• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по физике (7-9 кл. , авторы учебников А. В. Перышкин для 7, 8 классов и А. В. Перышкин, Е. М. Гутник для 9 класса. КТП прилагается)

Рабочая программа по физике (7-9 кл. , авторы учебников А. В. Перышкин для 7, 8 классов и А. В. Перышкин, Е. М. Гутник для 9 класса. КТП прилагается)

Данная разработка содержит рабочую программу по физике (7-9 кл.) и календарно-тематическое планирование к нему.Ступень обучения (класс): основное общее образование, 7-9 класс. Программа разработана на основе программы: физика, 7–9 классы, авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник.Календарно-тематическое планирование адаптировано для учебников "Физика 7", "Физика 8" и "Физика 9" для общеобразовательных учреждений. В КТП подробно рассмотрены следующие пункты: дата проведения урока, № урока, тема урок...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физике (7-9 кл., авторы учебников А.В. Перышкин для 7, 8 классов и А.В. Перышкин, Е.М. Гутник для 9 класса. КТП прилагается)

Орловская область

Новодеревеньковский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хомутовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Домникова В.М."

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_______ В.В. Филимонов

«__» августа 2015 г

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МБОУ «Хомутовская СОШ»

______ Е.В. Кононова

«__» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Хомутовская СОШ»

_________ И.А. Емельянова

«__» августа 2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физике

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 7, 8, 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов: 210, три учебных года;


Учитель: Филимонов Владимир Владимирович

Программа разработана на основе программы: физика, 7-9 классы, авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Опубликованы в свободном доступе на официальном сайте издательства «Дрофа», в разделе новости. Ссылка на файл: drofa.ru/news/76.htm

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины в 7 - 9 классах общеобразовательной школы, реализуется в учебниках А.В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 9 класса.


1. Пояснительная записка

1.1 Цели изучения физики в средней школе

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


1.2 Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

2. Структура и содержание курса.

2.1 Основное содержание курса:

7 класс.

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Демонстрации

Предметные результаты

1

2

3

4

5

1

Введение

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника.

Наблюдение механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений: движение стального шарика по желобу колебания маятника, таяние льда, кипение воды, отражение света от зеркала, электризация тел.


  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя.

  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;

  • понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.

2

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

Диффузия в газах и жидкости. Растворение краски в воде. Расширение тел при нагревании. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Модель кристаллической решетки. Модель молекулы воды. Сцепление свинцовых цилиндров. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании. Сжатие и выпрямление упругого тела. Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.

  • владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

3

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике.

Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх. Явление инерции. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой. Различные виды весов. Сравнение масс тел с помощью равноплечных весов. Взвешивание воздуха. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Подшипники различных видов.

  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение

  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны

  • владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления

  • понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука

  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела

  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание пластилина тонкой проволокой. Давление газа на стенки сосуда. Шар Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Устройство манометра. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Устройство и действие гидравлического пресса. Устройство и действие насоса. Действие на тело архимедовой силы в жидкости и газе. Плавание тел. Опыт Торричелли

  • понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления

  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда

  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

5

Работа и мощность. Энергия.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

Простые механизмы. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движение «сегнерова» колеса Измерение работы при перемещении тела. Устройство и действие рычага, блоков. Равенство работ при использовании простых механизмов. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.

  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой

  • умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию

  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага

  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

8 класс.

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Демонстрации

Предметные результаты

1

2

3

4

5

1

Тепловые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Нагревание жидкости в латунной трубке.

Нагревание жидкостей на двух горелках.

Нагревание воды при сгорании сухого горючего в горелке.

Охлаждение жидкости при испарении.

Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Явление испарения.

Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Устройство калориметра.

Модель кристаллической решетки.

  • понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы

  • умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества

  • понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике

  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

2

Электрические явления.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Электризация тел.

Взаимодействие наэлектризованных тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Обнаружение поля заряженного шара.

