- Преподавателю
- Физика
- Реализация принципа цикличности в процессе преподавания физики
Реализация принципа цикличности в процессе преподавания физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кухаренко Г.А. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель физики 419 средней школы
Кухаренко Г.А.
Реализация принципа цикличности в процессе преподавания физики
-
О трудностях реализации принципа цикличности в школьных условиях.
-
Схема циклического изложения материала.
-
Педагогические методы и приемы, применяемые в процессе обучения.
-
Примеры реализации принципа цикличности в курсе физики 10 класса.
-
Тема: «МТК газов»;
-
Тема: «Механические свойства твердых тел»;
-
Тема: «Электрический ток в металлах».
-
Для развития творческих способностей, прежде всего важно содержание самого предмета, а также структура учебного материала и методы его изложения.
Нехватка учебного времени заставляет учителя часто идти по пути формального изложения фактов, законов, что, конечно, приводит к формальным знаниям в школе, не способствует развитию мышления, творчества учащегося.
В классах с углубленным изучением физики, где, начиная с 8 класса, прибавляется к учебному времени 1 урок в неделю, учителю легче справляться с задачей развития творческих способностей учеников. Углубление материала здесь идет, в основном, не за счет охвата большого круга вопросов физики, большего по объему материала, а за счет углубления, детального осмысления тех тем, которые заложены базовой программой средней школы. Здесь возможно циклическое изложение материала по схеме: исходные факты → модель-гипотеза → логически вытекающие следствия → экспериментальная проверка следствий.
2 При использовании этой схемы необходимо, чтобы отслеживались в процессе изложения новой темы ее основные части:
-
Прежде всего учащемуся должны быть известны исходные факты, которые кладут в основу той или иной абстрактной модели;
-
От исходных фактов индуктивно переходят к построению модели, которая выступает сначала как гипотеза;
-
Из принятой модели дедуцируют следствия;
-
Эти следствия экспериментально проверяются (подтверждаются).
Гипотеза превращается в теорию, когда она прошла экспериментальную проверку, экспериментальные факты, противоречащие теории, служат фундаментом для построения новой абстрактной модели.
-
При использовании принципа цикличности возможны различные методы.
При знакомстве учащегося с исходными фактами лучше использовать рассказ учителя и демонстрационные опыты. При этом важно, чтобы учащиеся поняли, что абстрактная модель-гипотеза строится на обобщении множества фактов. Вместе с тем необходимо, чтобы ряд явлений ребята наблюдали непосредственно.
Например: При построении молекулярно-кинетической модели газов нужно продемонстрировать их расширяемость, сжимаемость и диффузию.
В тех случаях, когда речь идет об опытах, недоступных для демонстрации в школьных условиях, необходимо использовать экранный видеоматериал, таблицы.
При переходе к изучению абстрактных моделей целесообразно использовать проблемный метод изложения с использованием мультипликационных фильмов, схем и моделей.
При изучении логических следствий, вытекающих из принятой модели, используются логическим методом дедукции. Это могут быть обсуждение образной модели, опыты с материальной моделью, построение и интерпретация графика, математический вывод формулы и выяснение физического смысла полученного выражения.
Экспериментальная проверка теоретических следствий проходит на лабораторных работах или в ходе демонстрационного эксперимента.
-
Рассмотрим на нескольких примерах, как можно реализовывать принцип цикличности в изучении нового материала.
А) тема: МКТ газов (10 класс)
Исходные факты: Свойства газов, взятые из наблюдений, явлений, опытов:
-
газ заполняет весь предоставленный объем
-
легко сжимаем, легко расширяется
-
обладает упругостью, оказывает давление на стенки сосуда
-
диффузия в газах.
(Исход) Модель-гипотеза: Эти наблюдения позволяют ввести модель «идеальный газ» - представить себе газ, состоящий из мельчайших упругих частиц, движущихся хаотично, взаимодействующих только в момент соударения. Удар - абсолютно упругий. Движение от соударения до соударения поступательное, равномерное. К движению 1 частицы применимы законы классической механики.
