Познавательно - развлекательная игра по физике «Физика-царица всех наук »

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа учителя физики и информатики МОУ СОШ №1 ст. Архонская

Партиспанян Карины Рафиковны

Познавательно - развлекательная игра по физике

« Физика-царица всех наук »



Физика - наука о природе,

Физика-царица всех наук!

Кто поймет, кто сможет разобраться

Тот во всех науках все поймет

Тот, кто вникнет в сердце, в суть закона,

В формулу сумеет все собрать,

Тот и в жизни сможет разобраться,

И проанализирует все в лад.

Сможет выдвинуть гипотезу он верную,

И решенье верное принять…..

Партиспанян К.Р.

« Здравствуй, физика! Одна из самых древнейших наук о природе! Ты пришла к нам из далекого далека, ты открыла нам тайны звезд, таяния льда, законы природы!

Наша игра для всех тех, кто изучает физику и боится заходить чересчур глубоко, а то еще нахлебаешься разных знаний. Утонешь вместе со своим умственным багажом. Да можно утонуть и утонуть, но мы не полезем в пучины и омуты. Зайдем в физику только по коленки и немного поплещемся!

Сегодня у нас принимают участие в игре две команды: «Электроны» и «Ионы».

Прошу гостей разделиться две команды болельщиков. Возможно, им во время игры понадобиться наша помощь. Прекрасно! Давайте поприветствуем команды.

-Музыка( )

Входят команды, садятся.

Кто начнет первым наше состязание сейчас узнаем . Капитаны, тянем жребий, кто быстрей назовет пословицу про природное явление, тот и начинает.

Жребий брошен! Слово предоставляется команде «Электронов».

Англичанин Ньютон и французский ученный,

Изучали природу, открывали явленья,

Каждый думал, что он что-то в физику внес,

И туманился взор от наград и признанья,

И законы свои принесли они веку,

Скорость света Физо и давленье Паскаль.

Должен физику знать

И студент и моряк,

Должен каждый узнать

Земли нашей вращенье,

Должен каждый узнать,-2р

Но не хочет никак,

Ведь законы сложны,

ведь законы мученье!

Под музыку уходят.

Четверо физиков как -то раз собрались на именины и решили заказать физические величины.

Выходят 4 мальчика и девочка. Она предлагает им меню.

Могу предложить вам салат «Броуновское движение» для поднятия настроения.

-Физика?!

-Прекрасен суп «Тепловые процессы» - снимает повседневные стрессы.

Физика?

-На второе могу предложить « 1 закон термодинамики»- для повышения энергии и работоспособности, а на гарнир - изопроцессы.

-Физика?

- В ассортименте напитки с газовыми законами. Нормализуют температуру и давление.

-Опять физика!

- А сладкое -наш фирменный торт. Элексир вечной молодости « Законы сохранения и превращения энергии»

Все! Хватит! Пора звать народ! Электрончики!!!!!!

В отличии от настоящих физиков, мы, веселые физики! И команда наша называется Электроны!

Девочки - электроночки!

Мальчики-электроны.

Команда « Ионы».

Девочки - ионочки, мальчики-ионы

Лично мы все решаем сами! Если надо участвовать в клубе веселых и находчивых физиков, участвуем.

А, если у нас зачет по физике?

Зачет, так зачет!

А контрольная?!

Контрольная, так контрольная!

Выбегат мальчик со спортивной сумкой.

-Что за безобразие! Третий урок физкультуры нет! А я эту «физ-ру» таскаю. Что за порядки?

Как какого предмета нет- так замещение-физика! А вы, что думаете?

А у нас - физика!

Опять физика! Одна физика!

Чуть что физика! Я уже замкнулся на ней!!!

Все поют:

-Говорят, что мы плохие,

Как выносит нас Земля?

Дайте нам шпаргалки в руки,

На контрольной нам - хана!

Ой-ля-ля! Ой-ля-ля! Опа!

