- Преподавателю
- Физика
- Статья по физике на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках физике
Статья по физике на тему: Здоровье сберегающие технологии на уроках физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимашева Н.А. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Н.А.Тимашева, преподаватель
ГАБОУ СО Тольяттинский машиностроительный колледж,
г.о. Тольятти.
В статье рассматриваются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики для формирования у студентов знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и использования полученных знаний в повседневной жизни.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у студентов, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в их социальном поведении. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья студентов стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья студентов.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1.Технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса
Эти технологии являются обязательными для проведения любого урока. Основанные на требованиях СанПиНов, они строго регламентируют гигиенические условия:
а) чистота и озеленение кабинета;
б) проветривание и контроль температуры воздуха;
в) контроль звукового фона;
г) контроль освещенности кабинета и доски;
д) обеспечение правильного положения студента за партой, формирование осанки.
2.Технологии правильной организации образовательного процесса
Значимое место во взаимодействии педагога и студента занимают следующие технологии:
а) использование и чередование видов учебной деятельности на уроке
Как правило, каждые 7-10 минут вид деятельности меняется, что способствует более продуктивному усвоению знаний. Уроки физики предоставляют преподавателю широкое поле деятельности. Помимо традиционных видов деятельности - опроса, письма, чтения, слушания, решения задач - имеются и такие виды, как практические задания, демонстрация опытов и экспериментов, лабораторные работы, проблемные вопросы, интерактивные задания с применением обучающих программ. При умелом сочетании на уроке различных видов деятельности, педагог получает возможность значительно повысить интерес к изучаемому материалу. Например, 5-7 минут самостоятельного изучения магнитных линий при помощи металлических опилок и постоянных магнитов могут дать много больше, чем 20-минутный рассказ и рассматривание картинок в учебнике. Студенты самостоятельно обнаруживают существование силовых линий, затем исследуют их отличия при различном положении магнитов. В моменты самостоятельной или парной работы над практическим заданием студенты поглощены этим видом деятельности, у них отсутствует ощущение эмоционального или физического напряжения.
б) использование и чередование различных видов преподавания
Правильное сочетание, например, словесного и аудиовизуального видов вкупе с самостоятельной работой студентов позволяет повысить качество усвоения материала и работоспособность, активизировать творческий потенциал. Именно чередование различных видов преподавания дает возможность удерживать внимание и интерес студентов к предмету, благоприятно сказывается на их деятельном участии в течение урока в процессе освоения знаний.
в) охрана зрения и костно-мышечной системы
Чтобы не перегружать студенческие сумки, и в тоже время, обеспечить продуктивное изучение материала, в кабинете физики имеются необходимые пособия и задачники. Это позволяет освободить студентов от лишнего веса их сумок, который неблагоприятно сказывается на осанке и развитии опорно-двигательного аппарата. Что касается зрения, то на помощь приходят комплекты дидактического материала, которые дают возможность каждому студенту освоить необходимый материал: печатные учебные пособия, опорные конспекты, таблицы, схемы. Имея перед своими глазами необходимый материал, студент без лишнего напряжения зрения сосредоточится на восприятии информации.
г) формирование правильной осанки и снятия физического напряжения
Для решения этой задачи широко используются технологии, предусматривающие смену динамических поз. Во-первых, хороший результат можно получить при правильной смене видов деятельности студентов на уроке. Во время письма и слушания поза студента остается статической, поэтому необходимо вводить в урок элементы практической деятельности, когда студент более расслаблен и имеет возможность различного типа движения. Во-вторых, преподаватель может использовать различные двигательные задания, незаметно для студентов стимулируя их к снятию физического напряжения. К примеру, во время объяснения темы «Механические волны», преподаватель просит всю группу показать волну - студенты остаются на месте, в то время как моделируемая ими волна перемещается. Подобные приемы могут быть использованы при изучении темы «Виды соединения проводников» - студенты выполняют упражнения, берясь за руки и моделируя различные элементы цепи и их соединений.
