Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме: Сила трения

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме: Сила тренияТехнологическая карта урока по физике в 7 классе по теме: Сила трения

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме: « Сила трения»

Курочкиной Людмилы Геннадьевны учителя математики и физики муниципального общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы села Прокудино Аткарского района Саратовской области.





Автор: Курочкина Людмила Геннадьевна

Полное название образовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа села Прокудино Аткарского района, Саратовской области.

Предмет: физика

Тема: «Сила трения»

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: Перышкин А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2013 г.

Время реализации занятия: 45 мин.

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с видами трения, различиями полезного и вредного влияния силы трения

Задачи урока:

в предметном направлении (образовательные) - изучить природу сил трения, причины их возникновения путем экспериментальных исследований, рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения, выяснить значение силы трения в жизни человека; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы;

в метапредметном направлении (развивающие) - развивать интеллектуальные (умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы;

в личностном направлении (воспитывающие) - показать значение эксперимента в получении новых знаний, воспитывать интерес к физике и культуру поведения в учебном процессе; развивать исследовательские навыки.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока:

  • урок-исследование;

Оборудование: металлический шарик, песок, набор грузов, динамометры, карандаши, бруски деревянные, книги, стёклянные пластинки для опытов, пипетки, небольшой сосуд с водой, небольшой сосуд с вязкой жидкостью (маслом), шарик на нити, детская машинка; ткань, шерстяная ткань, мультимедийное оборудование с выходом в сеть Интернет.





План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Самоопределение к деятельности

5 мин

Актуализация опорных знаний

5 мин

Новые знания

20 мин

Первичная проверка знаний

13 мин

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание

2 мин

















Технологическая карта урока

Этап урока, время

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(5 мин)

Приветствие:

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех вас видеть на уроке и каждому желаю хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра и творческих успехов.

Когда мы улыбаемся,

Мы самоисцеляемся.

И силой наполняется,

Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души, соприкоснемся с великой тайной.

Эйнштейн сказал: «Самое прекрасное и глубокое из достигнутых чувств - это ощущение тайны, ибо в нем - источник истинной науки».

Итак, мы с вами погружаемся в таинственный и загадочный мир физики - науки о природе.

Вспомним слова Федора Ивановича Тютчева

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении лю бого явления мы учимся этому языку.

Учитель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Наш урок начнем с загадки:

Отгадайте о чем эта загадка.

«Что будет три, три, три?». (дырка). Слайд

Как вы думаете, о чем это загадка? (о трении).
2- загадка

Против лома нет приёма, Слайд

Если только другой лом.

Мерой действия приёма

Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается,

А как же называется?

Обучающиеся: Это - сила!

Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему: "Взаимодействия тел", где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной силой-силой трения.

- Какова будет тема нашего урока?

Озвучивание темы урока: «Сила трения»

Показ слайда «Сила трения»

Тема сегодняшнего урока знакома вам с детства. И сейчас мы окунёмся в мир детства, внимание на экран.

Показ мультфильмов.

Что общего и различного между фрагментами мультфильмов?

Проводятся демонстрационные эксперименты:

- Вывели маятник (шарик на нити) из положения равновесия. Он совершил несколько колебаний и остановился.

- Толкнули шарик на столе. Он покатился и остановился

Вопросы

- Какая сила заставила эти тела остановиться?

- Почему мы катаемся на санках по снежной горке, а не по песчаной? Почему идем на лыжах по заснеженной дороге, а не по асфальтовой?

- Как можно назвать силу, которая возникает между трущимися поверхностями?

- Как называется сила трения, которая возникает тогда, когда одно тело катится по поверхности другого (демонстрация шарика, который катится по поверхности стола)?

- Как называется сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого (демонстрация скользящего бруска по поверхности гладкой поверхности)?

- Как называется сила трения, способствующая тяжелым предметам, оставаться в покое?

Чтобы вы хотели узнать изучив тему урока?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы, эксперименты





Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы















Ответы детей







Предполагаемые ответы детей: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.





Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

2

Актуализация опорных знаний

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

(5мин)

Учитель: С начала необходимо повторить полученные знания по теме.

Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы:

Вопросы

1. Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

А) Силы упругости;

Б) силы тяжести;

В) веса тела.

2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

А) ≈ 5 Н; Б) ≈ 0,5 Н; В) ≈ 50 Н.

3. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н?

А) ≈120 кг; Б) ≈12 кг; В) ≈60 кг.

4. Сила, возникающая в результате деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется:

А) силой упругости;

Б) силой тяжести;

В) весом тела.

5. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?

А) ≈ 800 Н; Б) ≈700 Н; В) ≈900 Н.

6. Сила тяги стартующей вертикально вверх ракеты равна 400 кН, а сила тяжести, действующая на ракету, 100 кН. Определите равнодействующую этих сил.

А) 400 кН; Б) 500 кН; В) 300 кН.

Ответы:

1Б; 2А; 3Б; 4А; 5В; 6В.

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Показывает слайд. Проводит рефлексию

Выстраивает ответы на вопросы

Ответы детей, с последующей проверкой

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания

3

Новые знания

Цель:

обеспечить восприятия, осмысление первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

(20 мин)

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной силой природы - силой трения

Откройте свои тетради, запишите тему нашего урока «Сила трения»

С явлением трения мы знакомы уже давно. В походе можно услышать : «Не натрите ноги», в школе - «Сотрите с доски записи». Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку в руке - трение, пишем вот эту фразу - трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают -трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены -трение. Чтобы дать определение силе трения, давайте обратимся к опыту

Опыт №1.По наклонной плоскости съезжает машинка и доезжает до края стола.

Опыт№2. На стол расстелить кусок материи, теперь машинка останавливается, не доезжая до края.

Опыт №3.На стол расстелить мех или поролон, машинка, заехав на них, сразу же останавливается.

Вопросы:

Что является причиной изменения скорости тела (машинки)?

Какая сила заставила остановиться машинку во всех трех случаях и почему машинка проехала разные расстояния?

При соприкосновении тел друг с другом возникает взаимодействие, препятствующее относительному движению, которое называется трением. Чтобы выяснить причины трения, еще раз обратимся к опыту, показанному в начале урока

Вопросы: Почему машинка при движении по меху сразу остановилась? (мех ворсистый, ворс зацепляется за колеса машинки и останавливает ее)

Даже стол на первый взгляд ровный и гладкий имеет много неровностей (открывают учебники на стр 71, рис 79

1причина трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Вопрос: Как изменится сила трения, если неровности уменьшить, например тело отшлифовать очень хорошо и отполировать?

Практика показывает, что по мере уменьшения неровностей сила трения будет снова уменьшаться, но когда поверхности будут очень хорошо отполированы, то сила трения снова увеличивается. Почему? (вспомните строение веществ)

2причина: взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

(Делаем соответствующие записи в тетради в таблице)

Перед вами демонстрационный динамометр, брусок, лежащий на деревянной опоре. Какие силы действуют на брусок? Чему равна равнодействующая этих сил? Привожу брусок в движение. Что вы наблюдаете?

Учащиеся. Динамометр показывает величину силы.

Учитель физики. Давайте выясним, какую силу показывает динамометр- силу трения.

Учитель. Мы уже знаем несколько сил. Какие это силы? В каких случаях они возникают? Чем характеризуется любая сила? Что нужно указать, чтобы отличить силу трения от известных вам?
Учащиеся. Сила всемирного тяготения - гравитационное взаимодействие любых тел. Сила тяжести - сила гравитационного притяжения к планете, действует со стороны Земли. сила упругости - при деформациях, вес тела - сила упругости, с которой тело действует на опору или подвес вследствие своего притяжения к Земле (демонстрация слайда и плаката «Взаимодействие тел. Силы»), рассмотренного на прошлых уроках). Сила характеризуется точкой приложения, величиной, направлением. Её отличительные особенности: когда возникает? чем вызвана? от чего зависит? (Учитель по ходу ответов демонстрирует заготовку слайда - опорного конспекта по теме.)

