Внеклассное мероприятие Физический калейдоскоп

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Физический калейдоскоп

(10-11 классы)









Учитель физики и математики

МОУ Стемасской СОШ

Кунышева Р.Н.





Физический калейдоскоп

цели:

  • Обучающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; научить учащихся распознавать физические явления, в предъявляемых ситуациях; применять знания, полученные на уроках физики, в конкретных ситуациях.

  • Развивающая: развивать интерес учащихся к предмету физика;

  • Воспитательная: расширить кругозор учащихся в области физики; убедить в том, что знания по физике важны в жизни человека.



  1. Организационный момент

Здравствуйте. Я очень рада вас здесь видеть таких молодых, красивых, а самое главное здоровых. Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие по физике «Физический калейдоскоп», с помощью которого мы побываем в кабинет истории физики, посмотрим на физику в стихах и рассказах, познакомимся с физикой на хоккейной площадке, на прогулке и дома, побываем в лаборантской.

На занятие вы будите работать по командам. Команда 10 класса и команда 11 класса . И так мы начинаем. Ребята вы готовы? У вас есть все необходимое для сегодняшнего занятия?

Вступительное слово учителя:

Когда русского художника Юрия Алексеевича Васнецова спросили: «Что вам удивительнее всего в природе?»-он ответил: «Страшное чудо природы - гроза. Я её очень боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! А зима с ее белизной, инеем, метелью ….»

Да, в окружающем нас мире всего интересного не перечесть. И тем не менее, сегодня мы покрутив наш физический калейдоскоп попробуем разобраться в гранях физических явлений и законов, заглянуть в историю физики, посмотреть глазами исследователей на окружающий нас мир.

И первый поворот калейдоскопа отправляет нас с вами в кабинет

«Истории физики»

Учитель :Представьте себе вы находитесь в кабинете « История физики». Перед вами галерея портретов ученых физиков.

А знаете ли вы ученых физиков?

Давайте сейчас попробуем отгадать небольшой кроссворд.

1.Французский физик и математик, установивший, что давление производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа. ( Паскаль)

2. Американский физик, открывший в 1831 году принцип электромагнитной индукции. (Генри)

3. Немецкий изобретатель двигателя внутреннего сгорания.

( Дизель)

4 . . Итальянский ученый , который предложил опыт по измерению атмосферного давления. (Торричелли

5) Английский ботаник, впервые обнаруживший движение молекул. (Броун)

6. Английский физик , один из первооткрывателей закона сохранения энергии. (Джоуль)

7. Французский физик, в честь которого названа единица измерения силы тока. (Ампер)

Учитель: На пересечении получилось слово «ПРИРОДА». И мы с вами прекрасно знаем, что в переводе с греческого «фюзис» - означает природа. Оно впервые появилось в сочинениях одного из древнейших мыслителей древности- Аристотеля (4 в до нашей эры). В русский язык слово «физика» введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе снемецкого.

Мы все ещё в кабинете «История физики». С каждым человеком в жизни происходят интересные истории. Разные истории происходили и с учеными .

Некоторые интересные истории, а может даже и смешные из жизни замечательных людей поведуют сейчас, ребята.

11 класс. 1. Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее , в лаборатории склонился один из его многочисленных учеников.

«Что вы здесь делаете так поздно?» - спросил Резерфорд

«Работаю» - последовал ответ.

«А что вы делаете днем?»

«» Разумеется ,работаю» - ответил ученик

«А рано утром вы тоже работаете?»

«Да, профессор, и утром работаю» - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

«Послушайте, а когда же вы думаете?

2. У Ньютона были две кошки- большая и маленькая, Чтобы они не мешали спать по утрам, Ньютон пропилил в двери два отверстия - большое и маленькое. Увидев это, сосед Ньютона заметил, что можно было сделать одно отверстие - большое. «А ведь верно»! - воскликнул Ньютон. Эта замечательная идея не пришла мне в голову!»

10 класс: Выдающийся немецкий физик РЕНТГЕН ПОЛУЧИЛ ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ПРИСЛАТЬ НЕСКОЛЬКО РЕНТГЕНОВСКИХ ЛУЧЕЙ С УКАЗАНИЕМ КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени.

