Урок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классе

Задачами данного урока с ИКТ совместно с ЦОРами являются ознакомление учащихся с природой звука, его основными свойствами, характеристиками и видами; продолжить работу по выработке навыков решения расчетных и экспериментальных задач, выработать умения выявлять причинно-следственные связи, раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни Класс делится на несколько групп, что позволяет точечно работать с новым материалом при включении всех учащихся в работу. Это способствует расширению кругозора в области звуковых явлениях, воспитывает аккуратность и трудолюбие, умение оценивать свой труд и труд товарища, развивает зрительную память, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классе

Киншова Ольга Васильевна, учитель физики МБОУ «СОШ № 1 города Анадырь»


Методическая разработка урока

Учебная дисциплина (предмет): ФИЗИКА

Класс: 11

Тема урока: Звук

Продолжительность урока: 1 час 20 мин

Цели:

- ознакомить учащихся с природой звука, его основными свойствами, характеристиками и видами, продолжить работу по выработке навыков решения расчетных и экспериментальных задач, выработать умения выявлять причинно-следственные связи, раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни;

- расширить кругозор в области звуковых явлениях, научить применять знания в новой ситуации, раскрыть связь между музыкой и физикой, сформировать способы умственной деятельности, вовлечь учащихся в активную работу на уроке, развить зрительную память, логическое мышление, а также умение сравнивать и анализировать;

- сформировать навыки коллективной работы, коммуникативные умения, ознакомить с практическим применением знаний о звуке, а также о пользе и вреде, воспитывать аккуратность и трудолюбие, умение оценивать свой труд и труд товарища, содействовать эстетическому воспитанию.

Оборудование:

Генератор звуковой частоты, осциллограф, камертон, молоточек, тяжелый предмет, микрофон, компьютер, презентация к уроку, компакт-диск «ФИЗИКУС» - обучение с приключением, таблицы, магнитофон, записи различных звуков, раздаточный набор: материал на столах учащихся, рабочая карта, 5 комплектов ножниц и клея для каждой группы.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь.

С раннего детства нас сопровождают звуки, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит в окружающем мире.

Пытаются шептать клочки афиш,

Пытается кричать железо крыш,

И в трубах петь пытается вода,

И так мычат бессильно провода

К. Я. Ваншенкин.

Сегодня мы познакомимся со звуком и звуковыми явлениями. Итак, тема сегодняшнего урока «ЗВУК» (учащиеся записывают в тетради число и тему урока). Цель нашего урока: понять природу звука.

У старшего группы находится рабочая карта (Приложение 1). Каждый этап урока вы самостоятельно оцениваете уровень понимания материала. По ходу урока вы должны записывать основные выводы.


  1. Объяснение нового материала:

2.1 Волновое движение - одно из наиболее распространенных видов движения в природе. Наш мир заполнен волнами различной природы: электромагнитными, механическими, акустическими.

Главной особенностью волн является перенос энергии без переноса вещества, а также возможность передачи информации.

И хотя они имеют разные названия, различную физическую природу, но описываются одними и теми же параметрами и уравнениями.

Акустические волны называют звуковыми. Звуковые волны переносят энергию, но главная их особенность - это огромный диапазон выразительных средств, которыми обладает речь и музыка. Звуки по-разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью (включается магнитофон и воспроизводится аудиозапись различных звуков (звуки природы, птиц, выстрелы и т.д. После этого учитель предлагает учащимся поделиться полученными впечатлениями).

2.2 Что же является причиной звука? Демонстрируются звуковые колебания с использованием компакт-диска.

Итак, пишем вывод: причиной звуков является вибрация (колебания) тел.

Универсальным звукоприемником является ухо. Демонстрируются основные детали уха и происходящие процессы с использованием компакт-диска.

Итак, вывод: звукоприемником является ухо. В таблице № 1 (Приложение 2) вы можете наглядно увидеть основные части уха и происходящие процессы (учащиеся работают с таблицей).

Под действием звуковой волны, возникают вынужденные колебания барабанной перепонки, затем происходит сложение, корректировка и передача колебаний через косточки и жидкость в мозг.

Источники звуков необычайно многообразны (шелест листвы, журчание ручья, шум прибоя, гром, звуки, издаваемые птицами, рыбами, зверями).

