• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа по физике основного общего образования (7 – 9 классы) Базовый уровень

Рабочая программа по физике основного общего образования (7 – 9 классы) Базовый уровень

Рабочая программа разработана для учащихся 7-9  классов общеобразовательной школы. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля. Рабочая учебная программа разработана на основе программы авторов  Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин (Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. В. А. Коровин, В.А.Орлов — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — С. 104—115).  
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование город Яровое Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

ПРИНЯТО ШМО учителей математики, физики, информатики

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №19

Рабочая программа

по физике

основного общего образования

(7 - 9 классы)

Базовый уровень



Срок реализации: 2014- 2015 учебный год

Рабочая учебная программа разработана на основе программы авторов Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин (Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. / Сост. В. А. Коровин, В.А.Орлов - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - С. 104-115).


Составитель: Бухарова Галина Яковлевна, учитель физики высшей квалификационной категории.





Яровое 2014

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена на основании:

  1. Государственного образовательного стандарта общего образования (федеральный компонент). (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427)

  2. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

  3. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

  5. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» г.Яровое Алтайского края, принятая Управляющим советом 19.04.2012 г. протокол № 13 и утвержденная приказом №31 от 26.04.2012 г.

  6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №19 г.Яровое Алтайского края, принятое Управляющим советом 28.02.2013 г. протокол № 16 и утвержденное приказом №23 от 14.03.2013 г.

  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. / Сост. В. А. Коровин, В.А.Орлов - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа разработана для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, указанной выше авторской программой обучение физике по данной рабочей программе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;

- формирование представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

В контексте специфики образовательного учреждения данная рабочая программа, направлена также на достижение и таких целей:

  • удовлетворение образовательных потребностей учащихся в углублении освоении предмета на основной ступени общего образования,

  • обеспечение пропедевтики обучения в профильных физико-математических классах лицея на старшей ступени.

Содержание рабочей программы направлено на достижение у обучающихся таких

личностных результатов:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

На реализацию данного предмета отводится:

7 класс - 2 часа в неделю ( 70 часов в год);

8 класс - 2 часа в неделю (70 часов в год);

9 класс - 3 часа в неделю (105 часов в год);


7 класс

Программа ориентирована на учебник Физика 7 класс, автор А.В.Перышкин, Дрофа., 2012г, и авторскую программу Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

1) Сборник задач по физике. 7-9 класс. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.

2) Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

3) Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

4) Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).


Курс ставит своей целью дать обучающимся:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

При организации образовательного процесса применены следующие образовательные технологии:

  1. Проблемное обучение.
    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

  2. Разноуровневое обучение.
    У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  3. Проектные методы обучения.
    Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
    Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

  1. Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
    Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

  2. Информационно-коммуникационные технологии.
    Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

  3. Здоровье сберегающие технологии.
    Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    Содержание рабочей программы направлено на достижение у обучающихся таких личностных результатов:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:

  1. Урочные - традиционные:

    • Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные;

    • Практические работы и лабораторные работы;

    • Тесты;

    • Самостоятельные задания;

    • Зачеты;

    • Физические диктанты;

    • Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

    • Рефераты.

2) Внеурочные:

  • Конкурсные проекты

  • Защита рефератов

3) Урочные нетрадиционные:

  • Круглые столы

  • Дидактические многофункциональные игры

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой:

а) работа с текстом и графическим материалом учебника;

б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
2. Упражнения:

а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;

б) реконструктивные упражнения;

в) составление различных задач и вопросов и их решения;

г) рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии;

д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4. Подготовка докладов и рефератов.
5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
6. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Работа в среде Интернет

8 класс

Программа ориентирована на учебник Физика 8 класс, автор А.В.Перышкин, Дрофа., 2012г, и авторскую программу Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

1) Сборник задач по физике. 7-9 класс. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.

2) Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

3) Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

4) Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы (авто-ры А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).