Рентген немедленно ответил: «» К сожалению, в настоящее время у меня нет лучей, к тому же их пересылка - дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку».



  1. Ампер отличался удивительной рассеянностью.

Однажды уходя из дома, он оставил на двери записку: «Господа Ампера нет дома. Приходите вечером»».

Через некоторое время он вернулся, увидел надпись на двери и ушёл. Пришел только вечером.

Ребята вы интересные случаи рассказали из жизни замечательных людей. Мне тоже пришел на ум один случай с Альбертом Эйнштейном.

Однажды репортер спросил его, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: « Мой милый настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить!»

Учитель:. Стоит мне только повернуть калейдоскоп как картина меняется.

Повернули калейдоскоп на несколько градусов, и перед нами Физика в стихах.

Учитель: сейчас команды читают друг другу стихи о некоторых законах физики, а другая должна его сформулировать,

11класс: Есть у Паскаля закон,

Скажу, совсем несложный он.

Когда его закон прочтешь,

Конечно, ты поймешь,

Что у жидкости и газа

Давление заметно сразу,

И что оно, скажу я вам,

Действует по сторонам.

И в каждую точку без сомненья

Действует без изменения.

10 класс: Есть в электричестве закон

Его вывел француз Кулон.

Если тело одно «минус»

А другое тело «плюс»,

Тела притягиваться будут.

Примерный ученик об этом не забудет.

Ну, суть закона в том

Смело говори притом:

От расстоянья зависит притяженье,

И в этом никакого нет сомненья.

От величины зарядов данных тел,

Скажет ученик , который смел.

Если их заряд большой сила возрастает -«ОЙ!»

11 класс Упрямые вещи на свете живут.

Ленивые вещи на свете живут.

Инерцией это упрямство зовут.

Ну , а если сила будет семилетний не забудет.

С ускорением летит

Тело как метеорит.

Ускоренье тела больше

В случае весьма простом:

Если сила будет больше,

Масса маленькой притом.

10 класс Видишь: лампочка горит,

Это о чем нам говорит?

Что в цепи есть ток,

Малых электрончиков поток.

Кто толкает электрон,

Ведь не живой же он?

Причина твоего недоуменья,

Электрического поля напряженье.

А еще ведь наблюдается явленье:

Быстрых электронов торможенье.

Причина электронов торможенья

Проводников сопротивленье.

А немецкий физик ОМ.

Вывел формулу притом:

С лампочкой ведь будет толк.

Потечет в ней сильный ток

При высоком напряженье

И при малом сопротивленье.







На хоккейной площадке. (Слайд 3)

Звучит музыка «Вратарь»

( Вы, любите хоккей? А кто играет в хоккей? Скоро олимпийские игры и мы будем все болеть за нашу сборную)

Учитель. Представьте, что вы находитесь на хоккейном стадионе, где игра в полном разгаре. Вы две хоккейные команды, а присутствующие гости болельщики.

(Учитель поочередно задает вопросы командам, если ответ неверный, то имеет право отвечать другая команда.)

Разминка:

Сколько периодов в хоккейном матче?

Сколько игроков из команды одновременно на хоккейной площадке? Сколько минут длится хоккейный период?

Как называется дополнительное время, которое дается хоккеистам, если игра и серия буллитов закончились вничью?

И так мы на хоккейной площадке?

  1. Почему при быстром движении хоккеист наклоняет корпус вперед? 10кл ( смещение центра масс)

  2. Почему игрок в хоккей, держа клюшку двумя руками, старается сделать расстояние между руками, как можно больше? 11 класс (Увеличивается длина плеча, что дает выигрыш в силе.)

  3. Какой водой лучше заливать каток пресной или соленой? 10 класс

(Пресной. Температура замерзания меньше, чем у соленой.)

  1. Почему хоккеист при разгоне размахивает руками? 11 класс

( динамический противовес. Ноги находятся не по центру масс и с толчком тело разворачивают в сторону. Чтобы сохранить прямое положение тела момент сил ног гасится моментом сил рук.

  1. Какую клюшку легче сломать длинную или короткую? 10 класс

  2. Почему при повороте хоккеист уменьшает скорость?

Стоит мне повернуть калейдоскоп на полградуса, как перед нами новая картинка.

