- Преподавателю
- Физика
- Внеклассное мероприятие Физический калейдоскоп
Внеклассное мероприятие Физический калейдоскоп
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунышева Р.Н. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Физический калейдоскоп
(10-11 классы)
Учитель физики и математики
МОУ Стемасской СОШ
Кунышева Р.Н.
Физический калейдоскоп
цели:
-
Обучающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; научить учащихся распознавать физические явления, в предъявляемых ситуациях; применять знания, полученные на уроках физики, в конкретных ситуациях.
-
Развивающая: развивать интерес учащихся к предмету физика;
-
Воспитательная: расширить кругозор учащихся в области физики; убедить в том, что знания по физике важны в жизни человека.
-
Организационный момент
Здравствуйте. Я очень рада вас здесь видеть таких молодых, красивых, а самое главное здоровых. Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие по физике «Физический калейдоскоп», с помощью которого мы побываем в кабинет истории физики, посмотрим на физику в стихах и рассказах, познакомимся с физикой на хоккейной площадке, на прогулке и дома, побываем в лаборантской.
На занятие вы будите работать по командам. Команда 10 класса и команда 11 класса . И так мы начинаем. Ребята вы готовы? У вас есть все необходимое для сегодняшнего занятия?
Вступительное слово учителя:
Когда русского художника Юрия Алексеевича Васнецова спросили: «Что вам удивительнее всего в природе?»-он ответил: «Страшное чудо природы - гроза. Я её очень боюсь. Солнце удивительное. Какое оно всегда разное! А зима с ее белизной, инеем, метелью ….»
Да, в окружающем нас мире всего интересного не перечесть. И тем не менее, сегодня мы покрутив наш физический калейдоскоп попробуем разобраться в гранях физических явлений и законов, заглянуть в историю физики, посмотреть глазами исследователей на окружающий нас мир.
И первый поворот калейдоскопа отправляет нас с вами в кабинет
«Истории физики»
Учитель :Представьте себе вы находитесь в кабинете « История физики». Перед вами галерея портретов ученых физиков.
А знаете ли вы ученых физиков?
Давайте сейчас попробуем отгадать небольшой кроссворд.
1.Французский физик и математик, установивший, что давление производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа. ( Паскаль)
2. Американский физик, открывший в 1831 году принцип электромагнитной индукции. (Генри)
3. Немецкий изобретатель двигателя внутреннего сгорания.
( Дизель)
4 . . Итальянский ученый , который предложил опыт по измерению атмосферного давления. (Торричелли
5) Английский ботаник, впервые обнаруживший движение молекул. (Броун)
6. Английский физик , один из первооткрывателей закона сохранения энергии. (Джоуль)
7. Французский физик, в честь которого названа единица измерения силы тока. (Ампер)
Учитель: На пересечении получилось слово «ПРИРОДА». И мы с вами прекрасно знаем, что в переводе с греческого «фюзис» - означает природа. Оно впервые появилось в сочинениях одного из древнейших мыслителей древности- Аристотеля (4 в до нашей эры). В русский язык слово «физика» введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе снемецкого.
Мы все ещё в кабинете «История физики». С каждым человеком в жизни происходят интересные истории. Разные истории происходили и с учеными .
Некоторые интересные истории, а может даже и смешные из жизни замечательных людей поведуют сейчас, ребята.
11 класс. 1. Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее , в лаборатории склонился один из его многочисленных учеников.
«Что вы здесь делаете так поздно?» - спросил Резерфорд
«Работаю» - последовал ответ.
«А что вы делаете днем?»
«» Разумеется ,работаю» - ответил ученик
«А рано утром вы тоже работаете?»
«Да, профессор, и утром работаю» - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу знаменитого ученого.
Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:
«Послушайте, а когда же вы думаете?
2. У Ньютона были две кошки- большая и маленькая, Чтобы они не мешали спать по утрам, Ньютон пропилил в двери два отверстия - большое и маленькое. Увидев это, сосед Ньютона заметил, что можно было сделать одно отверстие - большое. «А ведь верно»! - воскликнул Ньютон. Эта замечательная идея не пришла мне в голову!»
10 класс: Выдающийся немецкий физик РЕНТГЕН ПОЛУЧИЛ ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ПРИСЛАТЬ НЕСКОЛЬКО РЕНТГЕНОВСКИХ ЛУЧЕЙ С УКАЗАНИЕМ КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени.
