Магнитное поле тока

Цель урока: формировать научные представления о магнитном поле    и установить связь между электрическим током и магнитным полем Тип урока: урок изучения нового материала Методы обучения: ·        Беседа ·        Демонстрация и обсуждение моделей опытов ·        Эксперимент ·        Решение задач ·        Работа с учебником Оборудование: ·        Компьютер ·        Проектор ·        Презентация «Магнитное поле» ·        Приборы для демонстрации «магнитного поля» ·        Доска ·        На партах: 2 магнита, гвоздь, железный предмет, пластмасс, алюминий, дерево, нить с петлёй) Демонстрации: ·        Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током ·        Усиление магнитного поля катушки при введении железного сердечника Литература: ·        А.В.Пёрышкин Физика 8 класс. – М.: Просвещение, 2006г. Структура урока: ·        Организационный момент – 2 мин ·        Актуализация знаний – 5 мин ·        Изучение нового материала – 30 мин ·        Рефлексия – 5 мин ·        Анализ урока – 2 мин
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абешова Саягул Сериковна.

Школа 20

Класс: 8

Дата: 15.03.2014

Тема: « Магнитное поле тока»

Цель урока: формировать научные представления о магнитном поле

и установить связь между электрическим током и магнитным полем

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения:

  • Беседа

  • Демонстрация и обсуждение моделей опытов

  • Эксперимент

  • Решение задач

  • Работа с учебником

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация «Магнитное поле»

  • Приборы для демонстрации «магнитного поля»

  • Доска

  • На партах: 2 магнита, гвоздь, железный предмет, пластмасс, алюминий, дерево, нить с петлёй)

Демонстрации:

  • Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током

  • Усиление магнитного поля катушки при введении железного сердечника

Литература:

  • А.В.Пёрышкин Физика 8 класс. - М.: Просвещение, 2006г.

Структура урока:

  • Организационный момент - 2 мин

  • Актуализация знаний - 5 мин

  • Изучение нового материала - 30 мин

  • Рефлексия - 5 мин

  • Анализ урока - 2 мин

Ход урока

  1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся

  • Сообщение темы и целей урока*(слайд)

Сегодня мы будем говорить о магнитном поле и его связи с электрическим полем, об основных свойствах магнитного поля. Постараемся в обычном увидеть необычное.

  1. Актуализация знаний

Слайд-опрос

  • Электрический заряд - это…(мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом)

  • Как взаимодействуют между собой электрически заряженные тела?

  • Электрическое поле - это … (форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел)

  • Основные свойства электрического поля :

(возникает вокруг заряженных тел;

обнаруживается по действию на заряженные тела)

  • Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)

  • Какое действие оказывает электрический ток?

(тепловое, химическое, магнитное)

3.Изучение нового материала

План

  1. Простейшие свойства магнитных материалов.

  2. Связь электрических и магнитных явлений.

  3. Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.

  4. Направление и линии магнитного поля.

1.Простейшие свойства магнитных материалов.

Магнетизм , как явление известен с 5века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал - камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.

Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой , посвящённой исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.

На основе опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов. Вы с помощью оборудования на столах попробуете сами изучить эти свойства.

Опыт 1 Все ли вещества обладают магнитным притяжением и отталкиванием? (Магнитное притяжение и отталкивание присуще только некоторым телам)

Опыт 2 Два полюса магнита и их взаимодействие (У магнита два полюса: северный и южный; одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые - притягиваются )

Опыт 3 Подвесить магнит на нити (Свободно подвешенный магнит ориентируется определённым образом относительно сторон света)

*(слайд)

2.Связь электрических и магнитных явлений.

Магнитные взаимодействия первоначально рассматривались как совершенно не связанные с электрическими. Хотя ещё в далёкие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы.

*(слайд)Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло случайно. Когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находящаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока.

После того, как были обнаружены взаимодействие магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место взаимодействие между электрическими токами?

Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, *(слайд) который обнаружил, что параллельные проводники с током взаимодействуют друг с другом.

3.Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.

Какие явления наблюдаются в цепи, в которой существует электрический ток?

