Из опыта работы

Мне хотелось бы поделиться разработанной мной и успешно применяемой уже много лет, причем, соответствующей ФГОС, методологией. Может быть она кому - то из учителей пригодится и даст толчок для выработки своей. Заслуженный учитель РФ Щербаков Николай Самуилович МБОУ СОШ с. Волово  Воловского района Липецкой области                                                                                                                                            Толерантно – лично парадигматическая методология обучения на уроках физики как средство  мотивации достижения успехаТак сложилось, что 25 последних лет мне пришлось работать в старшей ступени: в 10 – 11 классах. К началу этой деятельности я уже в достаточной мере овладел тогда современной методикой обучения и Липецким методом, которые давали неплохой результат. Но на этом я не успокоился. Я пробовал модные тогда технологии .Но однажды я встретился с выпускником, который мне поведал болезненную историю об его отчислении из института. В голове возник вопрос: а так ли мы ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мне хотелось бы поделиться разработанной мной и успешно применяемой уже много лет, причем, соответствующей ФГОС, методологией. Может быть она кому - то из учителей пригодится и даст толчок для выработки своей.

Заслуженный учитель РФ Щербаков Николай Самуилович

МБОУ СОШ с. Волово Воловского района Липецкой области

Толерантно - лично парадигматическая методология

обучения на уроках физики

как средство мотивации достижения успеха


Содержание опыта



  1. Информация об опыте…………………………………………….3

    1. Условия возникновения опыта………………………………3

    2. Актуальность и перспективность опыта……………………4

    3. Ведущая педагогическая идея……………………………….7

    4. Длительность работы над опытом …………………………..8

    5. Диапазон опыта……………………………………………….8

    6. Теоретическая база опыта……………………………………9

  1. Технология описания опыта………………………………………9

  2. Результативность опыта…………………………………………..11

  3. Библиографический список………………………………………13

  4. Приложение к опыту………………………………………………14


  1. Информация об опыте

    1. Условия возникновения опыта

Я специально назвал свою методологию таким замысловатым именем, чтобы подчеркнуть любовь современных российских педагогов к Западу и мудреным названиям. Как будто бы не было советской педагогики, как будто бы не чем нам гордиться, как будто бы русский язык не богат красноречием…

Так сложилось, что 25 последних лет мне пришлось работать в старшей ступени: в 10 - 11 классах. К началу этой деятельности я уже в достаточной мере овладел тогда современной методикой обучения и Липецким методом, которые давали неплохой результат. Но на этом я не успокоился. Я пробовал модные тогда технологии В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, Н. Н. Палтышева, С. Н. Лысенковой, М. П. Щетинина, И. П. Волкова, И. П. Иванова, В. А. Караковского, Б. П. Никитина. А. Г. Ривина, потом В. М. Монахова, А. Маслоу, В. В. Гузеева, И. Н. Казанцева, В. А. Онищука, Н. П. Гузика, О. Г. Хазанкина и других.

Но однажды я встретился с выпускником, который мне поведал болезненную историю об его отчислении из института. Как я понял, причина была в том, что человек получил самостоятельность, с которой он не справился. В голове возник вопрос: а так ли мы учим и воспитываем, и готовим ли мы к жизни после школы? И я решил перевести обучение физике через воспитание самостоятельности и бережного отношения к собственному времени. То есть: толерантность - терпение, личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения.

Что важнее для моего ученика: отработанные знания по физике или способность получить эти знания самостоятельно или с помощью? Я пришел к выводу: именно позицию помощи при самостоятельном получении знаний и должен занять учитель. Потому что, трактовка «научил» не верна, так как научить не возможно человека без его желания, его причастности, его работы над собой.

Так, из года в год, совершенствуя, возникала методология моей работы с учениками, которая в определенной мере удивляла на открытых уроках и даже шокировала. Я спокойно 40 минут или около того молчал на уроке, но зато ученики говорили и работали.

Но самое главное, ученики к которым я пришел впервые, привыкшие за 9 лет, что их ведут «за ручку», буквально через месяц на мой вопрос: «Хотите ли вы, чтоб мы работали, как раньше вы учились?», был ответ: «Нет».

Рене Декард сказал: «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…»

Сегодня много говорят об инновации. Но что такое инновация? Мне нравится из множества определений вот это: «иновация есть результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей».

