Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность вещества

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ с. Синенькие Саратовского района Саратовской области»





Мастер-класс на РМО учителей физики

по теме «Введение нового понятия» «Плотность вещества».













Учитель физики Аносова Л. И



2014г.

Здравствуйте, ребята, многочисленные гости. Ребята, поприветствуйте гостей. Сегодня у меня и у вас очень необычный фрагмент урока. Тема урока пока никому не известна. Вы выступите в роли исследователей. А вы хотите ее узнать? Тогда в путь.

Сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей.
Как говорил русский поэт А.С.Пушкин: " О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …" Эти стихи помогут вам в научной деятельности. Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Будем помогать друг другу, работая в группах. Недаром народная мудрость гласит: " Одна голова - хорошо, а … - лучше!"

Но прежде, чем приступить к изучению этой темы, помогите мне решить проблемку. Я подумала, а как мне найти массу постамента памятника А, С. Пушкину?

(Взвесить)

Можно ли взвесить постамент?

Как иначе можно определить массу?

Способ все-таки есть, и в конце нашего занятия вы сами определите этот способ. А чтобы его найти, мы сейчас немного по экспериментируем и поразмышляем над нашими опытами.

А теперь в путь

  1. Определить массу двух цилиндров одинакового объема и сделать вывод.

вывод: тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):

V1 = V2; тела изготовлены из разных веществ: m1 Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность веществаm2.

Ребята приходят к выводу: тела сделаны из различных веществ имеющие различное молекулярное строение.

Всё дело в том, что все вещества состоят из частиц (молекул), эти частицы тоже отличаются. Они имеют разный размер, располагаются на разном расстоянии друг от друга. Поэтому в одинаковом объёме может находиться различное количество частиц разного вещества. Что и определяет массу каждого из этих тел. Это значит тело будет тяжелее из того вещества, у которого частицы расположены плотнее друг к другу и в единице объёма будет находиться большее количество частиц. Другими словами, чем плотнее расположены частицы, тем больше масса единицы объёма вещества. Значит вещества отличаются друг от друга плотностями.



  1. Определить массу двух тел разного объема и сделать вывод.

вывод: тела, имеющие разные объемы, изготовленные из разных веществ, имеют равные массы.

(Результаты эксперимента записывают в тетрадь):

V1 Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность веществаV2. тела изготовлены из разных веществ m1 = m2



  1. Определить массы и объемы трех тел разного объема, сделать вывод. Попытайтесь найти связь и закономерность между массой и объемом.

(Видимо отношение m/V есть смысл отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику.


Сравните произведение массы и объёма и их частное. Какую закономерность наблюдаем?

Произведения m•V для разных слитков оказываются различными, другое дело отношение m/V - оно оказалось практически одинаковым для всех ситуаций; видимо, отношение m/Vесть смысл отметить как своеобразный параметр вещества, его характеристику. Этой характеристике вещества и дали название

Отвечают уч-ся 4 группы. ПЛОТНОСТЬ.

И ТАК, ТЕМА НАШЕГО УРОКА «Плотность вещества»

И так, чтобы найти плотность вещества, необходимо массу вещества разделить на объём:

Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность вещества

!

Физическая величина, численно равная массе вещества в единице объёма,называется плотностью данного вещества.

Можно ли измерять плотность кроме Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность веществав Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность веществаЧаще применяется

Мастер-класс на РМО учителей физики введение нового понятия Плотность вещества

А теперь вернемся к проблеме, поставленной в начале урока.

Как же я могу узнать массу постамента под памятником, если мне известно, что он сделан из бетона. (Решение проблемной ситуации)

Заключительная речь учителя. Я хочу закончить свой урок словами французского философа и идеолога Просвещения Дидро Дени « Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое - проницательному уму, вносящему улучшения.»
Нужно ли что то дополнять? Я просто хочу всем вам сказать, что, если нам удалось ( а я думаю, что все таки удалось ) пополнить поле хотя бы одним источником света , значит в педагогику мы пришли не зря. Желаю успехов в сфере знаний, на поле залитым ярким солнечным светом.



© 2010-2022