Рабочая программа по физике для 10 класса на 2014/2015 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по физике, разработана основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (ФКГОС), авторской программы по физике: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы П.Г.Саенко. Издательство «Просвещение»,2009. Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ·         освоение знаний о механических, тепловых, электромагн...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан




Рассмотрено

на заседании МО учителей

математики, информатики,

физики

Руководитель МО

________Булякова Г.Р.

Протокол № _____

от «___» _______ 2014г.

Согласовано

Заместитель директора

_______ Жильникова И.Т.

«____» ________ 20 ___г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 29»

городского округа г.Стерлитамак РБ

_______________ Шитиков С.В.

Протокол № ________________

от «____» ____________ 20 ___г.


Рабочая программа

по физике

для 10 А класса

на 2014/2015 учебный год




Количество учебных часов: Количество контрольных работ

По учебному плану 2 ч. за учебный год 6

За учебный год 67 ч. I триместр 2

I триместр: 22 ч. II триместр 2

II триместр: 21 ч. II триместр 2

III триместр: 24 ч.

Количество лабораторных работ: 5;

I триместр: 2

II триместр: 1

III триместр: 2


Составлено учителем физики

МАОУ «СОШ №29» городского округа г. Стерлитамак РБ

Трофимовым Павлом Петровичем

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике, разработана основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (ФКГОС), авторской программы по физике: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор программы П.Г.Саенко. Издательство «Просвещение»,2009.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Учебно-методический комплект

Составляющие УМК

Название

Автор

Издательство

Год издания

Учебник

Физика. 10 кл.

Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чаругин

Просвещение

2008

Задачник

Сборник задач по физике для 10-11 классов

А.П.Рымкевич

Дрофа

2007

Характеристика класса

У большинства учащихся 10 класса математический склад ума. В основном ребята старательные, активные на уроках, проявляют интерес к изучению предмета. Некоторые учащиеся испытывают трудности в изучении информатики, поэтому требуют индивидуального подхода, подбора обучающих заданий. В то же время в группе есть ребята, которые выполняют предложенные задания быстро, поэтому для них должны быть предусмотрены дополнительные задания более сложного уровня. Домашние и индивидуальные задания ребята выполняют исправно. При выполнении практических работ трудностей не возникает, т.к. все учащиеся ответственно подходят к их выполнению, стараются выполнять их самостоятельно

Особенности содержания рабочей программы

Содержание программы рассчитано на реализацию курса «Физика» в 10 А классе в объёме 2 часа в неделю. Авторская программа учебного курса «Физика» предусмотрено 70 часов. Рабочая программа учебного курса «Физика» разработана на 67 часов в связи с годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков.

Изменения количества часов:

Темы: «Решение задач «Молекулярная физика», « Термодинамика» и «Электродинамика» изучается на одном уроке «Молекулярная физика, электродинамика»

Содержание программы


Введение. Основные особенности физического метода исследования (1ч)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент- гипотеза- модель- (выводы-следствия с учетом границ модели) - критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

2. Механика (22 ч)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Фронтальные лабораторные работы

1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (17 ч)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Фронтальные лабораторные работы

3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика (22 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Обобщающее повторение - 5 ч


Календарно-тематическое планирование


Раздел, колич. часов

№ п/п

(за триместр)

Тема урока

Дата

Примечание

по плану

фактич

I триместр 22 ч.

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования,1

1

  1. Повторный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Физические величины и их измерение. Научное мировоззрение.

1.09.14



2

  1. Механическое движение.

4.09.14



3

  1. Материальная точка. Относительность движения. Система отсчета. Вектор перемещения.

8.09.14



4

  1. Скорость.

11.09.14



5

  1. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

15.09.14



6

  1. Свободное падение тел.

18.09.14



7

  1. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение. Угловая и линейная скорости вращения.

22.09.14



8

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»

25.09.14



9

  1. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

29.9.14



10

  1. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса.

2.10.14



12

  1. Закон всемирного тяготения. Первая космические скорости. Сила тяжести и вес.

16.10.14



13

  1. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения.

20.10.14



14

  1. Решение задач по теме «Силы в механике»

23.10.14



15

  1. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности»

27.10.14



16

  1. Решение задач по теме «Основы динамики»

30.10.14



18

  1. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

6.11.14



19

  1. Работа силы.

10.11.14



20

  1. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

13.11.14



21

  1. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

17.11.14



22

  1. Решение задач по теме «Законы сохранения»

20.11.14



II триместр 21ч.

1

  1. Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»

1.12.14



2

  1. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

4.12.14



3

  1. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул.

8.12.14



4

  1. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

11.12.14



5

  1. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура.

15.12.14



6

  1. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

18.12.14



7

  1. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

22.12.14



8

  1. Повторный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Решение задач «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»

25.12.14



9

  1. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.