"Что необходимо знать о силе трения?"

- Сформулируйте и запишите в учебную карту вопросы по данной теме, используя вопросительные слова. (Учащиеся в течении 3-5 минут записывают вопросы: Что такое сила трения? Когда она возникает? Как обозначают силу трения? Куда она направлена? Каковы причины ее возникновения? Какие виды трения существуют? От чего зависит сила трения?? Где встречается сила трения? и др.). Послушаем, какие вопросы вы составили. (Заслушиваются вопросы 3-4 человек).
- Цель нашего урока - разобраться со всеми возникшими вопросами т.е познакомиться с явлением трения как новым для вас видом взаимодействия тел; узнать какая сила называется силой трения; экспериментально установить, от чего она зависит; показать значимость данной темы в повседневной жизни.

План изучения:

  • Определение силы трения.

  • Когда возникает сила трения.

  • Куда направлена сила трения.

  • Причины возникновения.

  • Виды силы трения.

  • Как измерить силу трения.

  • От каких факторов зависит сила трения?

  • Трение в природе и технике.

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «трение»? (Выслушивает ответы учащихся.) .

Начнём с определения. В каком случае возникает сила трения?
Учащиеся. Сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого.
Учитель. И всё? Представьте: вы пытаетесь сдвинуть тяжёлый шкаф... и не можете. Уточните определение.
Учащиеся. Сила трения - сила, возникающая в случае, когда тело двигают или пытаются сдвинуть по поверхности другого тела.
Учитель. Где приложена эта сила? Каково её направление? Как можно её изобразить?
Учащиеся. Вдоль поверхности соприкосновения тел... Направлена против направления движения тела. (Изображают силу на доске.)

Сила возникающая при движении (или попытке движения) одного тела по поверхности другого, направленная вдоль поверхности соприкосновения тел, против направления движения тел, называется силой трения

Учитель (демонстрирует видеофайлы с определением силы трения ).

Мы уже знаем, что причиной возникновения силы тяжести является притяжение к земле; силы упругости - деформация тела. А что является причиной возникновения силы трения? (Выслушивает ответы учащихся.)

Опыт 1: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт 2: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения.

Причины возникновения силы трения: шероховатость поверхности и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

А сейчас нам предстоит выяснить, какие виды сухого трения существуют в природе. Для этого проведём ряд экспериментов. (Учащиеся под руководством учителя выполняют задания.) Затем вставляют в учебной карте задании 1 пропущенные слова и оценивают себя.

Опыт 1. Возьмите учебник, положите на него карандаш перпендикулярно обрезу длинной стороны обложки. Приподнимите учебник на два

пальца.

Учитель. Что вы наблюдаете?

Учащиеся. Карандаш скользит по поверхности учебника.

Учитель. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называется трением скольжения.

Опыт 2. Положите карандаш вдоль обреза длинной стороны обложки. Приподнимите учебник на два пальца.

Учитель. Что вы наблюдаете?

Учащиеся. Карандаш катится по учебнику.

Учитель. Если одно тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называется трением качения.

Опыт 3. Положите карандаш перпендикулярно

обрезу длинной стороны обложки. Приподнимите учебник на один палец.

Учитель. Наблюдаете ли вы движение карандаша?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Когда тело находится в покое, оно удерживается силой трения покоя.

(Учитель на доске оформляет опорный конспект, который будет заполняться в ходе урока и в конце урока будет представлена на слайде.

Слайд Сила трения

Трение качения Трение скольжения

Трение покоя

Запишем выводы в тетрадь:

Выводы 1 группы (слайд 8): карандаш начинает скользить под действием силы превышающей хоть немного силу трения покоя. Существует максимальная сила трения покоя, которая мешает сдвинуть карандаш.

Выводы 2 группы (слайд 9): сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого, она имеет противоположное направление и зависит от массы тела. Сила трения скольжения увеличивается с увеличением массы тела.