3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности
а) снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий (урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие, урок исторических экскурсов, кроссворды, задачи-загадки), применение аудио- и видеоаппаратуры для демонстрации интересных материалов, прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, подготовка студентами презентаций, обобщенного материала в виде рекламы того или иного физического механизма, прибора, закона или явления на уроках, позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечивают психологическую разгрузку у студентов, показывают практическую значимость изучаемой темы, устанавливают и укрепляют межпредметные связи.
б) создание благоприятного психологического климата на уроке
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт студентов на уроке. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления студентов, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого студента.
в)\охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у студентов бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
1. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы. Например:
«Механика в спорте», «Физика температур», «Электрические явления в жизни человека», «Здоровье и радиация» и др.
2. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:
- преподаватель связывает дату урока с событием, имеющий отношение к здоровью;
- это ежеурочные минутки здоровья, связанные с вредными привычками: «Почему нельзя грызть ручку», по обучению студентов новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления;
- это тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья;
-это эвристические вопросы для студентов при изучении нового материала.
3. Примеры здоровьесберегающих уроков:
Тема
Вопросы здоровьесбережения
1.Физика-наука о природе.
Взаимосвязь природы и общества. Охрана окружающей среды по месту жительства и учебы.
2. Измерительные приборы
Меры безопасности при работе с измерительными приборами.
3.Механическое движение. Скорость.
Безопасность поведения на дорогах.
4. Инерция.
Переходы улицы на перекрестках. Правильное приземление во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.
5. Механика в спорте и искусстве.
Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат. Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и учет на практике.
6. Механика в транспорте и строительных сооружениях.
НМП и охрана окружающей среды.
7. Масса.
Умение измерять вес тела. Ожирение-угроза здоровью.
8. Сила.
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для студентов
9. Давление.
Безопасная работа с режущими и колющимися инструментами.
10.Архимедова сила.
Правила безопасного поведения на воде.
11. Атмосфера.
Ароматерапия.
12. Атмосферное давление.
Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.
13. Смачивание.
Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.
14. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.
Физические методы очистки питьевой воды, о важности соблюдения основных гигиенических требований к питьевой воде.
15. Температура.
Влияние температурных условий на жизнь человека.
16. Взаимные превращения жидкостей и газов.
Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях.
17. Основы термодинамики.
Механизм терморегуляции и теплопередачи человеческого тела.
18. Электростатика
Вред электрических явлений.
19. Законы постоянного тока.
Оказание первой помощи при поражении током.
20. Электромагнитное поле
Влияние компьютера на здоровье человека.
21.Электромагнитные явления.
О роле полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования.
22. Линзы.
Профилактика близорукости и дальнозоркости.
23. Виды излучений.
Влияние солнечной энергии на организм.
24.Шкалаэлектромагнитных волн.
Защитные силы организма и здоровье.
25.Световые явления.
Роль освещения в производстве и домашних условиях. Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций. Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере.
26.Физика и музыка.
Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.
27. Физика атома и атомного ядра.
Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологически допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий.
27.Физика и экология.
Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Разрушение озонового слоя Земли и его последствия. Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды.
В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье студентов. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными студентами.
Применение технологии уровневой дифференциации помогло достичь следующих целей:
Для первой группы (базовый уровень)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования задания базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями студентов.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (основной уровень)
1. Развить устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Активизировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.
Для третьей группы (повышенный уровень)
1. Развить устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.
Большое внимание я уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая такое явление как субъективизм при оценке студенческих работ - рейтинговая система.
Она включает в себя:
- самооценку;
- оценку друга, соседа по парте;
- коррекционную оценку;
- итоговую оценку.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья студентов, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Библиографический список:
1. Смирнов Н.В. Как обучать учащихся без ущерба для их здоровья. Учебное пособие. - М., 2005г.
2. Селевко П.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М., Народное образование, 2008г.