Физика в рассказах.



1 рассказ

Капитан Джон Уильямс покинул борт горящего танкера «Куин» последним.

Во время судебного процесса капитан сказал:

- До шлюпки предстояло проплыть около ста метров. Горящая нефть покрывала всю водную поверхность, и поэтому пришлось плыть под водой. У самой шлюпки я услышал взрыв. А когда, схватившись за борт шлюпки, я вынырнул из воды, то услышал второй взрыв. Я оглянулся - от танкера на поверхности океана осталось одно масляное пятно.

Все так. Но в одном пункте его показания расходятся с показаниями команды». Как вы думаете, в каком?.

Ответ: Капитан услышал два взрыва, т.к. сначала до него дошел звук по воде. Затем капитан услышал звук по воздуху, т.к скорость звука в воде больше, чем в воздухе. Команда в лодке слышала только один взрыв, т.к. звук пришел к ним по воздуху)

2 рассказ.

Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:

У нас в кают-компании висит ружье. Старинное охотничье ружье. Так вот , это самое ружье непременно один раз в год стреляет. И в этом году тоже как - бабахнет. Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию, и что же вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками. Вода выливается через дыры, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно. Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников»

Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики?

Ответ:.( Пуля, попавшая в сосуд с водой разбивает его вдребезги, т. к. давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги.)

.

Повернули калейдоскоп на несколько градусов, и мы на прогулке.

Физика на прогулке

Учитель: Каждая команда получает свое задание

11 класс: В ясный солнечный день вы на прогулке, у вас в сумке только линейка.

Как, не влезая на дерево, определить его высоту? Задание выполняют на листочках.

Ответ: Поставьте линейку вертикально и отметьте на земле длину тени от неё: В1С1, а потом измерьте её, а также измерьте длину тени ВС от дерева, углы одинаковые, находим тангенс угла и приравниваем правые части, затем выражаем длину дерева.

10 класс:

В летний солнечный день вы с другом вышли покататься на роликах. У вас в кармане только рулетка. Как определить кто из вас больше по массе и во сколько раз?

Ответ:. Надо измерить расстояния, которые они проедут, оттолкнувшись друг от друга, до полной остановки. Их импульсы будут равны.

Поворот калейдоскопа на несколько градусов, вот мы и дома.

Физика в ванной

Учитель: Мальчик, живущий в северной части Канады переписывается с девочкой, живущей в Аргентине, в городе, расположенном на 55 градусов южнее экватора. Они обнаружили, что их ванны намагничены. Определите где находится северный и южный полюса у ванн в Канаде 11 класс и Аргентине 10 класс?.

Повернув калейдоскоп на несколько градусов мы оказываемся на крупном металлургическом заводе

На заводе

Перед вами большой прокатный цех. Мастер цеха дает вам небольшой лист железа и просит определить центр тяжести листа, толщина везде одинакова. Как с помощью линейки это сделать?

( Разобъем мысленно лист на прямоугольники. Центр тяжести одного прямоугольника будет лежать в точке пересечения диагоналей М1 и второго в точке N1 тр тяжести будет лежать на отрезке М1 N1

И вот несколько поворотов вправо и мы опять в школьном кабинете физики.

Кабинет физики.

Учитель: Перед вами несколько измерительных приборов, назовите их и объясните, для измерения каких физических величин их используют.

(Амперметр-сила тока, Вольтметр-напряжение, динамометр-сила, термометр-температура, барометр-давление, секундомер-время, мензурка-объем, весы - масса, психрометр, - влажность воздуха)

А сейчас мы проверим комфортные ли климатические условия в классе. Определите температуру и относительную влажность воздуха.

Наш физический калейдоскоп подошел к концу. Жюри подводит итоги.

А я желаю вам

Ума - чтоб хорошо учиться,

Усидчивости - чтобы научиться.

Решать, считать, и думать и мечтать.

И на вопросы всегда правильно отвечать.







Протокол

Название конкурса

Количество набранных баллов

10 класс

11 класс

1

История физики (кроссворд)

2

Физика в стихах

3

На хоккейной площадке

4

Физика в рассказах

5

Физика на прогулке

6

Физика в ванной

7

Физика на заводе

8

Кабинет физики

Итого




© 2010-2022