Выводы 3 группы (слайд 10): сила трения качения возникает при перекатывании тел друг по другу. Ее величина гораздо меньше величины трения скольжения при прочих равных условиях. Шарик вдавливается в мягкую песчаную поверхность, поэтому сила трения качения увеличивается. На твердой гладкой поверхности сила трения качения меньше. Чем тверже поверхность, тем меньше сила трения качения.

Посмотрите презентацию о силе трения, определите, в каких случаях трение приносит пользу и вред.

Просмотр презентации «Сила трения в природе и технике» school-collection.edu.ru/catalog/res/aedc7284-3436-4b6c-817c-50404bd1f0b9/view/



Подводит обучающихся к формулировке определения силы трения.

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводам.



























Организует просмотр презентации и комментирует слайды, задает попутные вопросы

Участвуют в формулировке определения силы трения, выполняют записи в тетради, озвучивают определение, разрабатывают план эксперимента, выдвигают гипотезы, выполняют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы по результатам эксперимента, записывают выводы в тетрадь























Формулируют цели урока.

Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы учителя.









Формулируют цели урока























Ответы детей

Познавательные умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию

Личностные: осознание личной ответственности за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон















Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез, наблюдать, применять полученные знания для объяснения различных явлений

Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы

Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания

4

Первичная проверка знаний

Цель: фиксация полученных знаний при решении теста

(13 мин)

Соотнесите виды трения с соответствующими фразами (слайд).

Трение скольжения

Одно тело катится по поверхности другого

Трение качения

Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку

Трение покоя

Одно тело скользит по поверхности другого



А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления силы трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

Н.А.Некрасов

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой.

Полное счастье, с горы ледяной. (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье. (Сила трения качения)

Кошка за Жучку

Жучка за внучку

Внучка за бабку

Бабка за дедку

Дедка за репку

Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя)

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился (трение качения)

В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить (сделать поверхность более шероховатой), а когда вредно - то уменьшить (ввести смазку)
А сейчас я предлагаю вам решить «Житейские задачки»

«Житейские задачки»

  1. Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

  2. Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?

  3. Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легка снялся. На чем основано Ванино предложение?

  4. Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

  5. Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан совет?

  6. Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль) Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?

2) (Самостоятельная тестовая работа с последующей

взаимопроверкой по эталону)

1. Сила - причина …

A. … только изменения скорости тела.

Б. … только деформации тела.

B. … изменения скорости и деформации тела.

Г. … движения тела.

2. Если тело покоится или движется равномерно, значит …

A. … все силы направлены в одну сторону.

Б. … на него вообще не действуют силы

B. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.

Г. … на него не действуют силы или их действие скомпенсировано

3. Силой трения называют силу …

A. … с которой Земля притягивает к себе тела.

Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.

B. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.

Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.

4. Точка приложения силы трения расположена …

А. … в центре тела.

Б. … в точке контакта двух тел.

В. … в точке действия внешней силы.

Г. … в любом месте тела.

5. Сила трения скольжения направлена …

A. … противоположно движению тела.

Б. … противоположно деформирующей силе.

B. … вертикально вниз.

Г. … влево или вправо.

6. Сила трения зависит от …

A. … нагрузки.

Б. … шероховатости поверхностей.

B. … вида материала контактирующих поверхностей.

Г. … всех вышеперечисленных факторов.

7. Силу трения можно уменьшить …

А. … заменяя качение скольжением

Б. … заменяя скольжение качением.

В. … уменьшая площадь соприкосновения тел.

Г. … увеличивая вес, которым тело давит на опору.

8. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А….сила трения качения

Б….сила трения скольжения

В….сила трения покоя

Г….все силы трения

9. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

А….увеличивается

Б…. не изменяется

В….уменьшается

Г….нет верного ответа

10. Существует пословица: Корабли спускают, так салазки салом подмазывают. Как при этом изменяется сила трения кораблей о салазки?

