- Преподавателю
- Физика
- Методическое обеспечение лабораторных работ по физике
Методическое обеспечение лабораторных работ по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костылева Е.В. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ)
Южно-Уральский многопрофильный колледж
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР
______________ /Е.А. Серебреникова/ "___"________________20___ г.
Методическое обеспечение лабораторных работ по физике
по дисциплине «Физика»
Преподаватель: Костылева Е.В.,
Педагог высшая категория.
2013 г.
Методическое пособие для проведения лабораторно-практических работ по дисциплине «физика» для обучающихся разработано на основе Государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, федерального компонента стандарта и примерной программы учебной дисциплины «физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования и профессионального стандарта по профессиям «Автомеханик», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «Машинист крана металлургического производства».
Разработчик пособия: Е.В. Костылева, преподаватель, высшая категория.
Утверждено на заседании методической комиссии
В 2013 году внесены следующие дополнения и изменения:
-
Внесены изменения в тематику лабораторно-практических работ, связанные с оптимизацией учебной деятельности обучающихся (отражены в перечне лабораторно-практических работ)
-
Доработаны инструкционные карты проведения лабораторно-практических работ по разделам: «Геометрическая оптика», «Волновая оптика», «Физика атомного ядра»
Дополнения и изменения, внесенные в данное пособие одобрены и рекомендованы цикловой методической комиссией училища.
Протокол № 1 от «_8_» _сентября_ 2013 г.
По задачам и месту в учебном процессе лабораторно - практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
характерных для общеобразовательных и специальных дисциплин
по дидактической цели
по содержанию
по характеру организации проведения
по характеру организации деятельности
иллюстративные
качественные
фронтальные
исследовательские
количественные
групповые
комплексные межпредметные
наблюдение и анализ различных явлений, процессов, свойств сырья материалов, продуктов производств и т.п.
наблюдение и анализ устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов, технологической оснастки и т.п.
исследование количественных и качественных зависимостей между величинами, параметрами, характеристиками технических объектов.
изучение способов использования контрольно-измерительных и других средств определения качества и правильности работы оборудования.
диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка машин, механизмов, приборов, других технических устройств и объектов.
Методика руководства лабораторно-практическими работами
Вводное инструктирование:
-
Определение цели предстоящей работы.
-
Установление связей предстоящей работы с имеющимися у обучающих знаниями.
-
Ознакомление обучающихся (путем объяснения или по заданиям-инструкциям) с порядком выполнения работы.
-
Разбор правил безопасности выполнения работы и правил организации рабочих мест.
-
Указание по фиксации получаемых результатов, оформлению отчетов.
-
Выдача заданий.
Текущее инструктирование:
-
Стимулирование самостоятельности, сознательности и самоконтороля в ходе работы обучающихся.
-
Ответы на вопросы обучающихся, повторный показ способов выполнения работы.
-
Промежуточный и итоговый контроль работы обучающихся.
-
Проверка правильности снятия показания приборов, замеров, ведения записей.
-
Контроль организации и содержания рабочих мест, соблюдение правил безопасности.
-
Поддержание намеченного темпа выполнения работ.
Подведение итогов:
-
Контроль обучающихся по ходу работы и результатам, полученным в процессе экспериментов
-
Анализ совместно с обучающими данных, полученных по ходу работы, и формулирование основных выводов.
-
Анализ отчетов обучающихся о результатах лабораторно-практической работы: схемы установки; цели процесса; порядок выполнения; использование приборов, оборудования, материалов; результаты наблюдений, измерений; расчеты; ответы на вопросы эадания-инструкции; выводы.
-
Оценка выполнения лабораторно-практической работы.
Охрана труда и техника безопасности при проведении лабораторных работ
Соблюдение техники безопасности при выполнении лабораторных работ по курсу физики производится в соответствии со следующими государственными стандартами:
1. ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
2 ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя.
Общие эргономические требования.
