- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса по физике для 10-11 классов Практикум по решению физических задач
Программа элективного курса по физике для 10-11 классов Практикум по решению физических задач
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бауманис С.М. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный курс «Практикум по решению физических задач»
Одно из труднейших звеньев учебного процесса - научить учащихся решать задачи. Физическая задача - это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический (математический), экспериментальный), но организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся. Сегодня знания учащихся по физике явно демонстрируют все большую дифференциацию выпускников по качеству подготовки. Прослеживается тенденция явного роста качества подготовки сильной группы учащихся и все большее отставание от них групп выпускников с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями подготовки. Причем ранее это отставание определялось в основном как качественный показатель, т.е. слабые учащиеся делали больше вычислительных ошибок, не могли довести до конца решение. Постепенно картина меняется в сторону количественных показателей, выделяются целые темы и элементы содержания, которые «выпадают» из поля зрения всей этой группы выпускников, они начинают отставать не только по качеству подготовки, но и по объему знаний.
В соответствии с ФБУП физика может изучаться на базовом уровне (2 часа в неделю) или на профильном уровне (5 часов в неделю и более). Предполагается, что те учащиеся, которые планируют продолжить свое образование в вузах физико-технического профиля должны изучать физику на профильном уровне, т.е. не менее 5 часов в неделю. Но жизнь вносит свои коррективы. Как правило, в образовательных учреждениях выбирается учебный план универсального образования, при котором все предметы изучаются на базовом уровне, а расширение идет за счет элективных курсов. По физике это означает выбор базового уровня с учебной нагрузкой в два недельных часа, что означает точное следование базовому стандарту предмета: познакомить учащихся с предусмотренным спектром физических явлений, обеспечить общекультурную подготовку в этой области знаний. Но при этом невозможно изучить все законы, необходимые для объяснения физических явлений, а, следовательно, невозможно обеспечить формирование умения решать задачи по физике (что базовый уровень стандарта и не предусматривает). Поэтому элективные курсы по решению физических задач в первую очередь призваны развивать содержание базового курса физики, и в непрофильных классах у учащихся появляется реальная возможность при наличии данного элективного курса получить подготовку, соответствующую профильному уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Элективный курс «Практикум по решению физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается по базовому уровню. Программа составлена на основе программ:
-
В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
-
Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объеме35часов (0,5 часа в неделю на два года обучения 10-11 классы или 1 час в неделю 11 класс). Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10-11 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах.
Цели элективного курса:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
-
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-
формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
-
применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
-
углубление и систематизация знаний учащихся;
-
усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
-
овладение основными методами решения задач.
Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «В» и части «С». Работы рассчитаны на два часа, содержат от 5 до 10 задач, два варианта. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть «А» и часть «В»).
Содержание программы
10 КЛАСС. МЕХАНИКА. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА - 17 часов
1. Правила и примы решения физических задач (2 часа)
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
2. Кинематика (2 часа)
Равномерное движение. Средняя скорость (1 часа). Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения.
Одномерное равнопеременное движение (1 часа). Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД.
3. Динамика и статика (6 часов)
Решение задач на основы динамики (2 часа). Решение задач по алгоритму
на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.
Движение под действием силы всемирного тяготения (2 часов). Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела.
Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников.
Условия равновесия тел (1 час). Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения.
Проверочная работа по теме «Кинематика и динамика» - 1час.
4. Законы сохранения (4 часов)
Импульс. Закон сохранения импульса (1 часа). Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (1часа). Энергетический алгоритм решения задач на работу и мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения.
Гидростатика (1 часа). Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел.
Тестирование по теме «Законы сохранения. Гидростатика» - 1час.
5. Молекулярная физика (3 часов)
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (2 часов). Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы.
Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Проверочная работа по теме «Молекулярная физика» - 1 час.
11 КЛАСС. ТЕРМОДИНАМИКА. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА -18 часов
6. Основы термодинамики (3 часа)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты.
Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.
Тестирование по теме «Основы термодинамики» - 1час.
7. Электродинамика (9 часов)
Электрическое и магнитное поля (3 часа). Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Законы постоянного тока (2 часа). Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля - Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Электрический ток в различных средах (1 час). Электрический ток в металлах, газах, вакууме. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на движение заряженных частиц в электрическом и электромагнитных полях: алгоритм движения по окружности, движение тела, брошенного под углом к горизонту, равновесие тел.
Электромагнитные колебания (2 часа). Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение графиков.
Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм.
Проверочная работа по теме «Электродинамика» - 1 час.
8. Волновые и квантовые свойства (3 часа)
Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Построение изображений в оптических системах.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект.
Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада.
Тестирование по теме «Волновые и квантовые свойства света» - 1 час.
9. Итоговая работа с элементами ЕГЭ - 2 часа.
10. Итоговое занятие «Как мы умеем решать задачи».
Календарно-тематическое планирование. 10 класс
№ п/п
ТЕМА
1
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач.
2
Общие требования. Этапы решения задач. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
3
Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения и решение задач на РД различными способами (координатный и графический). Решение задач на среднюю скорость по алгоритму Графический способ решения задач на среднюю скорость.
4
Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении.
Графическое представление РУД. Графический и координатный методы решения задач на РУД. Графический способ решения задач на среднюю скорость при РУД.