Рентген немедленно ответил: «» К сожалению, в настоящее время у меня нет лучей, к тому же их пересылка - дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку».
-
Ампер отличался удивительной рассеянностью.
Однажды уходя из дома, он оставил на двери записку: «Господа Ампера нет дома. Приходите вечером»».
Через некоторое время он вернулся, увидел надпись на двери и ушёл. Пришел только вечером.
Ребята вы интересные случаи рассказали из жизни замечательных людей. Мне тоже пришел на ум один случай с Альбертом Эйнштейном.
Однажды репортер спросил его, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: « Мой милый настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить!»
Учитель:. Стоит мне только повернуть калейдоскоп как картина меняется.
Повернули калейдоскоп на несколько градусов, и перед нами Физика в стихах.
Учитель: сейчас команды читают друг другу стихи о некоторых законах физики, а другая должна его сформулировать,
11класс: Есть у Паскаля закон,
Скажу, совсем несложный он.
Когда его закон прочтешь,
Конечно, ты поймешь,
Что у жидкости и газа
Давление заметно сразу,
И что оно, скажу я вам,
Действует по сторонам.
И в каждую точку без сомненья
Действует без изменения.
10 класс: Есть в электричестве закон
Его вывел француз Кулон.
Если тело одно «минус»
А другое тело «плюс»,
Тела притягиваться будут.
Примерный ученик об этом не забудет.
Ну, суть закона в том
Смело говори притом:
От расстоянья зависит притяженье,
И в этом никакого нет сомненья.
От величины зарядов данных тел,
Скажет ученик , который смел.
Если их заряд большой сила возрастает -«ОЙ!»
11 класс Упрямые вещи на свете живут.
Ленивые вещи на свете живут.
Инерцией это упрямство зовут.
Ну , а если сила будет семилетний не забудет.
С ускорением летит
Тело как метеорит.
Ускоренье тела больше
В случае весьма простом:
Если сила будет больше,
Масса маленькой притом.
10 класс Видишь: лампочка горит,
Это о чем нам говорит?
Что в цепи есть ток,
Малых электрончиков поток.
Кто толкает электрон,
Ведь не живой же он?
Причина твоего недоуменья,
Электрического поля напряженье.
А еще ведь наблюдается явленье:
Быстрых электронов торможенье.
Причина электронов торможенья
Проводников сопротивленье.
А немецкий физик ОМ.
Вывел формулу притом:
С лампочкой ведь будет толк.
Потечет в ней сильный ток
При высоком напряженье
И при малом сопротивленье.
На хоккейной площадке. (Слайд 3)
Звучит музыка «Вратарь»
( Вы, любите хоккей? А кто играет в хоккей? Скоро олимпийские игры и мы будем все болеть за нашу сборную)
Учитель. Представьте, что вы находитесь на хоккейном стадионе, где игра в полном разгаре. Вы две хоккейные команды, а присутствующие гости болельщики.
(Учитель поочередно задает вопросы командам, если ответ неверный, то имеет право отвечать другая команда.)
Разминка:
Сколько периодов в хоккейном матче?
Сколько игроков из команды одновременно на хоккейной площадке? Сколько минут длится хоккейный период?
Как называется дополнительное время, которое дается хоккеистам, если игра и серия буллитов закончились вничью?
И так мы на хоккейной площадке?
-
Почему при быстром движении хоккеист наклоняет корпус вперед? 10кл ( смещение центра масс)
-
Почему игрок в хоккей, держа клюшку двумя руками, старается сделать расстояние между руками, как можно больше? 11 класс (Увеличивается длина плеча, что дает выигрыш в силе.)
-
Какой водой лучше заливать каток пресной или соленой? 10 класс
(Пресной. Температура замерзания меньше, чем у соленой.)
-
Почему хоккеист при разгоне размахивает руками? 11 класс
( динамический противовес. Ноги находятся не по центру масс и с толчком тело разворачивают в сторону. Чтобы сохранить прямое положение тела момент сил ног гасится моментом сил рук.
-
Какую клюшку легче сломать длинную или короткую? 10 класс
-
Почему при повороте хоккеист уменьшает скорость?