К выполнению лабораторных работ допускаются обучающиеся, изучившие методические указания к выполнению лабораторных работ, прошедшие инструктаж по технике безопасности и обученные безопасным методам работы. О прохождении инструктажа делается запись в журнале учета прохождения инструктажа по технике безопасности, которая подтверждается собственноручными подписями обучающихся, прошедших инструктаж, и преподавателя или дежурного лаборанта, проводившего его.
Перед проведением лабораторной работы необходимо проверить надежность заземления электроизмерительных приборов и установок. Перед включением оборудования необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов в рабочей зоне и предупредить товарищей о начале лабораторной работы; до начала работы приборы должны быть выключены.
В случае обнаружения неисправностей, связанных с токопроводящими проводниками, изоляцией, греющимися токонесущими частями, необходимо немедленно прекратить работу и обратиться к преподавателю или дежурному лаборанту.
После окончания лабораторной работы необходимо выключить электроизмерительные приборы.
Запрещается:
-
находиться в помещении в верхней одежде;
-
оставлять без надзора включенную лабораторную установку;
-
выполнять работу в отсутствие преподавателя или дежурного лаборанта;
-
класть сумки и другие личные вещи на столы и лабораторную технику.
обучающиеся, не соблюдающие правила техники безопасности, отстраняются от проведения лабораторных работ.
Требования к оформлению отчетов:
По каждой лабораторной работе оформляется отчет, который должен содержать:
-
номер и название работы;
-
формулировку цели работы;
-
физическое обоснование цели работы и метода измерения;
-
рабочую формулу с расшифровкой всех буквенных обозначений;
-
результаты прямых измерений и вычислений;
-
там, где это предусмотрено работой, график;
-
вычисление искомой величины по рабочей формуле;
-
оценку погрешности (неопределенности) измерения искомой величины. При оценке неопределенностей прямых и косвенных измерений обучающийся должен руководствоваться правилами обработки результатов измерений;
-
подпись обучающегося и дату выполнения данной лабораторной работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»
№
Наименование темы программы
Наименование практической работы
Кол-во часов для проведения работы.
Прим.
I курс
1
Механика
10
1.1
Кинематика
Измерение ускорения свободного падения.
1
1.2
Кинематика
Проверка зависимости времени движения шарика по наклонному желобу от угла наклона желоба.
1
1.3
Кинематика
Изучение движения тела, брошенного горизонтально
1
1.4
Динамика
Измерение коэффициента трения скольжения.
1
1.5
Динамика
Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости
1
1.6
Динамика
Построение графика зависимости силы упругости от удлинения резинового шнура.
1
1.7
Динамика
Проверка зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити и независимости периода от массы груза.
1
1.8
Динамика
Измерение плотности тел
1
1.9
Законы сохранения
Исследование упругого и неупругого столкновения тел
1
1.10
Законы сохранения
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
1
2
Молекулярная физика и термодинамика
6
2.1
Термодинамика
Построение графика зависимости температуры от времени остывания воды.
1
2.2
Термодинамика
Изучение явления теплообмена
1
2.3
Жидкость и пар
Определение влажности при помощи психрометра.
1
2.4
Жидкость и пар
Изучение капиллярных явлений, вызванных поверхностным натяжением жидкости.
1
2.5
Твердое тело
Наблюдение роста кристаллов из раствора.
1
2.6
Твердое тело
Измерение удельной теплоты плавления тел
1
3
Электродинамика
8
3.1
Электростатическое поле
Измерение емкости конденсатора.
1
3.2
Постоянный электрический ток
Исследование смешанного соединения проводников.
1
3.3
Постоянный электрический ток
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника с током.
1
3.4
Постоянный электрический ток
Построение графика зависимости силы тока от напряжения, (вольт - амперной характеристики)
1
3.5
Постоянный электрический ток
Измерение температуры нити лампы накаливания
в номинальном режиме
1
3.6
Магнитное поле тока
Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током
1
3.7
Электромагнитная индукция
Изучение явления электромагнитной индукции.
