Рабочая программа по естествознанию

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 г. ЗИМА






Утверждаю:

Директор ОГБОУ НПО ПУ № 6

________________И. И. Матюхина

«____»_________________2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)

по профессии

19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер


Квалификация:

Повар

Кондитер


Форма обучения: очная

Срок освоения ОП СПО ПКРС 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический




Зима, 2014

Рабочая программа (далее - программа) учебной дисциплины Естествознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «27» марта 2008г. №24

Организация - разработчик:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.

Разработчик:

Шкаруба Жанна Анатольевна, преподаватель физики 1 категории Областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.








Согласовано:

Руководитель МК общеобразовательного цикла

______________________ (____________________)

Протокол № ___ от «___»________ 20____г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание (физика)

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся, должен ориентироваться на достижение следующих целей:

- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах

естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями

естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и

технологий;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений

окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и

использования достижений естественных наук для развития цивилизации и

повышения качества жизни;

- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и

повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -78 часов;

самостоятельной работы обучающегося -38 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

116

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

6

практических работ

18

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:


Выполнение индивидуальных заданий

14

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

24

Итоговая аттестация в форме диффиренцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»

19.01.17 (260807.01) ПОВАР, КОНДИТЕР

№№ урока

Наименование разделов

Наименование тем,

содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4


Раздел 1. Введение




1

Физика - наука о природе.

Содержание учебного материала

Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.

1

1

2

Естественно-научный метод познания.

Содержание учебного материала

Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.

1

1

3

Пространственно-временные характеристики.

Содержание учебного материала

Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.

1

1


Самостоятельная работа

Нанотехнологии - технологии ХХI века.

Естественно-научный метод познания и его составляющие.

4


4-6

Раздел 1. Механика

Механическое движение.

Содержание учебного материала

Относительность движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание.

3

2

7-8

Решение задач на виды движения

2

2

9-10

Законы Ньютона.

Содержание учебного материала

Взаимодействие тел. Описание трех Законов Ньютона. Невесомость.

2

1

11-12

Решение задач на законы Ньютона

2

2

13

Закон всемирного тяготения

Содержание учебного материала

Понятие и определения данного закона. Формулировка Сил в природе. Их основная характеристика.

1

1

14

Решение задач на силы в природе.

1

2

15-16

Импульс и энергия.

Содержание учебного материала

Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия.

2

1

17

Решение задач на импульс

1

2

18

Решение задач на энергию

1

2

19

Работа и мощность

Содержание учебного материала

Понятие работы и мощности в механическом движении. Условия нахождения. Единицы измерения.

1

2

20

Решение задач на работу

1

2

21

Решение задач на мощность

1

2

22-23

Колебание.

Содержание учебного материала

Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

2

1

24

Решение задач на колебания

1

2

25

Лабораторная работа № 1

Исследование зависимости силы трения от веса тела.

1


26

Лабораторная работа № 2

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)

маятника от длины нити (или массы груза).

1

27

Лабораторная работа № 3

Изучение зависимости периода колебаний пружинного

маятника от массы груза.

1

28

Контрольная работа № 1 по разделу механика

1


Самостоятельная работа

Рентгеновские излучения и его использование в технике и медицине.

Ультразвук и его использование в технике и медицине.

История атомистических учений.

Радиосвязь и телевидение.

8

29

Раздел 3

Молекулярная физика. Термодинамика

Наблюдения и опыты.

Содержание учебного материала

История атомистических учений., подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул

1

1

30

Тепловое движение.

Содержание учебного материала

Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

1

1

31-32

Свойство вещества.

Содержание учебного материала

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2

1

33

Решение задач на законы сохранения энергии

1

2

34-35

Модели газа и жидкости.

Содержание учебного материала.

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

2


36

Решение задач на модели газа

1


37-38

Законы в термодинамики.

Содержание учебного материала.

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

2


39

Решение задач на законы термодинамики

1


40

Тепловые машины.

Содержание учебного материала

КПД тепловой машины. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

1

2

41

Решение задач на КПД тепловых машин

1

2

42

Лабораторная работа № 4

Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменения

агрегатных состояний.

1


43

Контрольная работ № 2 по разделу молекулярная физика. Термодинамика

1



Самостоятельная работа обучающихся

Разработка творческих заданий.

Изготовление таблиц по изопроцессам.

Решение задач по графикам изопроцессов.

Решение задач на изменение состояния идеального газа.

8


44-45

Раздел 4 Электродинамика

Взаимодействие заряженных тел.

Содержание учебного материала

Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

2

2

46

Решение зада на закон Кулона

1

2

47-48

Постоянный электрический ток.