5
Решение задач на законы Ньютона по алгоритму.
6
Координатный метод решения задач: движение тел по наклонной плоскости, вес движущегося тела, движение связанных тел и с блоками.
7
Решение задач на законы для сил тяготения: свободное падение; движение тела, брошенного вертикально вверх, движение тела, брошенного под углом к горизонту, и движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной высота подъема.
8
Характеристики движения тел по окружности: угловая скорость, циклическая частота, центростремительное ускорение, период и частота обращения.
Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление.
9
Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. Определение центра масс и алгоритм решения задач на его нахождение.
Решение задач на определение характеристик равновесия физической системы по алгоритму.
10
Проверочная работа по кинематике и динамике. Анализ работы и разбор наиболее трудных задач.
11
Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий.
12
Работа и мощность. КПД механизмов. Динамический и энергетический методы решение задач на определение работы и мощности. Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
13
Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом.
14
Тестовая работа по теме «Законы сохранения. Гидростатика».
15
Решение задач на основные характеристики частиц (масса, размер, скорость). Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия. Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы.
16
Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука.
17
Проверочная работа на основы МКТ. Анализ теста по законам сохранения и разбор наиболее трудных задач по основам МКТ.
Календарно-тематическое планирование. 11 класс
№ п/п
ТЕМА
1
Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач.
Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса.
2
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок. Графический способ решения задач на 1 и 2 законы термодинамики.
3
Тестовая работа на основные законы термодинамики.
4
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде. Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей. Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом.
5
Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля.
6
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: вектор магнитной индукции и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях (алгоритм решения задач).
7
Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных).
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи.
8
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля - Ленца, расчет КПД электроустановок.
9
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза. Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных частиц в электрических и электромагнитных полях.
10
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Решение графических задач. Уравнение гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний. Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами (числовой, графический, энергетический).
11
Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току.
12
Проверочная работа по электродинамике. Анализ и разбор наиболее трудных задач по электродинамике.
13
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление. Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия.
14
Классификация задач по СТО и примеры их решения. Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада.
15
Тестовая работа на волновые и квантовые свойства света.
16-17
Итоговая работа с элементами ЕГЭ (2 часа)
18
Анализ работы и разбор наиболее трудных задач.
Литература для учителя
-
Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
-
Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
-
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
-
Мясников С. П., Осанова Т. Н. «Пособие по физике», М., Высшая школа, 1988 г.
-
Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.
-
Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы. Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.
-
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
-
Рябоволов Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 1985 г.
-
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика», М., Просвещение, 2011 г.
-
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2011 г.
-
Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2011г.
-
Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике», М., Просвещение, 1972 г.
-
Монастырский Л. М., Богатин А. С. «Физика. ЕГЭ - 2011. Тематические тесты», Р-н-Д, Легион, 2010 г.
-
Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2011. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2011 г.
-
Зорин Н. И. «ЕГЭ 2011. Физика. Решение частей В и С. Сдаем без проблем», М., Эксмо, 201 г.
-
Берков А. В., Грибов В. А. «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Физика», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
-
Берков А. В., Грибов В. А. «ЕГЭ: 2009: Физика: реальные задания», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
-
Орлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханнанов Н. К. «Единый государственный экзамен 2009. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», М., Интеллект-Центр (ФИПИ), 2009 г.
-
«Единый государственный экзамен 2006. Физика. Учебно-тренировочные Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Ханнанов Н. К. « ЕГЭ 2011. Физика: сборник заданий», М., Эксмо, 2010 г.
-
Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Ханнанов Н. К. « ЕГЭ 2009. Физика: сборник заданий», М., Эксмо, 2008 г.
-
Меледин Г. В., «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1989 г.
-
Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
Литература для учащихся
-
Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
-
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.
-
Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
-
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.
-
Гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике», М., Высшая школа, 1973 г.
-
Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.
-
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
-
Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 классы», М., Просвещение, 2002 г.
-
Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.
-
Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2003 г.
-
Рымкевич А. Н. «Физика. Задачник. 10-11 классы» (пособие для общеобразовательных учебных заведений), М., Дрофа, 2003 г.
-
Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА
-
«1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы», CD-ROM, «1С».
-
«Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.
-
«Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».
-
«Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2003 г.
-
«Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (14 СD), CD-ROM, «Новый диск», 2005 г.
-
«Подготовка к ЕГЭ по физике» (учебное электронное издание), CD-ROM, «Дрофа».
-
«Подготовка к ЕГЭ. Физика», CD-ROM, «Физикон», 2004 г.
-
«Готовимся к ЕГЭ. Физика», (2 СD), CD-ROM, «Просвещение», 2004 г.
-
«Физика. Сдаем ЕГЭ 2007» (1С: репетитор), CD-ROM, «1С», 2007 г.
-
«Физика. 7-11 классы» (1С: школа, библиотека наглядных пособий), CD-ROM, «1С», 2004 г.
-
«Физика. 10-11 классы» (1С: школа, подготовка к ЕГЭ), CD-ROM, «1С», 2004 г.
-
«Физика. 7-11 классы», СD-ROM, «Физикон», 2005 г.
-
«Физика. 7-11 классы», СD-ROM, «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
-
«Уроки физики Кирилла и Мефодия», СD-ROM (5 шт), 2005 г.