1
3.8
Электромагнитная индукция
Измерение индуктивности катушки
1
4
Геометрическая оптика
2
4.1
Законы отражения и преломления света
Определение показателя преломления стекла
1
4.2
Ход лучей в линзе
Определение фокусного расстояния собирающей линзы
1
Физический практикум
4
Итого за I курс
30
5
Волновая оптика
5.1
Дифракция света
Изменения длины волны с помощью дифракционной решетки
1
6
Физика атомного ядра
Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций (по фотографиям)
1
Физический практикум
4
Итого за II курс
6
Итого по курсу:
36
Лабораторно - практическая работа № 1
Кинематика.
ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ.
Цель работы: изучить свободное падение тел и измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел
Приборы и материалы: металлический брусок 4 × 25 × 40 мм., бумажная лента размером 20 × 300 мм, полоска копировальной бумаги размером 20 × 300 мм, желоб, штатив лабораторный, секундомер, линейка.
Ход работы:
-
Собрать установку;
-
Освободить зажим, удерживающий груз, одновременно включив счетчик;
Отметить перемещение груза, по формуле: , результаты оформить в виде таблицы;
-
n
1
2
3
4
tn
yn
-
Убедиться, что движение шарика - равноускоренное:
-
Рассчитать ускорение свободного падения по формуле:
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
Лабораторно - практическая работа № 2
Кинематика.
ПРОВЕРКА ЗАВИСИМОСТИ ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ ШАРИКА ПО НАКЛОННОМУ ЖЕЛОБУ ОТ УГЛА НАКЛОНА ЖЕЛОБА.
Цель работы: опытным путем проверить, что время движения шарика зависит от высоты верхней точки желоба обратно пропорционально.
Приборы и материалы: желоб, линейка, шарик, секундомер, металлический цилиндр, штатив.
Ход работы:
-
Установить один конец желоба на высоте h = 2см над поверхностью стола в конце желоба положите цилиндр.
-
Измерить промежуток времени, за который шарик, пущенный из состояния покоя, с верхней точки желоба, достигнет цилиндра.
-
Сделать высоту верхней точки желоба равной 2h и снова измерить время движения шарика.
-
Ответить на вопрос: Подтверждают ли результаты опытов предположения о том, что время движения шарика уменьшилось в 2 раза при увеличении высоты верхней точки желоба вдвое?
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 3
Кинематика.
ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО
Цель работы: измерить начальную скорость тела, брошенного горизонтально
Приборы и материалы: стальной шарик, лоток дугообразный, пенал для приема шарика, штатив, линейка.
Ход работы:
-
Собрать установку, установив высоту вылета шарика h = 196 см.
-
Вычислить время полета шарика по формуле:
-
Измерить дальность полета, проведя 5 пусков шарика из одной и той же точки
-
Вычислить среднюю дальность полета
-
Вычислить начальную скорость полета по формуле:
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 4
Динамика.
ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ
Цель работы: измерить коэффициент трения скольжения деревянного бруска по деревянной линейке двумя способами.
Приборы и материалы: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, деревянная линейка, измерительная лента.
Ход работы:
-
Определить вес деревянного бруска, бруска с одним грузом, бруска с двумя грузами, с тремя грузами.
-
Динамометром равномерно тяните брусок по линейке, измеряя силу тяги, повторите опыт.
-
Постройте график зависимости Fтр от Р
-
Найдите коэффициент трения скольжения по формуле:
-
Измерьте длину линейки l
-
На один из концов линейки поместите брусок и медленно приподнимите. Измерьте высоту подъема h, когда брусок начнет скользить вниз. Повторите опыты с грузами
-
Вычислите коэффициент трения скольжения по формуле:
-
Сравните результаты, пунктов 4 и 7;
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 5
Динамика.
ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ
СИЛ ТЯЖЕСТИ И УПРУГОСТИ
Цель работы: проверка справедливости второго закона Ньютона для движения тела по окружности под действием нескольких сил
Приборы и материалы: груз, нить, штатив, измерительная лента, секундомер.
Ход работы:
-
Собрать установку, подбирая длину маятника около 50 см.
-
На листе бумаги начертить окружность радиусом R = 10 см.