Логически вытекающие следствия: используя математику и знания механики на основе данной модели делаем вывод, что такое p газа и выводим уравнение, связывающее р газа с параметрами, характеризующими поведение и свойства отдельных частиц газа.
1 - основное уравнение МКТ
Используя уравнение 1, теоретически обосновываем опытные факты полученные в результате классических опытов Гей-Люсакой, Бойлем и Мариоттом, Шарлем.
Вывод: пользуясь моделью и следствием, логически из нее вытекающим, обосновали те экспериментальные факты, которые были открыты ранее.
Эксперимент: Проводим демонстрации иллюстрирующие газовые законы.
Учащиеся выполняют самостоятельно лабораторную работу по проверке закона Гей-Люсака.
Б) тема: Механические свойства твердых тел (10 класс)
Исходные факты: Механические свойства твердых тел различны. Наблюдаем поведение упругих тел, пластических, хрупких. Демонстрируем различные виды деформации, акцептируя внимание учащихся на самый простой для изучения вид: деформация растяжения-сжатия. (На это деформации) наблюдаем растяжение разных тел, видим, что упругие свойства разных тел разные.
Модель-гипотеза: Используя знания МКТ, стоим модель твердого, кристаллического тела, предполагая, что характер движения частиц в узлах кристаллической решетки колебательный, расстояние между частицами сравнимы с размерами самих частиц.
Логически вытекающие следствия: Используя данную модель, рассматриваем характер зависимости силы взаимодействия между частицами от расстояния между ними. Исследуем график этой зависимости, обращая особое внимание на линейный его участок, который говорит о том, что результирующая сил притяжения и отталкивания пропорциональна расстоянию между молекулами. Следовательно для всего тела
- математическая запись закона Гука. (*)
Если ввести другие физические величины:
механическое напряжение
относительное удлинение
модуль упругости, то (*) может быть записана в следующем виде:
Эксперимент: В качестве экспериментальной проверки наших выводов учащимся предлагается выполнить лабораторную работу по определению модуля упругости резины.
В) тема: Электрический ток в металлах (10 класс)
Исходные факты: Демонстрируем, что удельное сопротивление различных металлов различно.
Модель-гипотеза: Можно предположить, что электрические свойства зависят от внутреннего строения металла, от концентрации свободных электронов в нем. Стоим модель электрической проводимости металлов.
Ток можно представить, как дрейф свободных электронов в кристаллической решетке по действием электрического поля.
Логически вытекающие следствия: Используя модель можно предположить, что сила тока в металле определяется выражением:
J - сила тока
e - заряд электрона
v - средняя скорость дрейфа электронов под действием электрического поля
s - площадь поперечного сечения кристалла
Среднюю скорость дрейфа электронов определяем, полагая, что за время между ударами
, электроны получают импульс или , следовательно
E - напряженность электрического поля
- длина свободного пробега
m - масса электрона
Отсюда следует:
(*) где (**)
Следствием (*) является то, что вольтамперная характеристика проводника - прямая , где
ХХ
Эксперимент:
-
Исторические опыты Мандельгитама-Панлекси и Толменя-Стюарта свидетельствуют о том, что инерционный ток при торможении металлов действительно наблюдается, отсюда следует экспериментально подтверждается электронный вид проводимости металлов.
-
Лабораторная работа: Определение удельного сопротивления проводника подтверждает, что удельное сопротивление - характеристика проводника (формула **).
-
Работа лабораторного практикума по исследованию вольт-амперной характеристики металлического проводника подтверждает следствие (ХХ).
При таком построении учебного материала отчетливо разграничены исходные опыты и построенная на их основе абстрактная модель, следствие из которой проверяются экспериментально. Переходы от опытов к моделям, от теории к экспериментам совершенно отч6етливы. Система изложения материала имеет последовательно циклический характер.
Такой подход способствует развитию логического мышления учащимися, развитию их творческих способностей в процессе обучения физике.