• Преподавателю
  • Физика
  • Повышение технического уровня проведения уроков как один из факторов формирования естественнонаучно грамотности школьников

Повышение технического уровня проведения уроков как один из факторов формирования естественнонаучно грамотности школьников

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. "В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение технического уровня проведения уроков как один из факторов формирования естественнонаучно грамотности школьников

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. "В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения".

(Из Послания Президента страны народу Казахстана)

Одной из форм обновления содержания образования, как отмечено в Национальном плане является переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Международные эксперты отмечают, что естественные науки и технологии имеют несоизмеримую значимость для молодого поколения в рамках непрерывно развивающегося общества.

Ярким примером тому являются результаты международных исследований в области образования.

Исследование PISA направлено на определение умений 15-летних подростков использовать приобретенные в школе академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях и успешной социализации.

Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления - читательская компетентность, математическая и естественнонаучная грамотность.

В исследовании PISA-2012 приняли участие 510 000 15-летних обучающихся из 65 стран.

Казахстан в PISA-2012 представили 5 808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования.

Исследование PISA определяет естественнонаучную грамотность школьников как способность использовать полученные знания из области физики и астрономии, географии, биологии и химии для понимания окружающего мира и принятия решений в ситуациях, с которыми человек может столкнуться в жизни.

А именно: способность обучающихся использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов естественнонаучных проблем, основанных на научных доказательствах.

Достижения по естествознанию. Результаты участников исследования и сравнение относительного положения стран в области естествознания представлены международными экспертами показателем среднего балла по отношению друг к другу и к среднему по ОЭСР. В PISA-2012 средняя величина по естествознанию для стран ОЭСР установлена в 501 балл.

Технология оценивания исследования функциональной грамотности включает шесть уровней образовательных достижений 15-летних обучающихся. Самая высокая планка - 5 и 6 уровень - умения самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы, 4-3 - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации, 2 - умение применить, имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях, 1 уровень - низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий.

В странах ОЭСР, в среднем 1,2% учащихся справились с заданиями 6-го уровня. По данным международных экспертов с 6 уровнем ни справился ни один учащийся Казахстана.

Среди стран ОЭСР 7,2% учащихся достигают 5 уровня. С вопросами данного уровня справились лишь 0,2% казахстанских 15-летних участников тестирования.

В среднем 20,5% учащихся достигли 4 уровня, в Казахстане данного уровня достигли 3,3% учащихся.

В странах ОЭСР 28,8% учащихся достигают 3 уровня.

С заданиями данного уровня естественнонаучной грамотности справились 17,8% казахстанских обучающихся.

24,5% учащихся стран ОЭСР выполнили задания 2 уровня. Среди шести уровней казахстанские участники международного экзамена продемонстрировали наибольший показатель выполнения тестовых заданий (36,8%).

Участники, получившие оценку ниже 1-го уровня, как правило, не справляются с базовым уровнем естествознания PISA. 30,7% казахстанских обучающихся справились с заданиями 1 уровня.

Данный факт свидетельствует о том, что школьники испытывают серьёзные трудности при использовании знаний в области естествознания для возможности обучения и в жизненных ситуациях, связанных с наукой и технологиями.

Средний процент выполнения международного теста PISA-2012 казахстанскими обучающимися по естествознанию составил 40%.

Проведенный анализ результатов тестирования учащихся Актюбинской области по направлениям исследования показал, что процент выполнения тестовых заданий по естественнонаучным предметам составляет 37%.

Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности.

В ходе исследования по данным анкетного опроса руководителей организаций образования было выяснено, что более 30% казахстанских обучающихся - участников PISA-2012 имеют недостаточно высокий уровень качества школьных ресурсов.

Наличие хорошей инфраструктуры и современных учебников само по себе не гарантирует высоких показателей грамотности, однако отсутствие подобных ресурсов может негативно повлиять на результаты обучения.

Было указано на недостаточность или отсутствие различных ресурсов (лабораторное оборудование, компьютеры, доступ к сети Интернет, библиотечный фонд) затрудняет, по их мнению, образовательный процесс.

В Казахстане на обучение 68% учащихся влияет недостаточное количество научной лаборатории и оборудования, 47% - обучающих материалов (учебники, компьютеры), 48% - библиотечных материалов, 60% -компьютерных обучающих программ, 68% - аудио-видео ресурсов, 55% -отсутствие доступа к Интернету. По индексу материальных ресурсов Казахстан в сравнении с другими странами-участницами исследования занимает 58 место

Данные цифры являются результатами анкетирования директоров школ, педагогов и учащихся. Более детальное изучение вопроса показало, что оснащенность школ современными информационно-коммуникационными технологиями находится на оптимальном уровне. Сегодня практически в каждой школе имеются отдельные кабинеты новой модификации, доступ к сети Интернет доведен до 90%. Педагоги и школьники имеют возможность пользоваться цифровыми образовательными ресурсами Интернета.

Да, можно говорить о том, что оборудование учебных кабинетов по своему качеству оставляет желать лучшего, что комплекты лабораторного оборудования в составе кабинетов не соответствуют программным требованиям, не хватает интерактивных досок и компьютеров, реактивов и оборудования, не все кабинеты могут работать эффективно из-за отсутствия квалифицированных кадров и т.д. Однако, неоспорим тот факт, что информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению эффективности учебных занятий.

Снижение учебно-познавательных мотивов учащихся так характерно для нашего времени. Возможно, что отсутствие интереса к предмету, его непонимание школьниками и приводит к тому, что из трех учебно-познавательных видов деятельности- воспроизведение, применение и рассуждение, наши школьники находятся только на уровне воспроизведения.

На наш взгляд, решить данную проблему в некоторой степени можно благодаря применению современных информационных технологий. Их применение при изучении предметов естественного цикла даёт возможность:

  • шире использовать аудиовизуальные средства, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным, занимательным;

  • сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;

  • моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • воспроизводить сложные химические и биологические эксперименты;

  • проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

  • организовать самостоятельную работу учащихся, учить их работать со справочным материалом;

  • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей;

  • способствовать развитию информационной культуры, умений работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации.

Занятия с применением мульдимедийных ресурсов имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей.

И, последнее, чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ-ресурсов, необходимо желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но учитель - это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.


© 2010-2022