Доклад Внедрение ФГОС: личностно ориентированное обучение

О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, насколько в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам? Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?   Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелет...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение ФГОС:

личностно - ориентированное обучение

9

О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. Однако, насколько в условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам? Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?

Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:


  • Личностно-ориентированное обучение

  • Технология саморазвивающего обучения

  • Педагогика сотрудничества

  • Педагогические технологии адаптивной школы.

  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.

  • Игровые технологии

  • Технологии развивающего обучения

  • Проблемное обучение

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • Технология «Педагогические мастерские»

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Изменяются позиции ученика - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения



Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  • Использование проблемных творческих заданий.

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.

При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Учитель «новой школы» - это человек творческий, мобильный, компетен-тный, думающий, ответственный, владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать» знания, учит учиться. Знания не даются в готовом виде: ученик под руководством учителя постигает их самостоятельно - в этом суть нового, деятельностного подхода в образо-вании. Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы работы с ней.

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и её достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности.

Обучение физике начинается в период, когда ребёнок переживает самый сложный период своей жизни - подростковый возраст. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Главной задачей педагогов является усиление мотивации обучения, расширение познавательных интересов обучающихся воспитанников, вовлечение их в работу над учебными проектами, формирование у них способностей самостоятельно усваивать новые знания, развивать их умения и компетентности.

Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:

-необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;

-вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал ;

-обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»;

-постоянно создавать смысловые ситуации , в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления );

-целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот , устанавливать аналогии ;

-обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно , например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;

-большое внимание уделять качественным задачам;

-использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной ;

-постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;

-создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения ;

-необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний ;

-расширять спектр личностного выбора ученика;

-способствовать развитию позитивной «Я -концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

Конструирование личностно - ориентированной технологии урока

  • Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.

  • Реализация определенной последовательности основных этапов урока.

  • Проверка того, как достигаются цели.

  • Подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний.

  • Рефлексия

Работа по индивидуальности ученика относится к личностно-ориентирован-ным технологиям, создающим научную основу для внутренней и внешней дифференциации.
Средствами достижения этой цели являются:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • использование в ходе урока дидактического материала, цифровых образовательных ресурсов;

  • поощрение стремления ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющим каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:

  • разные стартовые возможности детей;

  • разные способности, а с определённого возраста и склонности;

  • для обеспечения индивидуальной траектории развития.

Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала - «сильные» получали задание больше, а «слабые» - меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.
Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации.

Обобщим способы дифференциации:

1. Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;

  • по уровню трудности;

  • по объёму.

2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;

  • по степени и характеру помощи учащимся;

  • по характеру учебных действий.

Большое внимание должно уделяться коллективной деятельности учащихся: групповой работе, деятельности в паре, проведению уроков в форме ролевых игр, дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность не только получать теоретические знания, но и связать их с практикой, решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников превращаются в учителей, программистов, врачей, ученых... Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.

Ученик «новой школы» - инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только «за» школьной партой. В его развитии активную роль играют школьный психолог и социальный педагог, педагоги дополнитель-ного образования. В их активе - занятия внеурочной деятельностью, тренинги, проектная работа и т.д

Стандарт предполагает, что учебный процесс в каждом классе строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, уровня продвижения в освоении предмета.

Новым стандартом в школах введена внеурочная деятельность. Она

организуется по разным направлениям развития ребенка: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это значит, что дополнительной формой образования становятся экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики и т.д.

Чередование учебной и внеурочной деятельности делает образовательный процесс интересным, обеспечивает комплексный подход в получении образовательных результатов.

Например, на уроке информатики можно разобрать алгоритмы съемки мультфильма, на уроке русского языка подготовить будущий сценарий, на уроке искусства подобрать необходимые материалы, а закончить учебный день можно на занятии кружка «Школьная киноиндустрия».

Школа - пространство охраны здоровья детей, где особое внимание уделяется питанию детей, оздоровлению: оборудуются спортивные и тренажерные залы, уголки отдыха и подвижных игр, медицинские школьные кабинеты. Стандарты предоставляют более широкие возможности и для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе урока учитель осуществляет индивидуальный подход, определяя учебные задачи для каждого ученика отдельно; школьный психолог, разрабатывая программу коррекционной работы, отслеживает и корректирует образовательный маршрут ребенка.

Оборудование современной школы - шаг к открытой информационной среде. Сделать процесс обучения ярче, нагляднее, привлекательнее помогают современные информационные технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы - одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

  • личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

  • необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

  • Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

  • Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.



© 2010-2022