Делимость электрического заряда.

Взаимодействие параллельных проводников при замыкании цепи.

Устройство конденсатора.

Проводники и изоляторы.

Измерение силы тока амперметром.

Измерение напряжения вольтметром.

Реостат и магазин сопротивлений.

  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока

  • умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала

  • понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца

  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

3

Электромагнитные явления.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие постоянных магнитов.

Устройство и действие компаса.

Устройство электродвигателя.

  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности

4.

Световые явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Прямолинейное распространение света.

Получение тени и полутени.

Отражение света.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.


  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света

  • умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света

  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.


9 класс.

№ раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Демонстрации

Предметные результаты

1

2

3

4

5

1

Законы взаимодействия и движения тел.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение перемещение. Графики зависимостей кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Инерциальные системы отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.


  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • знание и способность давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;

  • умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);

  • умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности.

2

Механические колебания и волны.

Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.

3

Электромагнитное поле.

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных волн на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Преобразование энергии в электрогенераторах.

Трансформатор.

Колебательный контур.

Интерференция света.

Преломление света.

Показатель преломления.

Дисперсия света.

Типы оптических спектров.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;

  • умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;

  • понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.

4

Строение атома и атомного ядра.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа, бета распадов при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность,

  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма - частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом; различных физических величин;

  • понимание смысла основных физических законов.

  • умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок;

  • использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);

  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон, правило;

  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств;

  • назначения и понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

  • знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.

5

Строение и эволюция Вселенной.

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


  • представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

  • умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы,

  • знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.


2.2 Структура дисциплины

7 класс.

Полугодие

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Введение

Первоначальные сведения о строении вещества

Взаимодействие тел

4

6

23

1

1

5

-

-

2

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Работа и мощность. Энергия.

Итоговое повторение физики за курс 7 кл.

Резерв учителя

20

13

2

2

2

2

-

-

2

1

-

-

Итого


70

11

5


8 класс.

Полугодие

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Тепловые явления

Электрические явления

22

9

3

-

2

-

2

Электрические явления

Электромагнитные явления

Световые явления

Итоговое повторение физики за курс 7 кл.

Резерв часов

18

5

11

3

2

5

2

1

-

-

1

1

1

-

-

Итого


70

11

5

9 класс.

Полугодие

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

Механические колебания и волны. Звук

27

5

2

1

2

-

2

Механические колебания и волны. Звук

Электромагнитное поле

Строение атома и атомного ядра

Строение и эволюция Вселенной

6

16

11

5

-

1

2

-

1

1

1

-

Итого


70

6

5


2.3 Лабораторные работы

7 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Определение цены деления измерительного прибора

1

2

2

Измерение размеров малых тел

1

3

3

Измерение массы тела на рычажных весах

1

4

3

Измерение объема тел

1

5

3

Определение плотности твердого тела

1

6

3

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

1

7

3

Измерение силы трения с помощью динамометра

1

8

4

Определение выталкивающей силы

1

9

4

Выяснение условий плавания тел

1

10

5

Выяснение условия равновесия рычага

1

11

5

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

1

8 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3


1

1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры

1

2

1

Измерение удельной теплоемкости твердого тела

1

3

1

Измерение относительной влажности воздуха

1

4

2

Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках

1

5

2

Измерение напряжения на различных участках цепи

1

6

2

Регулирование силы тока реостатом

1

7

2

Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра

1

8

2

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе

1

9

3

Сборка электромагнита и испытание его действия

1

10

3

Изучение электрического двигателя постоянного тока

1

11

4

Получение изображения при помощи линзы

1


9 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

1

2

1

Измерение ускорения свободного падения

1

3

2

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

1

4

3

Изучение явления ЭМИ

1

5

4

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

1

6

4

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

1





2.4. Тематическое планирование учебного материала.

7 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

ТЕМА 1: Введение

4


1



Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

§ 1-3

2



Физические величины. Погрешность измерений.

