- Преподавателю
- Физика
- Календарно-тематическое планирование на учебный год 2014/2015
Календарно-тематическое планирование на учебный год 2014/2015
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вялых А.Т. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2014/2015
Вариант: Физика 7 класс
Общее количество часов: 68
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Содержание урока
Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия)
Домашнее задание и подробности урока для учеников
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС
Педагогические условия и средства реализации ФГОСа
Предметно - информационная составляющая (знать, понимать)
Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения)
Ценностно - ориентационная составляющая
Раздел 1: раздел 1 - 4 ч
1.
Что изучает физика.
1
Первоначальные сведения о физике как о науке.
демонстрация физических явлений. Введение физических терминов
Презентация. Физические приборы.
п.1-3
Знание физических терминов. различать признаки разных явленей
Объяснять, описывать физические
явления, отличать физические явления
от химических проводить наблюдения физических
явлений, анализировать и классифици
ровать их
Получить понятие о предмете и его роли в познании природы
Беседа
2.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.
1
Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений
Линейка, мензурка, секундомер, термометр
п.4-5
Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений
Пользоваться измерительными приборами и определять погрешность измерений приборов.
Умение абстрагировать закономерности, слушать
Демонстрация, беседа, тест.
3.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».
1
Урок-практикум
Вода, мензурки, пузырек, колба
повторить п.4
Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений Т.Б.при выполнении Л\Р
Умение формулировать выводы, приводить информацию в табличном виде, эксперименты
Умение формулировать выводы, приводить информацию в табличном виде, эксперименты.
Выполнение практической работы
4
Физика и техника (§ 6)
1
Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду.
П.6
Выделять основные этапы развития
физической науки и называть имена
выдающихся ученых;
- определять место физики как науки,
делать выводы о развитии физической
науки и ее достижениях;
- составлять план презентации
беседа
Раздел 2: - 6 ч
1.
Строение вещества. Молекулы Броуновское движение
1
Представление о молекулах и их размерах
Шарик, фильтр, шар металлический, стакан, пробирки, спиртовка, модели молекул. Презентация к уроку
П.7-9
Анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы по предложенным опытам
Умение проводить наблюдения,
, схематически изображать молекулы
воды и кислорода; определять размер малых тел;
сравнивать размеры молекул разных
веществ: воды, воздуха;
объяснять: основные свойства моле
кул, физические явления на основе знаний о строении вещества
Анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы по предложенным опытам.
Опрос
2.
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел». 1
1
Лабораторная работа «Определение размеров малых тел»
Линейка, дробь, горох, игла
Умение проводить эксперимент, делать выводы, анализировать и изображать результаты а табличном виде
Умение проводить эксперимент, делать выводы, анализировать и изображать результаты а табличном виде.
Работать аккуратно с учетом Т.Б. делать выводы, работать в паре.
3.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
1
Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.
Духи, пробирки, вода, медный купорос.
п.10
Как происходит диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Практическая значимость диффузии
Умение систематизировать ранее полученные знания, делать выводы из наблюдений, описывать рисунки, составлять тезисы.
Анализировать причины, закономерности протекания диффузии
Демонстрации.
Фронтальный опрос
4.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1
Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.
Пластилин, металлическая пластинка.
п.11
Доказательства существования притяжения и отталкивания молекул
Умение планировать и проводить работу, работать с текстом, делать выводы.
Демонстрировать и объяснять примеры проявления этого явления в природе и технике, работать в малых группах.
Демонстрации.
Опрос или тест
5.
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении
1
Изучение нового материала
Мультимедийная установка, шарик, сосуд с поршнем, стеклянные сосуды разной формы.
п.12-13
Различие в расположении и взаимодействие молекул
Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы.
Использовать ранее полученные знания для объяснения явлений, оценивать ответ учащегося
тест Демонстрации.
6.
Повторительно - обобщающее занятие
1
урок зачет по теме главы
Основные понятия изученной темы.