Я не претендую на оригинальность, потому что задействовал опыт многих великих педагогов, и по большому счету ничего нового не изобрел. Я просто использовал опыт многих для создания комфортной обстановки для учеников и учителя с расчетом на будущее применительно ко мне. Дело в том, что я глубоко убежден, что учитель может воспользоваться опытом других только в рамках совместимости с собой. Он может копировать чей - то опыт, но достичь успеха он может только лишь тогда, когда это ему присуще.

Учителя работают по созданию условий содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по физике, усиление их мотивации к изучению предмета.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их особую нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.

В современном обществе идет постоянное обновление науки и техники. Перед школой и учителями возникает необходимость обучить школьников так, чтобы их знания и умения соответствовали требованиям современности. Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты. Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и одновременно качественнее.

Современному обществу требуется свободная личность, способная самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самообразованию, самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности.

В данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.

Наша основная задача - подготовка конкурентоспособного выпускника.

Как обеспечить труд учителя и в то же время увеличить его результативность?

«Любое действие, - утверждает И. С. Якиманская, - признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия».

Толерантно - лично парадигматическая методология является тем методом, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития, личности каждого выпускника.

Как писал Ушинский: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сдела­лось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравствен­ность».

1.2 Актуальность и перспективность опыта.

Школа нашего времени должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни, должна раскрывать личность ребёнка и готовить его к будущему.

Значит, главная цель - это развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Этим определяется задачи:

- создание условий учащимся в соответствии с их индивидуальными особенностями для самовыражения;

- готовить субъекта, творчески активную личность, заинтересованную в самостоятельном познании.

- использование различных педагогических технологий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;

- мотивация, активизация и стимуляция процессов осмысленного изучения физики.

Как сегодня в современной обстановке, в непрерывных реформах, модернизациях, частых инициативах и модных инновациях, работать продуктивно учителю? Мнений, наверное, столько, сколько людей в той или иной форме занимаются педагогикой. А педагогикой не занимается сегодня только ленивый. Как писал Ушинский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее чело­век с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специ­альные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом».

Использование на уроках физики толерантно - лично парадигматической методологии делает актуальной проблему совершенствования учебного процесса:

- с одной стороны формируется устойчивость положительной мотивации к самостоятельному овладению знаниями;

- с другой стороны обеспечивается выполнение государственного стандарта физического образования: достаточный уровень усвоения физических знаний;

- с третьей стороны обеспечивается подготовка личности, способной к самоопределению и самоутверждению в обществе;

- с четвертой стороны через самостоятельную выборность действий, деятельности учащихся, через создание комфортной обстановки на уроке решается положительно вопрос перегрузки как учащихся, так и учителя.

С другой стороны актуальность толерантно - лично парадигматической методологии подчеркивается все возрастающими противоречиями:

- Между темпом и запросами современной жизни и отстающей степенью подготовки к ней учащихся.

- Между увеличением информации и возможностями усвоения информации учащимися.

- Между сильно развитым чувством самосознания, самовыражения и собственного достоинства у нашей молодежи и традиционным осознанием своей роли и места учителя.

- Между требованиями и запросами родителей и возможностями современной школы.

Толерантно - лично парадигматическая методология оправдана тем, что она не является догмой, конкретно разработанной технологией в определенных рамках и границах, с вполне конкретно определенными методами, способами, рекомендациями. Ш. А. Амонашвили говорил, - что когда есть стандарт ведения урока «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Толерантно - лично парадигматическая методология - это направление, попытка побудить каждого учителя к выработке собственной технологии, присущей только данному учителю, а, следовательно, заранее успешной, это направление педагогического творчества, рассчитанного на достижение желаемых и заказанных обществом результатов.

Ушинский писал: «Неужели, приступая к такому ответ­ственному делу, не стоит прежде убедиться, что ваша метода вос­питания или преподавания лучше всех тех, которые употребля­ются в других местах и другими педагогами, - убедиться прежде, чем тридцатилетняя практика заставит вас самолюбиво отстаи­вать, хотя ошибочную, да зато вашу методу?»