1

§ 4-5 упр.1

3



«Определение цены деления измерительного прибора» Л.Р. № 1

1

§ 1-5 повт. Зад.1

4



Физика и техника.

1

§ 6

ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества

6


5



Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

§ 7-8

6



« Измерение размеров малых тел» Л.Р.№ 2

1

§ 7-8 повтор.

7



Движение молекул.

1

§ 9 зад.2/1

8



Взаимодействие молекул.

1

§ 10 упр.2

9



Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

§ 11-12 зад.3

10



Зачет 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

§ 1-12 повтор.

ТЕМА 3: Взаимодействие тел.

23


11



Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

§ 13-14 зад.4

12



Скорость. Единицы скорости. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

1

§ 15 упр.4 № 1,4

13



Расчет пути и времени движения.

1

§ 16 упр.5 № 2,4

14



Инерция.

1

§ 17 сост. 2 задачи

15



Взаимодействие тел.

1

§ 18

16



Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1

§ 19-20 упр.6 № 1,3

17



«Измерение массы тела на рычажных весах» Л.Р. № 3

1

§ 20

18



Плотность вещества

1

§ 21 упр.7 № 2,3

19



«Измерение объема тел» Л.Р. № 4

1

§ 21 упр.7 № 4,5

20



«Определение плотности вещества твердого тела» Л.Р. № 5

1

§ 21 упр.7 № 4,5

21



Расчет массы и объема тела по его плотности

1

§ 22 сост. 2 задачи

22



Решение задач на расчет массы, плотности и объема.

1

Упр.8 № 3,4

23



«Движение и взаимодействие тел» К.Р. № 1

1


24



Сила.

1

§ 23

25



Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

§ 24

26



Сила упругости. Закон Гука.

1

§ 25

27



Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

§ 26-27 упр.9 № 1,3

28



Динамометр. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Л.Р. № 6

1

§ 28 упр.10 № 1,3

28



Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

1

§ 29 упр.11 № 2,3

29



Сила трения. Трение покоя.

1

§ 30-31

30



Трение в природе и технике. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. «Измерение силы трения с помощью динамометра» Л.Р. № 7

1

§ 32 сочинение о трении.

31



Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сила».

1

§ 30-31

32



«Силы в природе» К.Р. № 2

1


ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

20


33



Давление. Единицы давления. Измерение давления твердого тела на опору.

1

§ 33 упр.12 № 2,3

34



Способы изменения давления

1

§ 34 упр.13 зад.6

35



Давление газа.

1

§ 35

36



Передача давления в жидкостях и газах. Закон Паскаля.

1

§ 36 упр.14 № 2,4 зад.7

37



Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда

1

§ 37-38 упр.15 № 1,3

38



Решение задач на расчет давления

1

§ 33-38 повт. зад.8

39



Сообщающие сосуды

1

§ 39 упр.16 № 3,4 зад.9

40



Вес воздуха. Атмосферное давление

1

§ 40-41 упр.17,18 зад.10

41



Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

§ 42 упр.19 № 4 зад.11

42



Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

§ 43-44 упр.20,21 № 1,2

43



Решение задач. Манометры.

1

§ 45 упр.21 № 4

44



«Давление твердых тел, жидкостей и газов» К.Р. № 3

1


45



Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс

1

§ 46 - 47упр.22 № 2, упр.23 №1

46



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

§ 48 упр.19 № 2

47



Архимедова сила.

1

§ 49 упр.24 № 3 ЛР7

48



«Определение выталкивающей силы действующей на погруженное в жидкость тело» Л.Р. № 8

1

§ 49 упр.24 № 2,4 п.8

49



Плавание тел.

1

§ 50 упр.25 № 3-5

50



«Выяснение условий плавания тела в жидкости» Л.Р.№ 9

1

Повт. § 48-50

51



Плавание судов. Воздухоплавание

1

§ 51-52 упр.26 № 1,2 упр.27 № 2

52



«Гидростатика и аэростатика» К.Р. № 4

1


ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия.

