Урок по физике в форме конкурса Самый умный

Использование нетрадиционных форм работы с учащимися, несомненно, дает замечательные результаты как на уроках объяснения новых тем, так и на уроках закрепления и повторения материала. Особенно это актуально для учащихся учебных заведений среднего профессионального образования. Здесь обучаются наиболее слабые ребята, от которых отказалась школа. Хочу поделиться с коллегами опытом организации и проведения урока закрепления и повторения изученного материала по теме “Электромагнит...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые ситуации на уроке (урок по физике в форме конкурса "Самый умный")

Использование нетрадиционных форм работы с учащимися, несомненно, дает замечательные результаты как на уроках объяснения новых тем, так и на уроках закрепления и повторения материала. Особенно это актуально для учащихся учебных заведений среднего профессионального образования. Здесь обучаются наиболее слабые ребята, от которых отказалась школа.

Хочу поделиться с коллегами опытом организации и проведения урока закрепления и повторения изученного материала по теме "Электромагнитное поле", построенного в форме конкурса "Самый умный".

Благодаря целенаправленному созданию ситуации успеха на уроке удалось актуализировать опорные знания по физике, необходимые для понимания и успешной работы учащихся. Это был зачетный урок, по окончании которого все ученики получили оценки.

Цели урока:

  • повторить и закрепить знания учащихся по теме "Электромагнитное поле";

  • выработать навык быстро и четко отвечать на конкретно поставленные вопросы;

  • способствовать воспитанию активности, умения понимать суть заданных вопросов, настойчивости в достижении цели;

  • продолжить формирование интереса к изучаемому предмету.

Оборудование.

  1. Лототрон (аквариум или коробка).

  2. Камертон или гонг.

  3. Плакаты, приборы, помогающие сориентироваться во время ответа.

  4. Компьютер, мультимедийный проектор (на экране - условные и схематические изображения, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и помогают вспомнить необходимую информацию).

Оценка результатов проводится преподавателем ("верно-неверно"). На ответы отводится 1 минута.

Ход урока

В кабинете звучит негромкая, но бодрая музыка.

I. Организационный момент.

  1. Со звонком учащиеся садятся на свои места.

  2. Кабинет оформлен плакатами, выставлены приборы.

  3. На демонстрационном столе находится "лототрон", стоит метроном для отсчета промежутков времени (это может делать сильный учащийся, который освобождён от сдачи зачета).

II. Преподаватель знакомит учащихся с целями урока, объясняет условия конкурса.

III. Повторение изученного материала - игра "Самый умный".

Некоторые комментарии к этому этапу урока.

  1. Каждый ученик отвечает на вопросы в течение одной минуты (по звуку камертона).

  2. Учащиеся могут отвечать с места или выходить к демонстрационному столу.

  3. На доске - список учащихся, а рядом записывается количество правильных ответов.

  4. Отметка каждому выставляется дифференцированно.

  5. Учащимся, лучше всех ответившим, можно вручить небольшие призы.

С ударом гонга преподаватель достает вопрос и быстро его зачитывает, а учащийся также быстро отвечает. На доске отмечается количество правильных ответов. За 30 минут успевают ответить все участники игры, а некоторые даже по два раза. Вопросы могут задаваться словесно, с использованием рисунка или прибора.

Перечень вопросов.

  1. Единица измерения электрического тока?

  2. В каком случае возникают вынужденные электрические колебания?

  3. По каким законам происходят гармонические колебания?

  4. С помощью какого генератора получают переменный ток?

  5. Чему равно действующее значение силы тока?

  6. Чему равно действующее значение напряжения?

  7. Что называется длиной волны?

  8. Закон Ома для полной цепи…

  9. Из чего состоит колебательный контур?

  10. Чему равно индуктивное сопротивление?

  11. Чему равно ёмкостное сопротивление?

  12. Электромагнитные волны - поперечные или продольные?

  13. Магнитный поток - это…

  14. Что называется магнитной индукцией?

  15. Микрофон служит для преобразования …

  16. Какие виды модуляции вы знаете?

  17. Чему равна мощность переменного тока?

  18. Электрическим напряжением называется …

  19. Промышленный переменный ток вырабатывается на …

  20. Назовите цепочку передачи электроэнергии от электростанции к потребителю.

  21. Период колебаний это…

  22. Что называется активным сопротивлением?

  23. Что называется индуктивным сопротивлением?

  24. 24. Что называется ёмкостным сопротивлением?

  25. Что мы называем радиоволнами?