Поэтому, описывая свой опыт, мне хотелось бы хоть чуточку помочь думающему учителю, найти свое место без потерь в очень непростой ячейке нашего общества - образовании. И если хоть одному учителю, хоть с одним классом моя технология поможет, значит, все было не зря.

«Человек, по - видимому, создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как должно», - писал Блез Паскаль.

Учение - это активный мотивированный запросами целенаправленный процесс, но очень трудоемкий. Именно трудоемкостью, а отнюдь не ленью ученика и тем более нежеланием его быть успешным, можно объяснить положение в школе, когда из года в год снижается количество учащихся, желающих в ней обучаться. Ответ на виду: просто ребенок не успевает за потоком возрастающей информации и увеличивающихся требований, теряет веру в свои возможности и успешность. Толерантно - лично парадигматическая методология с разумным применением традиционных и нетрадиционных методик позволяет каждому ученику поверить в свои силы, в себя, успешно занять свое соответствующее место в коллективе класса, школы.

Данный опыт можно назвать репродуктивно-рационализаторским, потому что он базируется на технологиях отечественных и некоторых зарубежных педагогов.

Цель его - интенсифицировать традиционный процесс преподавания физики и в тоже время исключить перегрузки через внедрение методологии на основе системы эффективных уроков в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопонимания.

Опыт назван методологией, потому что он не дает конкретных технологий и методик обучения физике. Она содержит «скелет» много урочной работы, который обрастает «мышцами» - технологиями и методами, присущими каждому учителю в данных условиях, позволяющих обеспечить самореализацию каждому ученику и воспитать устойчивую инициативную самостоятельность.

Толерантно - лично парадигматическая методология не отрицает достоинство традиционной классно - урочной системы (равномерное прохождение учебного материала в строгой логичной последовательности в рамках отведенного времени; четкая организованность учебной работы; планомерное осуществление руководства учителем образо­ванием, воспитанием и развитием учеников; возможность знания друг друга учеником и учителем; чередование труда и отдыха способствует ритмичности и четкости работы; обеспечение развития каждого ученика и необходимых отно­шений с коллективом). Она их расширяет, потому что это осуществляется не столько управлением учителя, сколько инициативой и самостоятельностью ученика, и позволяет устранить ее недостатки (сложность осуществления индивидуального подхода к уча­щимся; ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие интеллектуальные способности; трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умст­венном развитии школьников).

Американский ученый А. Маслоу доказал, что главная задача педа­гога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить, что в нем заложе­но, а не обучать его, «отливая в определенную форму», придуманную кем-то другим заранее. Ученик является центральной фигурой в процессе обучения, «он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс».

Толерантно - лично парадигматическая методология является проявлением адаптивной гуманной педагогики, когда дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. При этом происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Каждый ученик стано­вится активным участником педагогического процесса. Индивидуаль­ное развитие ученика, его личная самооценка формирует стремление учиться по сво­ему внутреннему убеждению, учится в самой жизни менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не только приспосабливаться к уже сложившимся условиям.

В условиях модернизации образования в методике преподавания возникли противоречия между целью образования по формированию разносторонне развитой личности, способной к самостоятельному решению новых задач, и традиционной системой обучения, основанной на репродуктивно - иллюстративном методе объяснения нового материала, авторитарной функции учителя, пассивности ученика.

Новизна и актуальность данной методологии заключаются в том, что она показывает способ преодоления этого противоречия путем перехода на новый учебно-методический прием, который, отражая современные идеи педагоги, психологии, методики преподавания, позволяет выполнять стандарты образования нового поколения, т. е. заказ общества..

1.3. Ведущая педагогическая идея.

В школьном образовании сегодня происходят значительные перемены. Ещё в начале прошлого века знаменитый американский педагог, психолог и философ Д. Дьюи подчеркивал, что личный интерес обучающегося - это решающий фактор процесса образования. Бесспорно: любое образование - в интересах личности. В нашем законе об образовании самоопределение личности - приоритетная цель образования.

Анализ литературы в области образования (О. А. Абдуллина, В. В. Анисимов, Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) позволил определить ведущую тенденцию современного образования - переход к новой личностно-ориентированной парадигме образования в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопонимания.