-
Лист бумаги расположите так, чтобы центр окружности находился над точкой подвеса маятника.
-
Приведите в движение маятник вдоль начерченной окружности с постоянной скоростью. Измерьте время, за которое маятник сделает 10 оборотов.
-
Вычислите центростремительное ускорение груза: ,
-
= доказывает справедливость второго закона Ньютона.
-
Уменьшить длину нити до 25см и при одном грузе снова измерить период колебаний маятника.
-
Сравнить результат с первоначальным измерением.
-
Подтверждают ли результаты опытов предположение о том, что при уменьшении длины нити в 4 раза, период уменьшается в два раза? (Сформулировать вывод).
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 6
Динамика.
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ЗАВИСИМОСТИ СИЛЫ УПРУГОСТИ
ОТ УДЛИНЕНИЯ РЕЗИНОВОГО ШНУРА.
Цель работы опытным путем выяснить зависимость растяжения резинового шнура от массы груза. Построить график зависимости.
Приборы и материалы: штатив, в лапке которого закреплен резиновый шнур, набор гирь, линейка.
Ход работы:
-
На резиновом шнуре сделать фломастером две отметки, на расстоянии 10см друг от друга.
-
Подвесить на чашке весов гирю в 1кг, приложенная сила F1 = m·g, F1 = 9,8Н. Сила упругости равна приложенной силе по величине и противоположна по направлению.
-
Измерить расстояние между рисками на шнуре. Δl1 = l1 - l0
-
Повторить опыт, заменив груз на гирю, массой в 2кг. Полученная сила равна F2 = 19,6Н.
-
Снова измерить расстояние между рисками Δl2 = l2 - l0
-
Проделать то же самое с гирей, массой 3кг, F3 = 29,4Н
-
Снова измерить расстояние между рисками Δl3 = l3 - l0
-
Построить график по результатам измерений.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 7
Динамика.
ПРОВЕРКА ЗАВИСИМОСТИ ПЕРИОДА КОЛЕБАНИЙ НИТЯНОГО МАЯТНИКА ОТ ДЛИНЫ НИТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ ПЕРИОДА
ОТ МАССЫ ГРУЗА.
Цель работы: опытным путем проверить формулу математического маятника.
Приборы и материалы: штатив, к лапке которого привязана нить длиной 100см и грузик, массой 100г , набор грузов, массой по 10г, секундомер, линейка.
Ход работы:
-
Отклонить грузик маятника на 5см от положения равновесия и посчитать, сколько колебаний совершит маятник за 30 секунд..
-
Определить время одного колебания , где п - число колебаний за 30с..
-
Подвесить к нити еще один грузик, массой 1000г и повторить опыт.
-
Снова определить время одного колебания и сравнить результата опытов.
-
Подтверждают ли результаты опытов предположение о том, что период так же увеличился в два раза? (Сформулировать вывод).
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 8
Динамика.
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ТЕЛ
Цель работы: определить плотность тела неправильной формы.
Приборы и материалы: весы, мензурка с нанесенными делениями, вода, различные тела неправильной формы
Ход работы:
-
Найти массу тела;
-
Определить объем пела, при помощи мензурки, погружая тело в жидкость (воду);
-
Рассчитать плотность тела, используя формулу ;
-
Проверить результаты, повторив опыт, и используя таблицу плотностей тел;
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 9.
Законы сохранения.
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРУГОГО И НЕУПРУГОГО
СТОЛКНОВЕНИЯ ТЕЛ
Цель работы: проверка закона сохранения импульса.
Приборы и материалы: тележки, с пружинами, тележка, мешок с песком или другим мягким наполнителем.
Ход работы:
-
Измерить массу тележки;
-
Привести тележку в движение до столкновения ее с мягким мешком, гасящим удар;
-
Измерив, расстояние, пройденное тележкой и время, затраченное на пройденный путь, найти скорость тележки.
-
Вычислить суммарный импульс тел;
-
Привести в движение тележки с пружинами, добившись их столкновения;
-
Измерить скорости тележек
-
Вычислить суммарный импульс тел;
-
Сделать выводы;
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 10.
