- Преподавателю
- Физика
- Магнитное поле тока
Магнитное поле тока
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | #ЗНАЧ! |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Абешова Саягул Сериковна.
Школа 20
Класс: 8
Дата: 15.03.2014
Тема: « Магнитное поле тока»
Цель урока: формировать научные представления о магнитном поле
и установить связь между электрическим током и магнитным полем
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения:
-
Беседа
-
Демонстрация и обсуждение моделей опытов
-
Эксперимент
-
Решение задач
-
Работа с учебником
Оборудование:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Презентация «Магнитное поле»
-
Приборы для демонстрации «магнитного поля»
-
Доска
-
На партах: 2 магнита, гвоздь, железный предмет, пластмасс, алюминий, дерево, нить с петлёй)
Демонстрации:
-
Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током
-
Усиление магнитного поля катушки при введении железного сердечника
Литература:
-
А.В.Пёрышкин Физика 8 класс. - М.: Просвещение, 2006г.
Структура урока:
-
Организационный момент - 2 мин
-
Актуализация знаний - 5 мин
-
Изучение нового материала - 30 мин
-
Рефлексия - 5 мин
-
Анализ урока - 2 мин
Ход урока
-
Организационный момент
-
Приветствие учащихся
-
Сообщение темы и целей урока*(слайд)
Сегодня мы будем говорить о магнитном поле и его связи с электрическим полем, об основных свойствах магнитного поля. Постараемся в обычном увидеть необычное.
-
Актуализация знаний
Слайд-опрос
-
Электрический заряд - это…(мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом)
-
Как взаимодействуют между собой электрически заряженные тела?
-
Электрическое поле - это … (форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел)
-
Основные свойства электрического поля :
(возникает вокруг заряженных тел;
обнаруживается по действию на заряженные тела)
-
Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)
-
Какое действие оказывает электрический ток?
(тепловое, химическое, магнитное)
3.Изучение нового материала
План
-
Простейшие свойства магнитных материалов.
-
Связь электрических и магнитных явлений.
-
Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.
-
Направление и линии магнитного поля.
1.Простейшие свойства магнитных материалов.
Магнетизм , как явление известен с 5века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал - камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.
Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой , посвящённой исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.
На основе опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов. Вы с помощью оборудования на столах попробуете сами изучить эти свойства.
Опыт 1 Все ли вещества обладают магнитным притяжением и отталкиванием? (Магнитное притяжение и отталкивание присуще только некоторым телам)
Опыт 2 Два полюса магнита и их взаимодействие (У магнита два полюса: северный и южный; одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые - притягиваются )
Опыт 3 Подвесить магнит на нити (Свободно подвешенный магнит ориентируется определённым образом относительно сторон света)
*(слайд)
2.Связь электрических и магнитных явлений.
Магнитные взаимодействия первоначально рассматривались как совершенно не связанные с электрическими. Хотя ещё в далёкие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы.
*(слайд)Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло случайно. Когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находящаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока.
После того, как были обнаружены взаимодействие магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место взаимодействие между электрическими токами?
Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, *(слайд) который обнаружил, что параллельные проводники с током взаимодействуют друг с другом.
3.Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.
Какие явления наблюдаются в цепи, в которой существует электрический ток?
В пространстве вокруг проводника с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и магнитную стрелку. Эти силы мы будем называть магнитными. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое даёт себя знать действием магнитных сил.
Запись в тетрадях: (найти в учебнике)
Магнитное поле - особый вид материи, основной особенностью которого является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты.
Определяющие свойства магнитного поля:
-
Порождается магнитами и токами;
-
Обнаруживается по действию на магниты и токи.
4.Направление и линии магнитного поля.
Из опыта видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается определённым образом в магнитном поле.
За направление магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуемом поле.
Подобным образом в магнитном поле ведут себя и металлические опилки. *(слайд)
Линиями магнитного поля являются линии, проведённые так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.(найти в учебнике)
*(слайд , магнитное поле катушки и прямого тока)
Эти линии реально не существуют, они лишь удобный способ описать магнитное поле.
4. Закрепление изученного материала.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
-
Отклонится ли магнитная стрелка, если её разместить вблизи пучка движущихся частиц:
-
Электронов;
-
Атомов;
-
Положительных ионов.
-
Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром?
-
Турист нашёл в лесу стальное полотно ножовки. Как он может определить намагничено оно или нет, если у него нет с собой предметов из магнитных материалов?
-
В тех местах, где магнитное поле сильнее, магнитные линии принято изображать гуще(т.е. ближе друг к другу) По рисункам 91 и 92 учебника определите, в каком месте магнитное поле наиболее сильное: вблизи проводника с током или вдали от него?
Работа в группах
Учитель: Вы может быть, сами желаете поэкспериментировать. Я предлагаю вам исследовать магнитное поле катушки с током, используя инструкции, которые даны каждой группе.
1-я группа
-
Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа и катушки, соединив их последовательно.
-
Замкните цепь, магнитную стрелку поднесите к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определите, таким образом, полюса катушки.
-
Измените, направление тока в катушке и снова определите полюса катушки.
-
Сделайте вывод и обоснуйте его.
2-я группа
-
Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа и катушки, соединив их последовательно.
-
Замкните цепь, установите магнитную стрелку на таком расстоянии от катушки, на котором действие магнитного поля едва заметно.
-
Увеличивая силу тока в цепи с помощью реостата, наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий стрелки и катушки с током.
-
Ответьте на вопрос: "Как зависит магнитное действие катушки с током от силы тока?" и сделайте вывод.
5 .Изучение практической направленности
1. Учитель: Многие ученые исследовали магнитное поле так же, как и вы. А для чего это делали? Наверно для того, чтобы заставить м.п. работать на благо человечества.
Посмотрите на карточки, которые я вам раздала, и скажите, где вы видите практическое применение магнитного поля.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
2. Работа с учебником.
Учитель: Скоро закончится урок, и каждый ученик наверняка ждет с нетерпением звонка. Звенит звонок. Я прошу вас, используя учебник А.В.Перышкина "Физика. 8 класс" стр. 137 рис. 101, попытайтесь разобраться в устройстве и принципе работы звонка. Возможно, и в этом устройстве вы найдете применение магнитного поля.
Ответ у доски.
VII. Домашнее задание
Учитель: Ребята знания о магнитном поле дали изобретателям огромную возможность использовать его на пользу человечества. А с чего мы начали урок? Значит, магнитное поле может приносить не только пользу, но и вред.
Домашнее задание: п. 56-58 учебника А.В. Перышкина "Физика. 8 класс" и по желанию сообщение на тему: "Влияние магнитного поля на организм человека".
7