Умение работать с различными источниками информации. владеть диалогическим языком. Отвечать на вопросы
Формировать правильные ответы, анализировать, выделять главное, существенное.
итоговый тест
Раздел 3: 22 ч
1.
Механическое движение.
1
Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения
Шарик, желоб, опора
п.14-15
Определение механического движения, виды движения, единицы пути.
Умение строить умозаключения, анализировать, задавать вопросы
Отличительные признаки равномерного движения, прямолинейного и криволинейного движения.
Фронтальный опрос. беседа Демонстрации.
2.
Скорость. Единицы измерения скорости.
1
Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.
Наклонная плоскость, шар, мультимедийная установка
п.16
Формула для расчета скорости движения тела. Графики движения тела, единицы скорости
Умение анализировать и проводить наблюдения, запоминать и прочитанное в сжатом виде
Пользоваться таблицей скоростей, сравнивать скорости различных тел.
Демонстрации Тест
3.
Расчет пути и времени движения. Решение задач.
1
Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач
Сборник задач, мультимедийная установка
Упр.3
Формулы скорости, пути и времени. Единицы скорости, пути, времени.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи
Пользоваться калькулятором, таблицами в учебнике, владеть приемами
Демонстрации Тест
4.
Явление инерции.
1
Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач.
Шарик, желоб, песок
п.18
Суть явления инерции
Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализировать его и делать выводы
Отличать явление инерции от других физических процессов, анализировать явления, формировать правильный ответ, обосновывать.
Демонстрации Тест
5.
Взаимодействие тел.
1
Изменение скорости тел при взаимодействии
Презентация к уроку
П.19
Взаимодействие тел - причина изменения их скорости .Явление отдач.
Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы
Делать выводы по результату взаимодействия тел
Демонстрации Тест
6.
Масса. Единицы измерения массы.
1
Масса. Масса - мера инертности тела. Инертность - свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.
Две тележки, пластина, нитка
П.20-21
Понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы, методы измерения массы
Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг;, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность
Пользоваться таблицей в учебнике, работать со справочной литературой
Демонстрации Тест
7.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Весы, гири, тела.
упр.6(1-4)
Правила взвешивания на рычажных весах
Планировать и проводить опытные обобщения в свободном виде.
Делать обобщения и выводы, понимать смысл работы, взвешивать любые тела.
Демонстрации Тест
8.
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
1
Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
Мензурка, отливной стакан, набор тел, вода.
Правила пользования измерительным цилиндром и мензуркой
Планировать и проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи.
Работать в коллективе и индивидуально, делать умозаключение
9.
Плотность вещества.
1
Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния.
Весы, мензурка, тела.
П.22
Понятие плотности, единицы плотности, Формула плотности
Определять плотность вещества; анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м в г/см3; применять знания из курса природоведения, математики, биологии.
Сравнивать плотности различных материалов, пользоваться таблицами
Демонстрации Тест
10.
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».
1
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
Формула плотности, соотношение между единицами плотности, массы и объема.
Планировать, проводить опыт. Приводить результаты в табличном виде
Сравнивать полученные значения эксперимента с табличными , владеть навыками самоконтроля
11.
Расчет массы и объема тела по его плотности .
1
Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач.
задачники
Знать расчетные формулы, понимать смысл определений и понятий
Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работать с табличными данными.
Формирование памяти, постро6ние логических цепочек, умение работать в группе
12.
Решение задач 2
1
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
задачники
Знать формулы и понимать практическое их применение
Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач.
Применение знаний на практике
13.
Контрольная работа №1 «Масса тела. Плотность вещества»
1
Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
Варианты контрольной работы
Основные формулы и понятия темы.
Умение применять полученные знания при решении задач.
Производить аккуратные записи, выдерживать алгоритм решения задач.
14.
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
1
Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила - мера взаимодействия тел.
Брусок, опора, шары разного объема.