Курс ставит своей целью дать обучающимся:


  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

При организации образовательного процесса применены следующие педтехнологии:

  1. Проблемное обучение.
    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

  2. Разноуровневое обучение.
    У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  3. Проектные методы обучения.
    Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
    Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

  1. Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
    Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

  2. Информационно-коммуникационные технологии.
    Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

  3. Здоровье сберегающие технологии.
    Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Содержание рабочей программы направлено на достижение у обучающихся таких личностных результатов:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:

1)Урочные - традиционные:

  • Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные;

  • Практические работы и лабораторные работы;

  • Тесты;

  • Самостоятельные задания;

  • Зачеты;

  • Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

  • Рефераты.

2) Внеурочные:

  • Конкурсные проекты

  • Защита рефератов

3) Урочные нетрадиционные:

  • Круглые столы

  • Дидактические многофункциональные игры

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой:

а) работа с текстом и графическим материалом учебника;

б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
2. Упражнения: а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;

б) реконструктивные упражнения;

в) составление различных задач и вопросов и их решения;

г) рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии;

д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4. Подготовка докладов и рефератов.
5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
6. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Работа в среде Интернет

9 класс

Программа ориентирована на учебник Физика 9 класс, авторов А.В.Перышкин и Е.М.Гутник, Дрофа, 2010г, и авторскую программу Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

1) В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2010.

2) М. Гутник, Е. В. Рыбакова Физика. Методическое пособие. 9 класс .

3) А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. Дидактические материалы. 9 класс

4) А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы

5) Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Изд-е 10-е, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006.

6) Г.Н.Степанова Сборник задач по физике 9-11кл. М.Просвещение.2005

Курс ставит своей целью дать обучающимся:


  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

При организации образовательного процесса применены следующие педтехнологии:

При организации образовательного процесса применены следующие образовательные технологии:

  1. Проблемное обучение.
    Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

  2. Разноуровневое обучение.
    У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

  3. Проектные методы обучения.
    Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
    Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

  1. Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
    Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

  2. Информационно-коммуникационные технологии.
    Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

  3. Здоровье сберегающие технологии.
    Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Содержание рабочей программы направлено на достижение у обучающихся таких личностных результатов:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы:

1)Урочные - традиционные:

  • Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные;

  • Практические работы и лабораторные работы;

  • Тесты;

  • Самостоятельные задания;

  • Зачеты;

  • Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

  • Рефераты.

2) Внеурочные:

  • Конкурсные проекты

  • Защита рефератов

3) Урочные нетрадиционные:

  • Круглые столы

  • Дидактические многофункциональные игры


Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой:

а) работа с текстом и графическим материалом учебника;

б) работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
2. Упражнения: а) тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу;

б) реконструктивные упражнения;

в) составление различных задач и вопросов и их решения;

г) рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии;

д) различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4. Подготовка докладов и рефератов.
5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
6. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Работа в среде Интернет







Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование
разделов и тем

Всего часов

Из них

лабораторные и
практические работы


контрольные работы

экскурсии

Примечание

7 КЛАСС


Введение

4


1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты

Вводный инструктаж по охране труда, ТБ


1


2/2

Физические

величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1


3/3

Лабораторная

работа № 1

1

Определение цены деления измерительного прибора

4/4

Физика и техника

1



Первоначальные сведения о строении вещества

5


5/1

Строение вещества. Молекулы.

1


6/2

Лабораторная работа № 2

1

Определение размеров малых тел

7/3

Движение молекул

1


8/4

Взаимодействие молекул

1


9/5

Агрегатные

состояния вещества. Свойства газов,

жидкостей и твердых тел

1



Взаимодейяствие тел

21





10/1

Зачет №1Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1


Первоначал

сведения о строении вещества



11/2

Скорость. Единицы измерения. Практич. работа «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

1

Прктич. работа

2/3

Расчет пути и времени движения

1





13/4

Инерция

1





14/5

Взаимодействие тел






15/6

Масса тела. Единицы массы.

Измерение массы тела на весах

1


16/7

Лабораторная работа № 3

1

Измерение массы тела на рычажных весах




17/8

Плотность вещества

1





18/9

Лабораторная работа № 4.

