- Преподавателю
- Физика
- Урок Вынужденные колебания. Резонанс
Урок Вынужденные колебания. Резонанс
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мицукова Г.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ФИЗИКА 11 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ. РЕЗОНАНС.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Сформировать представление о вынужденных колебаниях, дать понятие "резонанс".
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: продолжить экологическое воспитание на уроках, развивать умение обосновано отстаивать свою точку зрения.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: развивать способности сравнивать и анализировать явления на примере свободных и вынужденных колебаний, показать значение резонанса в окружающих явлениях.
ПЛАН УРОКА:
1. Актуализация опорных знаний, постановка целей и задач урока.
Повторение пройденного:
1 ряд - задачи, аналогичные домашним (два человека у доски)
Материальная точка m = 0,1 кг колеблется с частотой 10 Гц и амплитудой 0,5 м
1 вариант: найти зависимость кинетической энергии от времени
2 вариант: найти зависимость потенциальной энергии от времени
2 ряд - учебник Г. Я. Мякишев стр. 68 №5
3 ряд - физический диктант:
-
материальная точка колеблется по закону: x = 0,02 cos 10 п t
найти: x max, w, T, v.
б) уравнение колебаний имеет вид: x = 0,5 sin п t,
вычислить первую и вторую производные, найти амплитуду скорости и
ускорения.
в) гармоническими колебаниями называют......
г) написать формулу периода колебаний математического маятника.
д) при какой фазе колебания значение координаты равно половине
амплитуды?
2. Пояснение нового материала.
Д/з: §16 стр. 68 (3,1)
а) Для создания исходной проблемной ситуации, рассказать о случае в Минском университете при запуске генератора.
б) Опыт с шариком:
Четыре шарика висят на нитях длиной , ,, . =
Вопрос: почему при колебании четвертого шарика сильнее всего начинает колебаться первый?
Явление быстрого нарастания амплитуды вынужденных колебаний системы при приближении частоты вынужденной силы к собственной частоте колебательной системы называется резонансом.
в) Роль резонанса в жизни и технике. Экологические проблемы борьбы с резонансом.
3. Закрепление:
а) ответить на вопросы стр. 65 А1-А3
б) решить на доске задачу:
С какой скоростью должен ехать поезд, чтобы пружинный маятник, висящий в вагоне, имел при колебаниях наибольшую амплитуду. Масса маятника 2,3 кг, жесткость пружины 40 Н/м, расстояние между стыками рельсов 30 м.
в) предложить ученикам дома найти примеры резонанса, положительные и отрицательные его стороны.