2.3 Что же является источником звука у человека? Демонстрируются органы, участвующие в создании звука и происходящие физические явления с использованием компакт-диска. Итак, вывод: источником звука у человека является гортань, голосовые связки. Высота голоса зависит от длины и натяжения голосовых связок. В этой же таблице № 1(Приложение 2) вы видите органы, участвующие в создании звука.

Голоса классифицируются по частотам (отдельно - мужские и женские). Обратите внимание по таблице № 2 (Приложение 3), что звуки человеческого голоса делят на несколько диапазонов.

Звуковые волны, прослушиваемые ухом, имеют весьма узкий диапазон. В таблице 2 (Приложение 3) вы видите, что слышимый звук - это волны с частотой от 16 до 20000 Гц.

Звуковые волны с частотой ниже 16 Гц называются инфразвуком, его порождает шум моря, сотрясение земной коры, а частотой от 2 ∙ 104 до 2 ∙ 109 Гц - ультразвуком, его порождают колеблющиеся тела с большой частотой, ультразвук частотой выше 109 Гц называется гиперзвук, порождают сверхвысокочастотные колебания тел.

2.4 Что же такое звук с точки зрения физики? Методом беседы выясняем физические свойства звука, шаг за шагом создавая таблицу 3 (Приложение 4).

Звук - это упругие волны, распространяющиеся в газах, в плазме, жидкостях и твердых телах. Характерной особенностью этих волн является то, что они не могут распространяться в вакууме.

Скорость распространения звуковой волны конечна и зависит от свойств среды. Например, скорость звука в воздухе 331,2 м/с, в водороде - 1270, стали - 4980 м/с. Из этих данных видно, что скорость звука наибольшая в твердых телах.

Когда играет оркестр, то звуки от скрипки не мешают распространяться звукам от трубы и барабана, то есть звуки от каждого инструмента оркестра приходят к нам точно такими же, как от одного отдельно звучащего инструмента. Это связано с тем, что частота и амплитуда непрерывно меняется. Однако если источники звуковых волн колеблются с одной и той же частотой, то в одних точках пространства звучание будет громким, а в других - тихое. Это явление называют интерференцией - сложение в пространстве волн. Результатом может быть усиление или ослабление звука. С этим явлением вы сталкивались при изучении механических колебаний.

Предположим, что звук отражается от объектов, размеры которых относительно невелики, например, от копны сена, камня, ствола дерева и т. д. Если длина волны меньше размера препятствия, то звуковая волна отражается от объекта. Если же длина волны много больше размера объекта, то звуковая волна проходит сквозь объект. Происходит это вследствие дифракции - огибание волнами препятствий, рождающее второй фронт волны, то есть «второй звук». И с этим явлением вы уже знакомы.

Представьте себе, что вы едете в поезде, и вот он вошел в туннель - звуки сразу стали более громкими и гулкими. Это происходит благодаря отражениям звуков от стенок туннеля. Проявление отражения звука - эхо. При этом выполняются закон отражения.

Таким образом, звуковым волнам, как и другим видам волн присущи перечисленные свойства.

2.5 Какие характеристики имеет звук? Есть объективные и субъективные. К объективным относятся: частота. Она определяет высоту звука. Учащиеся составляют таблицу 4 (Приложение 5) и обратите внимание, что различные источники музыкальных звуков имеют различную частоту, а значит и высота разная.

Другой характеристикой является скорость звука. Она различна и зависит от свойств среды (работа с таблицей 4), интенсивность - энергетическая характеристика, зависит от амплитуды звукового давления, свойств среды, формы волны.

К субъективным характеристикам относятся:

1. Громкость. Демонстрируется зависимость громкости от амплитуды колебаний с использованием генератора звуковой частоты, громкоговорителя и осциллографа.

Громкость звучания определяется давлением на барабанную перепонку, а по осциллограмме видим, что громкость связана с амплитудой колебания. Чем больше амплитуда, тем громче звук.

2. Высота. Демонстрируется зависимость высоты звука от частоты колебаний с помощью генератора звуковой частоты, громкоговорителя, осциллографа.

Как мы видим, высота зависит от частоты колебаний.

3. Тембр звука - придает звуку «окраску». Такое его качество позволяет нам отличить звуки одних источников звука от других.

Музыкальный тон (ля) представляет собой одно гармоническое колебание, без оттенков. Такой звук дает камертон.

Музыкальный звук рояля представляет собой периодическое колебание, не синусоидальные.