Стоит мне повернуть калейдоскоп на полградуса, как перед нами новая картинка.
Физика в рассказах.
1 рассказ
Капитан Джон Уильямс покинул борт горящего танкера «Куин» последним.
Во время судебного процесса капитан сказал:
- До шлюпки предстояло проплыть около ста метров. Горящая нефть покрывала всю водную поверхность, и поэтому пришлось плыть под водой. У самой шлюпки я услышал взрыв. А когда, схватившись за борт шлюпки, я вынырнул из воды, то услышал второй взрыв. Я оглянулся - от танкера на поверхности океана осталось одно масляное пятно.
Все так. Но в одном пункте его показания расходятся с показаниями команды». Как вы думаете, в каком?.
Ответ: Капитан услышал два взрыва, т.к. сначала до него дошел звук по воде. Затем капитан услышал звук по воздуху, т.к скорость звука в воде больше, чем в воздухе. Команда в лодке слышала только один взрыв, т.к. звук пришел к ним по воздуху)
2 рассказ.
Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:
У нас в кают-компании висит ружье. Старинное охотничье ружье. Так вот , это самое ружье непременно один раз в год стреляет. И в этом году тоже как - бабахнет. Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию, и что же вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками. Вода выливается через дыры, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно. Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников»
Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики?
Ответ:.( Пуля, попавшая в сосуд с водой разбивает его вдребезги, т. к. давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги.)
.
Повернули калейдоскоп на несколько градусов, и мы на прогулке.
Физика на прогулке
Учитель: Каждая команда получает свое задание
11 класс: В ясный солнечный день вы на прогулке, у вас в сумке только линейка.
Как, не влезая на дерево, определить его высоту? Задание выполняют на листочках.
Ответ: Поставьте линейку вертикально и отметьте на земле длину тени от неё: В1С1, а потом измерьте её, а также измерьте длину тени ВС от дерева, углы одинаковые, находим тангенс угла и приравниваем правые части, затем выражаем длину дерева.
10 класс:
В летний солнечный день вы с другом вышли покататься на роликах. У вас в кармане только рулетка. Как определить кто из вас больше по массе и во сколько раз?
Ответ:. Надо измерить расстояния, которые они проедут, оттолкнувшись друг от друга, до полной остановки. Их импульсы будут равны.
Поворот калейдоскопа на несколько градусов, вот мы и дома.
Физика в ванной
Учитель: Мальчик, живущий в северной части Канады переписывается с девочкой, живущей в Аргентине, в городе, расположенном на 55 градусов южнее экватора. Они обнаружили, что их ванны намагничены. Определите где находится северный и южный полюса у ванн в Канаде 11 класс и Аргентине 10 класс?.
Повернув калейдоскоп на несколько градусов мы оказываемся на крупном металлургическом заводе
На заводе
Перед вами большой прокатный цех. Мастер цеха дает вам небольшой лист железа и просит определить центр тяжести листа, толщина везде одинакова. Как с помощью линейки это сделать?
( Разобъем мысленно лист на прямоугольники. Центр тяжести одного прямоугольника будет лежать в точке пересечения диагоналей М1 и второго в точке N1 тр тяжести будет лежать на отрезке М1 N1
И вот несколько поворотов вправо и мы опять в школьном кабинете физики.
Кабинет физики.
Учитель: Перед вами несколько измерительных приборов, назовите их и объясните, для измерения каких физических величин их используют.
(Амперметр-сила тока, Вольтметр-напряжение, динамометр-сила, термометр-температура, барометр-давление, секундомер-время, мензурка-объем, весы - масса, психрометр, - влажность воздуха)
А сейчас мы проверим комфортные ли климатические условия в классе. Определите температуру и относительную влажность воздуха.
Наш физический калейдоскоп подошел к концу. Жюри подводит итоги.
А я желаю вам
Ума - чтоб хорошо учиться,
Усидчивости - чтобы научиться.
Решать, считать, и думать и мечтать.
И на вопросы всегда правильно отвечать.
Протокол
-
Название конкурса
Количество набранных баллов
10 класс
11 класс
1
История физики (кроссворд)
2
Физика в стихах
3
На хоккейной площадке
4
Физика в рассказах
5
Физика на прогулке
6
Физика в ванной
7
Физика на заводе
8
Кабинет физики
Итого