• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по физике среднего общего образования (10 класс) Базовый уровень

Рабочая программа по физике среднего общего образования (10 класс) Базовый уровень

Рабочая программа по физике разработана для 10 классов со­ставлена на основе Федерального компонента государс­твенного стандарта среднего (полного) общего образо­вания. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам кур­са, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, возрастных особенностей учащихся. Опре­делён также перечень лабораторных работ и практических занятий. Е...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование город Яровое Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

ПРИНЯТО ШМО учителей математики, физики, информатики

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Рабочая программа

по физике

среднего общего образования

(10 класс)

Базовый уровень



Срок реализации: 2014- 2015 учебный год

Рабочая учебная программа разработана на основе программы Н.Н.Тулькибаева (ЧГПУ), А.Э.Пушкарёв (ЧИДППО), г. Челябинск . Печатается по сайту old.prosv.ru/metod/myak1.doc. Допущено Минобрнауки РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10-го и 11-го классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях. См. также «Программы по физике, 10-11 классы» (М.: Просвещение, 2004).



Составитель: Бухарова Галина Яковлевна, учитель физики высшей квалификационной категории.



Яровое 2014

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основании:

  1. Государственного образовательного стандарта общего образования (федеральный компонент). (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427)

  2. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

  3. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

  5. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» г.Яровое Алтайского края, принятая Управляющим советом 19.04.2012 г. протокол № 13 и утвержденная приказом №31 от 26.04.2012 г.

  6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №19 г.Яровое Алтайского края, принятое Управляющим советом 28.02.2013 г. протокол № 16 и утвержденное приказом №23 от 14.03.2013 г.

  7. Программа Н.Н.Тулькибаева (ЧГПУ), А.Э.Пушкарёв (ЧИДППО), г. Челябинск. Печатается по сайту old.prosv.ru/metod/myak1.doc. Допущено Минобрнауки РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10-го и 11-го классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях. См. также «Программы по физике, 10-11 классы» (М.: Просвещение, 2004).

Рабочая программа по физике разработана для 10 классов со­ставлена на основе Федерального компонента государс­твенного стандарта среднего (полного) общего образо­вания. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам кур­са, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, возрастных особенностей учащихся. Опре­делён также перечень лабораторных работ и практических занятий.

Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику на базовом и профильном уровнях создаёт особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путём расширение знаний учащихся.

Почасовое планирование введённого в качестве эксперимента курса 102 ч (3 ч/нед). Планирование курса построено методом уточнения и расширения содержания базового. Основой для определения содержания учебных занятий является обязательный минимум. Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и раскрывает содержание на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части включены в содержание профильного курса.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения:

  • формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

  • формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

  • овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

  • овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

  • формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, позиций экологической безопасности.

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач

повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального

природопользования и охраны окружающей среды.

На реализацию данного предмета отводится:

10 класс - 3 часа в неделю ( 102 часа в год);

Рабочая программа по физике среднего общего образования (10 класс) Базовый уровень







10 класс

Программа ориентирована на учебник Б.Б.Буховцева, Г.Я.Мякишева, Н.Н.Соцкого «Физика. 10 класс" и авторскую программу_ Н.Н.Тулькибаева (ЧГПУ), А.Э.Пушкарёв (ЧИДППО), г. Челябинск Допущено Минобрнауки РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебников для 10-го и 11-го классов при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях. См. также «Программы по физике, 10-11 классы» (М.: Просвещение, 2004).

Курс ставит своей целью дать обучающимся:

Основные цели изучения курса физики в 10- 11 классах:


  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в

основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования

достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости

сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач

повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального

природопользования и охраны окружающей среды.

При организации образовательного процесса применены следующие образовательные технологии:

  1. Проблемное обучение.
    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

  2. Разноуровневое обучение.
    У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  3. Проектные методы обучения.
    Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
    Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

  1. Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
    Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

  2. Информационно-коммуникационные технологии.
    Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

  3. Здоровье сберегающие технологии.
    Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:

  1. Урочные - традиционные:

    • Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные;

    • Практические работы и лабораторные работы;

    • Тесты;

    • Самостоятельные задания;

    • Зачеты;

    • Физические диктанты;

    • Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

    • Рефераты.

