Методические материалы Программа самообразования учителя физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

Гуримской Светланы Борисовны,

учителя физики

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 6» Г. ВОРКУТЫ


Тема самообразования:

«Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике»

Актуальность темы:

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.

Развитие современного образования может осуществляться только посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Информатизация системы образования является одной из актуальных задач модернизации образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. Информационно-коммуникационный ресурс включает электронные учебники, электронные энциклопедии, ресурсы Internet-сети, творческие (проектные) работы учащихся, перенесенные на электронный носитель, электронные образовательные ресурсы.

Без применения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого образовательного учреждения. Каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для того чтобы новые средства стали доступны и востребованы, необходимо обучиться навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать себя на использование ИКТ и компетентностного подхода в учебном процессе. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока - организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;

  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

  • Многообразие подходов и точек зрения;

  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание - древняя китайская мудрость: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации - все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

  • владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

  • работать с мультимедийными программами, электронными учебниками;

  • знать основы работы Internet, стать для учащихся проводником в освоении сети- Internet и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Цель:

Повышение качества образования через применение компетентностного подхода в преподавании физики и как следствие, повышение качества образования по физике.

Задачи:

  • планировать учебно-воспитательный процесс обучения с учетом конкретных условий данного образовательного учреждения;

  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

  • формировать интерес учащихся к предмету «физика»;

  • организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

  • выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами, администрацией гимназии;

  • учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

  • аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Этапы работы:

I - 2012-2013 учебный год - ознакомительный

II - 2013-2014 учебный год - внедренческий

III - 2014 -2015 учебный год - аналитический

2012-2013 учебный год - ознакомительный

2013-2014 учебный год - внедренческий

2014-2015 учебный год - аналитический

Профессиональное направление

Ознакомление с современными исследованиями ученых в области применения ИКТ и компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Знакомство с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками.

Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.

Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Применение новых УМК на уроках физики с использованием ИКТ.

Изучение новых образовательных технологий, в том числе, компетентностного подхода как условия повышения качества образования по физике.

Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ и компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме.

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом применения ИКТ.

Самоанализ своей профессиональной деятельности.

Организация внеклассной деятельности по предмету с применением компетентностного подхода.

Анализ применения новых образовательных технологий, в том числе, компетентностного подхода.

Своевременное повышение квалификации по проблематике применения компетентностного подхода.

Анализ участия в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме.

Посещение уроков коллег, участие в обмене опытом и анализ применения компетентностного подхода.

Организация и анализ урочной и внеклассной деятельности с применением компетентностного подхода.

Методическое направление

Знакомство с новыми педагогическими технологиями, в т.ч. ИКТ и компетентностного подхода, формами, методами и приемами обучения через предметные издания.

Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков с применением компетентностного подхода в преподавании физики. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы, использование возможностей Internet.

Продолжение изучения компьютерных программ.

Обобщение педагогического опыта по применению компетентностного подхода на педагогических советах, конференциях, семинарах, заседаниях МО и ГМО.

Разработка и внедрение разных формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм оценивания, например, «портфолио».

Проектирование личной методической web-страницы.

Создание пакета бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

Прохождение курсов повышения квалификации по проблеме использования ИКТ и компетентностного подхода в преподавании физики..

Анализ деятельности по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Охрана здоровья

Своевременное обновление инструкций по ТБ при работе с мультимедийной аппаратурой, во время проведения экскурсий.

Знакомство с документами СанПин в области использования компьютерной техники на уроках.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение качества образования и преподаваемого предмета.

  2. Повышение мотивации учащихся к предмету (участие в различного уровня, конкурсах, исследовательской деятельности).

  3. Создание банка данных творческих проектов учащихся с использованием компетентностного подхода..

  4. Разработка и проведение уроков с применением ИКТ.

  5. Обобщение педагогического опыта (доклады, выступления по теме самообразования, участие в конкурсах).

  6. Создание личной методической web-страницы.

Форма отчета по проделанной работе:

Обобщение опыта работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методических объединений учителей изобразительного искусства гимназии и города.

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом гимназии.

Участие в конференциях и семинарах различного уровня.

Публикация статей по теме самообразования.

© 2010-2022