- Преподавателю
- Физика
- Проект урока по теме: «Инерция»
Проект урока по теме: «Инерция»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гурущук Л.Г. |
Дата | 15.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дидактический проект урока
Предмет: Физика
Класс: 7 « А-Б»
Дата:_________
Тема: Инерция.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учитель: Гурущук Л.Г
Время урока: 45 минут
Субкомпитенции:
-
Определениепонятия массы и силы.
-
Эксперементальное исследование взаимодействиия тел.
Операциональные цели:
-
Углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела.
-
Сформировать понятие инерция.
2.1 Учить находить примеры проявления инерции в окружающем мире и уметь объяснять их.
2.3 Сформировать умения практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни.
-
Развивать логическое мышление, культуру речи.
Дидактические технологии: объяснение, демонстрация, тест, беседа, повторение.
Средства: учебник, карточки.
Литература: Ион Ботгрос "Физика"
Ход урока.
№
Этапы урока
Опер.
цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы
Время
1.
Организационный момент.
Привлекаю внимание учащихся к началу урока.
Приветствую учащихся.
Приветствуют учителя.
Готовят необходимые принадлежности к уроку.
1 мин
2.
Актуализация
знаний
О1.1
Ребята, вы наверное обращали внимание на то что с вами происходят странные случаи. Вот например, вы несете тарелку с супом и, когда ставите её на стол, суп почему-то выплескивается на скатерть. Или когда автобус внезапно трогается, вы падаете назад, при этом наступив еще на ногу кому-то. Получается неприятная ситуация. Как вы думаете, имеет ли физика к этим случаям какое-нибудь отношение. Я предлагаю вам сегодня на уроке разобраться в этом. А для того чтобы плавно перейти к новой теме я предлагаю вам небольшой тест.
У вас на столах лежат листочки, которые вы, пожалуйста, подпишите и на них выполняйте задания. Вы должны выбрать и обвести букву с правильным вариантом ответа. Вам на это отводится 5 минут.
1 Механическим движением называется.
-
А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел
-
И. изменение положения тела относительно других тел
-
С. изменение положения автомобиля на дороге.
2 Траекторией движения тела называется.
-
Н. линия, по которой движется тело
-
О. след, который оставляет движущееся тело
-
К. кривая линия движения молекулы.
3 Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется.
-
Е. путь
-
М. след
-
Т. кривая
4 При равномерном движении тело за равные промежутки времени.
-
Ю. проходит разные пути
-
В. движется равномерно
-
Р. Проходит равные пути
5 Формула для нахождения скорости при равномерном движении
-
Г.
-
Э. d= v · t
-
Ц.
6 В системе СИ скорость измеряется в
-
С. км/ч
-
И. м/с
-
Б. км/с
7 При неравномерном движении тело за равные промежутки времени…
-
Я. Проходит разные пути
-
Л. движется равномерно
-
Д. Проходит равные пути
А теперь возьмите в руки карандаш и проверьте, правильно ли вы ответили: я вам говорю букву правильного ответа на соответствующий вопрос (на доске я пишу буквы И Н Е Р Ц И Я), вы сравниваете со своими ответами, ставите «+» или «-» и таким образом сами себя оцениваете:
2 правильных ответов = «5»;
3 правильных ответов = «6»;
4 правильных ответов = «7»;
5 правильных ответов = «8»;
6 правильных ответов = «9»;
7 правильных ответов = «10».
(Листочки с ответами сдать). Ребята, поднимите руки, кто получил «10» и «9». Молодцы!
Слушают и отвечают на вопросы.
Решают тест.
Самостоятельно проверяют тест.
Выставляют оценки согласно разбаловке.
Беседа
тестирование
9мин
2 мин
3.
Новый материал.
О1.2
О3.1
О3.1
Как вы уже догадались темой сегодняшнего урока будет "Инерция". Поэтому открыли тетради и записали число, и тему урока.
-
Наша задача с вами сегодня сформировать понятие термина инерция.
-
Научиться находить примеры инерции в жизни и объяснять их.
