Календарно-тематическое планирование на учебный год 2014/2015

  Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2014/2015   Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной государственной программы  по  физике для общеобразовательных школ  и авторской учебной программы по физике для основной школы УМК А.В.Перышкина (авторы - Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин). (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.) Вариант: Физика 7 класс                        ...  
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2014/2015

Вариант: Физика 7 класс

Общее количество часов: 68


урока

Тема урока

Кол-во
часов

Содержание урока

Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия)

Домашнее задание и подробности урока для учеников

Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС

Педагогические условия и средства реализации ФГОСа

Предметно - информационная составляющая (знать, понимать)

Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения)

Ценностно - ориентационная составляющая

Раздел 1: раздел 1 - 4 ч

1.

Что изучает физика.

1

Первоначальные сведения о физике как о науке.
демонстрация физических явлений. Введение физических терминов

Презентация. Физические приборы.

п.1-3

Знание физических терминов. различать признаки разных явленей

Объяснять, описывать физические
явления, отличать физические явления
от химических проводить наблюдения физических
явлений, анализировать и классифици
ровать их

Получить понятие о предмете и его роли в познании природы

Беседа

2.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

1

Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений

Линейка, мензурка, секундомер, термометр

п.4-5

Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений


Пользоваться измерительными приборами и определять погрешность измерений приборов.

Умение абстрагировать закономерности, слушать

Демонстрация, беседа, тест.

3.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Урок-практикум

Вода, мензурки, пузырек, колба

повторить п.4

Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений Т.Б.при выполнении Л\Р

Умение формулировать выводы, приводить информацию в табличном виде, эксперименты

Умение формулировать выводы, приводить информацию в табличном виде, эксперименты.

Выполнение практической работы

4

Физика и техника (§ 6)

1

Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду.

П.6

Выделять основные этапы развития
физической науки и называть имена
выдающихся ученых;

- определять место физики как науки,
делать выводы о развитии физической
науки и ее достижениях;

- составлять план презентации

беседа

Раздел 2: - 6 ч

1.

Строение вещества. Молекулы Броуновское движение

1

Представление о молекулах и их размерах

Шарик, фильтр, шар металлический, стакан, пробирки, спиртовка, модели молекул. Презентация к уроку

П.7-9

Анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы по предложенным опытам

Умение проводить наблюдения,
, схематически изображать молекулы
воды и кислорода; определять размер малых тел;

сравнивать размеры молекул разных
веществ: воды, воздуха;

объяснять: основные свойства моле
кул, физические явления на основе знаний о строении вещества

Анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы по предложенным опытам.

Опрос

2.

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел». 1

1

Лабораторная работа «Определение размеров малых тел»

Линейка, дробь, горох, игла

Умение проводить эксперимент, делать выводы, анализировать и изображать результаты а табличном виде

Умение проводить эксперимент, делать выводы, анализировать и изображать результаты а табличном виде.

Работать аккуратно с учетом Т.Б. делать выводы, работать в паре.

3.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.

Духи, пробирки, вода, медный купорос.

п.10

Как происходит диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Практическая значимость диффузии

Умение систематизировать ранее полученные знания, делать выводы из наблюдений, описывать рисунки, составлять тезисы.

Анализировать причины, закономерности протекания диффузии

Демонстрации.

Фронтальный опрос

4.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.

Пластилин, металлическая пластинка.

п.11

Доказательства существования притяжения и отталкивания молекул

Умение планировать и проводить работу, работать с текстом, делать выводы.

Демонстрировать и объяснять примеры проявления этого явления в природе и технике, работать в малых группах.

Демонстрации.

Опрос или тест

5.

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении

1

Изучение нового материала

Мультимедийная установка, шарик, сосуд с поршнем, стеклянные сосуды разной формы.

п.12-13

Различие в расположении и взаимодействие молекул

Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы.

Использовать ранее полученные знания для объяснения явлений, оценивать ответ учащегося

тест Демонстрации.

6.

Повторительно - обобщающее занятие

1

урок зачет по теме главы

Основные понятия изученной темы.

Умение работать с различными источниками информации. владеть диалогическим языком. Отвечать на вопросы

Формировать правильные ответы, анализировать, выделять главное, существенное.

итоговый тест

Раздел 3: 22 ч

1.

Механическое движение.

1

Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения

Шарик, желоб, опора

п.14-15

Определение механического движения, виды движения, единицы пути.

Умение строить умозаключения, анализировать, задавать вопросы

Отличительные признаки равномерного движения, прямолинейного и криволинейного движения.

Фронтальный опрос. беседа Демонстрации.

2.

Скорость. Единицы измерения скорости.

1

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.

