Открытый урок «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре»

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 25 г. Томска

634063, г. Томск, ул. С. Лазо, д.14/2 , тел./факс: (3822) 68-15-59

e-mail: school25@tomsk. net




Семененко Н.М, учитель физики
МАОУ СОШ №25







Лабораторная работа
«Зависимость давления газа от объема при постоянной

температуре»






































План-конспект урока.

Физика

(7 класс)

Тема: «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре» (работа 2.6 цифровая лаборатория).

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся по теме «Давления в газах», проверить «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре», учить их применять знания при выполнении лабораторной работы, формировать умение работать с цифровым оборудованием.

  • развивать логическое мышление обучающихся, коммуникативные способности, умение критически осмысливать информацию, выражать свою точку зрения;

  • воспитывать чувство ответственности, активную жизненную позицию, волю к победе.

Тип урока: лабораторная работа.

Цель лабораторной работы: опытным путем с помощью цифровой лаборатории проверить «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре.

Оборудование : цифровая лаборатория, датчик давления и USB-кабель, одноразовый шприц

объемом 50 мл .

Ход урока:

1 этап. Организационный момент (сообщение темы урока, плана занятия,)

Сегодня мы выполним лабораторную работу с помощью датчиков и цифровой лаборатории, изучим экспериментально «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре.». Вы проводите опыт, анализируете увиденное, делаете выводы, необходимо объяснить и оформить результаты. Оформить отчет работы в цифровом виде. Ваши отчеты вы должны будете сохранить в ваших папках «7 кл» на рабочем столе ПК.

2 этап. Актуализация.

УУД, выполняемые, обучающимися на данном этапе.

  • анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

  • учет разных мнений (К);

  • использование критериев для обоснования своего суждения (К)

На прошлых уроках, мы говорили о давлении в жидкостях, газах. Прежде чем перейти к выполнению работы, поговорим об основных понятиях, которые потребуются для выполнения работы и объяснения увиденного.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое давление газа?

2.Чем вызывается давление газа на стеки сосуда?

(Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа.)

3.Как газы и жидкости передают давление?

Закон Паскаля

Жидкости и газы передают давление по всем направлениям одинаково.

4. От чего зависит давление газа?

(От температуры газа, объема, занимаемого газом;)

Тест

1) При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление…

А. уменьшится

В.не изменится

Б. увеличится

2) Что происходит с молекулами газа при уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ?

А. молекулы начинают быстрее двигаться

В.молекулы начинают медленнее двигаться

Б. среднее расстояние между молекулами газа уменьшается

3) Что происходит с молекулами газа при уменьшении температуры?

  • молекулы начинают быстрее двигаться

  • молекулы начинают медленнее двигаться

  • среднее расстояние между молекулами газа уменьшается

  • среднее расстояние между молекулами газа увеличивается

3. Самостоятельная работа:

Применяем виды деятельности - совместную с учителем, совместно-распределенную между обучающимися, самостоятельную.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Перечень УУД, выполняемых, обучающимися на данном этапе:

  • проводить поиск информации по рекомендованному учителем плану(П);

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования совместно с учителем(П);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей(П);

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

  • использование знаково-символических средств (П);

  • подведение под понятие (П);

  • выполнение действий по алгоритму (П);

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);

  • преобразование практической задачи в познавательные (Р);

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия(Л);

  • планировать пути достижения целей (Р);

  • рефлексия способов и условий действия (П);

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

  • самооценка на основе критерия успешности (Л

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

  • планирование учебного сотрудничества (К);

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; (Р);

  • самостоятельно проводить исследование (Р);

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение к рисунка, пояснять части графика или таблицы ;

Откройте методическое руководство на стр.54 работа 2.6. Внимательно прочитайте указания к работе, ход выполнения и ответьте на вопросы:

  1. Название работы.

  2. Сформулируйте цель работы.

  3. Какие гипотезы выдвинем?

  4. Необходимое оборудование?

  5. Как найти цену деления и погрешность шприца?

(Обучающиеся отвечают на вопросы и выдвигают гипотезы:

  • При уменьшении объема газа его давление увеличивается.

  • Произведение давления на объём - постоянно.

  • График изотермического процесса в координатах РV - гипербола.)

Перед выполнением работы техника безопасности и указания к работе:

  1. Следуем указаниям учителя и строго выполняем указания методички.

  2. Максимально освободите место для оборудования .

  3. Бережное отношение к оборудованию .

  4. Сначала включаем ПК. Собираем установку и лишь, затем запускаем ПРАКТИКУМ.

  5. Поршень шприца выставите на отметку 30 мл ( Вы можете повредить датчик давления в ходе эксперимента, если не следовать инструкции.)

  6. Во время подготовки и проведения эксперимента держите шприц за корпус в области выше метки 50 мл, чтобы не нагревать газ внутри шприца.

  7. При выполнении эксперимента задерживайте шприц в каждом положении не меньше 7-8 с.