В основе толерантно - лично парадигматической методологии лежат идеи К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, К. Родже, А. Маслоу, А. Н. Леонтьева, А. А. Окунева, Л. В. Выготского, П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской и многих других замечательных педагогов и психологов, которые определили принципы:

  • для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающего мира;

  • индивид стремится к познанию и к самореализации;

  • индивид обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

  • индивид внутренне сознает, что взаимопонимание, самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.

Сущность методологии заключается в создании условий для творческой самореализации учителя и ученика через внедрение новых педагогических технологий в преподавание физики; реализации адаптированных мотивационных и технологических методов в процессе обучения для обеспечения психологически оправданных, гуманных функций взрослого по отношению к ребенку.

1.4 Длительность работы над опытом.

Еще К. Маркс и Ф. Энгельс научно обосновали, что воспитание и образование в каждую историческую эпоху определяются общественными отношениями, показав, что общественные требования и уровень общественного развития обуславливают содержание, организацию, методы воспитания и образования.

А К. Д. Ушинский писал: «Учитель жив, пока он учится. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель»

Осознавая выше сказанное и привитое еще в Валуйском педучилище чувство ответственности и места учителя, я занимаюсь самосовершенствованием, можно сказать, с 1969 года. Путь становления толерантно - лично парадигматической методологии можно разделить на несколько этапов.

1 этап - начальный - 1969 - 1989 годы.

- Знакомство с технологиями образования;

- Изучение передового опыта педагогов;

- Применение на практике изученного и наблюдаемого.

2 этап - основной - 1990 - 2000 годы.

- Мониторинг конечных результатов процесса обучения.

- Поиск путей выхода из возникших противоречий методов обучения и самореализацией выпускников.

- Разработка система работы;

- Теоретическое обоснование методологии обучения учащихся.

3 этап - совершенствования - 2000 - 2012 годы.

- Корректировка методологии.

- Подготовка результатов обобщения.

    1. Диапазон опыта.

Диапазон применения толерантно - лично парадигматической методологии, на мой взгляд, широкий: от подготовительного этапа начальной школы, согласно ФГОС, до старших классов школы и колледжа, как единой образовательной системы. Методология применима не только для преподавания физики, но и других естественно - математических и гуманитарных предметов.

    1. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой методологии являются положения основоположников педагогики Я. А. Коменского и К. Д. Ушинского, положения основоположников советской педагогики П. П. Блонского, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, М. М. Пистрака, М. В. Крупениной, Н. М. Шульгина, С. М. Ривеса, А. С. Макаренко, новаторов В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, Н. Н. Палтышева, С. Н. Лысенковой, М. П. Щетинина, И. П. Волкова, И. П. Иванова, В. А. Караковского, Б. П. Никитина. А. Г. Ривина, В. М. Монахова, А. Маслоу, В. В. Гузеева, И. Н. Казанцева, В. А. Онищука, Н. П. Гузика, О. Г. Хазанкина и других.

В своей работе я использую идеи И. Я. Якиманской, Г. К. Селевко, Е. Н. Степнова, М. И. Махмутова, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. В. Николиной, Д. Б. Эльконина, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцовой и А. Н. Крутского, которые разработали теоретические основы новых педагогических технологий в преподавании.

2. Технология описания опыта.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький». (Колоруций).

Основная цель - создание необходимых условий способствующих саморазвитию, самопознанию и самоутверждению каждого ученика.

Пути решения определяются тремя уровнями самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимыми источниками познания. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

Психологическая целесообразность.

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все нормальные дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Почему это происходит?

Причина в том, что окружающие ребёнка люди не замечают его способностей, никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить. Или, наоборот, через чур усердно организуют развитие по своему пониманию и усмотрению, порой не замечая, что тем самым разрушают творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно, а это главное для человека, в ходе самопознания, саморазвития, самореализации в различных видах деятельности.

Ребенку нужна всего лишь педагогическая поддержка. Необходимо создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все его притязания, позволяла бы ему делать свой выбор деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие как его познавательную активность, так и окружающий его мир, воспитывала бы самостоятельность.

Именно на создание такой среды и ориентирована толерантно - лично парадигматическая методология.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

Первый урок в новом классе я посвящаю заключению договора работы на предстоящие два года (10-11 класс). Чем пытаюсь подчеркнуть их взрослость, самостоятельность и ответственность. Важно, чтобы каждый ученик осознал цели предстоящей деятельности.