( все поют на мотив « На поле танки грохотали»)

-По школе двери грохотали,

Десятый класс сдавал зачет,

И наши мамы не узнают,

Какой ценой был сдан зачет.

И наши мамы не узнают

( поворачиваются кругом, лохматят волосы на голове).

Какой ценой был сдан зачет.

А дальше что?

Все играем!

Мы пришли на игру, а вы нас уже ждали,

В зале ждало жюри, и писало статью,

И готов был вопрос, и готово решенье,

И за этот закон, и за это явленье.

И вдруг поняли мы, присев на скамейке,

Нужно физику знать, чтобы с вами играть!

Должен физику знать

И студент и моряк,

Должен каждый узнать

Земли нашей вращенье,

Должен каждый узнать,-2р

Но не хочет никак,

Ведь законы сложны,

Ведь законы мученье!

(под музыку уходят.)

В некотором царстве, в некотором государстве. Жили добрые веселые заряженные частицы Ионочки. И всеми ими правила могучая сила физика. Она решила преподать им очередной урок.

Ионочки, я изучаю новый закон. Мой подчиненный Ньютон подал мне идею.

Иночки как не старались выучить закон, но у них ни чего не получается. И решили они сбежать от силы физики.

Я каждый день учу закон

И повторяю по ночам

И по пустынной мостовой

Иду и думаю о нем.

О том, как изобрел Ньютон,

И ты не хочешь понимать

Закон Ньютона воспринять,

И силу тока измерять.

П/в: Ты беги, беги от физики,

Из последних сил беги, слышишь.

Я учу, учу, учу, но не пойму.

И законы я зубрю, слышишь.

Я устала от физики, и ее законов и хочу от нее отдохнуть.

И я, И я, и я. И за ними закрылась дверь физики.

-И они решили сбежать из дворца.

Если физика закрыла двери на засов,

Отними в своей задаче парочку иксов,

А в решеньи этих формул на краю доски

Ты скажи два слова - двоечка плыви.

В дневниках, где тихо двоечка спала

Нам всегда так не хватает пятерочки одной,

Чтобы пылало сердце снова от любви

Ты скажи ему два слова - двоечка плыви.

П/в. Двоечка плыви в озере зари,

Но только о пятерке ты мне не говори.

Двоечка плыви и не надо слов

По реке любви под парой парусов.

Идут ионочки куда глаза глядят, а на встречу им идет учитель.

Вы кто?

Мы ионочки.

А куда вы путь держите?

На встречу судьбе.

Я работаю в школе, если хотите пойдемте со мной.

Одна из ионочек пойдет с вами, а мы подождем вас здесь.

Ионочки с нетерпением ждут возвращение своей подруги.

Вернулась Ионочка и поет

Возле школы одуванчик рос,

А учитель мне задавал вопрос.

Задавал вопрос, сам смотрел в глаза,

А по физике опять будет «2»

Ионочки, совещаясь решают вернуться к силе физики, забрать с собой учителя. Но учитель не соглашается.

И все ионочки без учителя возвращаются в замок. Подходят к силе Физика.

Мы были не правы, когда решили уйти от тебя.

Мы просим простить нас.

Прости нас.

Благодарная физика прощает своих ионочек.

Кто придумал снег и облака,

Кто выдумал любовь,

Но физика река без края , без конца.

Приносит ток нам вновь.

Вновь песни до темна,

Горячая луна ты так далеко

За горами, где кончается Земля

Пусть капает легко.

П/в: Тебе миллионы падающих звезд,

Тебе солнечные сны.

Тебе поля из алых роз

Подарю тебе все свои мечты.

Свое приветствие показывает команда «Электронов»

Мы посмотрели выступление команд!

Жюри подводит итоги.

Мы начинаем первый раунд.

1. Конкурс разминка, вы должны определить автора предложенных вам стихов.

"О, вы, которых ожидает


Отечество от недр своих.
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,


Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рожать".