Содержание учебного материала

Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

2

1

49

Решение задач на силу тока, напряжение и сопротивление

1

2

50

Решение задач на закон Ома

1

2

51

Решение задач на закон Джоуля-Ленца

1

2

52

Магнитное поле тока.

Содержание учебного материала

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

1

1

53-54

Электромагнитной индукции.

Содержание учебного материала

Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.

1

1


55

Решение задач на расчеты энергосбережения

1

2

56-58

Электромагнитный поле и волны.

Содержание учебного материала

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.

3


59

Решение задач на законы отражения и преломления света

1

2

60

Лабораторная работа № 5

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее

различных участках.

1



61

Лабораторная работа № 6

Изучение интерференции и дифракции света.

1

62

Контрольная работа № 3 по разделу электродинамика

1


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по темам «Электрический ток в моей жизни», «Электрический ток в природе», «Живой электрический ток».

Решение качественных и экспериментальных задач.

Решение задач по электрическим схемам

Составление таблицы по действиям электрического тока

Работа с дополнительной литературой, выполнение информационного проекта.

Составление обобщающей таблицы.

9


63-64

Раздел 5 Строение

атома и квантовая

физика

Свет.

Содержание учебного материала

Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике.

2


2

65-66

Строение атома.

Содержание учебного материала.

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.

2


67-68

Лазер.

Содержание учебного материала

Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.

1


Строение атомного ядра.

Содержание учебного материала

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.


2

69

Контрольная работа № 4 по разделу строение атома и квантовая физика

1


Самостоятельная работа

Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков.

Использование радиоактивных изотопов в технических целях;

5


70-71

Раздел 6 Эволюция Вселенной

Эффект Доплера

Содержание ученого материала

Обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной

2


11

72-73

Эволюция звезд.

Содержание учебного материала

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

2

1

74-76

Планеты солнечной системы.

Содержание учебного материала

Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.

3

1

77

Контрольная работа № 5 по разделу эволюция Вселенной

1


Самостоятельная работа обучающихся

Наблюдение звездного неба.

Подготовка сообщений на темы: «Солнце - звезда», «Звезды-гиганты», «Звезды-карлики», «Созвездия», «Звездные системы», «Строение звезд», «Этапы развития звезды», «Гипотезы рождения Вселенной», «Виды Галактик», «Строение Галактик.»

3


78

Дифференцированный зачет

1


Итого

116


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборантской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Физика».

Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор.

Оборудование лаборантской:

- видеокассеты «Физика»;

- прибор для демонстрации инерции;

- набор из пяти шариков;

- лаборантский набор «Магнетизм»;

- лаборантский набор «Механика»;

- лаборантский набор «Геометрическая оптика»;

- лаборантский набор «Тепловые явления»;

- лаборантский набор «Электричество»;

- магнит дугообразный;

- магнит полосовой;

- модель молекулярного строения магнита;

- прибор для демонстрации взаимодействия зарядов;

- термометр;

- набор камертонов;

- вакуумная тарелка со звонком;

- гигрометр;

- манометр демонстрационный;

- набор тел равного объема;

- набор тел равной массы;

- прибор для атмосферного давления;

- набор блоков демонстрационных.

3.2. Информационное обеспечение обучения перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы основные источники:

Основные источники для учащихся:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», Москва «Просвещение» 2007г.

  2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», Москва «Просвещение» 2007г.

Основные источники для учителя:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», Москва «Просвещение» 2007г.

  2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», Москва «Просвещение» 2007г.

Дополнительные источники для учителя:

  1. Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика. 10 класс» Методические материалы, Москва «Илекса» 2004г.

  2. В.А. Коровин, В.А. Орлов «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике», Москва «Дрофа» 2001г.

  3. Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика. 10 класс» Методические материалы, Москва «Илекса» 2005г.

  4. Ю.А. Сауров «Физика в 10 классе. Модели уроков», Москва «Просвещение» 2005г.

Электронные ресурсы сети Интернет:

  1. Учительский портал uchportal.ru

  2. Портал 1 сентября 1 september.ru

  3. Сайт «Сеть творческих учителей»













4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений,

обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов.

тестирование

лабораторные работы

практические занятия

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами.

творческие

индивидуальные задания

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

исследовательская

работа

работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

исследовательская

работа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

домашняя работа

энергосбережения

домашняя работа

безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

домашняя работа,

лабораторная работа

профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

творческие

индивидуальные

задания

осознанных личных действий по охране окружающей среды.

домашняя работа,

индивидуальные

творческие задания

Знания:

Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Контрольные работы, тестовые задания

Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Контрольные работы, тестовые задания

Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Контрольные задания, тестовые задания, лабораторные работы

Вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Индивидуальные задания









© 2010-2022