13


53



Механическая работа. Единицы работы.

1

§ 53 упр.28 № 3,4

54



Мощность. Единицы мощности.

1

§ 54 упр.29 № 3,6

55



Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

§ 55-56 зад.18/2

56



Момент силы.

1

§ 57 упр.30 № 2 ЛР9

57



Рычаги в технике, быту и природе. «Выяснение условия равновесия рычага» Л.Р. № 10

1

§ 58 упр.30 № 1,3,4

58



Блоки. «Золотое правило механики».

1

§ 59-60 упр.31 № 5 зад.19

59



Решение задач

1

Упр.31 № 2,3 ЛР10

60



Центр тяжести тела. Центры тяжести различных твердых тел.

1

К-т лекции. Определить центр тяжести плоской фигуры

61



Условия равновесия тел.

1

К-т лекции

62



КПД. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Л.Р. № 11

1

§ 61

63



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

1

§ 62-63 повтор.

64



Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

1

§ 64

66


«Работа. Мощность. Энергия» К.Р. № 5

1


67-68



Итоговое повторение физики за курс 7 кл.

2


Резерв часов учителя

2





8 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

ТЕМА 1: «Тепловые явления»

22


1



Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

1

§ 1-2

2



Способы изменения внутренней энергии.

1

§ 3 зад.1

3



Теплопроводность.

1

§ 4 упр.1

4



Конвекция. Излучение.

1

§ 5-6 упр.2,3

5



Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

1

§ 7

6



Удельная теплоемкость.

1

§ 8 упр.4 № 1

7



Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении

1

§ 9 упр.4 № 2,3

8



« Сравнение количеств теплоты при смешивании воды различной температуры» Л.Р. № 1

1

§ 7-9 повтор.

9



«Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Л.Р. № 2

1

§ 9

10



Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

§ 10 упр.5

11



Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

§ 11 упр.6

12



«Тепловые явления» К.Р. № 1

1


13



Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания.

1

§ 12-14 упр.7 № 3-5

14



Удельная теплота плавления.

1

§15 упр.8 № 1-3

15



Решение задач.

1

§ 3 с.183

16



Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

§ 16-17 упр.9 № 1-3

17



Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

§ 18,20 упр.10 № 3-5

18



Решение задач.

1

Зад.4

19



Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. «Измерение относительной влажности воздуха» Л.Р. № 3

1

§ 19

20



Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

§ 21-22 Зад.5

21



Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

§ 23-24 в.3,4 с.57

22



«Агрегатные состояния вещества» К.Р. № 2

1


ТЕМА 2: «Электрические явления»

27


23



Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.

1

§ 25-26

24



Электроскоп. Электрическое поле.

1

§ 27-28

25



Делимость электрического заряда. Строение атома.

1

§ 29-30 упр.11

26



Объяснение электрических явлений.

1

§ 31 упр.12

27



Проводники, полупроводники и диэлектрики.

1

§ 27

28



Э/ток. Источники тока.

1

§ 32 зад.6

29



Электрическая цепь и ее составные части.

1

§ 33 упр.13 № 1

30



Э/ток в металлах. Действия э/тока. Направление тока.

1

§ 34-36

31



Сила тока. Единицы силы тока.

1

§ 37 упр.14

32



Амперметр. «Сборка э/цепи и измерение силы тока в ее различных участках» Л.Р. № 4

1

§ 38 упр.15

33



Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

§ 39-41 упр.16 № 1

34



Сопротивление. «Измерение напряжения на различных участках цепи» Л.Р. № 5

1

§ 43 упр.18 № 1,2

35



Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

§ 42,44 упр.19 № 2,4

36



Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

§ 45,46 упр.20 № 1,2

37



Реостаты. «Регулирование силы тока реостатом» Л.Р. № 6

1

§ 47 упр.21 № 1-3

38



«Измерение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра» Л.Р. № 7

1

§ 47 упр.20 № 3

39



Последовательное соединение проводников.