Ответ: ( М. Ломоносов)

"Движенья нет, сказал мудрец бродатый.


Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но господа, забавный случай сей.
Другой пример на память мне приходит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей".

Ответ: (А. С. Пушкин)

Учитель: Разминка продолжается.

Отрывок из сказки Ершова "Конек-Горбунок".

"Ну-с, так едет наш Иван


За кольцом на окиян.
Горбунок летит, как ветер,
И в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмотал".

Вопрос: С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?

Ответ: ( Если предположить, что Горбунок скакал 20 часов, верста около километра,

то средняя скорость его v=s/t=1,4км/с, то есть значительно больше скорости ветра, которая даже при урагане не превышает 150 м/с. Двигаясь с такой скоростью, за день Горбунок сумел бы обогнуть земной шар по экватору 2,5 раза.)

Внезапно гаснет свет и один из членов жюри говорит:

"Включите свет! Включите свет?
А в том, учтите, весь секрет,
Что лишь один рубильник надо
Для этой цели повернуть!
Задача для ума и взгляда.
Один рубильник не забудь".

Балл получает та команда, которая первая "включит свет"

Ответ: (ключ №8)

Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы.

Учитель: И так продолжаем нашу игру. Следующий конкурс.

2.Конкурс "Прогулка по временам года с литературными героями

Прогулку по временам года мы совершим с литературными героями Шерлок Холмсом и Доктором Ватсоном. Стихи, подобранные по временам года зачитываются в виде литературных вставок участниками мероприятия.

Учитель: На дворе стояла осенняя пора. Небо было, бездонно синим. По утрам уже было прохладно, но к обеду солнце прогревало землю. Частые прогулки с Ватсоном доставляли Холмсу истинное удовольствие. В небе летел правильный клин журавлей. Их движение было грациозным и плавным. Друзья засмотрелись на их полет.

Вопрос: "Как вы думаете, Ватсон, почему журавли летят клином?"

Учитель: отвечает команда "Электроны"

Учитель: Правильный ответ: воздух обтекает тело вожака, как нос корабля. В пределах угла косяка уменьшается сопротивление воздуха. Взмахи крыльями косяка, кроме того, создают воздушную волну и облегчают движение более слабых птиц.

Учитель: Как-то, прогуливаясь за чертой города, друзья забрались на холм. С холма открылась чудная панорама. "Обратите внимание Ватсон, с этого холма все кругом хорошо просматривается. Видите, дым от костра стелется над поверхностью Земли. А почему он стелется?" - "Погода сырая, пасмурная".

Вопрос: Как объяснить этот факт с точки зрения физики?"

Отвечает команда "Ионы"

Учитель: Правильный ответ: При большой влажности воздуха частицы дыма служат центрами конденсации водяных паров, имеющихся в воздухе и, покрываясь каплями воды, становятся тяжелыми. Потоки воздуха поднять их не могут. Поэтому в такую погоду дым стелется.

Учитель: Был ясный. Морозный денек. Холмс и Ватсон вышли на прогулку, Вскоре Ватсон от холода стал притоптывать.

"Ваша обувь слишком тесная", - заметив это, сказал Шерлок Холмс.

"Странно, подумал Ватсон, - откуда он это знает? Но он прав".

Вопрос: Почему?

Отвечает команда "Электроны"

Учитель: Правильный ответ: В тесной обуви нет или мало воздуха, который является плохим проводником тепла. Поэтому ноги быстро мерзнут.

Учитель: После сильных февральских метелей надо было ждать приближения весны. Но пока этого не ощущалось. Гуляя морозным утром по алее парка Холмс, многозначительно взглянув на друга, спросил: "Ватсон, а вот почему снег хрустит под ногами?"

Отвечает команда "Ионы"

Учитель: Снег представляет собой в морозный день снежинки, и чем тише и морознее погода, тем красивее снежинки, имеющие правильную кристаллическую решетку. А хрустит он от того, что от тяжести нашего тела ломаются снежинки, их звездочки и лучики.