Наклонная плоскость, шар, мультимедийная установка

п.16

Формула для расчета скорости движения тела. Графики движения тела, единицы скорости

Умение анализировать и проводить наблюдения, запоминать и прочитанное в сжатом виде

Пользоваться таблицей скоростей, сравнивать скорости различных тел.

Демонстрации Тест

3.

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач

Сборник задач, мультимедийная установка

Упр.3

Формулы скорости, пути и времени. Единицы скорости, пути, времени.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи

Пользоваться калькулятором, таблицами в учебнике, владеть приемами

Демонстрации Тест

4.

Явление инерции.

1

Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач.

Шарик, желоб, песок

п.18

Суть явления инерции

Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализировать его и делать выводы

Отличать явление инерции от других физических процессов, анализировать явления, формировать правильный ответ, обосновывать.

Демонстрации Тест

5.

Взаимодействие тел.

1

Изменение скорости тел при взаимодействии

Презентация к уроку

П.19

Взаимодействие тел - причина изменения их скорости .Явление отдач.

Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

Делать выводы по результату взаимодействия тел

Демонстрации Тест

6.

Масса. Единицы измерения массы.

1

Масса. Масса - мера инертности тела. Инертность - свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Две тележки, пластина, нитка

П.20-21

Понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы, методы измерения массы

Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг;, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность

Пользоваться таблицей в учебнике, работать со справочной литературой

Демонстрации Тест

7.

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Весы, гири, тела.

упр.6(1-4)

Правила взвешивания на рычажных весах

Планировать и проводить опытные обобщения в свободном виде.

Делать обобщения и выводы, понимать смысл работы, взвешивать любые тела.

Демонстрации Тест

8.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1

Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Мензурка, отливной стакан, набор тел, вода.

Правила пользования измерительным цилиндром и мензуркой

Планировать и проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи.

Работать в коллективе и индивидуально, делать умозаключение

9.

Плотность вещества.

1

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния.

Весы, мензурка, тела.

П.22

Понятие плотности, единицы плотности, Формула плотности

Определять плотность вещества; анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м в г/см3; применять знания из курса природоведения, математики, биологии.

Сравнивать плотности различных материалов, пользоваться таблицами

Демонстрации Тест

10.

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».

1

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Формула плотности, соотношение между единицами плотности, массы и объема.

Планировать, проводить опыт. Приводить результаты в табличном виде

Сравнивать полученные значения эксперимента с табличными , владеть навыками самоконтроля

11.

Расчет массы и объема тела по его плотности .

1

Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач.

задачники

Знать расчетные формулы, понимать смысл определений и понятий

Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работать с табличными данными.

Формирование памяти, постро6ние логических цепочек, умение работать в группе

12.

Решение задач 2

1

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

задачники

Знать формулы и понимать практическое их применение

Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач.

Применение знаний на практике

13.

Контрольная работа №1 «Масса тела. Плотность вещества»

1

Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Варианты контрольной работы

Основные формулы и понятия темы.

Умение применять полученные знания при решении задач.

Производить аккуратные записи, выдерживать алгоритм решения задач.

14.

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила - мера взаимодействия тел.

Брусок, опора, шары разного объема.

п.24-25,29

Всемирное тяготение. Сила тяжести - частный случай всемирного тяготения.

Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы. Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.

Наблюдать, сравнивать, объяснять наблюдаемое.

Демонстрации Тест

15.

Сила упругости. Закон Гука.

1

Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия

Динамометр, набор грузов.

п.26

Закон Гука для упругих деформаций. Причина возникновения силы упругости.

Отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; объяснять причины возникновения силы упругости. приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы

Сравнивать, распознавать, различать, аргументировать.

Демонстрации Тест

16.

Вес тела.

1

Вес тела. Вес тела - векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач

Брусок, опора, шары разного объема.

п.26-27

Всемирное тяготение. Сила тяжести - частный случай всемирного тяготения. Определение веса тела. Различие между весом тела силой тяжести. Понятие невесомость и перегрузки

Графически изображать вес тела и точку его приложения; рассчитывать силу тяжести и веса тела

Наблюдать, сравнивать, объяснять наблюдаемое.

Демонстрации Тест

17.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1

. Единица силы

презентация

п.28

знать формулу силы тяжести и веса их выражение через массу

находить связь между силой тяжести и массой тела; определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

уметь объяснять явления связанные с проявлением силы тяжести

Демонстрации Тест

18.

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины

1

Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра.

Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Динамометр, набор грузов

П.30

Устройство и действие динамометра

Градуировать пружину; получать шкалу с заданной ценой деления; измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц; работать в группе.

Делать выводы, формулировать цели, наблюдать

тест

19.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных.

Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач

Брусок, опора, динамометр.

П.31;упр.12

Сила - векторная величина, точка приложения силы, равнодействующая сила.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; рассчитывать равнодействующую двух сил

Работать в малых группах, выполнять четкие, аккуратные рисунки иллюстрации к задачам

Демонстрации Тест

20.