1

§ 48 упр.22 № 1

40



Параллельное соединение проводников

1

§ 49упр.23 № 2,3,5

41



Решение задач (на соединение проводников, закон Ома)

1

Упр.21 № 4

42



Работа э/тока.

1

§ 50 упр.24 № 1,2

43



Мощность э/тока.

1

§ 51 упр.25 № 1,4

44



«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Л.Р. № 8

1

§ 52 упр.26

45



Нагревание проводников э/током. Закон Джоуля-Ленца.

1

§ 53 упр.27 № 1,4

46



Конденсатор

1

К-т лекции

47



Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

§ 54 зад.7,8

48



Короткое замыкание. Предохранители.

1

§ 55

49



«Электрический ток. Соединения проводников» К.Р. № 3

1


ТЕМА 3: «Электромагнитные явления»

5


50



Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

§ 56-57

51



Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. «Сборка электромагнита и испытание его действия» Л.Р. № 9

1

§ 58 упр.28 № 1-3

52



Постоянные магниты. Магнитное поле магнитов. Магнитное поле Земли.

1

§ 59-60 зад.9 № 1,2

53



Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. «Изучение электрического двигателя постоянного тока» Л.Р. № 10

1

§ 61 зад.11

54



«Электромагнитные явления» К.Р. № 4

1


ТЕМА 4: «Световые явления»

11


55



Источники света. Распространение света.

1

§ 62 упр.29 № 1 зад.12

56



Видимое движение светил.

1

§ 62 зад.12

57



Отражение света. Законы отражения света.

1

§ 63 упр.30 № 1-3

58



Плоское зеркало. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света

1

§ 64 упр.31 № 4

59



Преломление света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

1

§ 65 упр.32 №3

60



Линзы. Оптическая сила линзы.

1

§ 66 упр.33 №1

61



Изображения, даваемые линзой

1

§ 67 упр.34 № 1

62



«Получение изображения при помощи линзы» Л.Р. № 11

1

§ 62-67

63



Решение задач на построение изображений, даваемых линзой.

1

§ 4 д.чт.

64



Глаз и зрение

1

§ 5-6 д.чт.

65



«Световые явления» К.Р. № 5

1


66-68



Итоговое повторение физики за курс 7 кл.

3


69-70



Резерв часов

2





9 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

ТЕМА 1: «Законы взаимодействия и движения тел»

27


1



Материальная точка. Система отсчета.

1

§ 1 упр.1 № 2,5

2



Перемещение.

1

§ 2 упр.2 № 1

3



Определение координаты движущегося тела.

1

§ 3 упр.3

4



Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

§ 4 упр.4, №3 с.240

5



Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

§ 5 упр.5 № 2,3

6



Скорость равноускоренного движения. График скорости.

1

§ 6 упр.6 №1-3

7



Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§ 7 упр.7

8



Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

§ 8 упр.8

9



«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Л.Р. № 1

1

№ 9,10 с 242

10



«Скорость и перемещение при равноускоренном движении» К.Р. № 1.

1

Записи в тетради

11



Относительность движения

1

§ 9 упр.9 № 2,4,5

12



Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

§ 10 упр.10

13



Второй закон Ньютона.

1

§ 11 упр.11 № 2,4,5.

14



Третий закон Ньютона.

1

§ 12 упр.12

15



Свободное падение тел.

1

§ 13 упр.13.

16



Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

§ 14 упр.14

17



«Измерение ускорения свободного падения» Л.Р. № 2

1

§ 13-14 №21,22 с.242

18



Закон всемирного тяготения

1

§ 15 упр.15 №2,3

19



Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел.

1

§ 16 упр.16 № 2,3

20



Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

1

§ 18-19 упр.17 № 1,2

21



Искусственные спутники Земли.

1

§ 20 упр.19

22



Решение задач

1

упр.18 № 2

23



Зачет 1 по теме: «Законы движения и взаимодействия тел»

1

Записи в тетради

24



Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

1

§ 21 упр.20 № 2 упр.20 №2

25



Реактивное движение. Ракеты.