Законы сохранения.
СОХРАНЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТЕЛА
ПОД ДЕЙСТВИЕМ СИЛ ТЯЖЕСТИ И УПРУГОСТИ.
Цель работы: измерить максимальную скорость тела, колеблющегося на пружине, с использованием закона сохранения энергии
Приборы и материалы: штатив, набор гирь, линейка, динамометр.
Ход работы:
-
Собрать установку.
-
Определить статическое смещение пружины х0
-
Оттяните груз вниз на 5-7 см и отпустите, измерьте амплитуду колебаний А.
-
Рассчитайте скорость груза, колеблющегося на пружине, по формуле:
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 11
Термодинамика
Построение графика зависимости температуры от времени остывания воды.
Цель работы: опытным путем выяснить зависимость температуры от времени остывания воды. Построить график зависимости.
Приборы и материалы: металлический стакан, термометр, часы, штатив.
Ход работы:
-
Налить в металлической стакан горячей воды.
-
Укрепить в штативе, опущенный в стакан с горячей водой термометр.
-
Записать первоначальные показания термометра.
-
Построить таблицу для фиксирования результатов наблюдения.
-
Время наблюдения
(минуты)
Температура воды
(градусы Цельсия)
-
Фиксировать температуру воды через каждые 5 минут.
-
Построить график зависимости температуры от времени и выяснить справедлива ли закономерность: за любые последовательно равные промежутки времени изменение температуры воды одинаково.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 12
Термодинамика
Изучение явления теплообмена
Цель работы: определение удельную теплоемкость металла, проверить уравнение теплового баланса.
Приборы и материалы: калориметр, горячая и холодная вода, стакан, стальной цилиндр
Ход работы:
-
Налить в калориметр горячей воды;
-
Измерить температуру воды в калориметре и ее объем;
-
Занести данные в таблицу;
-
Налить в стакан холодной воды, и погрузить в нее стальной цилиндр так, чтобы он был полностью погружен;
-
Измерить температуру холодной воды;
-
Занести данные в таблицу;
-
Перенести цилиндр в калориметр, и закрыть крышку;
-
Подождать, пока температура воды калориметре на перестанет меняться;
-
Измерить температуру воды;
-
Занести данные в таблицу;
-
Вычислить удельную теплоемкость стального цилиндра и сравнить ее с табличным значением;
-
Повторить измерения для алюминиевого цилиндра.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
mцил
Тводы
Vцил
Т цил
Тконечная
Сэкперимент
Стабл.
(кг)
(С°)
(мл)
(С°)
(С°)
(Дж/кг.град)
(Дж/кг.град)
Сталь
0,3
Алюминий
0,1
Лабораторно - практическая работа № 13
Жидкость и пар
Определение влажности при помощи психрометра.
Цель работы: определение влажности воздуха.
Приборы и материалы: психрометр, психрометрическая таблица.
Ход работы:
-
Определить температуру сухого термометра tс.т.
-
Определить температуру «влажного» термометра tв.т.
-
Определить разность показаний термометров Δt
-
По таблице определить влажность воздуха φ %
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Контрольные вопросы
-
Почему термометры показывают разные температуры?
-
При какой температуре происходит испарение жидкости
Лабораторно - практическая работа № 14
Жидкость и пар
Изучение капиллярных явлений, вызванных поверхностным натяжением жидкости.
Цель работы: измерить средний диаметр капилляров.
Приборы и материалы: сосуд с подкрашенной водой, полоска фильтровальной бумаги размером 120 × 10мм, полоска хлопчатобумажной ткани размером 120 × 10мм, линейка.
Ход работы:
-
Полосками фильтровальной бумаги и ткани одновременно прикоснуться к поверхности подкрашенной воды в стакане, наблюдая поднятие воды в полосках.
-
Измерить высоты h1 и h2 поднятия воды в полосках.
