- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по естествознанию
Рабочая программа по естествознанию
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шкаруба Ж.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 г. ЗИМА
Утверждаю:
Директор ОГБОУ НПО ПУ № 6
________________И. И. Матюхина
«____»_________________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)
по профессии
19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер
Квалификация:
Повар
Кондитер
Форма обучения: очная
Срок освоения ОП СПО ПКРС 2 года 5 месяцев на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
Зима, 2014
Рабочая программа (далее - программа) учебной дисциплины Естествознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Естествознание для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «27» марта 2008г. №24
Организация - разработчик:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.
Разработчик:
Шкаруба Жанна Анатольевна, преподаватель физики 1 категории Областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище № 6.
Согласовано:
Руководитель МК общеобразовательного цикла
______________________ (____________________)
Протокол № ___ от «___»________ 20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание (физика)
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся, должен ориентироваться на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями
естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и
технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и
использования достижений естественных наук для развития цивилизации и
повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 116 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -78 часов;
самостоятельной работы обучающегося -38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
116
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
6
практических работ
18
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38
в том числе:
Выполнение индивидуальных заданий
14
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
24
Итоговая аттестация в форме диффиренцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Естествознание»
19.01.17 (260807.01) ПОВАР, КОНДИТЕР
№№ урока
Наименование разделов
Наименование тем,
содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение
1
Физика - наука о природе.
Содержание учебного материала
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
1
1
2
Естественно-научный метод познания.
Содержание учебного материала
Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
1
1
3
Пространственно-временные характеристики.
Содержание учебного материала
Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.
1
1
Самостоятельная работа
Нанотехнологии - технологии ХХI века.
Естественно-научный метод познания и его составляющие.
4
4-6
Раздел 1. Механика
Механическое движение.
Содержание учебного материала
Относительность движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание.
3
2
7-8
Решение задач на виды движения
2
2
9-10
Законы Ньютона.
Содержание учебного материала
Взаимодействие тел. Описание трех Законов Ньютона. Невесомость.
2
1
11-12
Решение задач на законы Ньютона
2
2
13
Закон всемирного тяготения
Содержание учебного материала
Понятие и определения данного закона. Формулировка Сил в природе. Их основная характеристика.
1
1
14
Решение задач на силы в природе.
1
2
15-16
Импульс и энергия.
Содержание учебного материала
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия.
2
1
17
Решение задач на импульс
1
2
18
Решение задач на энергию
1
2
19
Работа и мощность
Содержание учебного материала
Понятие работы и мощности в механическом движении. Условия нахождения. Единицы измерения.
1
2
20
Решение задач на работу
1
2
21
Решение задач на мощность
1
2
22-23
Колебание.
Содержание учебного материала
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
2
1
24
Решение задач на колебания
1
2
25
Лабораторная работа № 1
Исследование зависимости силы трения от веса тела.
1
26
Лабораторная работа № 2
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного)
маятника от длины нити (или массы груза).
1
27
Лабораторная работа № 3
Изучение зависимости периода колебаний пружинного
маятника от массы груза.
1
28
Контрольная работа № 1 по разделу механика
1
Самостоятельная работа
Рентгеновские излучения и его использование в технике и медицине.
Ультразвук и его использование в технике и медицине.
История атомистических учений.
Радиосвязь и телевидение.
8
29
Раздел 3
Молекулярная физика. Термодинамика
Наблюдения и опыты.
Содержание учебного материала
История атомистических учений., подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул
1
1
30
Тепловое движение.
Содержание учебного материала
Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
1
1
31-32
Свойство вещества.
Содержание учебного материала
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
2
1
33
Решение задач на законы сохранения энергии
1
2
34-35
Модели газа и жидкости.
Содержание учебного материала.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
2
36
Решение задач на модели газа
1
37-38
Законы в термодинамики.
Содержание учебного материала.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.
2
39
Решение задач на законы термодинамики
1
40
Тепловые машины.
Содержание учебного материала
КПД тепловой машины. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
1
2
41
Решение задач на КПД тепловых машин
1
2
42
Лабораторная работа № 4
Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменения
агрегатных состояний.
1
43
Контрольная работ № 2 по разделу молекулярная физика. Термодинамика
1
Самостоятельная работа обучающихся
Разработка творческих заданий.
Изготовление таблиц по изопроцессам.
Решение задач по графикам изопроцессов.
Решение задач на изменение состояния идеального газа.
8
44-45
Раздел 4 Электродинамика
Взаимодействие заряженных тел.