А….увеличивается

Б…. не изменяется

В….уменьшается

Г….нет верного ответа

Ответы к тесту:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В Г Г Б А Г Б Б А 10

В

Учитель: есть такие, кто:

- ответил на все вопросы верно?

- допустил 1 - 2 ошибки?

- допустил 3 - 4 ошибки?

- 5 и более ошибок?

Вам известно, что во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть вредным и полезным. Приведите примеры силы трения, которая приносит вред и пользу

Сообщения детей (обвинение трения и защита трения).

Решить тест по теме «Сила трения. Трение в природе и технике» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Контролирует заполнение таблицы, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.

Заполняют таблицу в рабочих тетрадях

Познавательные: умение применять знания в новой ситуации

Личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

5

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Домашнее задание

Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.

(2мин)

Логично вернуться к видеороликам, показанным в начале урока. Показывать ролики нужно в следующем порядке, (после просмотра каждого ролика его необходимо обсудить)
• Бобик в гостях у Барбоса (Здесь нужно отметить, что катание стало возможным, потому что уменьшилась сила трения за счет смазки из киселя)
• Алеша Попович и тугарин змей (Камень трудно было сбросить, потому что сила трения покоя самая большая)
• Ну, погоди! (Волк легко скатывался на лыжах с горы, потому что сила трения скольжения по снегу очень мала, Так как образуется смазка из воды между лыжами и снегом, аналогично как между коньками и льдом)
• Простоквашино (Машина плохо ехала по глубокому снегу, потому что большая шероховатость поверхности и как следствие большая сила трения)

- А теперь возьмите ручку и поставьте «+» или « ?» рядом с высказыванием

Карточки для рефлексии.

Я знаю какую силу называют силой трения.

Я знаю причины ее возникновения.

Я могу ее измерить.

Я знаю виды сил трения.

Я знаю от чего зависит сила трения.

Я знаю, что она приносит пользу, а бывает и вред и знаю способы увеличения и уменьшения силы трения.

Учитель физики. Сегодня мы говорили о вездесущем, мешающем, но так необходимом всем нам явлении. Вы узнали, что это за явление? Слушайте: 18 августа 1851 г. император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Какого обстоятельства он не учел? Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение, - паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? (Для увеличения силы трения.). О чем же мы сегодня говорили? (о трении)

Краткий рассказ по опорному конспекту

Экспресс - диагностика

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

1) сила трения скольжения; 2) сила трения покоя; 3) сила тяжести

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

1) 700 Н; 2) 0 Н; 3) 70 Н

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

1) не изменяется; 2) увеличивается; 3) уменьшается

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

1) вправо; 2) влево, 3) вертикально вниз

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

1) не изменяется; 2) уменьшается; 3) увеличивается

V. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Какова была цель урока? (формулируют учащиеся) Вы достигли цели? На все вопросы нашли ответы?

Оцените вашу деятельность на занятии.

по 5 - бальной шкале оценить на каждом этапе свою работу и работу группы.



Домашнее задание:

1. Придумать свои примеры применения и использования силы трения в природе и технике и изобразить их на рисунке или в виде коллажа из картинок, найти народные поговорки о силе трения и объяснить их физический смысл . Благодарю вас за хорошую работу.

2.Всем § 30-32, ответить на вопросы к параграфам

  1. По желанию провести и объяснить домашний эксперимент: два тетрадных листа бумаги одновременно падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

Итак, в начале урока мы поставили для себя вопрос - какое трение: полезное или вредное?

Наш сегодняшний вопрос

Не настолько уж и прост:
Тренье - друг наш или враг?
Ответ двоякий: так и так.

Так какой мы сделаем вывод из сегодняшнего урока?

Вывод: людям самим надо решать: полезно трение или вредно, исходя из этого, выбирать способы его уменьшения или увеличения.

Заканчивая урок, мы не закончили изучение силы трения, так как у нас с вами будет практическая работа, решение задач, обобщающий урок по теме «Силы и их действие»

Даёт задание, организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию

Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию

Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально - нравственную отзывчивость

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль

Познавательные: умение познавать цель и результат

Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности

X. Приложения.

Приложение 1.

