• Преподавателю
  • Физика
  • Внеклассное мероприятие (сценарий) по теме: Ученые физики в годы Велиеой Отечественной войны

Внеклассное мероприятие (сценарий) по теме: Ученые физики в годы Велиеой Отечественной войны

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие (сценарий) по теме: Ученые физики в годы Велиеой Отечественной войны







Внеклассное мероприятие по теме:

« Ученые физики в годы

Великой отесественной войны»

















Преподаватель: Е.А. Орлова





Апрель 2015

Цель мероприятия:

- сформировать у обучающихся знания о вкладе ученых в победу в ВОВ;

- развитие познавательного интереса и патриотизма к Родине.

Сценарий



  1. Вступление

День Победы «приближали, как могли» все советские люди: воины, труженики тыла, женщины, дети….. Это была Победа, завоеванная всеми.

Сегодня мы поговорим о том, что сделали для Победы отечественные ученые - физики, конструкторы, изобретатели.



  1. Грозный 1941 -й

Слайды с пейзажами нашей Родины и песня «Широка страна моя родная»

Июнь 1941г. начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к прощальному школьному балу; ученые трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах….

На рассвете воскресного 22 июня на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешел границу и напал на нашу Родину. Началась война.

Вставай страна огромная…

Звучит припев, второй и третий куплеты из песни « Священная война», кадры из кинохроники…..

И народ встал, встал по зову партии, по велению сердца. Движимый огромной любовью к своей Родине, чувством долга, он взял в руки оружие, чтобы защищать свободу и честь своей страны.

Вот строки из обращения « К ученым всех стран», подписанного действительными членами Академии наук СССР: « В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Под этим обращением стоят в числе других подписи крупнейших советских физиков - А.Ф. Иоффе и П.Л.Капицы, механиков - А.Н. Крылова и С.А. Чаплыгина.

И ученые сделали свой решительный выбор. Вся деятельность Академии наук теперь была подчинена трем целям:

- конструирование новых средств обороны и наступления;

- научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы;

- изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми и «подручными».

Рассказать о всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом, почти невозможно - так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.



  1. На голубых морских дорогах.

Создание флота, тем более военного, - дело сложное, требующее больших средств и времени, сильно развитой промышленной базы; оно практически невозможно в условиях войны. Это прекрасно понимали наши враги, и потому один из жесточайших ударов обрушили именно на советский Военно - Морской флот.

Песня «Легендарный Севастополь»

Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным ударом, а другую - «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. Мины были секретным и грозным оружием.

Однако удалось обнаружить, что мины - магнитные: они срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля, но не на каждый. Кардинально помочь флоту могла только квалифицированная научная сила. И эта помощь пришла.

Еще до войны в ленинградском Физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем.



слайды

С помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой петли из специального кабеля, по которой пропускался электрический ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывание магнитной мины. Самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1941 года защитили от магнитных мин врага основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях.

Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства!

Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Он предложен Северной группой И.В. Климова, затем группой И.В.Курчатова, В.С.Лазуркина, Б.А. Ткаченко и другими. Заключался он в следующем:

Слайды

к станции размагничивания подходил корабль и принимал с нее кабель - виток, через который пропускался затем ток большой силы. Борты корабля « натирались» этим витком и намагничивались, но против собственного магнитного поля корабля. Последний в результате становился магнитонейтральным, причем стабильно. Так защищались от магнитных мин подводные лодки.

Это была еще одна победа ученых! Страна оценила это. В апреле 1942 года группе сотрудников ЛФТИ (Александрову, Курчатову, Регелю, Гаеву, Степанову, Тучкевичу) и военным морякам(Годзевичу и Климову) - была присуждена Государственная премия первой степени!

(Демонстрация памятника в Севастополе, посвященного подвигу советских ученых в 1941, зачитать надпись на нем)

(Звучат первые куплеты из песни « Прощайте скалистые горы…»)



  1. «Нам разум дал стальные руки - крылья»

(звучит 1 куплет песни «Марш авиаторов»)



Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают самолетами всех назначений.

В ходе войны советская авиационная техника непрерывно совершенствовалась, причем небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь лучшие, чем он, самолеты. Требовалось увеличить высоту полета, скорости подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

« Я не вижу моего врага - немца - конструктора, который сидел бы над своими чертежами….в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и фантазию, все мои знания и опыт….. чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш окажется победителем» . Эти слова принадлежат знаменитому авиаконструктору С.А. Лавочкину. Но так думал каждый создатель боевой техники.

Назовем лишь несколько новых машин, созданных советскими авиаконструкторами в суровых условиях военного времени:

- истребитель высокого класса Ла - 5 конструкции С.А. Лавочкина - обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета (более 11 км); самолет был прост в управлении и легок. От предыдущей модели он отличался новым, более мощным двигателем, который имел пятиконечную форму и воздушное охлаждение; Такой двигатель. Как броня, защищал летчика;

- самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны Як -3, сконструированный в 1943 г.в конструкторском бюро А.С. Яковлева; его взлетная масса была равна 2,650 т,высота полета почти 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего4,1 мин;

- двухместный штурмовик Ил-10 с двигателем мощностью 2000л.с.(1472 кВт), выпускавшийся с октября 1944г; благодаря совершенной форме машины обладал лобовым сопротивлением, в 2 раза меньшим, чем другие самолеты; его скорость возросла до 500 км/ч;

- пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два двигателя мощностью по 1850л.с.(1361,6 кВт), потолок полета 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 570 км/ч; его бомбовая нагрузка составляла 100 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета - по горизонтали и пикирования. Серийное производство машин началось осенью 1943г.

Успехи отечественного самолетостроения были бы не возможны без следующих достижений:

- за 4 года войны было создано 23 типа новых мощных двигателей;

- получена для авиации высокопрочная броневая сталь, содержащая меньше дефицитных материалов.