Беспорядочные колебания сложной формы издает шум, а удар представляет собой затухающие колебания неправильной формы.

Подведем некоторые итоги: чтобы услышать звук, необходимы:

  • Источник звука;

  • Упругая среда между ним и ухом;

  • Определенный диапазон частот колебаний источника звука;

  • Достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.

Кроме этого, мы выяснили, физические свойства звука и его характеристики.

За каждый этап урока выставлена оценка старшим группы.


  1. Коллективно-групповая деятельность учащихся.

Решение расчетных и экспериментальной задач.

Возьмите конверт № 1. Первой, второй, третьей и четвертой группам предлагается решить расчетную задачу, а пятой группе - экспериментальная задача. Если вы забыли расчетные формулы, то у вас есть справочный материал.

Задача № 1:

Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса достигает 4,3 м, а для самого высокого женского голоса - 25 см. Найти частоту колебаний этих голосов.

Задача № 2:

Расстояние до преграды, отражающей звук, 68 м. Через сколько времени человек услышит эхо?

Задача № 3:

Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе.

Задача № 4:

Найти длину звуковой волны с частотой 440 Гц в воздухе и водороде.

Экспериментальное задание:

Оборудование: осциллограф, камертон, молоточек, тяжелый предмет, микрофон.

Ход работы:

Получите осциллограммы колебаний, ударив перед микрофоном камертон, уронив тяжелый предмет, издав стук.

Вывод: Расшифруйте полученные на экране записи.

Проверим результаты работы. (Учащиеся пятой группы демонстрируют результаты своих опытов и дают объяснение, описывая графики на экране осциллографа. Представители остальных групп, выходя к доске воспроизводят решение задач, комментируя его).

Оцените степень понимания материала.


  1. Работа групп с информацией и составление сообщения на заданную тему:

Теперь работаем в группе по карточке-заданию (Приложение 6). Возьмите конверт №2. Каждый из вас, получив карточку-факт, готовит ответ на вопрос и сообщает его старшему группы.

А теперь мы послушаем сообщения об использовании звука в биологии, медицине, музыке, о действии звука на человека, о звуковых явлениях в природе.

Оцените себя и поставьте общую оценку. Рабочую карточку можно сдать.


  1. Подведение итога урока:

Сегодня на уроке мы познакомились с природой звука, его свойствами и характеристиками, поговорили о музыкальных звуках и шумах, затронули лишь небольшую часть использования звука.

Домашнее задание: предложите способы защиты своей квартиры, дома, школы от шума.

Наше короткое повествование о мире звуков подошло к концу. Быть может, не у каждого из нас оно пробудит в полной мере чувство восхищения перед всем, что достойно удивления в этом мире. Но, несомненно, никто не откажет акустике в многообразии ее проявлений, в широких возможностях ее применения. А это уже служит залогом дальнейшего развития интереса к данной области науки и технике.

На этом наш урок закончен. До свидания.

Приложение 1

Введение

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Практическое задание

Работа с информацией

Итоговая оценка









Рабочая карта группы учащихся






Приложение 2

Таблица № 1

Урок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классеУрок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классеОсновные части уха Источник звука человека


























Приложение 3

Таблица № 2

Диапазоны звуковых волн

Инфразвуковые волны,

меньше 16 Гц

Звуки, слышимые человеческим ухом

от 16 до 20000 Гц

Ультразвуковые волны,

от 2 ∙ 104 до 2 ∙ 109 Гц

Гиперзвук, сверхвысокочастотные колебания, свыше 109 Гц

Урок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классеУрок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классе

1. Ф. Шаляпин (бас: 80-350 Гц);

2. В. Высоцкий (баритон: 110-149 Гц);

3. И. Козловский (тенор: 130-520 Гц);

4. Р. Лоретти (дискант: 260-1000 Гц);

5. Г. Вишневская (сопрано: 260-1050 Гц);

6. Мадо Робен (колотурное сопрано до 1400 Гц)

Урок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классеУрок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классе

Урок изучения новых знаний по теме: «Звук» в 11 классе















Приложение 4

Таблица № 3

Свойства звука

п/п

Свойства звука

Определение, примеры

1

Поглощение

2

Преломление

3

Отражение

4

Дифракция

5

Интерференция

Приложение 5

Таблица № 4

Объективные и субъективные свойства звука

Объективные

Субъективные

ЧАСТОТА

ВЫСОТА

АМПЛИТУДА

ГРОМКОСТЬ

ДЛИНА

ТОН


ТЕМБР






















Приложение 6

Группа № 1. Устройство и принцип действия гитары.