Кроссворд.


  1. Это явление

Возникло при движении,

Возникло при качении,

При соприкосновении.

Данное явление

Как назвали? (Трение)


  1. Двигать тяжело предмет.

И когда уж силы нет,

Ты полей поверхность маслом.

И движение - просто сказка,

Потому что ввёл ты … . (Смазку)


  1. Силу трения измерять-

Прибор нужно применять:

Не весы и не термометр,

А, конечно, … . (Динамометр)


  1. Мяч толкнул - он покатился.

Вверх подкинул - приземлился.

Мячик сжал со всех сторон -

Изменяет форму он.

Тормозиться заставляет,

Скорость тела изменяет.

Быстрым чтоб движение было,

Действует на тело … . (Сила)


  1. Если тело двигать сложно,

Трение и уменьшить можно.

Тело круглое нужно.

И катилось чтоб оно.

Трение сразу станет меньше,

Двигать тело будет легче.

Возникает трение,

Трение … . (Качения)


4

5

2

3


1







Приложение 2.

Поговорки

  1. Ты мечтал, что с горки съедешь?

Не подмажешь - не поедешь.

  1. Снег лежит на огороде,

Скользят лыжи по погоде.

  1. Хоть много силы у ребят

Угря в руках не удержать.

  1. Бежит мячик далеко.

Что кругло - катится легко.

  1. Всего добиться можно упорными делами.

Колодезная верёвка и сруб перетирает.

  1. Я введу под тело смазку

Пойдет дело как по маслу















Приложение 3.

Найди ошибки.

Есть у нас одна страна:

Зовётся трением она.

В управлении страны

Здесь помощники нужны.

Что-то в ней идёт не так,

А важен ведь любой пустяк.

Разобраться надо здесь.

Может быть, ошибки есть.

Все ошибки вы исправьте,

Страну на ноги поставьте.

В ваши силы верю я.

За работу же, друзья!


  1. Хорошо ходить по льду.

Я на льду не упаду:

Сила трения ведь большая.

Это я уж точно знаю.

  1. Движется куб еле-еле.

Сила трения велика.

Чтоб уменьшить силу трения -

Сделать шар из кубика.


  1. В воде бревно перемещать

Силы огромные нужны.

А на земле его чтоб сдвинуть,

Рукой коснуться лишь должны.


  1. Санки движутся по снегу

Всё быстрей, быстрей, быстрей.

С трением мы добиться можем

Максимальных скоростей.


  1. Принял груз автомобиль-

Меньше стал он буксовать,

Потому что сила трения

Сразу стала возрастать.


  1. Если тело трудно двигать,

Площадь надо уменьшать.

Чем поверхность тела меньше,

Легче тем его толкать.





















Заполнение таблицы

Сила трения:

Причины возникновения:

1.

2.

Виды силы трения:

1.

2.

3.

Зависит от:

1.

2.

3.

4.

5.

Не зависит:

1.

Способы увеличения трения:

1.

2.

Способы уменьшения трения:

1.

2.

3.











Сила трения:

Причины возникновения:

1.Взаимное притяжение молекул соприкасающихся поверхностей

2.Шероховатость соприкасающихся поверхностей

Виды силы трения:

1.Сила трения скольжения

2.Сила трения качения

3.Сила трения покоя

Зависит от:

1.Силы прижимающей тело к поверхности

2.Качества обработки поверхности

3.Вида трения

4.Рода вещества

Не зависит:

1.Площади соприкасающихся поверхностей

Способы увеличения трения:

1.Увеличение шероховатости поверхностей

2.Увеличение веса тела

Способы уменьшения трения:

1.Смазка

2.Подшипники

3.Шлифовка деталей трущихся поверхностей

Как уменьшить трение?

  • Шлифовка деталей трущихся поверхностей

  • Подшипники.

  • Смазка. Чтобы увеличить трение, надо:

  • Увеличить нагрузку (вес).

  • Увеличить шероховатости поверхностей.

© 2010-2022