Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Чебоксарский электромеханический колледж»

Министерства образования и молодежной политики ЧР

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассное мероприятие


«Ученые - физики в годы войны»






Авторы: Малык Т.К. - преподаватель

Чебоксарског электромеханического

колледжа Минобразования Чувашии









Чебоксары - 2015 г.




ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение ……………………………………………………………………….2


  1. Цели и задачи …………………………………………………………………3


  1. Открытия и изобретения ……………………………………………………4


  1. Зарубежные изобретатели и их открытия ……….…………………………8


  1. Ученые в период Великой Оте­чественной войны…………………………10


  1. Металлы на страже страны………………………………………………… 13


  1. Заключение …………………………………………………..……………...16


  1. Литература ……………………………………….………………….…….17

Приложения …………………..……….....................................................18










Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны















Тысячи неразгаданных тайн таит

в себе наука, и без вас, без вашей

молодости, смелости, энтузиазма,

они не будут разгаданы. Наука

ждет вас, друзья.

Академик А. С. Несмеянов


ВВЕДЕНИЕ


По установившейся традиции в 2015 году 9 мая страна отмечает 70 - летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне против нацисткой Германии и ее европейских союзников.

Изучая историю военных лет, мы обратили внимание на деятельность учёных-физиков и химиков, на их изобретения в годы войны. И поэтому нам хотелось понять, какой вклад внесли они в победу над фашизмом.

В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого. Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъективно-объективных отношений между человеком и природой, окружающей средой. Это связано с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости - топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н.э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Познавательная деятельность человека усложняется и развивается дальше.

Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На раз­гром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Нашими конструкторами, физиками-учёными в годы войны была проделана огромная работа. Не будь их изобретений, потери в войне были бы ещё больше.

Ученые создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов «Катюш», высокооктановых бензинов, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.

Ранним утром 22 июня 1941 г. после артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска перешли границу СССР. Просчёт во времени усугубил имевшиеся недостатки в боеготовности армии и тем самым резко увеличил объективно существующие преимущества агрессора. Времени, которым располагали войска для проведения в полную боевую готовность, оказалось явно недостаточно.

2. Цели и задачи.


Основная наша цель - открыть имена физиков, ознакомиться с их изобретениями, выявить роль металлов, которые сыграли большую роль в победе советского народа над фашистской Германией, обогатить свои знания, изучая необходимую литературу.

При этом мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Углубить познавательный интерес к истории и физике.

  2. Осмыслить место и значение изобретений физиков для победы над врагом.

  3. Воспитание патриотизма.










3. ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ.

1. Во время Второй мировой войны конструкторы построили несколько новых типов самолётов. В СССР разработали самолёт для поддержки наземных войск - ШТУРМОВИК ИЛ-2. Его автором стал известный советский конструктор Сергей Владимирович Ильюшин. ИЛ-2 получил у наших лётчиков прозвище «Летающий танк», а у немцев «Чёрная смерть». Самолёт прекрасно зарекомендовал себя как истребитель танков и пехоты. С годами штурмовик изменился менее других самолетов. Его основная задача по-прежнему точна - с малых высот атаковать вражеские наземные силы на поле боя, истреблять танки, бронемашины и пехоту с помощью пушек, пулемётов, ракет и бомб.

2. Одной из мощнейших техник во время войны является танк Т-34(или «тридцать - четвёрка») - советский средний танк, этого периода, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР.

2.1 Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов второй мировой войны. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. (Старобельск).

2.2. Т-18 (МС-1) - советский лёгкий пехотный танк 1920-х годов. Создан в 1925-1927 годах на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков в этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х - начале 1930-х годов, Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснён более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938-1939 годах устаревшие и достигшие крайне степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огненные точки.

3. Большая роль отведена Котельникову Глебу Евгеньевичу. Его ранцевые парашюты РК-3 использовали наши лётчики-истребители в случаях возгораний самолёта. До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных 2зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень надёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.

В 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4, на чём можно опускать груз массой до 300 кг, но испытание прошло лишь в 1949 году, около деревни Сализи, ныне Котельниково.

На войне использовались и ракеты с реактивным двигателем.