Учитель: А сейчас, ребята, мы проведем конкурс в конкурсе.

Приближается Новый год, давайте научимся вырезать из бумаги снежинки.

Учитель: Командам выдаются ножницы и бумага, За пять минут нужно вырезать как можно больше снежинок. Побеждает команда, вырезавшая большее количество снежинок.

Жюри оценивает красоту вырезанных снежинок.

Учитель: Как-то доктор Ватсон и Шерлок Холмс прогуливались у реки. Взломала речка лед, разлилась. Сделалась широкой. Белой стаей пошли льдины по реке.

"Ватсон, обратите внимание, льдины посредине реки имеют большую скорость, чем те, что у берега. Как вы это объясните с точки зрения физики?"

Отвечает команда "Электроны"

Учитель: Правильный ответ: Из- за трения о берег, скорость течения у самого берега близка к нулю. И постепенно возрастает к середине реки.

Учитель: С наступлением весны доктор Ватсон и Холмс сделали для скворцов скворечники. "Ватсон, - сказал, наблюдая за работой друга, Холмс, - Вы неправильно повесили большой скворечник, разверните его отверстием на восток".

"А разве не все равно, как его повесить?" - отпарировал Ватсон. "Делайте, что говорю, а то в нем не поселятся скворцы",- сказал Холмс.

Вопрос: Почему?

Отвечает команда "Ионы"

Учитель: правильный ответ - скворцы начинают петь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток, к восходящему солнцу.

Учитель:

"Не спешите Ватсон: ни ливня, ни грозы не будет, все пройдет стороной", - ответил Холмс.

"Как, а тучи?"- возразил Ватсон.

"Слышите, кузнечики на лугу поют-заливаются, они не беспокоятся, вот и нам нечего волноваться". И действительно, еще какое-то время неслись тучи, а затем все стихло, выглянуло солнышко". Но причем тут кузнечики?

Отвечает команда "Электроны"

Учитель: Правильный ответ:

Перед дождем давление и влажность меняются. Насекомые, в том числе и кузнечики, очень чувствительны к малейшим их изменениям. В данной ситуации они не проявляли беспокойства, значит, предвестников дождя не было.

Учитель: Во время очередной прогулки на природе Шерлок Холмс, хитро прищурившись, спросил: "Обратите внимание, Ватсон, ласточки летают над землей. К чему бы это?"

"Всем известно, погода изменится, будет дождь", - сказал, позевывая Ватсон.

Вопрос: Как объяснить с точки зрения физики эту народную примету.

Отвечает команда "Ионы"

Учитель: Правильный ответ - ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Пред дождем воздух насыщен влагой, которая, оседая на крыльях насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землей, там же в это время вынуждены летать ласточки.

Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы

Четвёртый конкурс-конкурс болельщиков " Почемучки - стишочки - всего четыре строчки"

Болельщики команд получают по одному баллу за каждый правильный ответ.

Учитель:

  1. Мальчишки радостный народ,
    Коньками чистый режут лед.
    Но почему в том месте мы на льду
    Увидим белой борозду?

Ответ: Если чистый лед, без пузырьков воздуха, то он будет прозрачен. А если на таком льду оставить царапину, то свет, падающий на нее, будет рассеиваться, так как непрозрачность обусловлена рассеяньем света, поэтому царапины на льду хорошо видны.

2. Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь: А почему?

Ответ: Дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.

3. Смотри, закат в горах, - как рана.
Почиет в мирной тишине
Лес горный в легкой кисее тумана.
С чего туман? - Ответь ты мне.

Ответ: После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. Слои воздуха, соприкасающиеся с землей, охлаждаются и пары, содержащиеся в нем, конденсируются, образуется туман.

4. Если рыба чуть в сторонке-
Будь то щука иль карась,
Почему, скажите, в рыбу
Трудно острогой попасть?