Лабораторная работа № 5

1

Измерение объема тела. Определение плотности твердого тела




19/10

Расчет массы и объема тела

по его плотности

1





20/11

Решение задач

1





21/12

Контрольная работа№1

1


Механическое движение. Масса. Плотность вещества



22/13

Сила. Явление тяготения

1


23/14

Сила упругости. Закон Гука

1





24/15

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1





25/16

Динамометр. Лабораторная работа

№ 6

1

Градуирован пружины и измерение сил динамометром




26/17

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил


1


27/18

Сила трения. Трение покоя


1





28/19

Трение в природе и технике

Лабораторная работа № 7

1

Измерение силы трения с помощью динамометра




29/20

Решение задач

1





30/21

Зачет №2

1

Вес тела. Графическое изображение сил. Силы.

Равнодействующая сил


Давление тв. тел, жидкостей и газов

23


31/1

Давление. Единицы давления Практич. работа «Измерение давления твердого тела на опору»


1

Практич. работа

32/2

Способы уменьшения и увеличения давления

1





33/3

Давление газа

1





34/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1





35/5

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1





36/6

Решение задач

1





37/7

Сообщающиеся сосуды


1





38/8

Вес воздуха. Атмосферное давление

1


39/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

1





40/10

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1





41/11

Манометры


1





42/12

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

1


43/13

Решение задач

1





44/14

К/Р №2

1


Давление твердых тел, жидкостей и газов



45/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1





46/16

Закон Архимеда

1





47/17

Лабораторная работа № 8

1

Определение выталкивающей силы, действующей на погружен в жидкость тело




48//18

Плавание тел

1





49/19

Решение задач

1





50/20

Лабораторная работа № 9

1

Выяснение условий плавания тела в жидкости




51/21

Плавание судов. Воздухоплавание

1


52/22

Решение задач

1





53/23

К/р №3

1

Архимедова сила


Работа и мощность. Энергия.

13


54/1

Механическая работа. Единицы работы

1





55/2

Мощность. Единицы мощности

1





56/3

Простые механизмы. Рычаг Равновесие сил на рычаге

1





57/4

Момент силы

1





58/5

Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа

№ 10

1

Выяснение условия равновесия рычага

59/6

Блоки. «Золотое правило» механики

1





60/7

Решение задач

1





61/8

Центр тяжести тела Практич работа «Определение центра тяжести плоской пластины»


1




Практич работа

62/9

Условия равновесия тел

1





63/10

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11

1

Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости




64/11

Энергия. Потенциальная и

Кинетическая энергия

1





65/12

Превращение одного вида механической энергии в другой


1


66/13

К/р №4

1

Работа. Мощность, энергия


Резерв 4



67-70




Итого

70

11+ 3 практ

4



8 КЛАСС

Тепловые явления

12


1.1

Тепловое движение. Внутренняя энергия

1





2.2.

Способы изменения внутренней энергии Теплопроводность Практическая работа №1 « Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»(работа по группам)



1

Исследован изменения со временем температуры остывающей воды



Практич работа

3.3

Конвекция. Излучение

1





4.4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

1





5.5

Удельная теплоемкость Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого при охлаждении

1





6.6

Лабораторная работа №1

« Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температур




7.7

Решение задач

1





8.8

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1





9.9

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессов

1





10.10

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

1

Измерение удельной теплоемкости вещества




11.11

Решение задач

1





12.12

Контрольная работа №1«Тепловые явления»


1

Тепловые явления


Агрегатные состояния

11


13.1

Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание кристаллических тел

1





14.2

Удельная теплота плавления

1





15.3

Решение задач « Плавление и кристаллизация»

1





16.4

Повторение «Тепловые явления».

1





17.5

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при ее конденсации


1





18.6

Кипение

1





19.7

Влажность воздуха Практическая работа №2 «Измерение влажности воздуха психрометром» (работа по табл)


1

Измерение влажности воздуха психрометром



Практическая работа

20.8

Работа газа и пара при расширении. КПД теплового двигателя


1





21.9

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина

1


22.10

Подготовка к к/р.