-
Рассчитать диаметр капилляров по формуле: , где σ - поверхностное натяжение жидкости, для воды σ = 73,0 · 10-3 Н/м. ρ - плотность жидкости, для воды ρ= 1000 кг/м3 g = 9,8 м/с2
-
Сравнить размер диаметра капилляров для полосок ткани и бумаги.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 15
Твердое тело
Наблюдение роста кристаллов из раствора.
Цель работы: наблюдение роста кристаллов
Приборы и материалы: стакан, вода, кастрюли, карандаш, нить, сахар, поваренная соль и т.д.
Ход работы:
-
Взять две части воды и одну часть сахара (соли). Перемешать.
-
Нагреть раствор.
-
Перелить раствор в стакан.
-
Привязать к карандашу нить так, чтобы она опустилась в раствор.
-
Положить карандаш сверху стакана.
-
Оставить стакан на несколько дней.
-
Посмотреть, что образовалось на нити.
-
Сделать вывод.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 16
Твердое тело
Измерение удельной теплоты плавления тел
Цель работы: определение удельной теплоты плавления льда.
Приборы и материалы: калориметр, сосуд с тающим льдом, сосуд с водой, весы с разновесами, термометр.
Ход работы:
-
Во внутренний сосуд калориметра налить 100-150 см3 (Vв). Результат перевести в СИ.
-
Измерить начальную температуру воды tв.
-
Взять небольшой кусочек льда, взвесить его (mв), и опустить в воду. Когда весь лѐд расплавится, отметить самую низкую установившуюся температуру tкон.
-
Вычислить массу горячей воды mв = ρв·Vв
-
Используя данные опыта, составить уравнение теплового баланса и определить удельную теплоту плавления льда.
-
Сравнить полученный результат с табличным, и вычислить абсолютную погрешность измерений.
-
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 17
Электростатическое поле
Измерение емкости конденсатора.
Цель работы: Изучить устройство плоского конденсатора и рассчитать его электроемкость.
Приборы и материалы: пластинки металлические - 2 шт., пластинка стеклянная, штангенциркуль, линейка измерительная
Ход работы:
-
Собрать установку (плоский конденсатор) из двух металлических и стеклянной платины.
-
Определить площадь металлической пластины.
-
Измерить штангенциркулем толщину стеклянной пластины.
-
Рассчитать электроемкость плоского конденсатора по формуле:
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 18
Постоянный электрический ток
Исследование смешанного соединения проводников.
Цель работы: экспериментально изучить характеристики параллельного, последовательного и смешанного соединения проводников.
Приборы и материалы: источник тока, резисторы с известными сопротивлениями, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Ход работы:
-
Зная сопротивление резисторов, подсчитать сопротивления участков цепи при их последовательном и параллельном соединении.
-
Собрать электрическую цепь, соединив резисторы последовательно.
-
Измерить силу тока в цепи и напряжение на резисторах.
-
Рассчитать по закону Ома сопротивление и, сравнить с теоретическими расчетами.
-
Собрать электрическую цепь, соединив резисторы параллельно.
-
Измерить силу тока в цепи и напряжение на резисторах.
-
Рассчитать по закону Ома сопротивление и, сравнить с теоретическими расчетами.
-
Собрать цепь, со смешанным соединением проводников по предложенной схеме.
-
Зная сопротивление резисторов, подсчитать сопротивления участка цепи.
-
Измерить силу тока в цепи и напряжение на резисторах.
-
Рассчитать по закону Ома сопротивление и, сравнить с теоретическими расчетами.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 19
Постоянный электрический ток
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника с током.
Цель работы: Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления проводников
Приборы и материалы: источник питания, проволочный резистор сопротивлением 2 Ом, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Ход работы:
-
Собрать электрическую цепь по схеме:
-
Измерить вольтметром ЭДС источника тока при разомкнутом ключе.
-
Отключить вольтметр.
-
Замкнуть ключ К. измерить амперметром силу тока в цепи.
-
Рассчитать внутреннее сопротивление источника тока по формуле:
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 20.
Постоянный электрический ток
Построение графика зависимости силы тока от напряжения, (вольт - амперной характеристики)
Цель работы: опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения в цепи. Отразить эту зависимость на графике
Приборы и материалы: источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, набор сопротивлений.