1

§ 22 упр.21

26



Вывод закона сохранения механической энергии.

1

§ 23 упр.22

27



«Законы взаимодействия и движения тел» К.Р. № 2.

1


ТЕМА 2: «Механические колебания и волны. Звук».

11


28



Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

1

§ 24-25 упр.23

29



Величины, характеризующие колебательное движение.

1

§ 26-27 упр.24

30



  1. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» Л.Р. № 3

1

№ 34,35 с.288

31



Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

§ 28-30 упр. 26

32



Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны.

1

§ 31-32 № 36,37 с.289

33



Длина волны. Скорость распространения волн.

1

§ 33 упр.28

34



Источники звука. Звуковые колебания.

1

§ 34 упр.29

35



Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

§ 35-36

36



Распространение звука. Звуковые волны.

1

§ 37-38 упр.30

37



Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

§ 39-40

38



«Механические колебания и волны. Звук» К.Р. № 3

1


ТЕМА 3: «Электромагнитное поле»

16


39



Магнитное поле и его графическое изображение.

1

§ 42- 43 упр.33; 34

40



Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

§ 44 упр.35

41



Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило «левой руки».

1

§ 45 упр.36

42



Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

§ 46-47 упр.37-38

43



Явление ЭМИ.

1

§ 48 упр.39

44



«Изучение явления ЭМИ» Л.Р. № 4


Записи в тетради

45



Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

§ 49 упр. 40

46



Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

§ 50-51 упр.41, 42

47



Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

§ 52-53 упр.43, 44

48



Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

§ 55 упр. 46

49



Принципы радиосвязи и телевидения.

1

§ 56, упр 47

50



Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

1

§ 58-59

51



Дисперсия света. Цвета тел.

1

§ 60, упр. 49

52



Типы оптических спектров.

1

§ 61-62

53



Поглощение и испускание света атомом. Происхождение линейчатых спектров.

1

§ 63-64

54



«Электромагнитное поле» К.Р. № 4

1


ТЕМА 4: «Строение атома и атомного ядра»

11


55



Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов.

1

§ 65-66

56



Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

§ 67 упр.51

57



Экспериментальные методы исследования частиц.

1

§ 68

58



Открытие протона, нейтрона.

1

§ 69-70 упр.52

59



Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

§ 71-72 упр.53

60



Энергия связи. Дефект массы.

1

§ 73 упр. 54

61



Деление ядер урана. Цепная реакция. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» Л.Р. № 5

1

§ 74-75

62



Ядерный реактор. Атомная энергетика. Термоядерная реакция.

1

§ 76;77;79

63



Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

§ 78

64



«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Л.Р. № 6

1


65



«Строение атома и атомного ядра» К.Р. № 5

1


ТЕМА 5: «Строение и эволюция Вселенной»

5


66



Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

§ к-т лекции

67



Большие планеты Солнечной системы.

1

§ к-т лекции

68



Малые тела Солнечной системы.

1

§ к-т лекции

69



Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.

1

§ к-т лекции

70



Строение и эволюция Вселенной.

1

§ к-т лекции


3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1 Основная литература

  1. Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.- 398 с.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.

    1. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон - Санкт-Петербург,-2007. - 88с.

    2. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2000. - 192с.

УМК «Физика» 7 класс.

  1. Физика. 7 класс. А.В. Перышкин

  2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  3. Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова

  4. Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  7. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 8 класс.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин

  2. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина

  3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  6. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика» 9 класс.

  1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник

  2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник

  3. Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

  4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

  6. Электронное приложение к учебнику.


3.2 Дополнительная литература

  1. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге - М.: Наука, 1979. - 125с.

  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. - Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. - М.: Вербум, 2001. - 208с.

  3. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.-

  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41

3.3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. - Под редакцией Н.К. Ханнанова. - CD ROM.

2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

3.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.




© 2010-2022