1





23.11

Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»

1

Агрегатные состояния вещества

Электрические явления

27


24.1

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1





25.2

Электроскоп. Проводники и непров. электричества Электрическое поле

1





26.3

Делимость электрического заряда Электрон Строение атома

1





27.4

Объяснения электрических явлений

1





28.5

Электрический ток. Источники электрического тока

1





29.6

Электрическая цепь и ее составные части

1





30.7

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока

1


31.8

Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока

1





32.9

Амперметр. Измерение силы тока. Лаб работа №3 «сборка электрич цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

Сборка электрич цепи и измерение силы тока в ее различных участках




33.10

Электрическое напряжение. Единица напряжения

1





34.11

Вольтметр. Измерение напряжения. Лаб работа №4 «Измерение напряжения на различных участках цепи»

1

Измерение напряжения на различных участках цепи




35.12

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы

1





36.13

Закон Ома для участка цепи

1





37.14

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

1





38.15

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

Регулирование силы тока реостатом

39.16

Решение задач по теме «Закон Ома»

1





40.17

Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления»

1

Измерение сопротивления




41.18

Последовательное соединение проводников

1





42.19

Параллельное соединение.

1





43.20

Решение задач

1





44.21

Работа и мощность электрического тока.

1





45.22

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы».

1

Измерение мощности и работы




46.23

Нагревание проводников эл. током. Закон Джоуля - Ленца.

1


47.24

Конденсатор. Электронагреват. приборы. Лампа накаливания

1





48.25

Короткое замыкание. Предохранители короткого замыкания. Решения задач.

1





49.26

Обобщающий урок «Электрические явления»

1





50.27

Контрольная работа №3«Электрические Явления»

1

Электрические явления

Электромагнитные явления

7


51.1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1





52.2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Лабораторная работа №8«Сборка электромагнита»

1

Сборка электромагнита




53.3

Постоянные магниты. Магнит. поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1


54.4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1





55.5

Лабораторная работа№9 « Изучение электрического двигателя»

1

Изучение электрического двигателя




56.6

Обобщающий урок «Электромагнитные явления»

1





57.7

Зачёт «Электромагнитные явления»

1


Световые явления

9


58.1

Источники света. Распространение света.

Видимое движение светил

1





59.2

Отражение света Практич работа№3 «исследование зависимости угла отражения от угла педения света»


1

Исследов зависимости угла отраж от угла падения




Практическая работа

60.3

Плоское зеркало

1





61.4

Преломление света. Практическая работа №4 « Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»


1

Исследован

зависимости угла прелом от угла падения света

Практическая работа

62.5

Линзы. Оптическая сила линзы

1





63.6

Изображения даваемые линзой

1





64.7

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Получение изображения при помощи линзы




65.8

Глаз и зрение. Решение задач

1





66.9

Контрольная работа №4«Световые явления»

1

Световые явления

67-70

Резервное время

4


Итого:

70


9 КЛАСС


Законы движения и взаимодействия тел

34 ч






1.1

Материальная точка. Система отсчета

1





2.2

Перемещение

1





3.3

Определение координаты движущегося тела

1





4.4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1





5.5

Решение задач

1





6.6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1





7.7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1


8.8

Решение задач «Скорость прямолинейного равноускоренного движения»

1





9.9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1





10.10

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1





11.11

Решение задач «Равномерное, равноускоренное движение»

1





12.12

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

Исследован равноускоренного движения без начальной скорости




13.13

Решение задач

1





14.14

Контрольная работа№1 «Равномерное, равноускоренное движение»

1

Равномерное равноускоренное движен

15.15

Относительность движения

1





16.16

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1





17.17

Второй закон Ньютона

1





18.18

Третий закон Ньютона

1





19.19

Решение задач

1





20.20

Решение задач

1





21.21

Свободное падение Движение тела, брошенного вертикально вверх

1





22.22

Решение задач


1


23.23

Закон всемирного тяготения

1


24.24

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1





25.25

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»


