- Преподавателю
- Физика
- Методические материалы Программа самообразования учителя физики
Методические материалы Программа самообразования учителя физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуримская С.Б. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
Гуримской Светланы Борисовны,
учителя физики
МОУ «ГИМНАЗИЯ № 6» Г. ВОРКУТЫ
Тема самообразования:
«Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике»
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Развитие современного образования может осуществляться только посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Информатизация системы образования является одной из актуальных задач модернизации образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии - это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. Информационно-коммуникационный ресурс включает электронные учебники, электронные энциклопедии, ресурсы Internet-сети, творческие (проектные) работы учащихся, перенесенные на электронный носитель, электронные образовательные ресурсы.
Без применения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого образовательного учреждения. Каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Для того чтобы новые средства стали доступны и востребованы, необходимо обучиться навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать себя на использование ИКТ и компетентностного подхода в учебном процессе. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока - организовать продуктивную деятельность.
Основные характеристики творческого урока:
-
Исследовательский метод и вид деятельности;
-
Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
-
Многообразие подходов и точек зрения;
-
Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
-
Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание - древняя китайская мудрость: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации - все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
-
владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
-
работать с мультимедийными программами, электронными учебниками;
-
знать основы работы Internet, стать для учащихся проводником в освоении сети- Internet и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.
Цель:
Повышение качества образования через применение компетентностного подхода в преподавании физики и как следствие, повышение качества образования по физике.
Задачи:
-
планировать учебно-воспитательный процесс обучения с учетом конкретных условий данного образовательного учреждения;
-
творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
-
формировать интерес учащихся к предмету «физика»;
-
организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
-
выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
-
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами, администрацией гимназии;
-
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
-
аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Этапы работы:
I - 2012-2013 учебный год - ознакомительный
II - 2013-2014 учебный год - внедренческий
III - 2014 -2015 учебный год - аналитический
2012-2013 учебный год - ознакомительный
2013-2014 учебный год - внедренческий
2014-2015 учебный год - аналитический
Профессиональное направление
Ознакомление с современными исследованиями ученых в области применения ИКТ и компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Знакомство с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками.
Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.
Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Применение новых УМК на уроках физики с использованием ИКТ.
Изучение новых образовательных технологий, в том числе, компетентностного подхода как условия повышения качества образования по физике.
Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ и компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме.
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом применения ИКТ.
Самоанализ своей профессиональной деятельности.
Организация внеклассной деятельности по предмету с применением компетентностного подхода.
Анализ применения новых образовательных технологий, в том числе, компетентностного подхода.
Своевременное повышение квалификации по проблематике применения компетентностного подхода.
Анализ участия в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме.
Посещение уроков коллег, участие в обмене опытом и анализ применения компетентностного подхода.
Организация и анализ урочной и внеклассной деятельности с применением компетентностного подхода.
Методическое направление
Знакомство с новыми педагогическими технологиями, в т.ч. ИКТ и компетентностного подхода, формами, методами и приемами обучения через предметные издания.
Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков с применением компетентностного подхода в преподавании физики. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы, использование возможностей Internet.
Продолжение изучения компьютерных программ.
Обобщение педагогического опыта по применению компетентностного подхода на педагогических советах, конференциях, семинарах, заседаниях МО и ГМО.
Разработка и внедрение разных формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм оценивания, например, «портфолио».
Проектирование личной методической web-страницы.
Создание пакета бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
Прохождение курсов повышения квалификации по проблеме использования ИКТ и компетентностного подхода в преподавании физики..
Анализ деятельности по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Охрана здоровья
Своевременное обновление инструкций по ТБ при работе с мультимедийной аппаратурой, во время проведения экскурсий.
Знакомство с документами СанПин в области использования компьютерной техники на уроках.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Предполагаемый результат:
-
Повышение качества образования и преподаваемого предмета.
-
Повышение мотивации учащихся к предмету (участие в различного уровня, конкурсах, исследовательской деятельности).
-
Создание банка данных творческих проектов учащихся с использованием компетентностного подхода..
-
Разработка и проведение уроков с применением ИКТ.
-
Обобщение педагогического опыта (доклады, выступления по теме самообразования, участие в конкурсах).
-
Создание личной методической web-страницы.
Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методических объединений учителей изобразительного искусства гимназии и города.
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом гимназии.
Участие в конференциях и семинарах различного уровня.
Публикация статей по теме самообразования.