Развивающие формы работы с физической терминологией

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развивающие формы работы с физической терминологией

Мишина Т.В.

Значительную роль в жизни окружающих людей и общества в целом играют люди, умеющие в нетипичной обстановке принимать на первый взгляд «нестандартные» решения. На самом деле эта «нестандартность» всегда каким-то образом обоснована и аргументирована для каждого человека. Наша школа ставит своей целью самостоятельный поиск творческого подхода к решению многих задач, в том числе и жизненных. Однако школьные предметы по своему содержанию недостаточно развивают творчество детей и их самостоятельное мышление на качественном уровне. Зачастую обучение сводится к запоминанию и воспроизведению способов решения задач, приемов действия. Шаблонное повторение одних и тех же действий не добавит и интереса к учению.

Принципиально можно предложить какие-нибудь приемы, вносящие новизну: игры, компьютерные программы, самостоятельная организация учащимися своей деятельности, но выхода на высокий уровень применения знаний в нестандартной ситуации достичь таким путем трудно. Зато вполне возможен переход на этот уровень с помощью специальных заданий, активно заставляющих учащихся думать и принимать решения, самостоятельно их обосновывая.

В развитии творческого мышления многие умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Одни из умений связаны с развитием представлений о предметах и явлениях, другие - с развитием умственных действий.

Задания направлены на формирование следующих умений:

- умение формулировать правила и законы;

- понимание и применение приемов сравнения;

- установка причинно-следственных связей;

- умение формулировать исследовательские вопросы;

- умение определять вероятности разных исходов взаимодействия объектов;

- переход от анализа одной гипотезы к другой.

Некоторые задания предполагают не один, а несколько вариантов решения. В них важно выдвигать как можно больше альтернативных решений, обосновывая каждое.

Пример такого задания по физике для 7 класса на проверку и развитие логического мышления, а также на проверку усвоения некоторых понятий, включенных в задание и взаимосвязи между ними.

Задание: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже словосочетаний и подберите подходящие им по аналогии, действию, смыслу и т.д. словосочетание из шифра.

Поставьте напротив номера словосочетания из набора номер словосочетания из шифра.

ШИФР

  1. Свет - темнота.

  2. Диффузия - распространение.

  3. Галилей - ученый.

  4. Молния -свет.

  5. Секунда -час.

  6. Вес - ньютон



  1. Физика - наука.

  2. Правильно - верно.

  3. Молекула - вещество.

  4. Притяжение - отталкивание.

  5. Сила - движение.

  6. Масса - килограмм.

  7. Атом - молекула.

  8. Динамометр - прибор.

  9. Диффузия - явление.

  10. Вверх - вниз.

  11. Путь - длина.

  12. Пара - два.

  13. Давление - паскаль.

  14. Ветер - волны.

  15. Нагревание - расширение.

  16. Движение - покой.

Примером задания, которое можно провести как конкурс, является задание на поиск общего признака для разных слов.

Задание: напечатанные ниже слова разбейте на десять групп по три слова в каждой. Причем каждую группу (триаду) должно объединять что-то общее, например: слова «треугольник», «прямоугольник», «круг» можно объединить в одну группу как геометрические фигуры, так же, скажем, как и слова «фиолетовый», «желтый», «малиновый», которые являются цветами.

Слова выписывайте на листок по три слова в строку.

На всю работу время ограничено.

Расстояние

Лед

Железо

Ньютон

Диффузия

Перемешивание

Термометр

Распространение

Блок

милли

Синий

Манометр

Красный

Кило

Путь

Паскаль

длина

Алюминий

Кислород

Вода

Галилей

Азот

Ворот

Зеленый

Пар

Санти

Гелий

Динамометр

Медь

рычаг

Четкая акцентуация на времени выполнения работы не рекомендуется, она отвлекает учащихся. В зависимости от класса время выбирает учитель от 2 до 4 минут.

В части В ГИА 9 класса есть задания на соответствие, которые вызывают некоторые затруднения у учащихся.

Задание: установите соответствие между техническими устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе принципа их действия.

Технические устройства

Физические явления

А)

Ванна для электролиза

1)

Взаимодействие постоянных магнитов

Б)

Двигатель постоянного тока

2)

Действие магнитного поля

на проводник с током

В)

Лампа накаливания

3)

Явление электромагнитной

индукции

4)

Тепловое действие тока

5)

Химическое действие тока

А

Б

В

5

2

4

Задание: установите соответствие между научными открытиями в области механики и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

Физические открытия

Имена ученых

А)

Закон о передаче давления жидкостями и газами

1)

Б. Паскаль

Б)

Закон всемирного тяготения

2)

Э. Торричелли

В)

Закон о выталкивающей силе, действующей на тело, погруженное в жидкость или газ

3)

Архимед

4)

Евклид

5)

И. Ньютон

А

Б

В

1

5

3



Задания на исключения

Задания на обобщение

Следующее задание из темы «Электрический ток в различных средах» за курс 10 класса практически такое же по смыслу, отличие в том, что ученик не знает, сколько слов включает в себя «смысловая группа».

Приведенные ниже слова разбейте на группы по какому-либо признаку.

Эмиттер, донорная, насыщение, сетка, омеднение, акцепторная, транзистор, рекомбинация, германий, распределение, база, ион, распад, хромирование, активный, диод, катод, электрон, диффузия, стабилитрон, коллектор, анион, объединение, диссоциация, электронная, кремний, фотодиод, дырка, мышьяк, катион, расщепление, анод, дырочная, отсечка, распространение, никелирование.

Задания приведенных здесь и других типов приготовлены многим темам и обобщенно для всех классов, в которых преподается физика. Стоит упомянуть о том, что каждое задание должно быть аккуратно оформлено, отпечатано хорошо читаемым шрифтом на отдельной карточке. Учитель перед работой знакомит учащихся с инструкцией, исключающей ложное понимание правил выполнения кем-либо из учащихся. Как проводить работу, что оценивать, сколько времени отпускать на задание, определять место работы в общей структуре урока может сам учитель, зная свой класс.


Физические тела.

  • Опиши это.

  • Сравни это.

  • Проассоциируй это (Что это напоминает?).

  • Проанализируй это (Как это сделано и из чего состоит?).

  • Примени это (Что можно с этим сделать? Как это применяется?).

  • Приведи «За» и «Против» (Поддержи или опровергни это).



торномолекулатгеьеьгвеществоьмлоаьгььгбддлдиффузияитпогпритяжениетратлатомоматериярматнопгсиладлшщлдееисиларндавлениеиоиееинргмертлешктртермометртпеибарометррмкпскоростьрглинопутьрпекаиношеервремяриногьглсекунданншжзэиену



© 2010-2022