В пространстве вокруг проводника с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и магнитную стрелку. Эти силы мы будем называть магнитными. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое даёт себя знать действием магнитных сил.

Запись в тетрадях: (найти в учебнике)

Магнитное поле - особый вид материи, основной особенностью которого является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты.

Определяющие свойства магнитного поля:

  • Порождается магнитами и токами;

  • Обнаруживается по действию на магниты и токи.

4.Направление и линии магнитного поля.

Из опыта видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается определённым образом в магнитном поле.

За направление магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуемом поле.

Подобным образом в магнитном поле ведут себя и металлические опилки. *(слайд)

Линиями магнитного поля являются линии, проведённые так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.(найти в учебнике)

*(слайд , магнитное поле катушки и прямого тока)

Эти линии реально не существуют, они лишь удобный способ описать магнитное поле.

4. Закрепление изученного материала.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

  1. Отклонится ли магнитная стрелка, если её разместить вблизи пучка движущихся частиц:

  • Электронов;

  • Атомов;

  • Положительных ионов.

  1. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром?

  2. Турист нашёл в лесу стальное полотно ножовки. Как он может определить намагничено оно или нет, если у него нет с собой предметов из магнитных материалов?

  3. В тех местах, где магнитное поле сильнее, магнитные линии принято изображать гуще(т.е. ближе друг к другу) По рисункам 91 и 92 учебника определите, в каком месте магнитное поле наиболее сильное: вблизи проводника с током или вдали от него?

Работа в группах

Учитель: Вы может быть, сами желаете поэкспериментировать. Я предлагаю вам исследовать магнитное поле катушки с током, используя инструкции, которые даны каждой группе.

1-я группа

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа и катушки, соединив их последовательно.

  2. Замкните цепь, магнитную стрелку поднесите к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определите, таким образом, полюса катушки.

  3. Измените, направление тока в катушке и снова определите полюса катушки.

  4. Сделайте вывод и обоснуйте его.

2-я группа

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа и катушки, соединив их последовательно.

  2. Замкните цепь, установите магнитную стрелку на таком расстоянии от катушки, на котором действие магнитного поля едва заметно.

  3. Увеличивая силу тока в цепи с помощью реостата, наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий стрелки и катушки с током.

  4. Ответьте на вопрос: "Как зависит магнитное действие катушки с током от силы тока?" и сделайте вывод.

5 .Изучение практической направленности

1. Учитель: Многие ученые исследовали магнитное поле так же, как и вы. А для чего это делали? Наверно для того, чтобы заставить м.п. работать на благо человечества.
Посмотрите на карточки, которые я вам раздала, и скажите, где вы видите практическое применение магнитного поля.

Магнитное поле тока

Рис. 1

Магнитное поле тока

Рис. 2

Магнитное поле тока

Рис. 3

Магнитное поле тока

Рис. 4

Магнитное поле тока

Рис. 5

Магнитное поле тока

Рис. 6

Магнитное поле тока

Рис. 7

Магнитное поле тока

Рис. 8

Магнитное поле тока

Рис. 9

Магнитное поле тока

Рис. 10

Магнитное поле тока

Рис. 11

Магнитное поле тока

Рис. 12

Магнитное поле тока

Рис. 13

2. Работа с учебником.

Учитель: Скоро закончится урок, и каждый ученик наверняка ждет с нетерпением звонка. Звенит звонок. Я прошу вас, используя учебник А.В.Перышкина "Физика. 8 класс" стр. 137 рис. 101, попытайтесь разобраться в устройстве и принципе работы звонка. Возможно, и в этом устройстве вы найдете применение магнитного поля.

Ответ у доски.

VII. Домашнее задание

Учитель: Ребята знания о магнитном поле дали изобретателям огромную возможность использовать его на пользу человечества. А с чего мы начали урок? Значит, магнитное поле может приносить не только пользу, но и вред.

Домашнее задание: п. 56-58 учебника А.В. Перышкина "Физика. 8 класс" и по желанию сообщение на тему: "Влияние магнитного поля на организм человека".

Магнитное поле токаМагнитное поле токаМагнитное поле тока


7

© 2010-2022