29.12.14



10

  1. Решение задач на тему: «Насыщенный пар. Влажность воздуха»

12.01.15



11

  1. Кристаллические и аморфные тела.

15.01.15



12

  1. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость.

19.01.15



13

  1. Первый закон термодинамики. Изопроцессы.

22.01.15



14

  1. Решение задач «Термодинамика»

26.01.15



15

  1. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос.

29.01.15



16

  1. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

2.02.15



17

  1. Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

5.02.15



18

  1. Решение задач по теме «Тепловые двигатели»

9.02.15



19

  1. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.

12.02.15



20

  1. Закон Кулона.

16.02.15



21

  1. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

19.02.15



III триместр 25ч.

1

  1. Решение задач по теме «Закон Кулона. Напряженность»

2.03.15



2

  1. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

5.03.15



3

  1. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов.

12.03.15



4

  1. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора

16.03.15



5

  1. Решение задач по теме «Электростатика»

19.03.15



6

  1. Контрольная работа №5 по теме «Электростатика»

23.03.15



7

  1. Сила тока

26.03.15



8

  1. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

30.03.15



9

  1. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

2.04.15



10

  1. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

9.04.15



11

  1. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

13.04.15



12

  1. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

16.04.15



13

  1. Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»

20.04.15



14

  1. Контрольная работа №6 по теме «Постоянный электрический ток»

23.04.15



15

  1. Электрический ток в металлах.

27.04.15



16

  1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p-n переход. Полупроводниковый диод.

30.04.15



17

  1. Транзисторы.

4.05.15



18

  1. Электрический ток в вакууме.

07.05.15



19

  1. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма.

11.05.15



ПОВТОРЕНИЕ,5

20


  1. Решение задач: «Механика»

14.05.15



21

  1. Решение задач: «Молекулярная физика. Термодинамика»

18.05.15



22

  1. Решение задач: «Электродинамика»

21.05.15



23

  1. Повторение пройденного материала

25.05.15



24

  1. Повторение пройденного материала

Решение задач по теме «Молекулярная физика, электродинамика

28.05.15



Календарно - тематический план

лабораторных работ.


Тема

Проверяемые умения

Вид

контроля

Дата

по плану

фактич.

  1. Изучение движения тела по окружности

Уметь самостоятельно делать выводы о движении по окружности, рассчитывать центростремительное ускорение, линейную скорость.

Лабораторная работа №1

27.10.14


  1. Изучение закона сохранения механической энергии

Уметь Применять закон сохранения импульса для данного опыта.

Лабораторная работа №2

17.11.14


  1. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

Уметь описывать и объяснять результаты повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде.

Лабораторная работа №3

22.12.14


  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

Уметь измерять электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, силу тока; вычислять сопротивление цепи; Собирать последовательные и параллельные электрические цепи.

Лабораторная работа №4

09.04.15


  1. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Уметь измерять электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Лабораторная работа №5

16.04.15



Календарно - тематический план контрольных работ.

Тема

Проверяемые умения

Вид

контроля

Дата

По плану

Фактич.

1.Основы кинематики

Уметь определять -смысл понятий: пространство, время, материальная точка, веществ;

-смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение;

-смысл законов, принципов: принципы суперпозиции и относительности.

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

-определять: Характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела.

Контрольная работа № 1

25.09.14


2.Основы динамики

Уметь определять -смысл понятий: инерциальная система отсчета, материальная точка;

-смысл физических величин: ускорение, масса, сила;

-смысл законов, принципов: законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции, закон Гука, закон всемирного тяготения;

уметь

-определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-измерять:коэффициент трения скольжения;

-приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики.

Контрольная работа №2

3.11.14


3.Законы сохранения

Уметь определять -смысл понятий: взаимодействие;

-смысл физических величин: импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы;

-смысл законов, принципов: законы сохранения энергии, импульса;

уметь

-определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

-приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики.

Контрольная работа №3

01.12.14


4.Молекулярная физика. Термодинамика

Уметь определять

-смысл понятий: вещество, идеальный газ, атом; работа, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания.

-смысл физических величин: масса, давление, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Паскаля, закон Архимеда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа; законы термодинамики

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении;

- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле. характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Контрольная работа №4

05.02.15


5.Электростатика

Уметь определять -смысл понятий: взаимодействие;

-смысл физических величин: элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон сохранения электрического заряда принцип суперпозиции, закон Кулона.

уметь

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: электризация тел при их контакте.

Контрольная работа №5

23.03.1


6.Постоянный электрический ток

- Уметь определять смысл понятий: взаимодействие;

-смысл физических величин: сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, работа, мощность;

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца.

уметь

-измерять: электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Контрольная работа №6

23.04.15


Дополнительная литература


1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.

2. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум-М, 2001. - 208 с.

3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

4. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

5. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

6. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 366 с.

7. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 382 с.

8. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.

9. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с.


© 2010-2022