Статья по физике на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках физике

В статье рассматриваются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики для формирования у студентов знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и использования полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии,применяемые в учебно-познавательном процессе разделены на три группы: а) технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса; б) технология правильной организации образовательного процесса; в)психолог...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Н.А.Тимашева, преподаватель

ГАБОУ СО Тольяттинский машиностроительный колледж,

г.о. Тольятти.

В статье рассматриваются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики для формирования у студентов знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и использования полученных знаний в повседневной жизни.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у студентов, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в их социальном поведении. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья студентов стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья студентов.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.Технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса

Эти технологии являются обязательными для проведения любого урока. Основанные на требованиях СанПиНов, они строго регламентируют гигиенические условия:

а) чистота и озеленение кабинета;

б) проветривание и контроль температуры воздуха;

в) контроль звукового фона;

г) контроль освещенности кабинета и доски;

д) обеспечение правильного положения студента за партой, формирование осанки.

2.Технологии правильной организации образовательного процесса

Значимое место во взаимодействии педагога и студента занимают следующие технологии:

а) использование и чередование видов учебной деятельности на уроке

Как правило, каждые 7-10 минут вид деятельности меняется, что способствует более продуктивному усвоению знаний. Уроки физики предоставляют преподавателю широкое поле деятельности. Помимо традиционных видов деятельности - опроса, письма, чтения, слушания, решения задач - имеются и такие виды, как практические задания, демонстрация опытов и экспериментов, лабораторные работы, проблемные вопросы, интерактивные задания с применением обучающих программ. При умелом сочетании на уроке различных видов деятельности, педагог получает возможность значительно повысить интерес к изучаемому материалу. Например, 5-7 минут самостоятельного изучения магнитных линий при помощи металлических опилок и постоянных магнитов могут дать много больше, чем 20-минутный рассказ и рассматривание картинок в учебнике. Студенты самостоятельно обнаруживают существование силовых линий, затем исследуют их отличия при различном положении магнитов. В моменты самостоятельной или парной работы над практическим заданием студенты поглощены этим видом деятельности, у них отсутствует ощущение эмоционального или физического напряжения.

б) использование и чередование различных видов преподавания

Правильное сочетание, например, словесного и аудиовизуального видов вкупе с самостоятельной работой студентов позволяет повысить качество усвоения материала и работоспособность, активизировать творческий потенциал. Именно чередование различных видов преподавания дает возможность удерживать внимание и интерес студентов к предмету, благоприятно сказывается на их деятельном участии в течение урока в процессе освоения знаний.

в) охрана зрения и костно-мышечной системы

Чтобы не перегружать студенческие сумки, и в тоже время, обеспечить продуктивное изучение материала, в кабинете физики имеются необходимые пособия и задачники. Это позволяет освободить студентов от лишнего веса их сумок, который неблагоприятно сказывается на осанке и развитии опорно-двигательного аппарата. Что касается зрения, то на помощь приходят комплекты дидактического материала, которые дают возможность каждому студенту освоить необходимый материал: печатные учебные пособия, опорные конспекты, таблицы, схемы. Имея перед своими глазами необходимый материал, студент без лишнего напряжения зрения сосредоточится на восприятии информации.

г) формирование правильной осанки и снятия физического напряжения

Для решения этой задачи широко используются технологии, предусматривающие смену динамических поз. Во-первых, хороший результат можно получить при правильной смене видов деятельности студентов на уроке. Во время письма и слушания поза студента остается статической, поэтому необходимо вводить в урок элементы практической деятельности, когда студент более расслаблен и имеет возможность различного типа движения. Во-вторых, преподаватель может использовать различные двигательные задания, незаметно для студентов стимулируя их к снятию физического напряжения. К примеру, во время объяснения темы «Механические волны», преподаватель просит всю группу показать волну - студенты остаются на месте, в то время как моделируемая ими волна перемещается. Подобные приемы могут быть использованы при изучении темы «Виды соединения проводников» - студенты выполняют упражнения, берясь за руки и моделируя различные элементы цепи и их соединений.

3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

а) снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий (урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок исторических экскурсов, кроссворды, задачи-загадки), применение аудио- и видеоаппаратуры для демонстрации интересных материалов, прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, подготовка студентами презентаций, обобщенного материала в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления на уроках, позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечивают психологическую разгрузку у студентов, показывают практическую значимость изучаемой темы, устанавливают и укрепляют межпредметные связи.

б) создание благоприятного психологического климата на уроке

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт студентов на уроке. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления студентов, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого студента.

в)\охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у студентов бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:

1. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы. Например:

«Механика в спорте», «Физика температур», «Электрические явления в жизни человека», «Здоровье и радиация» и др.

2. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

- преподаватель связывает дату урока с событием, имеющий отношение к здоровью;

- это ежеурочные минутки здоровья, связанные с вредными привычками: «Почему нельзя грызть ручку», по обучению студентов новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления;

- это тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья;

-это эвристические вопросы для студентов при изучении нового материала.

3. Примеры здоровьесберегающих уроков:

Тема

Вопросы здоровьесбережения

1.Физика-наука о природе.

Взаимосвязь природы и общества. Охрана окружающей среды по месту жительства и учебы.

2. Измерительные приборы

Меры безопасности при работе с измерительными приборами.

3.Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах.

4. Инерция.

Переходы улицы на перекрестках. Правильное приземление во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

5. Механика в спорте и искусстве.

Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат. Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и учет на практике.

6. Механика в транспорте и строительных сооружениях.

НМП и охрана окружающей среды.

7. Масса.

Умение измерять вес тела. Ожирение-угроза здоровью.

8. Сила.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для студентов

9. Давление.

Безопасная работа с режущими и колющимися инструментами.

10.Архимедова сила.

Правила безопасного поведения на воде.

11. Атмосфера.

Ароматерапия.

12. Атмосферное давление.

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

13. Смачивание.

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

14. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Физические методы очистки питьевой воды, о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде.

15. Температура.

Влияние температурных условий на жизнь человека.

16. Взаимные превращения жидкостей и газов.

Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях.

17. Основы термодинамики.

Механизм терморегуляции и теплопередачи человеческого тела.

18. Электростатика

Вред электрических явлений.

19. Законы постоянного тока.

Оказание первой помощи при поражении током.

20. Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека.

21.Электромагнитные явления.

О роле полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования.

22. Линзы.

Профилактика близорукости и дальнозоркости.

23. Виды излучений.

Влияние солнечной энергии на организм.

24.Шкалаэлектромагнитных волн.

Защитные силы организма и здоровье.

25.Световые явления.

Роль освещения в производстве и домашних условиях. Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций. Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере.

26.Физика и музыка.

Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.

27. Физика атома и атомного ядра.

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологически допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий.

27.Физика и экология.

Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Разрушение озонового слоя Земли и его последствия. Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды.

В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье студентов. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными студентами.

Применение технологии уровневой дифференциации помогло достичь следующих целей:

Для первой группы (базовый уровень)

1. Пробудить интерес к предмету путем использования задания базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями студентов.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (основной уровень)

1. Развить устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Активизировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.

Для третьей группы (повышенный уровень)

1. Развить устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.

Большое внимание я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая такое явление как субъективизм при оценке студенческих работ - рейтинговая система.

Она включает в себя:

- самооценку;

- оценку друга, соседа по парте;

- коррекционную оценку;

- итоговую оценку.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья студентов, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Библиографический список:

1. Смирнов Н.В. Как обучать учащихся без ущерба для их здоровья. Учебное пособие. - М., 2005г.

2. Селевко П.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М., Народное образование, 2008г.


© 2010-2022