  8. При возникновении вопросов при выполнении работы поднимаем руку и обращаемся за помощью к учителю.

Сформулируем план работы :

( обучающиеся формулируют план работы:

  • Собираем установку

  • Проводим измерения давления при положении шприца 30, 25,20,15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30 (15- измерений).

  • Заносим данные в таблицу и заполняем с клавиатуры объем.

  • Строим графики и делаем выводы.

  • Оформляем и сохраняем отчет.)

  • Оборудование :цифровая лаборатория датчик давления, шприц.

Мы составили план выполнения работы и приступаем к работе:

Включаем ПК и проверяем наличие на рабочем столе папки методического пособия.».( при отсутствии - создаем папку). Приготовьте для работы одноразовый шприц объемом 50 мл, кусочек медицинского шланга (не длиннее 10 см), датчик давления и USB-кабель. Для этого поршень шприца выставьте на отметку 30 мл .

Соедините датчик давления со шприцом (50 мл) с помощью медицинского шланга и с USВ-портом компьютера с помощью кабеля. Во время подготовки и проведения эксперимента держите шприц за корпус в области выше метки 50 мл, чтобы не нагревать газ внутри шприца.

Включите компьютер запустите программу «Практикум». При загрузке программа должна идентифицировать датчик. Кнопкой вызовите меню со списком работ и войдите в сценарий выполнения работы «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре».

Запустите измерения, нажав кнопку. Сожмите шприц от 30 мл до 25, 20 и 15 мл, затем, постепенно ослабляя поршень, повторно пройдите положения поршня, соответствующие объему шприца 20, 25, 30 мл, а затем вытягивая поршень и значения 35, 40, 45 и 50 мл задерживая в каждом из положений поршень на несколько секунд. Затем верните поршень в начальное положение, задержав его в положениях 45, 40, 35, 30 мл повторно. Следите по регистрируемой кривой, что датчик в каждом положении фиксирует стационарное значение давления р. Таким образом, на вашей кривой должно оказаться 15 «ступенек», причем ряд из них будет соответствовать одному и тому же объему (для V=30 мл будет, например, три точки). При этом измеренные давления, при одинаковом V могут не совпадать, поскольку Вы устанавливаете поршень на определенной метке шприца не совсем точно.

Откройте вкладку «Исходные данные» и впишите погрешность (в миллилитрах), с которой Вы устанавливаете объем газа в каждом положении поршня - это ±0,5 цены деления шприца. Она будет откладываться на графиках. Считается, что погрешность измерения давления очень мала. Она не будет отражаться на графиках.

В таблице, должно оказаться 15 заполненных строк.

Заполните с клавиатуры столбец V Таблицы, указывая одно из 15 значений объема шприца (в миллилитрах) в ячейках столбца в том порядке, в котором происходила остановка при регистрации экспериментальной кривой (рис.2).

Получите график зависимости давления газа от объема на основании внесенных в таблицу данных, перейдя на вкладку «График Р(V)». Перейдите в окно подготовки Отчета и перенесите в него исходную кривую с сигналом с датчика и график зависимости давления газа от объема с вкладки «График Р(V)». Сформулируйте Вывод 1 о качественном изменении давления газа, при увеличении занимаемого им объема.

Вернитесь на вкладку Таблица и внимательно сравните давление для объемов газа, отличающихся в 2 раза (15 и 30 мл, 20 и 40 мл, 25 и 50 мл). Вывод 2.В четвёртом и пятом столбце таблицы значения объёма и давления автоматически пересчитываются в единицах системы СИ. В шестом столбце вычисляется произведение этих величин. Перейдя к вкладке «График РV(V)», сделайте вывод, как меняется это произведение с изменением объема. Запишите это заключение в виде Вывода 3 в Отчет. На вкладках «График Р(V)» и «График Р(V)» нажав кнопку вблизи поля в верхнем левом углу вкладки, выберите функцию, график которой мог бы пройти через все ваши экспериментальные точки. Если после выбора нажать кнопку И компьютер, перебирая коэффициенты в выбранном вами виде функции, проведет кривую, которая максимально близко может пройти к экспериментальным точкам. Если удастся подобрать такие кривые, то занесите их в отчет и запишите словами вид кривой (прямая, гипербола, парабола), описывающей экспериментальные зависимости р от V и р V от V.

Каковы ваши выводы?

Выводы обучающихся:

При уменьшении объема газа его давление увеличивается.

Произведение давления на объём - постоянно. ( график РV от V)

График изотермического процесса в координатах ( Р,V) - гипербола

И так, Вы выполнили лабораторную работу и теперь Вы можете сказать опровергли или подтвердили мы выдвинутые гипотезы? (обучающиеся: «Гипотезы верны.»).

Подтверждение тому ваши выводы.

Итог урока: ( подводятся итоги урока.)

Рефлексия:

Проанализируйте свои действия на уроке и заполните анкету

Анкета





1.На уроке я работал
2.Работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



Я заслужил (а) отметку


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
интересен / скучен
легким / трудным







© 2010-2022