, по сравнению со школой, числа задач, их разнообразие, поэтому организация рабочего времени на таких уроках повышает производительность учебного труда. Задачи - это не приложение к физике, а собственно физика, причем очень интересная, т.к. любая ситуация в окружающем мире может быть представлена в виде задачи.

12. "Экспресс-оценка". Задание из нескольких неоконченных предложений (определений, формулировок) на 5-7 минут. Нужно закончить предложение, если не хватает информации, можно пользоваться учебником, но отпущенное время не меняется. По окончании работы соседи обмениваются листочками и вынимают из конверта "шпаргалку" с правильными ответами и числом баллов за каждый элемент. После проверки работа возвращается хозяину. Предлагаю поднять руки тем, у кого получилась определенная сумма баллов, быстро проверяю эти работы и ставлю пятерки. У остальных работы не собираю и не оцениваю. Результат: стимул прочитать то, что было плохо усвоено, т.к. работа через урок-два будет повторена; отсутствие огласки на весь класс, что щадит самолюбие тех, кто не набрал нужную сумму баллов.

13. "Поставь эксперимент". Физика - наука экспериментальная, но, к сожалению, опыт уходит с урока, в лучшем случае компенсируется фрагментами электронных пособий или готовых презентаций из Интернета. Но собственная экспериментальная работа повторяет логику научного поиска (сформулировать задачу, выбрать инструментарий, провести замеры, оценить полученный результат). Поэтому использую на уроках такой прием: в конце изучаемой темы с демонстрационным экспериментом дается два типа заданий - повторить эксперимент, выбрав из набора приборов необходимое (для сильных учеников), и фронтальная работа в виде лабораторного задания такого же типа. И самое интересное - это исторический эксперимент, повтор на уроке первых опытов великих ученых и изобретателей, например, Вольтов столб, камера-обскура Леонардо да Винчи, электролитический счетчик Эдисона, опыт Умова и т.п. Результат: атмосфера творчества и поиска на уроке, привлечение "рукастых" учеников, личное знакомство со способами научного познания методом физики.

14. "Физики и лирики". В извечном споре, кто главнее, неправы обе стороны. Этой полемики не должно быть, как не существует ответа на анекдотичный вопрос: "Кто кого переборет, если слон влезет на кита?" Да никто, на "китах" и "слонах" держится мир. Физика красива и эмоциональна. Физическим явлениям посвящали свои произведения поэты, писатели (Э.Межелайтис "Перспективы" В.Брюсов "Мир электрона"....), Скрябин пытался соединить музыку и свет и т.д. Я люблю уроки с привлечением элементов искусства, когда ребята размышляют по затронутым вопросам, находя опору своим размышлениям в музыке, литературе, живописи. Результат: уроком правят ученики-гуманитарии, когда оказываются востребованными их эрудиция, знания на зачастую нелюбимом уроке физики.

15. "Урок-игра" ("Урок-спектакль"). Не новый метод, но я стараюсь провести такой урок, полностью опираясь на инициативу учащихся, когда в игровой ситуации повторяются важные вопросы физики. Например, "Готовим завтрак с физикой": ученики варят яйца, жарят яичницу, кипятят молоко и т.д. на глазах одноклассников с подробным объяснением физических и химических процессов. Особенно интересны такие уроки, когда старшеклассники проводят их для ребят младших классов. Результат: удивительный эмоциональный настрой урока, работа по установке "учиться не только для себя", повышение самооценки организаторов урока.

Это лишь неполный перечень приемов, позволяющих построить обучение на доверии и взаимопонимании, облегчающих учебу, которая является одним из самых трудных видов деятельности человека. А ведь именно этим наши дети заняты ежедневно. Детей просто надо любить и помнить, что честный троечник также уважаем как и отличник. Не все ученики "приспособлены" к физике, а ведь это наука мировоззренческая, это те глаза, которыми мы смотрим на мир. И подход учителя - в реальной оценке возможностей данного ученика, выработка таких методов, которые помогли бы учащимся понять физику. Может быть тогда в трудной гонке за знаниями будет гораздо меньше сошедших с дистанции.

Кузуб Вера Станиславовна

Заслуженный учитель РФ,

победитель конкурса в рамках ПНП "Образование" 2008 г.

Как часто учителя уповают на открытие


© 2010-2022