  26. На какие виды делятся радиоволны?
    Урок по физике в форме конкурса Самый умный

  27. В чём состоит принцип радиолокации?

  28. Ротор и статор это главные детали …?

  29. ЭДС - это характеристика источника какого тока?

  30. Какие электромагнитные колебания и волны вы знаете?

  31. Какие типы электростанций вам известны?
    Урок по физике в форме конкурса Самый умный

  32. Для чего служит трансформатор?

  33. Основные части трансформатора?

  34. Чему равен коэффициент трансформации?

  35. Какие виды трансформаторов вы знаете?
    Урок по физике в форме конкурса Самый умный

  36. Какой трансформатор является повышающим?

  37. Какой трансформатор является понижающим?

  38. Почему сердечник трансформатора делается наборным?

  39. Назовите электроизмерительные приборы.
    Урок по физике в форме конкурса Самый умный

  40. Назовите основные электрические величины.

  41. Электроннолучевая трубка - основная часть каких устройств?

  42. Что считается минимальным электрическим зарядом?

  43. Кулон - это единица измерения…?

  44. Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Яблочков?

  45. Чему равна скорость распространения электрического тока?

  46. Почему именно переменный электрический ток вырабатывается в таких огромных количествах?

  47. Почему ведутся поиски новых источников энергии?

  48. Условия возникновения электромагнитных волн?

  49. Особенность машин постоянного тока?

  50. Чему равен КПД трансформатора?

  51. Какое электрооборудование вы используете в своей профессии?

  52. Меры безопасности при работе с электрооборудованием?

IV. Подведение итогов конкурса, выставление зачетных оценок.

Так как выбор вопроса в ходе игры случаен, то уровень знаний, который показывают учащиеся, соответствует действительности, а отметки, которые они получают, вполне объективны.

Ребята уже сдавали раньше в таком виде зачеты по теории. Такая форма урока им нравится. Они быстро учатся отвечать на вопросы четко и кратко. Даже самые слабые ученики знают, что они могут на данном уроке получить хорошую отметку.

Следует отметить, что время такого урока создаётся особая эмоциональная обстановка, соревновательное настроение и даже самые пассивные учащиеся проявляют заинтересованность.

Кроме этого, ребята заранее знают, в какой форме они будут отвечать. Отметка выставляется дифференцированно: учитываются индивидуальные особенности учащихся. Самые сильные студенты успевают ответить на 15-20 вопросов.

Так как ребят в группах примерно по 25 человек, то периодически номера вопросов преподаватель возвращает в "лототрон" и перемешивает.

После окончания опроса подсчитывается количество правильных ответов, объявляется отметка, вручаются поощрительные призы.

В результате учащиеся успели ответить за урок в среднем на 15-19 вопросов, не получив при этом ни одной "2", процент же качества полученных результатов на уроке был очень высоким (67 %).

При этом учащихся, принимавших участие в игре, по уровню способностей и знаний можно разделить на три группы:

  1. учащиеся с хорошими, средними способностями и высокой мотивацией;

  2. учащиеся со средними способностями и достаточно низкой мотивацией;

  3. учащиеся с низкими способностями или педагогически "запущенные", с низкой мотивацией.

Поэтому оценка знаний производилась дифференцированно:

  • сильные учащиеся должны были показать не только знание определений, единиц измерения, но и уметь делать выводы, выражать необходимые величины из формул, уметь практически применять теоретические знания;

  • слабым учащимся, у которых плохая память, практически нет запаса знаний за курс 7-9 классов, достаточно знать определения, простейшие формулы;

  • высокие результаты показали ученики, которые стабильно имеют отличные и хорошие отметки;

  • самые низкие результаты покали ребята, уровень знаний которых за время обучения вырос, но это потребовало большой дополнительной работы.

Соревновательная обстановка, созданная на уроке, стимулировала желание у ребят отвечать активно.

Таким образом, результаты, полученные преподавателем после проведенного урока, были достаточно высокими, ребята с удовольствием участвовали в игре, проявляя при этом дух соревнования и личной заинтересованности. Данную форму урока можно использовать при преподавании любого предмета.









Применение презентаций и игровых элементов на уроках физики

Из века в век учителя стремятся процесс обучения сделать более доступным и интересным. Идя в ногу со временем, необходимо следить за последними новинками и сделать преподавание в школе современным и эффективным. Учитель не должен отказываться от традиционных форм обучения, но при этом использовать и новые информационные технологии. Такова презентационная технология. Она помогает проиллюстрировать любое выступление, соединив все возможности компьютера (мультимедиа, анимацию, графику, возможности Internet и т. д.). Для разработки и демонстрации презентаций служит Microsoft PowerPoint. В настоящее время необходимо усилить наглядность в образовательных процессах, которая осуществляется в соответствии не только с потреб-ностью учебного процесса, но и с учетом реальных материально-технических возможностей (программа Microsoft PowerPoint - общедоступное программное средство).