Ход работы:
-
Собрать электрическую цепь для снятия вольтамперной характеристики для участка цепи с одним резистором с известным сопротивлением.
-
Записать значения силы тока и напряжения.
-
Добавить в цепь еще один резистор с известным сопротивлением, подключив его последовательно с первым.
-
Записать новые значения силы тока и напряжения.
-
Добавить в цепь третий резистор с известным сопротивлением, подключив его последовательно с двумя другими.
-
Записать новые значения силы тока и напряжения.
-
Построить график зависимости силы тока от напряжения
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 21
Постоянный электрический ток
Измерение температуры нити лампы накаливания
в номинальном режиме
Цель работы: Исследовать вольтамперную характеристику лампы накаливания и оценить по ней температуру вольфрамовой нити в раскаленном состоянии.
Приборы и материалы: Лампа накаливания (3,5 В) на подставке; Источник постоянного напряжения 4 В; Переменное сопротивление (0-10 Ом) (реостат); вольтметр; амперметр; соединительные провода;
Ход работы:
-
-
Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой, представленной на рисунке.
-
Установить ползунок реостата в положение, при котором напряжение минимально, и зафиксируйте первый результат измерения в ручном режиме.
-
Постепенно увеличивать разность потенциалов на клеммах лампочки, начиная с минимального значения. После каждого изменения фиксировать данные эксперимента, не измерять токи, превышающие 2,5 А.
-
Построить график зависимости тока от напряжения.
-
-
Рассчитать сопротивление вольфрамовой нити лампы при разных силах тока и построить график сопротивления нити от силы тока в лампе.
-
Описать качественно эту зависимость и причину такой зависимости с ростом силы тока.
-
Сравнить полученное значение температуры раскаленной лампы с температурой плавления вольфрама.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 22
Магнитное поле тока
НАБЛЮДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА
ПРОВОДНИК С ТОКОМ
Цель работы: Наблюдение действия магнитного поля.
Приборы и материалы: батарея аккумуляторов, дугообразный магнит, штатив, выключатель, проволочный моток, соединительные провода.
Ход работы:
-
Подвесить проволочный моток к штативу и через выключатель присоединить к батарее.
-
Поднести к висящему мотку магнит и, замыкая цепь, наблюдать движения мотка.
-
Выбрать несколько характерных вариантов относительного расположения мотка и магнита и зарисовать их, указав направление магнитного поля, направление тока и предполагаемое движение мотка.
-
Проверить на опыте правильность предположений о характере и направлении движения мотка.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 23
Электромагнитная индукция
Изучение явления электромагнитной индукции.
Цель работы: Наблюдение явления электромагнитной индукции.
Приборы и материалы: гальванометр, катушка индуктивности, полосовой магнит, соединительные провода.
Ход работы:
-
Присоединить зажимы гальванометра к зажимам катушки.
-
Опустить магнит в катушку северным полюсом, наблюдая одновременно за стрелкой гальванометра. Записать наблюдения.
-
Вынуть магнит из катушки, наблюдая одновременно за стрелкой гальванометра. Записать наблюдения.
-
Несколько раз резко опустить магнит в катушку, наблюдая одновременно за стрелкой гальванометра. Записать наблюдения.
-
Записать вывод о зависимости ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
-
Определить направление индукционного тока в катушке, пользуясь, правилом Ленца. Ответ обосновать
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
Лабораторно - практическая работа № 24
Электромагнитная индукция
ИЗМЕРЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ КАТУШКИ
Цель работы: Определение индуктивности катушки в цепи переменного тока
Приборы и материалы: Источник переменного напряжения c регулируемой частотой изменения выходного напряжения, например, генератор ГЗ-118 (Uвых £5В); источник постоянного напряжения, (U0 = 0 ¸-5 В); катушка с сердечником (с индуктивностью ~1Гн); соединительные провода; амперметр; вольтметр;
Ход работы:
-
Включить источник переменного напряжения, провести пробный эксперимент и предварительную регистрацию данных. При необходимости скорректировать настройки.
