- Преподавателю
- Физика
- Доклад Внедрение ФГОС: личностно ориентированное обучение
Доклад Внедрение ФГОС: личностно ориентированное обучение
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дрогалина Л.И. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внедрение ФГОС:
личностно - ориентированное обучение
9
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, насколько в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам? Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?
Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.
Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
-
Личностно-ориентированное обучение
-
Технология саморазвивающего обучения
-
Педагогика сотрудничества
-
Педагогические технологии адаптивной школы.
-
Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
-
Игровые технологии
-
Технологии развивающего обучения
-
Проблемное обучение
-
Технологии уровневой дифференциации
-
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
-
Технология «Педагогические мастерские»
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Традиционный урок
Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
-
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
-
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
-
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
-
Использование проблемных творческих заданий.
-
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
-
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
-
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
-
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
-
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).
В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.
При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
Учитель «новой школы» - это человек творческий, мобильный, компетен-тный, думающий, ответственный, владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать» знания, учит учиться. Знания не даются в готовом виде: ученик под руководством учителя постигает их самостоятельно - в этом суть нового, деятельностного подхода в образо-вании. Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы работы с ней.
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и её достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности.
Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Главной задачей педагогов является усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
-необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
-вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал ;
-обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
-постоянно создавать смысловые ситуации , в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления );
-целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот , устанавливать аналогии ;
-обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно , например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
-большое внимание уделять качественным задачам;
-использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной ;
-постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
-создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения ;
-необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний ;
-расширять спектр личностного выбора ученика;
-способствовать развитию позитивной «Я -концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Конструирование личностно - ориентированной технологии урока
-
Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.
-
Реализация определенной последовательности основных этапов урока.
-
Проверка того, как достигаются цели.
-
Подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.
-
Рефлексия
Работа по индивидуальности ученика относится к личностно-ориентирован-ным технологиям, создающим научную основу для внутренней и внешней дифференциации.
Средствами достижения этой цели являются:
-
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
-
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-
использование в ходе урока дидактического материала, цифровых образовательных ресурсов;
-
поощрение стремления ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения;
-
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющим каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:
-
разные стартовые возможности детей;
-
разные способности, а с определённого возраста и склонности;
-
для обеспечения индивидуальной траектории развития.
Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала - «сильные» получали задание больше, а «слабые» - меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.
Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации.
Обобщим способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
-
по уровню творчества;
-
по уровню трудности;
-
по объёму.
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
-
по степени самостоятельности учащихся;
-
по степени и характеру помощи учащимся;
-
по характеру учебных действий.
Большое внимание должно уделяться коллективной деятельности учащихся: групповой работе, деятельности в паре, проведению уроков в форме ролевых игр, дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность не только получать теоретические знания, но и связать их с практикой, решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников превращаются в учителей, программистов, врачей, ученых... Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.
Ученик «новой школы» - инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только «за» школьной партой. В его развитии активную роль играют школьный психолог и социальный педагог, педагоги дополнитель-ного образования. В их активе - занятия внеурочной деятельностью, тренинги, проектная работа и т.д
Стандарт предполагает, что учебный процесс в каждом классе строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, уровня продвижения в освоении предмета.
Новым стандартом в школах введена внеурочная деятельность. Она
организуется по разным направлениям развития ребенка: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это значит, что дополнительной формой образования становятся экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики и т.д.
Чередование учебной и внеурочной деятельности делает образовательный процесс интересным, обеспечивает комплексный подход в получении образовательных результатов.
Например, на уроке информатики можно разобрать алгоритмы съемки мультфильма, на уроке русского языка подготовить будущий сценарий, на уроке искусства подобрать необходимые материалы, а закончить учебный день можно на занятии кружка «Школьная киноиндустрия».
Школа - пространство охраны здоровья детей, где особое внимание уделяется питанию детей, оздоровлению: оборудуются спортивные и тренажерные залы, уголки отдыха и подвижных игр, медицинские школьные кабинеты. Стандарты предоставляют более широкие возможности и для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе урока учитель осуществляет индивидуальный подход, определяя учебные задачи для каждого ученика отдельно; школьный психолог, разрабатывая программу коррекционной работы, отслеживает и корректирует образовательный маршрут ребенка.
Оборудование современной школы - шаг к открытой информационной среде. Сделать процесс обучения ярче, нагляднее, привлекательнее помогают современные информационные технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы - одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
-
в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
-
личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
-
в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
-
необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
-
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.
-
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.