4. В годы ВОВ конструктор В. Артемьев создал боевую ракету - реактивный снаряд для знаменитого миномёта «катюша». Своё имя эта ракетная установка получила по имени завода, на котором её впервые сделали. Это был воронежский завод Коминтерна. Так как его название начиналось с буквы «К», с той же буквы начиналось и название миномёта. «Катюша» произвела первый залп 14 июля 1941 года вблизи города Орлик. Этот реактивный миномёт буквально стёр с лица земли вокзал с находящимися на нём немецкими войсками и техникой. «Катюши» стали мощным средством борьбы с врагом. Дальность полёта снарядов составляла более 8 км: для того времени это было немало. На случай захвата противником у «Катюши» был механизм самоликвидация: ракетная установка уничтожала сама себя, чтобы враг не раскрыл её военный секрет. Первая батарея имела лишь пять боевых машин, которые стреляли ракетами. Одновремённый залп «Катюша» возвещал о наступлении. Реактивные снаряды сметали всё на своём пути. Немцы говорили, что «Катюши» стреляли «складами боеприпасов».

5. Так же, опыты Курчатова проведены исключительно четко. Результаты их представленные системой кривых, изображавших зависимости эффекта от силы поля, от температуры, с такой убедительностью демонстрировали открытие, что к ним почти не требовалось пояснений. Таким образом, Курчатовым и его сотрудниками было создано новое направление в физике.

В 1930 году Курчатова назначают заведующим физическим отделом Ленинградского физико - технического института. И в это время он круто меняет сферу своих интересов, начав заниматься атомной физикой. В то время мало кто предполагал, какое важное значение будут иметь эти исследования для обороны страны.

Труд Курчатова и его сотрудников не замедлил принести плоды. Приступив к изучению искусственной радиоактивности, возникающей при облучении ядер нейтронами, или, как тогда называли, к изучению эффектами Ферми, Игорь Васильевич уже в апреле 1935 года сообщил об открытом им вместе с братом Борисом и Л. И. Русиновым новом явлении - изомерии искусственных атомных ядер.

Ядерная изомерия была открыта при исследовании искусственной радиоактивности брома. Дальнейшие исследования показали, что многие атомные ядра способны принимать различные изомерные состояния.

Одновременно с изучением открытой им изомерии Курчатов ведет другие опыты с нейтронами. Вместе в Л. А. Арцимовичем он проводит серию исследований поглощения медленных нейтронов, и они добиваются фундаментальных результатов. Им удается наблюдать захват нейтрона протоном с образованием ядра тяжелого водорода - дейтрона и надежно измерить сечение этой реакции.

Курчатов ищет ответ на главный вопрос: происходит ли размножение нейтронов в различных композициях урана и замедлителя. Эту тонкую экспериментальную задачу Курчатов поручил своим молодым сотрудникам Флерову и Петржаку, и они блестяще ее выполнили.

В начале 1940 года Флеров с Петржаком подали краткое сообщение об открытом ими новом явлении - самопроизвольном делении урана - в американский журнал «Физикал ревью», в котором печаталось большинство сообщений об уране. Письмо было опубликовано, но проходили неделя за неделей, а отклика все не было. Американцы засекретили все свои работы по атомному ядру. Мир вступил во вторую мировую войну.

Намеченная Курчатовым программа научных работ была прервана и вместо ядерной физики он начинает заниматься разработкой систем размагничивания боевых кораблей. Созданная его сотрудниками установка позволила защитить военные корабли от немецких магнитных мин.

Только в 1943 году, когда будущий академик Г. Флеров написал письмо самому Сталину, исследования атомной энергии были возобновлены. В том же году Игорь Васильевич возглавил советский атомный проект.

Научная работа по созданию атомного оружия быстро расширялась. 1945 год ознаменовался пуском циклотрона, чудом построенного всего лишь за год. Вскоре был получен первый поток быстрых протонов. Курчатов собирает у селя дома участников его пуска и поднимает бокал за первую победу нового коллектива.

6. Котельников, Виктор Николаевич - советский подводник, командир гвардейской подводной лодки «К-22».

«К-22» (серии XIV, К - «Крейсерская») - советская крейсерско-эскадренная дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой. На счету «К-22» числится 7 потопленных вражеских транспортов и барж. Совершила 8 боевых походов.