-
Начать регистрацию данных - колебаний силы тока и напряжения.
-
Построить график, внести на график комментарий со значением частоты переменного тока, сняв показания с генератора или вычислив его на основании анализа периода функции I(t) на графике.
-
Вместо источника переменного напряжения включить источник постоянного напряжения.
-
Повторить пп.3-4 для определения постоянных значений силы тока и напряжения.
-
Рассчитать R - активное сопротивление катушки.
-
Используя данные, полученные в п.п.2,3,4, найти по графику или по таблице максимальные значения силы тока и напряжения, рассчитать ZL - полное сопротивление катушки в цепи переменного тока.
-
Используя полученное значение активного сопротивления катушки R и полное сопротивление катушки ZL, рассчитать индуктивное сопротивление XL.
-
Используя значение частоты колебаний напряжения в опытах с переменных током, рассчитать индуктивность катушки L.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 25
Законы отражения и преломления света
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА.
Цель работы: Наблюдение изменения энергии отраженного и преломленного световых пучков на границе раздела двух сред.
Приборы и материалы: источник света, экран со щелью, стеклянная пластинка, линейка, карандаш.
Ход работы:
-
Установить пластинку на листе бумаги и обвести контур карандашом.
-
Провести перпендикуляр к центру верхней грани.
-
Зажечь свечу, поставить экран со щелью и образовавшийся световой луч направить на стеклянную пластинку так, чтобы падающий луч коснулся пластинки в точке восстановления перпендикуляра.
-
Отметить карандашом падающий, отраженный и угол преломления.
-
Погасить свечу и построить чертеж, отметив угол падения, угол отражения и угол преломления.
-
Отметить интенсивность падающего, отраженного и преломленного лучей.
-
Повторить опыт, увеличив угол падения луча.
-
Описать и объяснить, почему меняется яркость преломленного и отраженного пучков при изменении угла падения света
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 26
Ход лучей в линзе
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ СОБИРАЮЩЕЙ ЛИНЗЫ
Цель работы: при помощи формулы тонкой линзы определить ее фокусное расстояние
Приборы и материалы: двояковыпуклая линза, источник света (свеча), экран.
Ход работы:
-
Установить линзу между сечей и экраном;
-
Двигая экран, добиться четкого изображения свечи;
-
Измерить расстояния от свечи до линзы и от линзы до экрана;
-
Вычислить фокусное расстояние линзы по формуле:
-
Проделать опыт 3-4 раза, меняя расстояние от свечи до экрана,
-
Вывести среднее значение фокусного расстояния.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 27
Дифракционная решетка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ.
Цель работы: при помощи формулы тонкой линзы определить ее фокусное расстояние
Приборы и материалы: двояковыпуклая линза, источник света (свеча), экран.
Ход работы:
-
Собрать экспериментальную установку.
-
Поместить дифракционную решетку в держатель, записать период решетки.
-
Направляя прибор на проекционный аппарат, и наблюдая его излучение через дифракционную решетку, добейтесь того, чтобы по обе стороны от прорези были видны максимумы интенсивности излучения первого и второго порядка фиолетового и красного света.
-
Измерьте модули отклонения.
-
Вычислите длину волны фиолетового и красного светов по формулам: соответственно.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя
Лабораторно - практическая работа № 28
Физика атомного ядра
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТИЦ И ЯДЕРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПО ФОТОГРАФИЯМ)
Цель работы: проанализировать фотографии треков заряженных частиц, движущихся в магнитном поле и участвовавших в ядерных реакциях.
Приборы и материалы: фотография трека заряженных частицы в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле.
Ход работы:
-
Определить знак электрического заряда неизвестной частицы по фотографии.
-
Указать направление вектора магнитной индукции.
-
Измерить радиус трека неизвестной частицы по фотографии. R1
-
Измерить радиус трека протона по фотографии. R2
-
Сравнить удельные заряды неизвестной частицы и протона:
-
Идентифицировать частицу.
-
Ответить на дополнительные вопросы преподавателя