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя

1

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя

Брусок, динамометр, тележка, набор грузов, песок.

п.32-33

Виды сил трения. Причины возникновения силы трения. Зависимость силы трения от веса тела. Роль смазки. Примеры проявления силы трения в природе, быту, технике. Роль трения в технике, борьба с трением

Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы

Сравнивать, распознавать, различать, аргументировать.

Демонстрации Тест

21.

Трение в природе и технике.

1

Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Брусок, динамометр, тележка, набор грузов, песок

П.34

Знать о способах уменьшения и увеличения силы трения

Объяснять влияние силы трения в быту и технике; приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы. Измерять силу трения с помощью динамометра.

Применять знания о силе трения в различных ситуацияхз

Демонстрации Тест

22.

Контрольная работа №2 Взаимодействие силы

1

Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

Варианты контрольной работы

п.23-24

Знать формулы и понимать физический смысл физических величин

Уметь пользоваться формулами, делать умозаключения, математические преобразования

Умение собраться, сосредоточитьсяи применить знания в новых ситуациях

Раздел 4: 23 ч

1.

Давление. Единицы измерения давления.

1

Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач.

Две дощечки, гвоздями, набор груза, мультимедийная установка, презентация по теме

35

Суть понятия давление, единицы давления, зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления.

Приводить примеры, показывающие
зависимость действующей силы от пло
щади опоры;

вычислять давление по известным
массе и объему переводить основные единицы давле
ния в кПа, гПа проводить исследовательский экспе
римент по определению зависимости
давления от действующей силы и де

Обобщать, делать выводы

Демонстрации Тест

2

. Способы уменьшения и увеличения давления

1

Выяснение способов изменения давления в быту и технике

Ножницы, иголки

П.36

зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления.

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

Обобщать, делать выводы

3.

Давление газа

1

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.

Шарик, пипетка, насос, колокол, презентация по данной теме урока.

п.35

Причины возникновения давления газа. Механизм давления газа на стенки сосуда.

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

Работать самостоятельно, анализировать полученный результат. Сравнивать полученный ответ, рассуждать, доказывать

Демонстрации Тест

4.

Закон Паскаля

1

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля

Шар Паскаля

п.38; упр.14

Суть закона Паскаля.

Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково.анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

Приводить примеры, сравнивать, делать выводы. Сравнивать, анализировать, рассуждать, доказывать

Демонстрации Тест

5.

Давление в жидкости и газе.

1

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения.

Решение задач.

презентация

п.39

знать и понимать процессы возникновения давления

Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом параграфа учебника, составлять план проведение опытов

умения рассуждать, делать выводы

Демонстрации Тест

6.

Решение задач.

1

Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Тесты, ЦОР интернета

п.40

Знать суть закона Паскаля.

Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Выдерживать алгоритм решения задач.

7.

Сообщающиеся сосуды.

1

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.

Различные виды сосудов.

п.41

Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости и разных видов жидкостей. Суть понятия сообщающихся сосудов.

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

Приводить примеры области применения сообщающихся сосудов

Демонстрации Тест

8.

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления

Насос, весы, гири, присоски, стеклянный шар.

п.42-43

Причины возникновения атмосферного давления. Суть опыта Торричелли

Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.

Рассуждать, доказывать, приводить примеры

Демонстрации Тест

9.

Измерение атмосферного давления.

1

Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач.

таблица «Опыт Торричелли», барометр-анероид

п.44;

Назначение устройств и принципы действия барометра-анероида.

Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

Добывать знания самостоятельно, работать индивидуально.

Демонстрации

10.

Барометр - анероид.

1

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач.

презентация, барометр анероид

п.45-46;упр.23

Устройство и применение прибора

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии

Иметь представление о атмосфере и её свойствах

Демонстрации Тест

11.

Решение задач

1

Тесты, ЦОР интернета

упр.19-20

Формулы для расчета атмосферного давления.

Умение описывать рисунки, формулу, решать задачи

Формулировать правильные ответы, анализировать.

12.

контрольная работа № 3 «Давление в жидкости и газе».

1

Урок контроля знаний

Варианты контрольных работ

п.45

Основные формулы и понятия темы

Умение применять полученные знания при решении задач

Работать самостоятельно, анализирован полученный результат.

13

Манометры


Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров

П.47

Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; определять давление с помощью манометра;

Демонстрации Тест

14.

Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс..

1

Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач.

Презентация. Модели насоса, пресса.

п.48-49

Действие шлюза, принципиальное устройство пресса. Формулы для расчета выигрыша в силе. знать устройство насоса, понимать принцип его работы

Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника,

Работать самостоятельно с учебником

15.

Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.

1

Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы

Стакан, тело, пружина, набор грузов, мультимедийная установка.

