- Преподавателю
- Физика
- Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность вещества
Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность вещества
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аносова Л.И. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ «СОШ с. Синенькие Саратовского района Саратовской области»
Мастер-класс на РМО учителей физики
по теме «Введение нового понятия» «Плотность вещества».
Учитель физики Аносова Л. И
2014г.
Здравствуйте, ребята, многочисленные гости. Ребята, поприветствуйте гостей. Сегодня у меня и у вас очень необычный фрагмент урока. Тема урока пока никому не известна. Вы выступите в роли исследователей. А вы хотите ее узнать? Тогда в путь.
Сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей.
Как говорил русский поэт А.С.Пушкин: " О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …" Эти стихи помогут вам в научной деятельности. Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: " Одна голова - хорошо, а … - лучше!"
Но прежде, чем приступить к изучению этой темы, помогите мне решить проблемку. Я подумала, а как мне найти массу постамента памятника А, С. Пушкину?
(Взвесить)
Можно ли взвесить постамент?
Как иначе можно определить массу?
Способ все-таки есть, и в конце нашего занятия вы сами определите этот способ. А чтобы его найти, мы сейчас немного по экспериментируем и поразмышляем над нашими опытами.
А теперь в путь
-
Определить массу двух цилиндров одинакового объема и сделать вывод.
вывод: тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.
(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):
V1 = V2; тела изготовлены из разных веществ: m1 m2.
Ребята приходят к выводу: тела сделаны из различных веществ имеющие различное молекулярное строение.
Всё дело в том, что все вещества состоят из частиц (молекул), эти частицы тоже отличаются. Они имеют разный размер, располагаются на разном расстоянии друг от друга. Поэтому в одинаковом объёме может находиться различное количество частиц разного вещества. Что и определяет массу каждого из этих тел. Это значит тело будет тяжелее из того вещества, у которого частицы расположены плотнее друг к другу и в единице объёма будет находиться большее количество частиц. Другими словами, чем плотнее расположены частицы, тем больше масса единицы объёма вещества. Значит вещества отличаются друг от друга плотностями.
-
Определить массу двух тел разного объема и сделать вывод.
вывод: тела, имеющие разные объемы, изготовленные из разных веществ, имеют равные массы.
(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):
V1 V2. тела изготовлены из разных веществ m1 = m2
-
Определить массы и объемы трех тел разного объема, сделать вывод. Попытайтесь найти связь и закономерность между массой и объемом.
(Видимо отношение m/V есть смысл отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику.
Сравните произведение массы и объёма и их частное. Какую закономерность наблюдаем?
Произведения m•V для разных слитков оказываются различными, другое дело отношение m/V - оно оказалось практически одинаковым для всех ситуаций; видимо, отношение m/Vесть смысл отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику. Этой характеристике вещества и дали название
Отвечают уч-ся 4 группы. ПЛОТНОСТЬ.
И ТАК, ТЕМА НАШЕГО УРОКА «Плотность вещества»
И так, чтобы найти плотность вещества, необходимо массу вещества разделить на объём:
!
Физическая величина, численно равная массе вещества в единице объёма,называется плотностью данного вещества.
Можно ли измерять плотность кроме в Чаще применяется
А теперь вернемся к проблеме, поставленной в начале урока.
Как же я могу узнать массу постамента под памятником, если мне известно, что он сделан из бетона. (Решение проблемной ситуации)
Заключительная речь учителя. Я хочу закончить свой урок словами французского философа и идеолога Просвещения Дидро Дени « Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое - проницательному уму, вносящему улучшения.»
Нужно ли что то дополнять? Я просто хочу всем вам сказать, что, если нам удалось ( а я думаю, что все таки удалось ) пополнить поле хотя бы одним источником света , значит в педагогику мы пришли не зря. Желаю успехов в сфере знаний, на поле залитым ярким солнечным светом.