п.24-25,29
Всемирное тяготение. Сила тяжести - частный случай всемирного тяготения.
Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы. Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.
Наблюдать, сравнивать, объяснять наблюдаемое.
Демонстрации Тест
15.
Сила упругости. Закон Гука.
1
Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия
Динамометр, набор грузов.
п.26
Закон Гука для упругих деформаций. Причина возникновения силы упругости.
Отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; объяснять причины возникновения силы упругости. приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы
Сравнивать, распознавать, различать, аргументировать.
Демонстрации Тест
16.
Вес тела.
1
Вес тела. Вес тела - векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач
Брусок, опора, шары разного объема.
п.26-27
Всемирное тяготение. Сила тяжести - частный случай всемирного тяготения. Определение веса тела. Различие между весом тела силой тяжести. Понятие невесомость и перегрузки
Графически изображать вес тела и точку его приложения; рассчитывать силу тяжести и веса тела
Наблюдать, сравнивать, объяснять наблюдаемое.
Демонстрации Тест
17.
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела
1
. Единица силы
презентация
п.28
знать формулу силы тяжести и веса их выражение через массу
находить связь между силой тяжести и массой тела; определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести
уметь объяснять явления связанные с проявлением силы тяжести
Демонстрации Тест
18.
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины
1
Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра.
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Динамометр, набор грузов
П.30
Устройство и действие динамометра
Градуировать пружину; получать шкалу с заданной ценой деления; измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц; работать в группе.
Делать выводы, формулировать цели, наблюдать
тест
19.
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
1
Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных.
Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач
Брусок, опора, динамометр.
П.31;упр.12
Сила - векторная величина, точка приложения силы, равнодействующая сила.
Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; рассчитывать равнодействующую двух сил
Работать в малых группах, выполнять четкие, аккуратные рисунки иллюстрации к задачам
Демонстрации Тест
20.
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя
1
Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя
Брусок, динамометр, тележка, набор грузов, песок.
п.32-33
Виды сил трения. Причины возникновения силы трения. Зависимость силы трения от веса тела. Роль смазки. Примеры проявления силы трения в природе, быту, технике. Роль трения в технике, борьба с трением
Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы
Сравнивать, распознавать, различать, аргументировать.
Демонстрации Тест
21.
Трение в природе и технике.
1
Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Брусок, динамометр, тележка, набор грузов, песок
П.34
Знать о способах уменьшения и увеличения силы трения
Объяснять влияние силы трения в быту и технике; приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы. Измерять силу трения с помощью динамометра.
Применять знания о силе трения в различных ситуацияхз
Демонстрации Тест
22.
Контрольная работа №2 Взаимодействие силы
1
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»
Варианты контрольной работы
п.23-24
Знать формулы и понимать физический смысл физических величин
Уметь пользоваться формулами, делать умозаключения, математические преобразования
Умение собраться, сосредоточитьсяи применить знания в новых ситуациях
Раздел 4: 23 ч
1.
Давление. Единицы измерения давления.
1
Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач.
Две дощечки, гвоздями, набор груза, мультимедийная установка, презентация по теме
35
Суть понятия давление, единицы давления, зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления.
Приводить примеры, показывающие
зависимость действующей силы от пло
щади опоры;
вычислять давление по известным
массе и объему переводить основные единицы давле
ния в кПа, гПа проводить исследовательский экспе
римент по определению зависимости
давления от действующей силы и де
Обобщать, делать выводы
Демонстрации Тест
2
. Способы уменьшения и увеличения давления
1
Выяснение способов изменения давления в быту и технике
Ножницы, иголки
П.36
зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления.
Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы
Обобщать, делать выводы
3.
Давление газа
1
Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.
Шарик, пипетка, насос, колокол, презентация по данной теме урока.
п.35
Причины возникновения давления газа. Механизм давления газа на стенки сосуда.
Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы
Работать самостоятельно, анализировать полученный результат. Сравнивать полученный ответ, рассуждать, доказывать
Демонстрации Тест
4.
Закон Паскаля
1
Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля
Шар Паскаля
п.38; упр.14
Суть закона Паскаля.
Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково.анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты
Приводить примеры, сравнивать, делать выводы. Сравнивать, анализировать, рассуждать, доказывать
Демонстрации Тест
5.
Давление в жидкости и газе.
1
Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения.
Решение задач.
презентация
п.39
знать и понимать процессы возникновения давления
Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом параграфа учебника, составлять план проведение опытов
умения рассуждать, делать выводы
Демонстрации Тест
6.
Решение задач.
1
Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»
Тесты, ЦОР интернета
п.40
Знать суть закона Паскаля.
Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Выдерживать алгоритм решения задач.
7.
Сообщающиеся сосуды.
1
Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.
Различные виды сосудов.
п.41
Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости и разных видов жидкостей. Суть понятия сообщающихся сосудов.
Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы
Приводить примеры области применения сообщающихся сосудов
Демонстрации Тест
8.
Вес воздуха. Атмосферное давление.
1
Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления
Насос, весы, гири, присоски, стеклянный шар.
п.42-43
Причины возникновения атмосферного давления. Суть опыта Торричелли
Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.
Рассуждать, доказывать, приводить примеры
Демонстрации Тест
9.
Измерение атмосферного давления.
1
Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач.
таблица «Опыт Торричелли», барометр-анероид
п.44;
Назначение устройств и принципы действия барометра-анероида.
Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы
Добывать знания самостоятельно, работать индивидуально.
Демонстрации
10.
Барометр - анероид.
1
Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач.
презентация, барометр анероид
п.45-46;упр.23
Устройство и применение прибора
Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии
Иметь представление о атмосфере и её свойствах
Демонстрации Тест
11.
Решение задач
1
Тесты, ЦОР интернета
упр.19-20
Формулы для расчета атмосферного давления.
Умение описывать рисунки, формулу, решать задачи
Формулировать правильные ответы, анализировать.
12.
контрольная работа № 3 «Давление в жидкости и газе».
1
Урок контроля знаний
Варианты контрольных работ
п.45
Основные формулы и понятия темы
Умение применять полученные знания при решении задач
Работать самостоятельно, анализирован полученный результат.
13
Манометры
Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров
П.47
Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; определять давление с помощью манометра;
Демонстрации Тест
14.
Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс..
1
Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач.
Презентация. Модели насоса, пресса.
п.48-49
Действие шлюза, принципиальное устройство пресса. Формулы для расчета выигрыша в силе. знать устройство насоса, понимать принцип его работы
Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника,
Работать самостоятельно с учебником
15.
Действие жидкостей и газов на погруженное в них тело.
1
Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы
Стакан, тело, пружина, набор грузов, мультимедийная установка.
п.48
Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы .Формулу для определения архимедовой силы.
Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике
Демонстрации Тест
16.
Архимедова сила.
1
Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.
Стакан, тело, пружина, набор грузов, мультимедийная установка.
п.51
Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы .Формулу для определения архимедовой силы
Выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда
Умение по наблюдениям делать выводы, применять знания в повседневной жизни.
Демонстрации Тест
17.
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы
1
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Динамометр, стакан, тело, соль
Цель и ход выполнения работы
Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе.
Планировать и проводить опыт, обобщать результаты, делать выводы
18.
Плавание тел.
1
Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности.
п.52-53
Условия плавания тел. Суть подъемной силы
Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел
Умение работать с учебником выделять главное, представлять в выводах.
19.
Решение задач
1
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»
Тесты, ЦОР интернета.
Основные формулы и понятия темы
Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач
Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре. Оценивать ответ товарища
20.
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
1
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Весы, мензурка, пробирки с песком.
Цель и ход работы. Требования к выполнению работы.
На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе.