Творческая, многоплановая, целенаправленная деятельность ученых и конструкторов дала свои результаты! Приведем лишь несколько фактов:

- за время войны скорость советских истребителей возросла на 25%

- дальность полета - на 300%;

- скороподъемность - более чем на 200%

- а калибр использования стрелково - пушечного оружия увеличился с 20 до 37 и 45мм;

- в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.

На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным: в небе уничтожался любой самолет врага! И в этом - героическая заслуга советских ученых, конструкторов, инженеров!



  1. «За рекою грянула «Катюша» по врагу Лавиной огневой».

( фрагмент песни)

А вот славная страница из истории советской артиллерии.

Ученые вложили свои знания и труд в создание новых артиллерийских установок - реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь, массированные залпы и были любовно названы в народе «катюшами». Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле и потому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжелыми орудиями эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях.

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941года: батарея капитана И.А. Флерова произвела залп из 7-ми пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Генерал - лейтенант Г.Д. Плесков вспоминал: « Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно - черного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И все это, в какое - то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму непостижимо, что творилось километрах в 4-х от нас. Не то что там танки и машины - горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали оружие «адской мясорубкой».

Враг не знал его устройства и любой ценой хотел раскрыть тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку, «метающую ракетообразные снаряды». Но советские войны свято хранили секрет. Когда батарея «катюш» под командованием И.А. Флерова попала под Смоленском в окружение и не могла выйти из него, воины по приказу своего командира взорвали боевые установки, при этом погибли и они сами.

Для улучшения этого оружия было создано Конструкторское бюро во главе с В.П. Барминым - крупным ученым в области механики и машиностроения. Большое значение имели исследования ракетного топлива, для решения проблемы были привлечены ученые Института химической физики АН СССР. Многие ученые трудились над совершенствованием установок. Во всех военных операциях с лета 1941 года реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом - творческий подвиг создателей этого оружия.



  1. В блокадном Ленинграде.

(звучит начало песни «Вечерней песни»)



К 1940г. Ленинград - колыбель социалистической революции - стал крупным центром науки: в нем насчитывалось 146 научных учреждений, более 5,5 тыс. научных сотрудников, около 85 тыс. студентов.

В сентябре 1941г враг подошел к городу и обрушил на него снаряды, бомбы. Когда был захвачен Шлиссельбург, расположенный в устье Невы, Ленинград оказался блокированным с суши.

В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть героический эпизод, который связан с «Дорогой жизни».

По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса,

(карта)

связавшая окруженным врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда: она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие, материалы, оружие.

(звучит начало песни «Ладога»)

Вскоре выяснилось обстоятельство, на первый взгляд совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми, т.е. со значительно меньшим грузом, часто машины проваливались под лед. Городской Комитет партии поставил перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности.

Павел Павлович Кобеко, научный сотрудник ЛФТИ занимался этой проблемой и задался целью разработать методику регистрации колебаний льда в разных условиях, а потом с ее помощью прямо на месте выяснить причину аварий. Проект такой аппаратуры был создан быстро, саму аппаратуру мастерили из деталей старых телеграфных аппаратов и назвали ее « прогибографом».

Исследования проводили в темноте, под обстрелом, на ветру в 30 - тиградусную стужу, не станут же немцы сложа руки наблюдать, как русские «ковыряются» возле установок.

На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами. Эти таблицы и правила были размножены и использовались неукоснительно на всем фронте. Ледовые аварии прекратились.

Академик А.Ф.Иоффе впоследствии писал, что этот цикл работ сыграл положительную роль и при прорыве блокады.

  1. В тылу, за линией фронта.

Салют Победы 9 Мая 1945г., венчал не только подвиг тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны. Он гремел и в честь тех, кто варил сталь, точил снаряды, строил танки и самолеты, кто ковал оружие победы.

Оценить достоинства оружия , созданного советскими конструкторами, довелось и немецким генералам. «Русские, - писал один из этих генералов, - имели то преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России и максимально обеспечивалась простота технологии.»

Приведем несколько примеров того, что сделали наши ученые для оборонной промышленности:

- расширить выпуск самолетов, танков, боеприпасов, для изготовления которых требовалось много жидкого кислорода, помогли работы физика академика П.Л. Капицы;

- разработанный академиком В. А. Трапезниковым автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, заменял 16 рабочих, а другой автомат(для обмена гильз) - 30 рабочих;

- оптические методы контроля продукции, предложенные физиками и внедренные на десятках оборонных заводов, сокращали время на проведение анализов в 25 раз, а расход реактивов - в20 раз.

А теперь несколько цифр и фактов, подобных статистическим сводкам:

- к началу ВОВ промышленная база фашисткой Германии вместе с базой ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5 -2раза, а в 1942г в связи с захватом богатейших районов СССР - в 3-4 раза;

- хотя Советский Союз располагал значительно меньшей военно- промышленной базой, чем противник, он превзошел ее в производстве военной техники:

по орудиям - более чем в 2 раза

по самолетам - в 1,7 раза

по танкам и самоходным артиллерийским установкам - почти в 2 раза

по автоматам и минометам - в 5 раз!

-советская промышленность выпустила за годы войны

137 тыс. самолетов;104 тыс. танков и САУ, 488 тыс. орудий

- в январе 1945г мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолетов!!!

- в ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала!!!

Впечатляют эти «сухие» цифры! О многом говорят они!

Они свидетельствуют, прежде всего о том, что обеспечить нужды фронта и добиться технического превосходства в тех сложных условиях, в каких оказалась наша страна, можно было только благодаря огромной организаторской работе, которая была проведена, и героическим усилиям всего советского народа.

(песня «День Победы»)

© 2010-2022