Ответ: Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности. Это следует из закона преломления света, поэтому в рыбу трудно попасть острогой.

Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы

Пятый конкурс "Черный ящик"

Учитель: В этом конкурсе командам предстоит путешествие по страницам произведений известного писателя Жюль Верна.

Помощники вносят в зал два черных ящика, в которых находятся предметы с помощью которых можно изготовить приборы, которые помогли героям произведений Жюль Верна выйти из сложных ситуаций.

Участники команд, прослушав задание, должны угадать, что находится в черном ящике и вспомнить название произведения.

Черный ящик команде "Ионы"

Задание. "Через несколько секунд охотники подошли к ярко пылающему огню. Сайрес Смит и журналист стояли около него. Пенкроф, с кабаном в руках, молча смотрел на обоих.

- Вот видите, старина! - вскричал Гедеон Спилет. - Огонь, настоящий огонь, на котором прекрасно изжарится эта чудесная дичь. \

- Но кто... зажег его? - спросил Пенкроф".

Вопрос: Что за предмет лежит в ящике, как им воспользовались герои произведения, какое это произведение?

Ответ: "Солнце!" в ящике находятся двуяковыпуклая линза, "Таинственный остров" Герои произведения сделали следующее:

"Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось, таким образом, двуяковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился".

Черный ящик команде "Электроны"

Задание "После зрелого размышления Сайрес Смит решил изготовить самую "простой прибор", похожий на тот, который изобрел Беккерель в 1820 году".

Изготовил несколько стеклянных банок и наполнил их азотной кислотой.

Закупорил каждую банку пробкой, прорезал посредине отверстие и вставил в него стеклянную трубку.

Нижний конец трубки заткнул глиняной втулкой и обмотал лоскутком ткани.

Опустив в кислоту трубку, он влил в ее верхнее отверстие раствор поташа, добытый из золы некоторых растений; таким образом, пройдя сквозь глиняную втулку, поташ вступал в реакцию с азотной кислотой.

Взял две цинковые пластинки, погрузил одну в азотную кислоту, а другую в раствор поташа.

Вопрос: О каком "простом приборе" идет речь, каково его устройство и характеристики, о каком произведении речь?

Ответ: в ящике находится батарейка, произведение "Таинственный остров". Его герой Сайрес Смит собирался изготовить батарею постоянного тока. Как известно, в современных батареях элементы состоят из искусственного графита, цинка и меди. Меди у инженера не было,- несмотря на все поиски, он не обнаружил даже признаков ее на острове Линкольна; пришлось обойтись без этого металла. Для производства искусственного графита, нужны были специальные приборы - задача слишком сложная.

Цинк у них был. В ящике, найденном на мысе Находки, был вложен второй цинковый, и лучшего применения для этого нельзя было придумать.

Для батареи Сайреса Смита нужен был один цинк.

Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы

Жюри объявляет победителей и вручает медали и дипломы участника.

Заключительное слово учителя.

Все вместе поем песню « Прекрасное далеко»

Использованная литература.

  1. А. С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1984.

  2. А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1981.

  3. А. С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения: Т. 1:М.: РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.

  4. В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. М.: Московский рабочий, 1984.

  5. Применение сказок на уроках физики А. И. Шапиро.

  6. Большая энциклопедия. Диск

  7. Альбом игр. Сборник обучающих и развивающих игр по мотивам русских народных сказок

  8. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. Е.А. Демченко

  9. Нестандартные уроки физики. Боброва С.В.

  10. Фестиваль идей. Интернет.

  11. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

  12. Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Москва "Вако"2006

  13. А.И. Семке Уроки физики в 9 классе. Ярославль: Академия развития,2004.

  14. Жюль Верн "Дети капитана Гранта" "Таинственный остров"

  15. А. Конан Дойль "Приключения Шерлока Холмса"



Под музыку уПознавательно - развлекательная игра по физике « Физика-царица всех наук »ходят.


© 2010-2022