Приступим. Посмотрите на мяч лежащий у меня на столе. Может ли он без причины изменить скорость? А при каком условии мяч начнет двигаться? (катаю рукой мяч по столу) Тело движется, если на него действуют другие тела. В данном случае на мяч действует моя рука.
Знаменитый итальянский физик и астроном Галилео Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Он пытался выяснить, как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела.
Сейчас мы с вами проделаем подобный опыт.
-
Тележка скатившись с наклонной плоскости попадает в песок и быстро останавливается. Ее движение неравномерное. Скорость уменьшается очень быстро.
-
Выровняли песок и вновь опустили тележку. Теперь тележка пройдет большее расстояние, прежде чем остановится. Ее скорость изменяется медленнее, движение ближе к равномерному.
-
Если совсем убрать песок, тележка поедет еще дальше, ее движение еще ближе к равномерному. Препятствует ее движению только стол.
Вывод : чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость и тем ближе движение к равномерному.
А если совсем не действовать на тело? Как оно будет двигаться? Вы как думаете? (ребята отвечают) Ответ дал Галилей: "Если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью"
А явление сохранения телами своей скорости при отсутствии воздействия со стороны других тел называется - инерцией. Найдите в учебнике на стр. 36 определение инерции и запишите в тетрадях.
В том случае, когда скорость тела равна нулю, тело находится в состоянии покоя. Из определения следует, что тело обладает свойством сохранять не только состояние движения, но и состояние покоя. Убедимся в этом, проделав следующий эксперимент.
Поставим стакан с водой на лист бумаги и затем его резко выдернем из-под стакана. Что случилось со стаканом?
Задача: Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.
Записывают тему урока.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Работа с учебником. Конспектируют.
Демонстрация опыта
14 мин
4.
Закрепление материала.
О2.1
О3.1
Давайте закрепим материал, для этого вам нужно закончить предложения.
-
Инерция-это…(явление сохранения скорости тела).
-
Первым ввел понятие инерция…(Галилей)
-
Если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы…(равномерно и бесконечно, если бы существовала такая бесконечная в пространстве площадь)
Мы с вами в автобусе, давайте изобразим поведение пассажира во время поездки.
Автобус
-
Резко трогается с места, вы- назад
-
Поворачивает налево, вы- вправо
-
Поворачивает вправо, вы- влево
-
Резко тормозит, - вы- вперед
В этих случаях меняется скорость- появляется инерция. Запишите в тетрадях: Инерция проявляется, если изменяется скорость по величине и направлению. На стр. 36 №5
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? У всех транспортных средств есть тормозной путь- это путь который проходит автомобиль после остановки двигателя. Он зависит от типа транспортного средства и от погодных условий.
-
Зачем нужно пристегиваться ремнем безопасности?
-
Иногда на кузове машины написано:"В кузове не стоять", "На бортах не сидеть". О чем говорят эти надписи?
-
Зачем на повороте шофер замедляет ход машины?
-
Для чего при торможении автомобиля обязательно включают задний красный свет?
-
Почему водитель, ведя на буксире другой автомобиль, не должен резко менять скорость?
Заканчивают предложения.
Изображают поведение пассажира.
Конспектируют.
Отвечают на вопросы.
повторение
14 мин
5.
Заключение. Рефлексия.
-
Как вы поняли, что такое инерция?
-
Где она помогает?
-
Где приносит вред?
-
Что понравилось на уроке больше всего?
-
Пригодятся ли вам полученные сегодня знания?
Отвечают на вопросы.
2 мин
6
Итоги работы. Оценки.
Подведем итоги сегодняшнего урока:
Давайте вместе определим, добились ли мы с вами поставленных сегодня целей?(Читаю цели, ребята отвечают.)
Оценки за тест выставляю. Ребята которые были активными получают соответствующие оценки…
беседа
2 мин
7
Домашнее задание.
Стр.36(переск), стр.39 №4,(пис). Таблицу письменно в тетради-инерция- где приносит вред? где помогает?. (Провожу полный инструктаж по д/з)
1 мин