1

Измерение ускорения свободного падения





26.26

Решение задач

1





27.27

Криволинейное, прямолинейное движение

1





28.28

Решение задач. Искусственные спутники Земли

1





29.29

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1





30.30

Реактивное движение. Ракеты

1





31.31

Решение задач «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

1





32.32

Закон сохранения механической энергии

1





33.33

Решение задач «Основы динамики»

1



34.34

Контрольная работа№2 «Основы динамики»

1

Основы динамики

Механические колебания и волны. Звук

16


35.1.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник

1





36.2.

Величины, характеризующие колебательное движение

1





37.3.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

1

Исследован

зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины




38.4.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания

1





39.5.

Практическая работа №1 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»


1

Исследован

зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины


Практич работа

40.6.

Резонанс

1


41.7

Решение задач по теме «Механические колебания»

1





42.8.

Распространение колебаний в среде. Волны.

1





43.9.

Длина волны. Скорость распространения волн

1





44.10.

Источники звука. Звуковые колебания

1





45.11.

Высота тона. Громкость звука

1





46.12

Распространение звука. Звуковые волны

1





47.13.

Отражение звука. Эхо. Решение задач

1





48.14.

Интерференция звука. Решение задач по теме «Колебания и волны»

1





49.15.

Решение задач по теме «Колебания и волны»

1





50.16.

Контрольная работа№3«Механические колебания и волны. Звук»

1

Механические колебания и волны. Звук


Электромагнитное поле

26


51.1.

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородные и однородные м. поля

1





52.2.

Направление тока и направление линий его магнитного поля


1





53.3.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки

1





54.4

Решение задач на применение изученных правил

1





55.5.

Индукция магнитного поля

1





56.6.

Магнитный поток

1





57.7.

Явление электромагнитной индукции

1





58.8

Решение задач «Индукция м.п. Магнитный поток»

1





59.9.

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»


Изучение явления электромагнитной индукции

60.10.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1





61.11.

Явление самоиндукции.

1





62.12.

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1





63.13.

Электромагнитное поле

1





64.14.

Электромагнитные волны

1


65.15.

Конденсатор

1


66.16.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний






67.17.

Принципы радиосвязи и телевидения

1





68.18.

Электромагнитная природа света

1





69.19.

Преломление света

1





70.20.

Решение задач

1





71.21.

Дисперсия света.

1





72.22.

Типы оптических спектров Практич работа №2 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

Наблюдение сплошн и линейчатого спектров

Практич работа

73.23.

Поглощение и испускание света атомами.

1





74.24

Решение задач «Электромагнитное поле»


1





75.25

Повторение «Электромагнитное поле» Подготовка к к/р

1





76.26.

Контрольная работа№4 «Электромагнитное поле»

1

Электромагнитное поле


Строение атома и атомного ядра

19


77.1.

Радиоактивность

1





78.2

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1





79.3.

Радиоактивные превращения атомов

1





80.4.

Экспериментальные методы исследования частиц

1


81.5.

Открытие протона. Открытие нейтрона

1





82.6.

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1





83.7

Решение задач

1





84.8

Решение задач «Правило смещения»

1





85.9

Энергия связи. Дефект масс

1





86.10

Решение задач «Энергия связи. Дефект масс»

1





87.11

Решение задач «Энергия связи. Дефект масс»

1





88.12

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция Лабораторная работа№5 «Изучение деления ядра урана по фотографии»»

1

Изучение деления ядра урана

89.13

Ядерный реактор.

Практическая работа№.3

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


1

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотограф




Практическая работа

90.14

Атомная энергетика

1





91.15

Биологическое действие радиации

Практическая работа№.4

Измерение естественного радиационного фона дозиметром.


1

Измерение естественнрадиационного фона дозиметром



Практическая работа

92.16

Термоядерная реакция

1





93.17

Решение задач

1





94.18

Обобщение материала данной темы

1





95.19

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

1



Повторение

6 ч


96.1. -97.2.

