РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ФИЗИКА 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента

государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и

рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей

учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2015- 2016 учебном году, являются:

  • Федеральный закон об образовании в Российской федерации от 29.12.2012г №273-ФЗ

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего на 2015-2016 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7(далее МКОУ СОШ № 7) г. Светлограда на 2015-2016 учебный год

Учебным планом МКОУ СОШ №7 на изучение курса физики в 7 - 9 классах основной школы выделено по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). Преподавание физики ведётся на базовом уровне.

Этому учебнику соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная в сборнике « Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

Структура программы.

Пояснительная записка

Содержание учебного предмета

Требования к уровню подготовки

Способы и формы оценки результатов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическая литература

Календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основноевнимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методаминаучного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихсясамостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомлениешкольников с методами научного познания предполагается проводить при изучениивсех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика иметоды изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющимполучать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений

природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в

технике и повседневной жизни.

Цели изучения учебного предмета

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и

обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы

для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных

явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для

решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических

задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости

разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к

физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

В VII, VIII и IX классах для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования отводит по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для увеличения количества часов на итоговое повторение.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебные умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,

доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности

понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач

различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением

предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Отличие рабочей программы. Рабочая программа полностью соответствует авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика. 7-9 классы, «Дрофа», 2010.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который

усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, при-

водить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки

учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Формы и технологии учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум.


Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

Используемый УМК:

Изучение физики в основной школе реализуется на основе использования учебно-методического комплекта линии А.В. Пёрышкина :

- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009 гг.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа

4. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Резервное время (4 ч)

Учебно-тематический план

2 ч в неделю, 70 ч в год

Тема

Количество часов

В том числе на:

Практические работы

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Тепловые явления

12

Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» Лабораторная работа №2 по теме «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры Лабораторная работа №3 по теме «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

Лабораторная работа №4 по теме «Измерение относительной влажности воздуха»

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

3.

Электрические явления

27


Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа № 8 « Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах проводника при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока».

Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток».

Контрольная работа №4 «Электрические явления»

4.

Электромагнитные явления

7

Лабораторная работа

№ 10 по теме:

«Сборка электромагнита и испытание его действия» Лабораторная работа

№ 11 по теме: «Изучение электрического двигателя постоянного тока

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

5.

Световые явления

9

Лабораторная работа № 12 по тем: «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Лабораторная работа № 13 по теме: « Исследование зависимости угла преломления от угла падения».

Лабораторная работа

№ 14 по теме: « Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

Контрольная работа № 6 «Световые явления»

Итоговая контрольная работа за 2012-2013 учебный год.

6

Резервное время

4


Итого:

70


14

7




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

  • Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

  • Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

  • При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

  • Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.

  • Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отмечаемому вопросу.

  • Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  • Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

  • Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные важные положения, в этом тексте.

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка лабораторных и практических работ по физике

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил всю работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдал требования безопасности труда;

  • в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.


Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММА


Автор

Название

Издательство

Год

Е. М. Гутник,

А.В. Перышкин

Физика.

7-9 классы

«Дрофа»

2010


УЧЕБНИК


Автор

Название

Издательство

Год

А. В. Перышкин

Физика 8 класс

« Дрофа»

2009

В.И. Лукашик, Е.В. Иванова

«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»

«Просвещение» 21 издание, М.,

2009


Оборудование и приборы


Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, программой общего образования.

Класс

Темы лабораторных работ

Оборудование:

8

класс

Лабораторная работа №1(В)«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

стакан вводой, часы, термометр

Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан

Лабораторная работа №3(В) «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.

Лабораторная работа №4(В)«Измерение относительной влажности воздуха»

2 термометра, кусок марли, стакан с водой.

Лабораторная работа №5(В) «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.

Лабораторная работа №6(В) «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

источник питания, резисторы, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Лабораторная работа № 7(В)«Регулирование силы тока реостатом»

источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.

Лабораторная работа № 8(В)

« Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах проводника при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

источник питания, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Лабораторная работа № 9(В) «Измерение работы и мощности электрического тока».

источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода,

низковольтная лампа на подставке. Секундомер.

Лабораторная работа № 10(В)«Сборка электромагнита и испытание его действия»

источник питания, ключ, соединительные провода, ползунковый реостат, компас, детали для сборки электромагнита.


Лабораторная работа № 11(В) «Изучение электрического двигателя постоянного тока

модель электродвигателя, источник питания, ключ, соединительные провода.


Лабораторная работа № 12(В)«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

набор по геометрической оптике


Лабораторная работа № 13(В)

« Исследование зависимости угла преломления от угла падения».

набор по геометрической оптике


Лабораторная работа № 14 (В)

« Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента.

Мультимедийные пособия


Название

Издательство

Физика 7 -11, библиотека наглядных пособий

Дрофа, Формоза

Физика 7 -11

ГУРЦ ЭМТО

Живая физика

Формоза

Открытая физика

ООО «Физикон»

Физика 7 -11

ООО «Физикон»

Уроки физики 7-11 классы

Глобус








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

1. Учебник: «Физика» 8 класс, А.В.Перышкин. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа»,2009.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, 21 издание, М., Просвещение 2009г.

Для учителя:

1.. Учебник «Физика 8 класс», А. В Пёрышкин., Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа»,2009.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, 21 издание, М., Просвещение 2009 г.

3. А.Е.МаронЕ.А.Марон Физика 8 класс «Дидактические материалы», М., Дрофа 2008.

4. Н.А.Янушевская «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы», М., «Глобус»,2009.

