Статья Вклад предприятий Нижнего Тагила в развитие космонавтики России

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вклад предприятий Нижнего Тагила в развитие космонавтики России

12 апреля 1961 года, 50 лет назад, гражданин Советского Союза, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. Системы, осуществлявшие заправку жидким кислородом ракету «Восток» были произведены на предприятии нашего города - «Уралкриомаш». Кроме того, сотрудник предприятия Владимир Поляков, ведущий инженер, присутствовал при запуске корабля «Восток».

В рамках контрактов на «Уралкриомаше» разрабатывалось оборудование для реализации дальнейших космических полетов.

МКС «Энергия-Буран»

МКС - многоразовая космическая система «Энергия Буран» - создавалась в противовес американской «Спейс Шатл» для поддержания паритета страны в военном отношении и в деле дальнейшего освоения космического пространства. Отличие отечественной, от американской состояло, в том, что мощная ракета-носитель и орбитальный корабль создавались отдельно. Двухступенчатая ракета-носитель «Энергия» имела 4 блока с четырьмя двигателями на каждом, работающими на жидком кислороде и углеводородном топливе (первая ступень), и центральный блок с четырьмя двигателями, работающими на жидком кислороде и жидком водороде (вторая ступень). Главным конструктором МКС « Буран» стал академик В. П. Глушко. Для космического корабля «Буран» требовались жидкие кислород и водород особой чистоты, обеспечивающие работу системы энергопитания, а также жидкие углеводородное горючее и переохлажденный кислород для объединенной двигательной установки (ОДУ), осуществляющей маневры орбитального корабля в Космосе и посадку на Земле. А криогенных предприятий в СССР, могущих создать такие системы, только два: НПО «Криомаш» в городе Балашиха и Уралвагонзавод с его ОКБ-250 (в дальнейшем ОАО «Уралкриомаш») в Нижнем Тагиле.

Совет Министров СССР 21 ноября 1977 года определил УВЗ исполнителем системы заправки жидкими водородом и кислородом баков СЭП космического корабля «Буран»; постановлением от 1 апреля 1981 года Совмин определил Уралвагонзавод (ОКБ-250) создателем системы общего азотоснабжения стартовых комплексов. Этим же документом его обязали создать системы и агрегаты посадочного комплекса корабля «Буран».

«Лунная» гонка

25 мая 1961 года президент США Джон Кеннеди в послании к Конгрессу выдвинул национальную задачу: американец должен первым ступить на Луну и вернуться на Землю до конца десятилетия. На реализацию этой программы выделили огромную сумму - 25 млрд. долларов.

Наша страна не могла остаться в стороне.

3 августа 1964 года ЦК КПССС принял постановление № 655-268, в котором говорилось об облете Луны, высадке на нее космонавта и перечислялись министерства и поставленные им задачи. Для реализации проекта были задействованы 500 предприятий. Началась «лунная» гонка.

К этому времени КБ С. П. Королева спроектировало трехступенчатую ракету-носитель тяжелого типа под индексом Н1, которая, по расчетам Академии наук, могли вывести на орбиту спутника Земли полезный груз массой 75 тонн.

Все космические корабли, как у нас, так и в США, до тех пор в качестве источника электроэнергии использовали заряжаемые на Земле электроаккумуляторы. Для их подза-

рядки на орбитальных станциях «Космос-557», «Салют-4» использовались солнечные батареи. Для лунного космического корабля такие системы были неприемлемы из-за их высокой массы. К этому времени физики создали новые источники электроэнергии - электрохимические генераторы (ЭХГ), где в результате химической реакции между атомами водорода и кислорода вырабатывалась электроэнергия, а отходы от реакции - воду - космонавты могли использовать по назначению. Запасы водорода и кислорода для космического корабля должны были быть, естественно, в жидком виде, а для повышения КПД ЭХГ - иметь высочайшую чистоту.