Законы взаимодействия и движения тел

2





98.3. -99.4

Механические колебания и волны. Звук

2





100.5

Электромагнитное поле

1





101.6

Строение атома и атомного ядра

1


102-105

Резервное время

4 ч



Итого

105

5 + 4 практ

5

Содержание курса

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблю­дения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом аб­солютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броу­новское движение. Притяжение и отталкивание мо­лекул. Различные состояния вещества и их объясне­ние на основе молекулярно-кинетических представ­лений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

  2. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес тела. Связь между си­лой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, каче­ния, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема твердого тела.

  3. Измерение плотности твердого тела.

  1. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны.

  2. Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления.

  3. Определение центра тяжести плоской пластины.

Рабочая программа по физике основного общего образования (7 – 9 классы) Базовый уровень4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро­метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение давления твердого тела на опору.

  2. Измерение выталкивающей силы, действую­щей на погруженное в жидкость тело.

  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению дви­жения тела. Мощность. Простые механизмы. Усло­вия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие те­ла с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энер­гии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъеме тела по наклон­ной плоскости.

Резервное время (4 ч)

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе


В результате изучения физики по данной программе обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • основные положения МКТ

  • понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, условие равновесия рычага;

  • формулы: связи силы тяжести и массы. Давления жидкости под действием силы тяжести. Закон Паскаля.

Уметь:

  • применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля.

  • решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел;

  • решать расчетные задачи с применением формул;

  • изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.

  • применять теоретических знания при решении задач различного уровня сложности

Использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни:

  • выше названных понятий и законов в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах;

  • определение цены деления и погрешности измерений измерительного прибора и прямых измерений;

  • правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин.

Учащиеся имеют возможность:

  • решать прямые и обратные задачи в несколько действий,

  • уметь вычислять погрешности косвенных измерений.



8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температу­ры тела со скоростью движения его молекул. Внутрен няя энергия. Два способа изменения внутренней энер­гии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость ве­щества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и теп­ловых процессах.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем темпера­туры остывающей воды.

  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плав­ления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влаж­ность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая тур­бина. Холодильник. Экологические проблемы ис­пользования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа

4. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических заря­дов. Проводники, диэлектрики и полупроводни­ки. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электриче­ский ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Си­ла тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последова­тельное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик элек­трической энергии. Лампа накаливания. Электрона­гревательные приборы. Расчет электроэнергии, по­требляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления проводника.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное по­ле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микро­фон.

Фронтальные лабораторные работы

10. Сборка электромагнита и испытание его дейст­вия.

11. Изучение электрического двигателя постоян­
ного тока (на модели).

5. Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распростране­ние света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зер­кало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптиче­ские приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Резервное время (4 ч)


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения физики по данной программе обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний тепловых, электромагнитных явлений;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

Учащиеся имеют возможность:

  • решать прямые и обратные задачи в несколько действий,

  • выполнять расчеты токов и напряжений на различных участках электрических цепей.


9 класс (105 ч, 3 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел (34 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциалъная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  1. Измерение ускорения свободного падения.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 1.]

2. Механические колебания и волны. Звук (16 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Ин­терференция звука.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 2.]

3. Электромагнитное поле (26 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спект­ральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

[Практикум по решению теоретических и экспериметальных задач по теме 3.]

4. Строение атома и атомного ядра (19 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Пра­вило смещения для альфа- и бета-распада.] Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античасти­цы.]

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям.

  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

[Практикум по решению задач по теме 4.]

Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов (6 ч)

Резервное время (4 ч)

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения физики по данной программе обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Учащиеся имеют возможность:

  • решать прямые и обратные задачи в несколько действий,

  • уметь вычислять погрешности косвенных измерений,

  • представлять результаты измерений в графической и аналитической форме,

  • понимать природу невесомости, зависимость ускорения свободного падения от высоты,

  • знать законы соединения пружин, независимость силы трения от площади и скорости,

  • уметь указывать силы для тел на наклонной плоскости и для связанных тел,

  • уметь раскладывать векторы на проекции,

  • уметь составлять уравнения радиоактивных распадов и ядерных реакций.