5. Л.А.Кирик Физика - 8. «Самостоятельные и контрольные работы» М., «Илекса» 2006.

6. Л.А. Кирик Физика «Обучающие тесты» 8 класс, М., «Илекса»,2009.

Дополнительная литература


Лукашик В.И

«Сборник задач по физике»

«Просвещение»

2006

Кирик Л.А

Физика 8 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы

Илекса,

2008

Орлов В.А.

Тематические тесты по физике 7-8 класс

«Вербум - М»,

2007

Орлова Л.А

Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы»

ВАКО

2006

Усова А.В.

Методика преподавания физики в 7-8 классах»

«Просвещение»

2006






Календарно- тематическое планирование учебного материала

по физике в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8»

( 2 часа в неделю, всего 70 часов)


№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Кодификатор элементов

содержания

Кодификатор требований к уровню подготовки


ЦОРы

Тепловые явления

12 ч


1


Тепловое движение. Вводный инструктаж по технике безопасности. Температура

1

2.1,2.3

1.2, 4.1,4.2

Ур01

2


Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

2.2,2.4

1.3.4.2,4.3


3


Теплопроводность

1

2.4

1.3,4.2,4.3,4.5


4


Конвекция. Излучение

1

2.5

1.4,4.1-4.3

УР02

5


Вводный тест по теме «Введение». Примеры теплопередачи в природе и технике

1

2.5

1.4,4.1

Ур02 УФ7-11

6


Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

2.5

1.4,4.1

Ур02 УФ7-11

7


Удельная теплоемкость. Лабораторная работа №2 по теме «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

2.5

1.4,4.1


8


Задачи на расчет количества теплоты.

1


2.1-2.4


9


Лабораторная работа №3 по теме «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.»


2.6

1.2,3

Ур 03УФ7-11

10


Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

2.6

3


11


Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

2.7

2.2,2.3


12


Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

1




Изменение агрегатных состояний вещества

11 ч





13


Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1

2.7

1.3,4.5


14


График плавления и отвердевания кристаллических тел

1




15


Удельная теплота плавления. Решение задач.

1

2.1-2.6

3


16


Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

1

2.8

1.2,1.4, 4.2


17


Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1


1.2. 3


18


Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1


1.2. 3


19


Задачи по теме «Кипение»

1


3


20


Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

2.8

1.4. 4.1,4.2

Ур05 УФ7-11

21


Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

2.8

1.4, 3

Ур05

22


Лабораторная работа №4 по теме «Измерение относительной влажности воздуха»

1

2.11 .

1.2,4.5

Ур06

23


Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

2.11

1.4,4.4

Ур06

Электрические явления

27 ч






24



Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1

3.1 3.2 3.3

1.4,4.4

Ур07

25


Два рода заряда.

1

2.1-2.6

3


26



Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

3.2

4.3,4.4


27


Электрическое поле

1

3.4

1.1,1.2


28


Делимость электрического заряда. Электрон Строение атома

1


4.1-4.5


29


Объяснение электрических явлений

1

3.1

4.1-4.5


30


Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.

1

3.5

1.2, 4.3

Ур08 УФ7-11

31


Электрическая цепь и ее составные части

1




32


Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока

1




33

Сила тока. Единицы силы тока. Последовательное и параллельное соединение

1



Ур09

34

Электрическое сопротивление проводников. Напряжение.

1

2.1-2.6

3


35

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1


1.4. 4.5


36

Закон Ома для участка цепи. Зависимость силы тока от напряжения.

1

3.5

1.2, 4.1-4.5


37

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

3.6

1.2, 4.1-4.5


38

Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток».

1




39

Электрическое напряжение.

Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

3.5

1.2.4.1-4.5


40

Задачи по теме «Расчет электрических цепей»

1

2.1-2.6

3

Ур10

41

Работа электрического тока. Соединения проводников

1

3.5

1.2, 4.1-4.5


42

Реостаты. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом»

Мощность электрического тока

1

3.5

1.2, 4.1-4.5

Ур 10

43

Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока».

1




44

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания.

1

3.5

1.2, 4.1-4.5

Ур12

45

Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач.

1

3.5

1.2, 4.1-4.5


46


Лабораторная работа № 8 « Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах проводника при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

1

3.5

1.2, 4.1-4.5


47


Контрольная работа №4 «Электрические явления»

1

2.1-2.6

3



Электромагнитные явления7 ч




48


Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1



Ур13

49


Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

3.5

1.2, 4.1-4.5


50


Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1




51


Действия магнитного поля на движущий заряд.

1

3.5

1.2, 4.1-4.5


52


Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»№5

1

2.1-2.6

3


53


Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1

3.5

1.2, 4.1-4.5




Световые явления

9 ч




54


Источники света. Распространение света.

1




55


Отражение света. Законы отражения света.

1



Ур14

56


Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока





57


Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения

1

2.1-2.6

3


58


Плоское зеркало.

1




59


Преломление света.

1

2.1-2.6

3


60


Задачи по теме «Преломление света»

1



Ур15

61


Линзы. Оптическая сила линзы.

1



62


Изображения, даваемые линзой.

1

2.1-2.6

3


63


Повторение по теме: Тепловые явления.

1




64


Контрольная работа № 6 «Световые явления»

1




65


Повторение по теме: Агрегатные состояния веществ.

1

2.1-2.6

3


66


Повторение по теме: Электрические и электромагнитные явления.

1

2.1-2.6

3


67


Повторение по теме: «Электромагнитные явления»





68


Итоговая контрольная работа за учебный год.





69


Лабораторная работа № 13 Исследование зависимости угла преломления от угла падения».


2.1-2.6

3


70


Лабораторная работа № 14 « Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»





ИТОГО

70 часов.






13


© 2010-2022