2) Внеурочные:

  • Конкурсные проекты

  • Защита рефератов

3) Урочные нетрадиционные:

  • Круглые столы

  • Дидактические многофункциональные игры

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой;

а) работа с текстом и графическим материалом учебника;

б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
2. Упражнения:

а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;

б) реконструктивные упражнения;

в) составление различных задач и вопросов и их решения;

г) рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии;

д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4. Подготовка докладов и рефератов.
5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
6. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Работа в среде Интернет


Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование
разделов и тем

Всего часов

Из них

лабораторные и
практические работы


контрольные работы

экскурсии

Примечание

10 КЛАСС

Введение. Основные особенности физического метода исследования

1


1.1

Научный метод познания окружающего мира. Физическая картина мира.

1


Механика

37


Кинематика

11


2.1

Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Перемещение.

1


3.2

Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

1


4.3

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.

1


5.4

Ускорение. Единицы ускорения.

1


6.5

Скорость при движении с постоянным ускорением.

1


7.6

Свободное падение. Движение с постоянным ускорением свободного падения.

1


8.7

Равномерное движение точки по окружности.

1


9.8

Решение задач

1


10.9

Кинематика твёрдого тела. Вращательное движение твёрдого тела.

1


11.10

Повторение. Решение задач. Обобщение темы

1


12.11

Контрольная работа №1

по теме: «Кинематика»

1

Кинематика

Динамика

14


13.12

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона.

1


14.13

Второй закон Ньютона.

1


15.14

Третий закон Ньютона. Принцип относительности в механике.

1


16.15

Решение задач.

1


17.16

Силы в природе. Силы всемирного тяготения.

1


18.17

Закон всемирного тяготения.

1


19.18

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость.

1


20.19

Силы упругости. Закон Гука.

1


21.20

Силы трения. Силы сопротивления при движении твёрдых тел в жидкостях и газах.

1


22.21

Решение задач

1


23.22

Решение задач

1


24.22

Л/ р №1 «Изучение движения тела по окр. под дей. сил упр. и тяж»

1

Изучение движения тела по окр. под дей. сил упр. и тяж

25.24

Решение задач

1


26.25

.Контрольная работа №2

по теме: «Динамика»

1

Динамика

Законы сохранения в механике. Статика

12


27.26

Импульс. Закон сохранения импульса

1


28.27

Решение задач.

1


29.28

Работа силы. Мощность. Энергия.

1


30.29

Кинетическая энергия и её изменение.

1


31.30

Работа силы тяжести.

Работа силы упругости.

1


32.31

Потенциальная энергия.

1


33.32

Закон сохранения энергии в механике.

1


34.33

Повторение. Решение задач.

1


35.34

Равновесие тел.

1


36.35

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

Изучение закона сохранения механической энергии

37.36

Повторение. Решение задач.

1


38.37

Контрольная работа № 3

по теме: «Законы сохранения в механике»

1

Законы сохранения в механике

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА ТЕРМОДИНАМИКА

29


Основы молекулярно - кинетической теории

7


39.1

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

1


40.2

Масса молекул. Количество вещества.

1


41.3

Решение задач

1


42.4

Броуновское движение.

Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.

1


43.5

Идеальный газ. Среднее значение квадрата скорости молекул.

1


44.6

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

1


45.7

Повторение. Решение задач.

1


Температура. Энергия теплового движения молекул

4


46.8

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

1


47.9

Абсолютная температура.

Измерение скорости молекул газа.

1


48.10

Повторение. Решение задач.

1


49.11

Контрольная работа №4 по теме: «Молекулярная физика».

1

Молекулярная физика

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

9


50.12

Уравнение состояния идеального газа.

1


51.13

Газовые законы.

1


52.14

Повторение. Решение задач.

1


53.15

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

Опытная проверка закона Гей-Люссака

54.16

Насыщенный пар.

Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

1


55.17

Влажность воздуха.

1


56.18

Кристаллические тела. Аморфные тела.

1


57.19

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1


58.20

Контрольная работа №5

по теме: «Газы, жидкости и твёрдые тела»

1

Газы, жидкости и твёрдые тела

Основы термодинамики

9


59.21

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1


60.22

Количество теплоты.

1


61.23

Первый закон термодинамики.

1


62.24

Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

1


63.25

Необратимость тепловых процессов в природе. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.

1


64.26

Повторение. Решение задач.

1


65.27

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1


66.28

Повторение. Решение задач.

1


67.29

Контрольная работа № 6

по теме: «Термодинамика»

1

Термодинамика


ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

32


Электростатика

13


68.1

Электрический заряд и элементарные частицы.