Заключение договора о предстоящей работе на уроках является признанием того важного момента, что ученик обладает определенными обязанностями и правами, которые признаны и обязательны для учителя.

Поэтому первым пунктом является принцип демократии - равенство прав. Каждый из учеников имеет право голоса, а так как учитель по другую сторону «баррикад» у него должно быть столько же голосов, т. е. по количеству учеников в классе, при решении спорных вопросов. Учитель - такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, его мнение является в дискуссии одним из многих, хотя и с «направляющими» функциями.

Отсюда вытекает следующий пункт договора, который несколько необычно и своеобразно звучит для учеников. Мое утверждение, что я не собираюсь и не буду их учить (т. к. научить человека, если он сам того не хочет, не возможно). Я буду оказывать помощь каждому в овладении знаниями по физике. Таким образом, руководствуясь принципами организации обучения Н. М. Зверевой, учитель с позиции носителя знаний переходит на позицию организатора познавательной деятельности учащихся, от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся».

Исходя из понимания того, что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества, каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию, но в ограниченный период времени. Поэтому наш основной принцип - береги и рационально используй свое время. Из этого положения в договоре следующие пункты:

        1. я не буду задавать домашнее задание, потому что основное время изучения материала - это время урока.

        2. я никого не буду вызывать к доске, потому что есть разные обстоятельства, когда не мог подготовиться, так зачем тратить время на выяснения? Готов, выходи и отвечай.

        3. можно на уроке физики заниматься подготовкой по другим предметам (литературе, математике, химии и т. д.)

        4. можно списывать в процессе изучения материала, главное понять и знать.

Несколько слов по последнему пункту. Думаю, все прекрасно понимают, что запрет списывания не действовал и не действует. И в процессе изучения темы, считаю, списывание не опасным. Во - первых, разрешенный «плод» не так искушает, а во - вторых, сберегает время, все знают, что решая задачи, бывает, как говорят, «переклинит» и все, достаточно малой подсказки, и дело пошло. Тем более, что условием взаимопомощи является понять и знать, так как на контрольной не спишешь - у каждого будут свои задания.

Для самореализации и саморазвития каждого, учитывая индивидуальные качества и способности, мы договариваемся о праве на ошибку. Наши принципы: не знать что-либо не стыдно, стыдно не пытаться узнать. Не надо бояться ошибиться в высказываниях, ответах, в разных способах выполнения заданий, главное познать. Исправленная ошибка не считается ошибкой.

Каждый ученик обязан изучить материал темы и ответить с правом выбора объема и глубины, а так же времени ответа.

Завершением работы над темой является самоанализ, самооценка. Оценку за освоение, работу над темой выставляют сами ученики. Естественно нормы оценки договором устанавливаются.

И несколько слов о дисциплине на уроках. Мы договариваемся, исходя из выше сказанного, что учитель не делает замечаний, так как не имеет права тратить личное время ученика на изучение темы. Наш простой принцип: на уроке можно все, кроме одного, мешать другим, на первый взгляд кажется абсурдным. А вы попробуйте нарушить дисциплину и не помешать другим. Такие простые правила позволяют развивать самодисциплину, гуманизм взаимоотношений, осознание каждым себя полноправной личностью, учит видеть и уважать личность в других.

Виды деятельности на уроке.

Мои уроки не блещут многообразием методов и приемов. А надо ли это для успешного решения проблем? Я думаю, нет. Все должно быть в меру. Да, я использую разные хорошо известные методы и технологии. Но в той мере, чтобы научить работать в разных ситуациях. Это не самоцель модной технологии, это способность каждого моего ученика выйти разумно из поставленных условий.

При реализации принципа системно - уровневой дифференциации, используя методы структурно-логических схем, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, деятельный подход и т. д., естественно единицей обучения становится не урок, а тема. Что позволяет ориентировать обучения не только на усвоение школьниками основных теоретических положений, но и на умение конкретизировать исходный материал.

Использование коллективных, групповых и индивидуальных форм учебной деятельности, организация самостоятельной и творческой работы на уроке, взаимопомощи, самоанализ и самооценка собственной учебной деятельности мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к предмету, позволяют раскрывать субъектный опыт ученика, создает ситуацию успеха.