Первоночально создание системы хранения и заправки жидкого кислорода для ракеты Н1 поручили Балашихинскому заводу им. 40-летия Октября.

В конечном итоге выбор был сделан - ОКБ-250 и Уралвагонзавод. «Лунная» гонка, начавшаяся на правительственном уровне, втянула ОКБ-250 и УВЗ в целом.

По результатам эскизного проектирования была принята следующая технология заправки баков СЭП корабля: доставка жидких продуктов в железнодорожных цистернах, перелив продуктов из цистерн в автозаправщики, заправка из автозаправщиков промежуточных емкостей, расположенных на башне обслуживания ракеты в непосредственной близости к космическому кораблю, и заправка баков СЭП из промежуточных емкостей.

В связи этим, что для ЭХГ требовался жидкий кислород только высокой очистки (99,9%), цистерну 8Г513 КБ-250 («Уралкриомаш») пришлось модернизировать.

Несмотря на всю подготовительную работу «Лунной» программе не суждено было сбыться. Не маловажным фактом является смерть С. П. Королева.

« Морской старт»

Общеизвестно, что запуск в Космос полезной нагрузки с экватора выгоднее, чем с космодромов средних и высоких широтах: на экваторе - наивысшая линейная скорость вращения Земли. НПО «Энергия» предложило американской фирме «Боинг» создать плавучий космодром для украинско-российской ракеты «Зенит» с российским разгонным блоком ДМ.

Первые переговоры с фирмой «Боинг» в Москве прошли весной в 1993 года. «Зенит» - ракета среднего класса, могла с экватора вынести в Космос полезную нагрузку, не уступавшую выводимой ракетой тяжелого класса «Протон» с космодрома «Байконур». Российское предложение было принято.

В качестве судна для космодрома американцы предложили приобрести списанный большой танкер, а российская сторона - ремонтирующуюся после пожара норвежскую буровую платформу «Одиссей». Ремонт платформы осуществлял Выборгский судостроительный завод (Ленинградская область).

Норвежская фирма «Кварнер» живо поддержала российское предложение и в дополнение к пусковой платформе изъявила готовность в кратчайшие сроки построить сборочно -командное судно (СКС), на котором бы имелись помещения и для сборки ракеты и разгонного блока, и для осуществления дистанционного управления всеми технологическими операциями при спуске ракеты.В кончном счете норвежцы уговорили американцев.

Родилось совместное международное предприятие - «Морской старт» из фирм «Боинг», «Кварнер», НПО «Энергия» и КБ «Южное» (Украина), причем на внеправительственном уровне.

Создание систем хранения и заправки горючим и окислителем, азотообеспечения поручили АО «Уалкриомаш». В мае 1995 года представители фирм «Боинг» и «Кварнер», ещё не начав финансирование, осуществили инспекционное посещение российских предприятийю Побывали они и в Н. Тагиле. Финансирование началось в 1996 году.

«Ураплкриомаш» разработал и изготовил оборудование для «Морского старта»:

- оборудование для хранения и заправки ракетного горючего ( 2-е емкости объемом равным 119 метров кубических для хранения, переохлаждения и осушки модифицированного керосина;

- емкость - 5 метров кубических для слива остатков керосина после заправки ракеты;

- щиты приборов, трубопроводы и арматурные блоки.

28 марта 1999 года в 05.29.59 московского летного времени первый запуск ракетоносителя «Зенит-3SL» был произведен и космический аппарат «Демостат» был выведен на расчетную орбиту.

Это был триумф инженерной мысли, триумф совместного предприятия «SEA LAUNCH» и триумф ОАО «Уралкриомаш»! Поздравления с успешным пуском «Уралкриомаш» получил от НПО «Энергия», КБТМ (Москва), от фирмы «Свангер», и от фирмы «Боинг».

Кроме того, представители «Уралкриомаша» регулярно присутствуют при запуске российских космических кораблей. «Уралкриомаш» регулярно выполняет заказы для Российского космического агентства (Роскосмос).




© 2010-2022