Урок изучения нового материала по физике 9 класс Колебательное движение

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога: Струкова Марина Валерьевна.

Предмет: физика.

Класс: 9

Тема: Колебательное движение.

Учебник: «Физика 9 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Москва, Дрофа, 2009

Задачник: «Сборник задач по физике 7-9 классы, пособие для общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 2009

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

образовательная:

  • познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;

  • формировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

развивающая:

  • развивать логическое мышление;

  • развитие умений аргументировать свой ответ;

воспитательная:

  • формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.

  • Оборудование: шарик на нити; груз на пружине, прибор для записи колебаний, мультимедийная презентация.



Ход урока

  1. Организация начала учебного занятия:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Приветствие учителя, создание положительного настроя на работу

Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм


  1. Актуализация знаний:



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создает проблемную ситуацию


В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.

Вопрос к классу Что происходит дальше?


Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.

Вопрос к классу: Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?

Правильно, это и будет объектом нашего изучения на уроке.

Представляет (зачитывает с экрана) визитную карточку урока

Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?

Вопрос к классу: А что нам необходимо узнать, как настоящим ученым, чтобы изучить наш объект исследования? - учитель заполняет на доске блок -схему этапов познания.

Включаются в диалог с учителем




Предполагаемый ответ: Колода возвратится и ударит медведя





Предполагаемый ответ: Это колебание


Предполагаемый ответ: Да, тема интересна

Предполагаемый ответ:

Определение, характеристики, формулы для определения характеристик

Самостоятельное выдвижение темы и целей урока.




  1. Изучение нового материала:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Подводит к восприятию нового материала, через знакомство с физическим процессом


«Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце».

Задание классу: приведите свои примеры колебаний.

Работа в группах «Найди в предложенном ряду лишнее словосочетание».

Вы правильно выделили колебательное движение, теперь давай попробуем дать определение этому виду движения.


«Правильно, главная особенность - это повторяемость. Вспомните вращательное движение и его характеристики . Как называется промежуток времени, через который колебание повторяется?»

Для изучения колебаний существуют прибор маятник. Он бывает математический и физический -демонстрируем. Для определения периода колебаний маятников существуют особе формулы. - записывает формулы на доске . рассуждаем от чего зависит период каждого маятника.


Фронтальная демонстрация: колебание шарика на нити и поршня

«Что общего, а в чем различие?»

«Все колебания делятся на свободные и вынужденные - смотрим на экран - выбираем определение для каждого вида колебаний»



Динамическая пауза: учитель зачитывает словосочетания, если учащиеся слышат свободные колебания, то хлопают в ладоши, в противном случае - тишина


« Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги»

Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему? - по графику анализируют период, амплитуду.


Демонстрация: у нас так же есть прибор для записи колебаний -при помощи одного из учеников записывают график колебаний математического маятника .

Вопрос классу: колебания маятников Свободные или вынужденные?

Отвечают на поставленные вопросы



Приводят примеры.

Работа в группе.

Формулируют определение - стр. 93 учебника.

Вводим определение периода, частоты, амплитуды, смещения.


Рассуждают по периоду колебаний маятников

Приводят доводы

Колебания шарика на нити - свободные, а колебания поршня - вынужденные.

Участвуют в предложенном задание.


Свободные колебания затухают и им соответствует график 2, а вынужденные не -график 1.

Свободные, так как затухают.

Активные действия учащихся с объектами изучения (моделями маятников), максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.


  1. Первичная проверка понимания:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Организует первичную проверку понимания нового материала.


«Вернемся к нашей схеме урока. Я читаю новый элемент, а вы сигнализируете о понимании -зеленой карточкой, трудностях -красной карточкой»

«Если мы в целом поняли, значит теперь попробуем применить знания на конкретных примерах . Лукашик - № 855, 858, 860 для экзаменующихся стр. 48 №4 « ОГЭ -2016 Камзеева Е. Е.»

При достаточном оставшемся времени можно предложить учащимся выполнить в парах тест №14 вариант 1.затем пары обмениваются листками и по ключу проходит проверка.

Отвечают на поставленный вопрос сигнальной карточкой.







Учащиеся понимают введенную терминологию.







Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и незнакомо ситуации.


  1. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую цель ставили?

Организует рефлексию по методу незаконченного предложения.

Продолжи предложения:

  1. Сегодня на уроке я повторил__________.

  2. Сегодня на уроке я научился.__________.

  3. Сегодня на уроке мне было непонятно____.

  4. Сегодня на уроке мне было интересно_____.

  5. Сегодня на уроке мне понравилось________.

  6. Сегодня на уроке мне было трудно __________.


Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленной в начале урока целями

Успешное усвоение нового материала

6 . Домашнее задание.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формулирует домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению

Д. З. параграф 25,26

Упражнение 24(3,4,6)

Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и выполненными заданиями

Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


© 2010-2022