Использование в ходе уроков дидактического материала (тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ, варианты заданий ЕГЭ (демонстрационные и тренировочные), медиа-ресурсы, творческие работы учащихся позволяет ученику выбрать наиболее приемлемые и значимые для него виды и формы учебного содержания, позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создают обстановку для естественного самовыражения ученика. И. П. Павлов писал: «Человек - система саморегулирующаяся, сама себя совершенствующая»

Сегодня ученик перегружен информациями: школа, общество, телевидение, Интернет. Поэтому считаю своей задачей на уроке - дать паузу в нагрузке. И приучить рационально, использовать свое время, а именно 45 минут урока.

Нестандартный урок… А могут ли они быть сегодня стандартными, если мы, учителя, хотим, чтобы наши ученики были готовы к вступлению в самостоятельную жизнь? И, думается, на этот вопрос, в какой - то мере, отвечает моя толерантно - лично парадигматическая методология, позволяющая понять учителю то, что, чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс.

Завершением работы в 11 классе обычно является выполнение двух работ:

1) творческая работа по выбору - реферат, доклад, презентация на тему: «Физика в быту», где ученик предлагает свою тему, ну например, «Физика подготовки толченого картофеля» или «Физика велосипеда», чем я еще раз пытаюсь опровергнуть мнение: «А физика мне не нужна». Конечно, правомочен вопрос: «А не поздно ли?» - нет, потому что никогда не поздно понять давно понятое;

2)обобщающая контрольная работа за курс старшей ступени.

С чем обычно ученики справляются стабильно и индивидуально различно.

3. Результативность.

Сегодня вводятся новые критерии, учитывающие как динамику развития каждого отдельного учащегося, так и усилия учителя. При этом нельзя обойтись без новой психологической теории обучения - психодидактики (М. Е. Бершадский, Г. А. Берулава, М. Н. Берулава, Г. А. Вайзер, А. З. Рахимов, Л. Н. Крутский, Л. П. Федотова и др.). Образование подошло к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного процесса обучения для ученика и для учителя.

Подводя итоги своей работы, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Причем, совместное открытие знаний, в ходе которого рождается понимание, происходит в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание. В. Г. Белинский писал: «В мысли без чувств, и в чувстве без мысли виден только порыв к сознанию, половина сознания, но еще и не сознание - это машина, кое-как действующая половиною своих колес и потому действующая слабо и неверно». А Эйнштейн: «Где только возможно, учение должно стать переживанием».

Подтверждением эффективности методологии являются следующие индикативные показатели:

1. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует о положительной динамике качества знаний и умений учащихся: стабильное качество знаний и успешность обучения.

В течение ряда лет успеваемость по физике составляет 100%, качество знаний 46-75%.

В течение многих лет мои учащиеся занимают призовые места в районных олимпиадах, успешно участвуют в заочных олимпиадах, защищают творческие проекты.

Показывают достаточно высокое качество знаний на ЕГЭ по физике.

Большой процент выпускников, поступивших в ВУЗы с технической направленностью.

2. Успешная самореализация личности после школы.


Используемая литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года./ Филиппов В. М. Модернизация российского образования. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с. (Тематическое приложение №1 к журналу «Вестник образования»). - с. 42

2. И. Ю. Скороходова «Деятельность учителя по освоению развивающего стиля руководства учебной группой». Журнал «Завуч» №7 2004 г.
3. В.Ф. Ефимов, Е. А. Захарова «Из опыта изучения и формирования готовности учителей к инновационной работе в условиях гуманизации обучения. Хурнал «Завуч»
4. А. А. Фомин «Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. Журнал «Завуч» №1 2000 г.
5. М. Б. Романовская «Метод проектов» Журнал «Завуч» №1, 2007 г.
6. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе/__

7. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С.А.Мухина, А.А.Соловьева - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 384с.

8. Степанов, Е.Н. Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.

9. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного урока// Научно-практический журнал «Завуч». - 2004. - №6. - с.133-146

10. Кулюткина, Ю.Н. Образовательные технологии/ Ю.Н.Кулюткина, Е.Б.Спасская - С.-Пб.: Каро, 2002. - 152с.Из опыта работы


© 2010-2022