Содержание учебного материала
Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
2
2
46
Решение зада на закон Кулона
1
2
47-48
Постоянный электрический ток.
Содержание учебного материала
Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
2
1
49
Решение задач на силу тока, напряжение и сопротивление
1
2
50
Решение задач на закон Ома
1
2
51
Решение задач на закон Джоуля-Ленца
1
2
52
Магнитное поле тока.
Содержание учебного материала
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
1
1
53-54
Электромагнитной индукции.
Содержание учебного материала
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
1
1
55
Решение задач на расчеты энергосбережения
1
2
56-58
Электромагнитный поле и волны.
Содержание учебного материала
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.
3
59
Решение задач на законы отражения и преломления света
1
2
60
Лабораторная работа № 5
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее
различных участках.
1
61
Лабораторная работа № 6
Изучение интерференции и дифракции света.
1
62
Контрольная работа № 3 по разделу электродинамика
1
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщений по темам «Электрический ток в моей жизни», «Электрический ток в природе», «Живой электрический ток».
Решение качественных и экспериментальных задач.
Решение задач по электрическим схемам
Составление таблицы по действиям электрического тока
Работа с дополнительной литературой, выполнение информационного проекта.
Составление обобщающей таблицы.
9
63-64
Раздел 5 Строение
атома и квантовая
физика
Свет.
Содержание учебного материала
Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике.
2
2
65-66
Строение атома.
Содержание учебного материала.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.
2
67-68
Лазер.
Содержание учебного материала
Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.
1
Строение атомного ядра.
Содержание учебного материала
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
2
69
Контрольная работа № 4 по разделу строение атома и квантовая физика
1
Самостоятельная работа
Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях;
5
70-71
Раздел 6 Эволюция Вселенной
Эффект Доплера
Содержание ученого материала
Обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной
2
11
72-73
Эволюция звезд.
Содержание учебного материала
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
2
1
74-76
Планеты солнечной системы.
Содержание учебного материала
Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.
3
1
77
Контрольная работа № 5 по разделу эволюция Вселенной
1
Самостоятельная работа обучающихся
Наблюдение звездного неба.
Подготовка сообщений на темы: «Солнце - звезда», «Звезды-гиганты», «Звезды-карлики», «Созвездия», «Звездные системы», «Строение звезд», «Этапы развития звезды», «Гипотезы рождения Вселенной», «Виды Галактик», «Строение Галактик.»
3
78
Дифференцированный зачет
1
Итого
116
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборантской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физика».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор.
Оборудование лаборантской:
- видеокассеты «Физика»;
- прибор для демонстрации инерции;
- набор из пяти шариков;
- лаборантский набор «Магнетизм»;
- лаборантский набор «Механика»;
- лаборантский набор «Геометрическая оптика»;
- лаборантский набор «Тепловые явления»;
- лаборантский набор «Электричество»;
- магнит дугообразный;
- магнит полосовой;
- модель молекулярного строения магнита;
- прибор для демонстрации взаимодействия зарядов;
- термометр;
- набор камертонов;
- вакуумная тарелка со звонком;
- гигрометр;
- манометр демонстрационный;
- набор тел равного объема;
- набор тел равной массы;
- прибор для атмосферного давления;
- набор блоков демонстрационных.
3.2. Информационное обеспечение обучения перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы основные источники:
Основные источники для учащихся:
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
Основные источники для учителя:
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
-
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 11 класс», Москва «Просвещение» 2007г.
Дополнительные источники для учителя:
-
Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика. 10 класс» Методические материалы, Москва «Илекса» 2004г.
-
В.А. Коровин, В.А. Орлов «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике», Москва «Дрофа» 2001г.
-
Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик «Физика. 10 класс» Методические материалы, Москва «Илекса» 2005г.
-
Ю.А. Сауров «Физика в 10 классе. Модели уроков», Москва «Просвещение» 2005г.
Электронные ресурсы сети Интернет:
-
Учительский портал uchportal.ru
-
Портал 1 сентября 1 september.ru
-
Сайт «Сеть творческих учителей»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений,
обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов.
тестирование
лабораторные работы
практические занятия
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами.
творческие
индивидуальные задания
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
исследовательская
работа
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
исследовательская
работа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
домашняя работа
энергосбережения
домашняя работа
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
домашняя работа,
лабораторная работа
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
творческие
индивидуальные
задания
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
домашняя работа,
индивидуальные
творческие задания
Знания:
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Контрольные работы, тестовые задания
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Контрольные работы, тестовые задания
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Контрольные задания, тестовые задания, лабораторные работы
Вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Индивидуальные задания