Работать в коллективе, делать выводы
21.
Плавание судов.
1
Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач.
Защита проектов
п.53-54
Условия плавания тел. Суть подъемной силы
Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.
Приводить примеры использования плавания тел.
Демонстрации Тест
22.
Решение задач
1
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»
Тесты, ЦОР интернета
Основные формулы и понятия темы
Умение применять полученные знания при решении задач.
Наблюдать, рассуждать, делать выводы. Работать в паре. Оценивать ответ товарища
23.
Контрольная работа № 4 «Архимедова сила»
1
Урок контроля знаний
Варианты контрольных работ
Основные формулы и понятия темы.
Умение применять полученные знания при решении задач
Работать самостоятельно, анализировать полученный ответ
Раздел 5: 13 ч
1.
Механическая работа.
1
Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач.
Динамометр, брусок. линейка.
П.55
Суть понятия механическая работа. Единицы работы в СИ.
Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы
Рассуждать, обобщать, делать выводы.
2.
Мощность.
1
Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.
Секундомер, презентация урока
п.56
Суть понятия мощность Единицы измерения в СИ. Формула мощности
Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы
Приводить примеры, использования техники различной мощности, сравнивать, делать выводы.
3.
Простые механизмы
1
Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач.
Штатив, грузы, рычаги, блоки, динамо метр.
п.57-58
Суть понятия простые механизмы, рычаг, плечо силы. Условия равновесия рычага. Правило моментов. Единицы момента силы.
Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи
Сравнивать, анализировать, делать выводы
Демонстрации Тест
4
Момент силы
1
Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.
Штатив, грузы, рычаги, блоки, динамо метр.
П.59
Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел.
Демонстрации Тест
5.
Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа №10
1
Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Рычаг,набор грузов, линейка
(§ 60).
Цель и ход работы. Требования к выполнению лабораторной работы. Правило моментов. Закон равновесия рычага
Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии.
Работать в коллективе, делать выводы. Производить аккуратные записи. Проводить физический эксперимент
Демонстрации
6.
Блоки. «Золотое правило» механики.
1
Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики.
Решение задач.
Блоки,грузы, динамометр.
п.61-62
Суть понятия подвижный, неподвижный блок.
Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы
Физика при строительствещзщз…
Демонстрации Тест
7.
Решение задач на применение «золотого правила механики».
1
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»
Рычаг, грузы, блоки
упр.31
«Золотое правило» механики. Формулу работы, основные понятия и определения темы.
Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач
Объяснять действие механизмов на основе полученных знаний.
8.
Центр тяжести тела
1
Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел
П.63
Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы
Демонстрации Тест
9.
Условия равновесия тел
1
Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел.
П.64
Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом, применять на практике знания об условии равновесия тел.
10.
Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа №11 «Определение КПД наклонной плоскости».
1
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Наклонная плоскость, брусок, грузы, динамометр, линейка.
П.66
Суть понятия КПД, полезная и полная работа.
Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе
Работать в коллективе, делать выводы. Производить аккуратные записи. Проводить физический эксперимент
11.
Потенциальная и кинетическая энергии
1
Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия.
Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач
Желоб, шарик, брусок, тележка, маятник, часы, презентация урока.
П.67
Суть понятия кинетическая энергия.
Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом параграфа учебника
Наблюдать, делать умозаключения.
Демонстрации Тест
12.
Превращение одного вида энергии в другой
1
Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач
Желоб, шарик, брусок, тележка, маятник, часы, презентация урока.
Суть понятия полная механическая энергия, закон сохранения полной механической энергии.
Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом
Наблюдать, делать умозаключения.
Демонстрации Тест
13.
Контрольная работа №5 «Работа и мощность .Энергия.»
1
Урок контроля знаний
Варианты контрольных работ
Основные формулы и понятия темы.
Умение применять полученные знания при решении задач
Рассуждать, анализировать. делать выводы, формировать правильные ответы.