Лодка была заложена 5 января 1938 года в Ленинграде, на Заводе N°196 (Судомех), спущена на воду 3 ноября 1939 года. 15 июля 1940 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в город Молотовск, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота, затем 26 октября 1941 года лодка переходит в город Полярный и включается в состав 1 Дивизиона Бригады ПЛ Северного флота. С 1941 по 1943 год активно участвует в войне.

19 января 1942 года подводная лодка «К-22» атакует выброшенный в результате шторма на берег транспорт «Мимона», позже выяснится что транспорт «Мимона» перевозил 30.000 полушубков, которые предназначались для егерей действовавшего на Мурманском направлении германского горно-стрелкового корпуса «Норвегия». По существу, было сорвано наступление корпуса в установленные сроки, основной группировки германских войск в Заполярье.

9 апреля 1942 года, выполняя свой 4-й боевой поход, «К-22» оказала помощь подорвавшейся на мине, потерявшей ход и дрейфующей в надводном положении под самодельными парусами подводной лодке «Щ-421». «Щ-421» подорвалась 8 апреля в 8 милях к северу от мыса Норд-Кап, занятого противником. После неудачных попыток буксировки, при которых была предпринята попытка использовать даже якорную цепь в качестве буксировочного троса, экипаж «Щ-421» был эвакуирован, а сама лодка потоплена торпедой «К-22».

3 февраля 1943 года, после учений по отработке согласованности действий с «К-3», «К-22» вышла с ней в совместный боевой поход, 7 февраля 1943 года в 19:00 «К-22» ещё вела радиопереговоры с «К-3», затем акустик на «К-3» зафиксировал четыре громких щелчка, и после этого «К-22» перестала выходить на связь. В качестве гипотез гибели лодки рассматриваются авария и подрыв на мине. Точная причина гибели неизвестна. В последнем походе на лодке было 77 членов экипажа.

7. Подво́дная ло́дка (подлодка, пл, субмарина) - корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки - скрытность.




4. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ И ИХ ОТКРЫТИЯ.

Первые реактивные самолёты появились в 1940-х годах. Их скорость приближалась к скорости звука. Реактивный самолёт поднялся в небо нашей страны 15 мая 1942 года. Лётчик вместо слов 2от винта» произнёс «от хвоста». Спящий огненный факел вырвался из сопла реактивного двигателя, самолёт с рёвом рванулся и ушёл в небо. Полёт длился 2 минуты 9 секунд, но он совершил переворот во всей авиации. Сердцем самолёта был реактивный двигатель, работавший на керосине и азотной кислоте. А сам самолёт был сделан из дерева. Примерно в то же время реактивные самолёты построила немецкая «фирма Мессершмитт». Английская фирма «Пластер» создал реактивный истребитель «Метеор». Так начался век реактивной авиации.

Первый реактивный истребитель-перехватчик «Мессершмитт-262» построил Мессершмитт В.Э. в 1943 году. Его вооружение состояло из четырёх мощных пушек. Их залп буквально разрывал вражеский бомбардировщик в клочья. Самым мощным перехватчиком считается построенный в СССР Миг-31. Его скорость - 2400 км/час, высота полёта - до 16 км. Истребитель-перехватчик Миг-31 вооружён ракетами пушкой.

В тридцатые годы Нильс Бор вплотную приступил к изучению свойств ядра. В 1936 году он создал капельную модель ядра, введя в ядерную физику термодинамические понятия. После открытия цепной реакции ученый продолжал совершенствовать теорию деления ядер и эффектов, связанных с этим процессом. Большое значение для развития квантовой электродинамики имели его работы по излучению. Открытие деления накануне второй мировой войны немедленно дало пищу для домыслов о том, как с его помощью можно высвобождать колоссальную энергию. Во время визита в Принстон в начале 1939 года Бор определил, что один из обычных изотопов урана, уран-235, является расщепляемым материалом, что оказало существенное влияние на разработку атомной бомбы.