Закон сохранения электрического заряда.

1


69.2

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

1


70.3

Повторение. Решение задач.

1


71.4

Электрическое поле.

Напряжённость электрического поля.

1


72.5

Силовые линии электрического поля. Напряжённость поля заряженного шара.

1


73.6

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле

1


74.7

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле Потенциал и разность потенциалов.

1


75.8

Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

1


76.9

Повторение. Решение задач.

1


77.10

Электроёмкость. Конденсаторы.

1


78.11

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1


79.12

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1


80.13

Контрольная работа №7 по теме: «Электростатика»

1

Электростатика

Законы постоянного тока

9


81.14

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока

1


82.15

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1


83.16

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1


84.17

Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1

Изучение последовательн и параллельного соединения проводников

85.18

Работа и мощность тока.

1


86.19

Электродвижущая сила.

Закон Ома для полной цепи.

1


87.20

Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

88.21

Повторение. Решение задач.

1


89.22

Контрольная работа №8

по теме: «Законы постоянного тока»

1

Законы постоянного тока

Электрический ток в различных средах

10


90.23

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1


91.24

Зависимость сопротивления проводника от температуры.

1


92.25

Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.

1


93.26

Электрический ток через контакт полупроводников р- и п- типа. Полупроводниковый диод.

1


94.27

Транзисторы.

1


95.28

Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.

1


96.29

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1


97.30

Электрический ток в газах.

Несамостоятельный и самостоятельный разряды

Плазма.

1


98.31

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1


99.32

Контрольная работа №9 по теме: «Электрический ток в различных средах»

1

Электрический ток в различных средах

100-102

Резерв времени.

3






Содержание курса в 10 классе

10 класс (102 ч, 3 ч в неделю)

1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент - гипотеза - модель - (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.

2. Механика (37 ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
Кинематика Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Динамика Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
СтатикаМомент силы. Условия равновесия твердого тела.
Фронтальные лабораторные работы
1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (29 ч)

Основы молекулярной физики Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Термодинамика Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые телаМодель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.
Фронтальные лабораторные работы
3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.


4. Электродинамика (32ч)

Электростатика Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета,

материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила,

- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, правила для последовательного и параллельного соединения проводников.

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен уметь:

- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; зависимость сопротивления веществ от температуры и освещения.

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

- измерять скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность

воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока,

- представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике.

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды;

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


Предметные и методологические знания и умения учащихся

Уровень

Категория

Компетенции учащихся

Знания

Запоминание

Распознавать и называть физические фак­ты, явления, опыты.

Пользоваться физическими терминами, симво­ликой

Воспроизводить физические формулы, оп­ределения понятий, формулировки зако­нов.

Понимание

Различать понятия, законы, принципы, положения теорий.

Выполнять сравнение, классификацию, упорядочивание, систематизацию знаний.

Объяснять, описывать, интерпретировать знания.

Обнаруживать роль физики в обществен­ных изменениях, в технике, в других науках.

Умения

Применение зна­ний в типичных

(стандартных)

ситуациях

Наблюдать явления, измерять величины. Пользоваться изученными примерами для решения аналогичных задач.

Применять понятия и законы для решения типовых проблем.

Пользоваться таблицами, каталогами, графиками, математической символикой

Применение зна­ний в проблем­ных

(нестандартных)

ситуациях

Замечать проблемы и находить способы их решения.

Интерпретировать данные и формулиро­вать обобщения.

Применять научные методы физики (моделирование, аналогию, индукцию, дедукцию) для решения новых проблем. Строить и проверять теоретические модели.


Перевод результатов проверки знаний и умений учащихся в отметки

по пятибалльной шкале

Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5»

учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»

ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Оценка «3»

учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2»

учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ


Оценка «5»

за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов

Оценка «4»

за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.


Оценка «3»

ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.


Оценка «2»

число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ


Оценка «5»

учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.


Оценка «4»

выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3»

работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно

Оценка «2»

работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.


Планируемые результаты на 2014-2015 учебный год


№ п\п

Класс

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(%)

Примечание

1

10 А

100

25

2




3




4




5




6




7






Директор МБОУ СОШ №19 Рейдер В.Я.

Перечень учебно-методического обеспечения


I .Учебники, учебные пособия для учащихся:

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика. 10 класс, Москва, Просвещение, 2010

II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

  1. А.П. Рымкевич Сборник задач по физике: Изд-е 10-е, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006.

