- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока Плавание тел
Конспект урока Плавание тел
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галичина Л.М. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок физики в 7 классе по теме: «Плавание тел»
Цель урока:
1.Обобщить знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;
2.выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
Развивающие цели:
3.Ррасширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
4.Развить способность к анализу, умение логически мыслить.
Воспитательные цели:
5.Воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Тип урока: комплексный
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа.
Оборудование: Аквариум с водой, тела одинакового объема, изготовленные из дерева, резины, алюминия, железа и пластилина
Постановка учебной проблемы: Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выясним условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести.
Вопросы классу для повторения изученного материала:
-
В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?
-
Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
-
Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?
-
Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему? 5. Как зависит Архимедова сила от объема тела?
Итак, на тела равного объема действует одинаковая сила выталкивания, если они погружены в оду и ту же жидкость. Перед вами следующие тела(демонстрирую). Что вы можете сказать об этих телах? Еще раз делаем тот же вывод. А можно ли заставить плавать все тела, кроме деревянного (оно уже плавает). Начинают менять форму тела из пластилина. Добиваются, чтобы тело плавало. Если плавает пластилин, значит может и металл? Что мы изменили? Стараемся сделать вывод самостоятельно. Если не получается, то с подсказки учителя. Изменили объем тела, следовательно, изменилась и выталкивающая сила. Изменилась ли сила тяжести, действующая на тело? Делаем вывод, пробуем самостоятельно записать условия плавания тел.
Вернемся к нашему эксперименту, посмотрим, как ведет себя деревянное тело, положим на поверхность воды кусочек пенопласта. Что вы заметили? Делаем вывод. Глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.
Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды? Брусок погружался глубже в воде. Делаем вывод: Глубина погружения тела зависит от рв и рж тела. (Проверяем наши догадки, стр 63, таблица плотностей)
Выяснили условия плавания тел, заполняем таблицу:
Условия плавания тел
Поведение тела
Соотношения между силами
Соотношения между плотностями
Словесная запись
FT ? FA
Словесная запись
ρТ ? ρж
Тело тонет,
если...
Сила тяжести больше архимедовой силы.
FT > FA
Плотность тела больше плотности жидкости
ρТ > ρж
Тело плавает, если...
Сила тяжести меньше архимедовой силы.
FT < FA
Плотность тела меньше плотности жидкости
ρТ < ρж
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...
Сила тяжести равна архимедовой силе.
FT = FA
Плотность тела равна плотности жидкости
ρТ = ρж
Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу . А где учитывают эти условия в технике ? При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки рж > рв, и корабли плавали в воде.
Вопросы для закрепления:
-
Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?
-
В воду опущен медный кубик массой 10 г и тонкая медная пластинка массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях?
-
к чашкам весов подвешены две гири- фарфоровая и железная- равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой
Задача для закрепления: Тело массой 20г находится в воде, объем этого тела 20 см 3. Определите поведение тела в воде. Решаем самостоятельно в тетради. Один ученик у доски. Задача поможет закрепить пройденный материал и даст возможность подготовиться к лабораторной работе №9 «Проверка условий плавания тел»
Домашнее задание: подготовиться к лабораторной работе №9