5. Ученые в период Великой Оте­чественной войны


Вместе со всеми трудящимися нашей страны совет­ские ученые принимали самое активное участие в обеспечении побе­ды над фашисткой Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали щит и меч победы. Не должны быть забыты подвиги героев науки, творцов новой военной техники и боевого оружия, создателей новых производств и технологических процессов, новых методов лечения и эффективных лекарств, новых направлений науки. Выпуск .химической продукции к концу войны приблизился к довоен­ному уровню, а в 1945 г. он достиг 92% от уровня 1940г.

1. Академик Александр Ерминингельдович Арбузов - ос­новоположник одного из новейших направлений науки - химик фосфорорганических соединений. Его деятельность была неразрывно связана с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. физик-оптик С.И. Вавилов писал Арбузову: «Обращаюсь к Вам с большой просьбой - изготовить в вашей лаборатории 15 г. 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, облада­ет ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции и сей­час нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был изготовлен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело большое значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем А.Е. Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

А.А. Арбузов мог создавать вокруг себя климат добросердечности и спокойствия. Многие коллеги, прежде чем удавалось найти приста­нище в Казани, останавливались у Арбузовых, хотя их квартира была очень заселена. Академиков А.Н. Фрумкина и А.Е. Ферсмана он оставил у себя. Сколько интереснейших бесед проходило здесь, сколько прекрас­ных идей рождалось под гостеприимной крышей казанской квартиры в Школьном переулке.

2. С именем академика Н.Д. Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. В период 1941-1945 гг. Н.Д. Зе­линский возглавлял научную школу, исследования которой были на­правлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.

3. Вклад академика Николая Николаевича Семенова в обеспечение победы определялся разработанной им теории цепных разветвленных реакций, которая позволяла управлять химическими процессами: ус­корять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Вначале 40-х гг. Н.Н. Семенов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых смесей для огнеметов. Результаты исследований, посвящен­ных вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумуля­тивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

4. Академик Александр Евгеньевич Ферсман не раз го­ворил, что его жизнь - это история любви к камню. Первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радие­вых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов, он с первых дней войны активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Он выполнял специальные ра­боты по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок. В 1941 г. на антифашистском митинге ученых он говорил: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. По­требовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовался магний, стронций для осветительных ракет и фа­келов, потребовалось больше иода... И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем, <мы должны> помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».

5. Крупнейший химик-технолог Семен Исаакович Вольфкович исследовал соединения фосфора, был директором НИИ удобрений и инсектицидов. Сотрудники этого института создавали фосфорно-серные сплавы для бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки для бойцов, дозорных, разрабатывали необходимые санитарной службе средства против обмо­рожений, ожогов, другие лекарственные препараты.

6. Профессор Военной академии химической защиты Иван Людвиго­вич Клунянц разработал надежные средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. За эти исследования в 1943 г. он был удостоен Государственной премии СССР.

7. С самого начала войны перед учеными была поставлена задача: разработать и организовать производство препаратов для борьбы с ин­фекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, пе­реносчиками которого являются вши. Под руководством Николая Ни­колаевича Мельникова было организовано производство дуста, а также различных антисептиков для деревянных самолетов.

8. Академик Александр Наумович Фрумкин - один из ос­новоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель школы электрохимиков. Изучал вопросы защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели. Он говорил: «Несомненно, что химия является одним из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывча­тых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива - все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила пока одну «новинку» - это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть. Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания для борьбы с фашизмом».

9. Академик Сергей Семенович Наметкин - один из ос­новоположников нефтехимии, успешно работал в области синтеза новых металлоорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Во время войны занимался вопросами химической защиты, развитием производства моторных топлив и масел.

10. Еще до начала Великой Отечественной войны профессор Военной академии химической защиты Михаил Михайлович Дубинин проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ твердыми пористыми телами. М.М. Дубинин - признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.

11. Исследования Валентина Алексеевича Каргина охватывали широкий круг вопросов физической химии, электрохимии и физикохимии высо­комолекулярных соединений. Во время войны ВА. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающую валяную обувь непро­мокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.

Вспомним начало войны. Шел 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, бойцы Красной Армии буквально грудью сдержива­ли врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот крити­ческий период на помощь воинам пришли ученые-энтузиасты; за два дня на одном из военных заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина - Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и весной 1945 г. в Берлине.

Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке ре­зинкой прикрепляли ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, проис­ходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Ученые принимали также посильное материальное участие в укреплении мощи Родины. Так, академики А.Е. Арбузов, С.С. Наметкин и А.Е. Порай-Кошиц внесли 200 тыс. рублей из Государственной премии, которой были удостоены в 1943 г., на приобретение вооружения для Красной Армии.

На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч предста­вителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.














6. Металлы на страже страны


1. Химический элемент под № 26 таблицы Д.И. Мен­делеева. Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. Только за Первую мировую войну было израсходовано не менее 200 млн. тонн стали. За Вторую мировую - примерно 800 млн. тонн. За последние три года войны было произведено 660 тыс. орудий, 1 млн. 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов. Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо - главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну циф­ру - миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград! Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронеавто­мобилей, самоходных артиллерийских установок, бронепоездов. Толщи­на брони военных кораблей и установок береговой обороны доходит до 500 мм. Ответственные уз лы боевых самолетов тоже защищает броня.

2. В годы Великой Отечественной войны для артиллерии много расходовалось свинца. Свинец - тяжелый металл, его плотность 11,34 г/см3. Именно это является причиной его широкого использования в огнестрельном оружии. Свинцовые металлические снаряды исполь­зовались еще в древности. И сейчас пули отливают из свинца, только оболочку делают из других твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец, идущий на изготовление шрапнели, добавляют 12% сурьмы, а для дроби - 1 % мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ невозможно было бы создание скорострельного оружия. Среди веществ этого класса применяются соединения свинца. В производстве подшипников для военной техники очень важны сплавы свинца - баббиты, свинцовые бронзы.

3. В годы войны элемент литий приобрел особое значение. Металлический литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добав­ка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивает срок их службы в 2-3 раза, что было очень нужно для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавками лития при полете оставляли сине-зеленый след. Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха.

4. Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тон­чайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гре­мучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламе­няющий зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный маг­ний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алю­миний использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, кото­рые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, ко­торые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги.

В годы войны был разработан В.Г. Головкиным непрерывный способ производст-

ва литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени доходило до 100-200 тысяч штук, а на бомбардировщике - даже до миллиона.

5. Свойство магния гореть белым ослепительным пламе­нем широко использовали в годы войны в военной технике для изготов­ления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снаря­дов, зажигательных бомб. Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В их состав входили порошок магния, спрессованный особыми соста­вами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым, ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым - это загорался магний. Цель было видно так же хорошо, как и днем, и летчики начинали прицельное бомбометание.

Огромные количества магния были необходимы для самолето­строения. Этот металл добывали даже из морской воды. Морскую воду смешивали в больших баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получали хлорид магния, из которого электролизом выделялся металл.

6. В годы Великой Отечественной войны главным потре­бителем меди была военная промышленность. Сплав 90% меди и 10% олова - так называемый пушечный металл. Сплав 68% меди и 32% цин­ка - латунь - использовался для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Сплав меди, цинка, олова - морские латуни.

7. Молибден называют «военным» металлом, так как 90% его идет на военные нужды. Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них от­ливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобилей. Введение в состав сталей молибдена в сочетании с хромом и вольфра­мом повышает их твердость, из этих сталей делали танковую броню. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка из нее делали клинки, сабли, мечи, ножи.

8. На службу войне был поставлен никель. Он стал не­отъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специа­листы были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля, и, делала ее сверхпрочной.

9. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления про­жекторов противовоздушной обороны. Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше, иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические зада­чи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборо­нительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.

10. Сплав лантана, церия и железа дает так называемый кремень, кото­рый использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздухе искрят. Лантановые стекла применяли в полевых оп­тических приборах.

11. Вольфрам относится к числу самых ценных стратеги­ческих материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливали танковую броню, оболочки торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетных двигателей.

12. Ванадий называют «автомобильным» металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины проч­нее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготавливают солдат­ские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее. Потому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.

13. Без германия не было радиолокаторов. В начале Великой Отече­ственной войны на основе свойств германия превращать тепловую энергию в электрическую советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов.

14. Кобальт называют металлом чудесных сплавов. Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.