п.48

Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы .Формулу для определения архимедовой силы.

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

Демонстрации Тест

16.

Архимедова сила.

1

Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

Стакан, тело, пружина, набор грузов, мультимедийная установка.

п.51

Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы .Формулу для определения архимедовой силы

Выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда

Умение по наблюдениям делать выводы, применять знания в повседневной жизни.

Демонстрации Тест

17.

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы

1

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Динамометр, стакан, тело, соль

Цель и ход выполнения работы

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе.

Планировать и проводить опыт, обобщать результаты, делать выводы

18.

Плавание тел.

1

Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности.

п.52-53

Условия плавания тел. Суть подъемной силы

Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

Умение работать с учебником выделять главное, представлять в выводах.

19.

Решение задач

1

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

Тесты, ЦОР интернета.

Основные формулы и понятия темы

Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач

Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре. Оценивать ответ товарища

20.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Весы, мензурка, пробирки с песком.

Цель и ход работы. Требования к выполнению работы.

На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе.

Работать в коллективе, делать выводы

21.

Плавание судов.

1

Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач.

Защита проектов

п.53-54

Условия плавания тел. Суть подъемной силы

Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.

Приводить примеры использования плавания тел.

Демонстрации Тест

22.

Решение задач

1

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

Тесты, ЦОР интернета

Основные формулы и понятия темы

Умение применять полученные знания при решении задач.

Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре. Оценивать ответ товарища

23.

Контрольная работа № 4 «Архимедова сила»

1

Урок контроля знаний

Варианты контрольных работ

Основные формулы и понятия темы.

Умение применять полученные знания при решении задач

Работать самостоятельно, анализировать полученный ответ

Раздел 5: 13 ч

1.

Механическая работа.

1

Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач.

Динамометр, брусок. линейка.

П.55

Суть понятия механическая работа. Единицы работы в СИ.

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы

Рассуждать, обобщать, делать выводы.

2.

Мощность.

1

Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.

Секундомер, презентация урока

п.56

Суть понятия мощность Единицы измерения в СИ. Формула мощности

Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы

Приводить примеры, использования техники различной мощности, сравнивать, делать выводы.

3.

Простые механизмы

1

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач.

Штатив, грузы, рычаги, блоки, динамо метр.

п.57-58

Суть понятия простые механизмы, рычаг, плечо силы. Условия равновесия рычага. Правило моментов. Единицы момента силы.

Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи

Сравнивать, анализировать, делать выводы

Демонстрации Тест

4

Момент силы

1

Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.

Штатив, грузы, рычаги, блоки, динамо метр.

П.59

Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел.

Демонстрации Тест

5.

Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа №10

1

Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Рычаг,набор грузов, линейка

(§ 60).

Цель и ход работы. Требования к выполнению лабораторной работы. Правило моментов. Закон равновесия рычага

Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии.

Работать в коллективе, делать выводы. Производить аккуратные записи. Проводить физический эксперимент

Демонстрации

6.

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики.

Решение задач.

Блоки,грузы, динамометр.

п.61-62

Суть понятия подвижный, неподвижный блок.

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

Физика при строительствещзщз…

Демонстрации Тест

7.

Решение задач на применение «золотого правила механики».

1

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

Рычаг, грузы, блоки

упр.31

«Золотое правило» механики. Формулу работы, основные понятия и определения темы.

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач

Объяснять действие механизмов на основе полученных знаний.

8.

Центр тяжести тела

1

Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел

П.63

Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

Демонстрации Тест

9.

Условия равновесия тел

1

Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел.

П.64

Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом, применять на практике знания об условии равновесия тел.

10.

Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа №11 «Определение КПД наклонной плоскости».

1

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Наклонная плоскость, брусок, грузы, динамометр, линейка.

П.66

Суть понятия КПД, полезная и полная работа.

Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе

Работать в коллективе, делать выводы. Производить аккуратные записи. Проводить физический эксперимент

11.

Потенциальная и кинетическая энергии

1

Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия.

Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач

Желоб, шарик, брусок, тележка, маятник, часы, презентация урока.

П.67

Суть понятия кинетическая энергия.

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом параграфа учебника

Наблюдать, делать умозаключения.

Демонстрации Тест

12.

Превращение одного вида энергии в другой

1

Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач

Желоб, шарик, брусок, тележка, маятник, часы, презентация урока.

Суть понятия полная механическая энергия, закон сохранения полной механической энергии.

Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом

Наблюдать, делать умозаключения.

Демонстрации Тест

13.

Контрольная работа №5 «Работа и мощность .Энергия.»

1

Урок контроля знаний

Варианты контрольных работ

Основные формулы и понятия темы.

Умение применять полученные знания при решении задач

Рассуждать, анализировать. делать выводы, формировать правильные ответы.



© 2010-2022