  2. А.В. Берков, В.А. Грибов. ЕГЭ Физика / авт.-сост.- М.: АСТ: Астрель

  3. Г.Н.Степанова Сборник задач по физике 9-11кл. М.Просвещение.2005

  4. И.М., Гельфгат, Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. - М.: Илекса, 2008.

  5. Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. - М.: Вентана - Граф, 2007.

III. Учебно-методическая литература:

  1. В.А. Коровин, Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике / В.А. Коровин, Г.Н. Степанова. - М.: Дрофа, 2002

  2. В.А. Коровин, Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике / В.А. Коровин, Г.Н. Степанова. - М.: Дрофа, 2002

  3. Кабардин, О.Ф. Физика. Тесты. 10-11 классы / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2000.

  4. Кирик, Л.А. Физика. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы / Л.А. Кирик.- М: Илекса, 2005.

  5. Л.А. Кирик, Л.А. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя / Л.А. Кирик, Л.Э Генденштейн, Ю.И. Дик. - М.: Илекса, 2005

  6. Л.А. Кирик, Физика 10 класс. Методические материалы для учителя / Л.А. Кирик, Л.Э Генденштейн, Ю.И. Дик. - М.: Илекса, 2005

  7. С.Е Каменецкий, . Методика решения задач по физике в средней школе / С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов. - М.: Просвещение, 1987.

  8. С.Е. Каменецкий,Методика решения задач по физике в средней школе / С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов. - М.: Просвещение, 1987.

  9. Шимко, Е.А. Физика: приборы и измерения: (учебное пособие) / Е.А. Шимко. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009

IV. Дополнительная научно-познавательная литература для обучающихся.

  1. А.В. Берков, В.А. Грибов. ЕГЭ Физика / авт.-сост.- М.: АСТ: Астрель

  2. И.М., Гельфгат, Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. - М.: Илекса, 2008.

  3. М.Ю Демидова,. ЕГЭ. Физика. 30 типовых вариантов экзаменационных работ / авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А. - М.: Национальное образование, ФИПИ, 2010.

  4. М.Ю Демидова,. Методический справочник учителя физики / М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. - М.: Мнемозина, 2009.

  5. Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. - М.: Вентана - Граф, 2007.

  6. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

  7. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

  8. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

V. Цифровые образовательные ресурсы

1. Комплект Электронных пособий по курсу физики. Издательский дом «Равновесие», 2008. salebook.ru (№00)

2. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7-11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. - Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ. - obr.1c.ru/catalog.jsp?top=4. (№71)

3. Интерактивный курс физики-7-11. - «Живая физика» ИНТО, 2002. - physicon.ru.(№72)

4. Учебное электронное издание «Открытая ФИЗИКА. 7-11 классы. 2 CD. - Компания «Физикон», 2005. Под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела. physicon.ru. (№73)

5. Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7-11 классы. Практикум. 2 CD. -

Компания «Физикон». physicon.ru (№74)

VI. Интернет-ресурсы:


  • Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов. cacedu.unibel.by/partner/bspu /

  • Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. physics.nad.ru/

  • Анимации физических процессов: механика. Анимации по углубленному курсу механики. physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm

  • Виртуальный репетитор по физике. Виртуальный тренинг различного уровня сложности по всем аспектам изучения физики в средней школе. vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=94

  • Газета "1 сентября": материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г. archive.1september.ru/fiz/

  • Интерактивный калькулятор измерений. Перевод различных единиц измерения из одной системы в другую. Вес и масса, объем и вместимость, длина и расстояние, площадь, скорость, давление, температура, угловая мера, время, энергия и работа, мощность, компьютерные единицы. convert-me.com/ru

  • Наука и техника: электронная библиотека. Подборка научно-популярных публикаций. n-t.org/

  • Разработки фирмы "Физикон". "Физика в картинках", "Открытая физика" и "Открытая математика". Удобны как демонстрационные программы. По некоторым разделам можно проводить компьютерные лабораторные работы. scph.mipt.ru/

  • Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике. Каждый тест состоит из 40 вопросов. Предусмотрены три режима работы с ними: ознакомление, самоконтроль и обучение.rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics










ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ

Учителя________________________ по предмету________________________

№ п\п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплены изменения (приказ) и подпись руководителя УО

Подпись учителя


© 2010-2022