7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Ученые внесли значительный вклад в решение таких оборонных проблем, как создание новых взрывчатых веществ и бронебойных снарядов, высокопрочной брони для танков, более совершенных оптических приборов для авиации, артиллерии, танков и подводных лодок, увеличение скорости и дальности полета самолетов, усовершенствование радиоаппаратуры и радиолокационных устройств, новые способы получения горючего и пластмасс. Но их успехи не заканчивались изобретением новых, более эффективных способов убийств, несмотря на все запреты, они создавали проекты с расчетом на будущую мирную жизнь. Несмотря на все трудности, они не опустили руки, не поддались панике царящей в первый год войны. Не попытались бежать, они делали все, что бы хоть на немного приблизить день победы.

Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Мы должны помнить о том, что Великая Отече­ственная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно-техническом XX веке это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, во­енные медики и сугубо гражданские химики. Отдадим им дань памяти…

Связь времен неразрывна. Сегодняшний день, как бы он ни отличался от вчерашнего, корнями уходит в прошлое. Завтрашний день, в свою очередь, рождается сегодня и зависит от того, что мы делаем сейчас. Сохранить исследования, изобретения, и изучение, познание Великой Отечественной войны можно приумножая только своим активным и творческим трудом. Каждое исследование, использованное в этой творческой работе - это ступенька к мастерству, познанию и совершенствованию великих открытий.

Каждый человек приходит, на эту планету, создавать что-то необыкновенное, что и удалось сделать нашим советским ученым. Их деятельность настолько высока, что не было бы такой блестящей победы.

Мы пришли к выводу: будущее в наших руках.





8. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Большая энциклопедия открытий и изобретений. М., 2008

  2. Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1998.

  3. Глушко В.П. Космонавтика. Издательство Советская энциклопедия. 1970 г.

  4. Дитрих А. Г., Юрмин Г. Г., Кошурникова Р. Почемучка, М.,2009

  5. Зезина М.Р. История русской культуры. М.,1990.

  6. Карцев А.А; Вагин С.Б. Вода и нефть, М., Недра 1977 г.

  7. Колосков А.Г. История Отечества в документах,1917-1993. М.,1994.

  8. Леонович А. А., Я познаю мир, Физика, 2007

  9. Очкин А.В.; Фадеев Г.Н. Химия защищает природу, М., Просвещение 1984 г.

  10. Потрашков С. И., История русской армии, Издательство Советская энциклопедия 1999

  11. Рыжов К.В., Самин Д.К. Новая иллюстрированная энциклопедия. Загадки изобретений и открытий, Издательство Знание 1998

  12. Современный справочник необходимых знаний. М., 2005

  13. Чекалкин С.В. Космос - завтрашние заботы., Издание Знание 1992 г.

  14. Хотимский Б.Г.; Топорский В.Б.; Махомин О.А.. Нефть вчера и сегодня издательство Недра Ленинград 1977 г.






ПриложениеМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны
















А. Е. Арбузов А. Н. Фрумкин С. И. Вольфкович

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

















С. С. Наметкин А. Е. Ферсман Н.Д. Зелинский

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны














Илюшин С.В. Курчатов И.В. Иоффе А.Ф.




Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны




Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны









Бор Н. Нейман В.С. Котельников Г.Е.

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

Подводная лодка типа «Огайо» Авиабомба GBU-43 «Мать всех бомб» запускает ракеты «Трайдент».

3D-рендер.

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

ИЛ-4




Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

Ил-2(штурмовик)


Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны


Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныТанк Т-34 Советская подводная лодка типа «Щука»
времен Великой Отечественной войны





Одна из самых первых установок прославленной «катюши».

Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войныМетодическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны





7,62мм Отечественный

винтовочный патрон (7,62х53R) Шлем стальной обр.1940 г. (СШ-40)


Методическая разработка внеклассного мероприятия Ученые физики в годы войны




Страна

Кол-во моделей

Кол-во модифи каций (включая базовую)

Среднее кол-во модифи каций базовой модели

СССР

10

40

4,0

Германия

2

51

25,5

Великобритания

5

42

8,4

США

13

62

4,8

Япония

10

30

3,0

Италия

8

10

1,3

Франция

6

6

1,0

Румыния

2

2

1,0

Австралия

1

1

1,0

ВСЕГО

57

244

4,3






24


© 2010-2022