Использования презентаций на уроках в школе предполагает:

  • усиление мотивации обучения;

  • повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий;

  • улучшение качества обучения и воспитания для повышения у учащихся информационной культуры и уровня подготовки к трудовой деятельности в обществе;

  • демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты, звуковое сопровождение и музыка, графика и т. д.);

  • сделать более квалифицированным труд учителя.

Для того чтобы сделать урок более занимательным результативно сочетать игровую ситуацию и мультимедийные презентации, тем самым, поддерживая познавательный инетерес учеников, который в свою очередь положительно влияет на память, мышление, восприятие, волю, вызывая у ребят удовлетворение от самой работы на уроке и усиливая мотивацию учения.

Игровые ситуации делают урок более интересным, придают ему эмоциональную окраску. Ребята обмениваются мнениями, выдвигают гипотезы и обосновывают свои соображения, рассматривают способы решения задач, вместе исправляют ошибки. Общение помогает учащимся разобраться в учебном материале, вместе устранять затруднения. Это позволяет каждому ученику двигаться вперед своим темпом, подтягивает слабых и не сдерживает сильных учеников. На игровых уроках, особенно уроках повторения и обобщения знаний, царит атмосфера доброжелательности, интереса, азарта, каждый слышит и видит окружающих.

Для примера, ко дню открытых дверей в школе я провела интегрированный урок в 7 классе в форме телеигры «Своя игра».

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний по физике, математике и информатике.

Тип урока: урок повторения и обобщения в форме ТВ-игры; интегрированный (можно проводить как внеклассное мероприятие).

К предметам, которые интегрировались, относятся: физика, математика, информатика

Возраст участников - ученики 7 класса, но данный урок можно адаптировать для любого предмета и для любой возрастной категории.

Задачи:

1. Активизация учебно-познавательной деятельности при повторении

а) физических тем « Строение тел» и «Взаимодействие тел»;

б) алгебраических и геометрических формул, понятий;

в) геометрических фигур и их свойств;

г) основных информационных понятий и компьютерных устройств.

2. Актуализация и систематизация знаний учащихся, закрепление ранее изученного материала по физике, математике, информатике;

3. Развитие логического мышления при построении стратегии игры;

4. Развитие коммуникативной компетентности на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию;

Оборудование: проектор, экран, таймер, вопросы и таблицы «стоимости» вопросов в Power Point, карточки для ставок и ответов, листы с вопросами и ответами у учителя. Удобно иметь помощника, ведущего счет и фиксирующего время.

Подготовка: класс делится на четыре команды (в зависимости от количества человек в классе число команд можно увеличить), желательно равные по силам. Выбирается название команды и капитан.

Игра состоит из трех раундов. На каждый ход выходит четверка игроков - по одному участнику от каждой команды. Очередность ответов определяется жребием, тему и «стоимость» вопросов выбирает сам отвечающий. На обдумывание в первых двух раундах дается примерно 20 с, в третьем раунде - 3 мин. Участники команд меняются поочередно. При правильном ответе игрока его команда получает очки, равные «стоимости» вопроса. Если ответ неверный, то отвечает команда игрока (за половину «стоимости» вопроса). Если и в этом случае верный ответ не дан, то право ответить получают другие команды (за 10 очков). Кроме того, и в первом и во втором раунде в некоторых вопросах спрятана категория «Кот в мешке», в которой скрывается неизвестная тема, вопрос и стоимость вопроса. В этом случае игрок не отвечает в этом ходе, а передает вопрос игроку другой команды, которой придется отвечать в данном ходе дважды. При правильном ответе игрока его команда получает очки, равные «стоимости» вопроса. Если ответ неверный, отвечает команда игрока, передавшего вопрос (получая половину его «стоимости»). Если и в этом случае верный ответ не дан, очки с этой команды списываются, а возможность ответить получают другие команды (за 20 очков). Если участник и остальные команды не дают правильный ответ, отвечает учитель. В раунде «Своя игра» команды делают ставки письменно на карточке и сдают их ведущему (время 10 с). Далее команды из предложенных тем должны убрать те, которые им не нравятся, должна остаться одна.

Применение презентаций наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как одно из новых дидактических средств для организации учебного процесса.



© 2010-2022