Перевод результатов проверки знаний и умений учащихся в отметки

по пятибалльной шкале

Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5»

учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»

ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Оценка «3»

учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2»

учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ


Оценка «5»

за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов

Оценка «4»

за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.


Оценка «3»

ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.


Оценка «2»

число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ


Оценка «5»

учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.


Оценка «4»

выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3»

работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно

Оценка «2»

работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.




Планируемые результаты на 2014-2015 учебный год


п\п

Класс

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(%)

Примечание

1

100

35

2

100

35

3

100

40

4

100

25

5

100

20



Директор МБОУ СОШ №19 Рейдер В.Я.














Перечень учебно-методического обеспечения


I .Учебники, учебные пособия для учащихся:

2. А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» М. Дрофа., 2010г.

1. А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» М. Дрофа., 2010г.

3. А. В. Перыш­кина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». М. Дрофа., 2010г.

II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

2. А.П. Рымкевич Сборник задач по физике: Изд-е 10-е, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006.

1. В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2010.

3. Г.Н.Степанова Сборник задач по физике 9-11кл. М.Просвещение.2005

III. Учебно-методическая литература:

1. «Тематическое и поурочное планирование»:

Е. М. Гутник и Е. В. Рыбакова М. Дрофа.2001- для 7 класса

Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова и Е. В. Шаронина М. Дрофа.2001- для 8 класса

Е. М. Гутник, Е. В. Шаронина и Э. И. Доронина М. Дрофа.2001 - для 9 класса

2. М. А. Уша­ков, К. М. Ушаков Дидактические карточки задания для 7, 8 и 9 классов

3. Н. К. Ханнанов, А. Ханнанова Физика. Тесты. 7 класс

4. А. Е. Марон, Е. А. Марон . Физика. дидактические материалы по физике для 7, 8 и 9 классов

5. А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы

IV. Дополнительная научно-познавательная литература для обучающихся.

  1. ГИА. Физика: тренировочные задания: 9 класс/ Н.И. Зорин. - М.: Эксмо

  2. Физика. 9 кл. Готовимся к экзаменам. ГИА/ О.Ф. Кабардин - М.: Дрофа

V. Цифровые образовательные ресурсы

1. 1С: Школа. Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий. Физика 9-11: ЗАО «1С», 2004.

2. Измерительный комплекс «L-микро»: Роснаучприбор, 2007

3. Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7-11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. - Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ. - obr.1c.ru/catalog.jsp?top=4. (№71)

4. Интерактивный курс физики-7-11. - «Живая физика» ИНТО, 2002. - physicon.ru.(№72)

5. Учебное электронное издание «Открытая ФИЗИКА. 7-11 классы. 2 CD. - Компания «Физикон», 2005. Под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела. physicon.ru. (№73)

6. Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7-11 классы. Практикум. 2 CD. - Компания «Физикон». physicon.ru (№74)

7. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

8. Комплект Электронных пособий по курсу физики. Издательский дом «Равновесие», 2008. salebook.ru (№00)


VI. Интернет-ресурсы:

  1. Энциклопедия ТРИЗ 9 - 11 классы: «Новый Диск», 2008

  2. Электронные уроки и тесты. 7-8 класс. «Молекулярная структура материи», «Внутренняя энергия»: ЗАО «Новый Диск, 2005

  3. Экспресс-подготовка к экзамену: «Новая школа», 2006

VII. Список наглядных пособий

  1. Международная система единиц (СИ).

  2. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

  3. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

  4. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  5. Физические постоянные.

  6. Шкала электромагнитных волн.

VIII. Комплект портретов для кабинета физики












ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ

Учителя________________________ по предмету________________________

п\п

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплены изменения (приказ) и подпись руководителя УО

Подпись учителя


© 2010-2022