Факт 1. Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент.

Вопрос 1: Что собой представляет гитара?

Факт 2. Основными частями гитары являются: корпус, гриф с ладами и колками и струны. Струны гитар изготовляли раньше из древесной коры, нитей бамбука, бычьих жил. Потом стали применять металл. Когда струна начинает колебаться, возникает звук, который передается нашему уху.

Вопрос 2: Из какого материала изготавливали струны? Почему звучат струны?

Факт 3. Часть корпуса гитары - дека - играет роль резонатора, который способствует усилению звука и придает ему характерную окраску - тембр, по которому можно отличить звучание гитары от любого другого инструмента.

Вопрос 3: Какую роль играет в рождении звука часть корпуса гитары - дека?

Факт 4. Тембр звука зависит не только от формы и размеров резонатора, но и от того, из какого дерева он изготовлен, и даже от состава лака, покрывающего его. Тембр определяется также материалом, из которого сделана струна, и тем, гладкая она или витая.

Вопрос 4: От чего зависит тембр звука?

Факт 5. Высота звука зависит от длины, толщины и натянутости струны: короткая или длинная. Высокий звук имеет большую частоту колебаний. А сила звука зависит от амплитуды колебаний струны. Чем сильнее дергать струну, тем с большей амплитудой она будет колебаться и тем громче ее звучание.

Вопрос 5: От каких факторов зависит высота звука и громкость гитары?

Карточка-задание.

Устройство и принцип действия гитары.

Вопрос 1: Что собой представляет гитара?

Ответ: Гитара - ___________ ___________ музыкальный инструмент.

Вопрос 2: Из какого материала изготавливали струны? Почему звучат струны?

Ответ: Струны гитар изготовляли раньше из ___________ _____, _____ ________, ________ _____. Потом стали применять ________. Когда струна начинает ___________, возникает ______, который передается нашему _____.

Вопрос 3: Какую роль играет в рождении звука часть корпуса гитары -

дека?

Ответ: Часть корпуса гитары - дека - играет роль ______________ , который способствует ___________ _____ и придает ему характерную окраску - ________.

Вопрос 4: От чего зависит тембр звука?

Ответ: Тембр звука зависит не только от ________ и _________ резонатора, но и от того, из какого _________ он изготовлен, и даже от состава _______, покрывающего его. Тембр определяется также _________, из которого сделана ________, и тем, ________ она или _________.

Вопрос 5: От каких факторов зависит высота звука и громкость

гитары?

Ответ: Высота звука зависит от _______, _________, ____________ _______, короткая или длинная. Высокий звук имеет _________ _______ __________. А сила звука зависит от ____________ колебаний струны. Чем сильнее дергать струну, тем с __________ _________ она будет колебаться и тем _______ ее звучание.

Группа №2. Эхо.

Факт 1. Физическая природа эхо хорошо известна - оно возникает в результате отражения звуковых волн от каких-либо препятствий. Большое впечатление производит многократное эхо - когда какой-нибудь громкий звук (крик, хлопок, выстрел) порождает не один, а несколько следующих друг за другом звуковых откликов. В Олимпии (Греции) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик эхо». В нем голос повторяется 5-7 раз.

Вопрос 1: Какова физическая природа эхо? Что собой представляет многократное эхо?

Факт 2. Находясь в небольшой квартире мы не слышим эхо, так как его можно услышать, если отраженный звук воспринимается отдельно от произнесенного и промежуток времени между воздействиями этих двух звуков на ушную барабанную перепонку должен составлять не менее 1/15 с. В комнате этот промежуток времени составляет приблизительно 1/50 с.

Вопрос 2: Почему мы не слышим эха в небольшой квартире?

Факт 3. В больших, пустых помещениях возникает реверберация (отзвук), что также является эхом. Только из-за сравнительно небольших расстояний эхо достигает нашего уха почти сразу после звука, который это эхо вызвал. Создается эффект будто бы звук «растягивается».

Вопрос 3: Что такое реверберация?

Факт 4. В больших помещениях речь, произнесенная оратором, искажается, особенно сильно при малом количестве слушателей, когда отраженные звуки почти не поглощаются. Для улучшения звуковых свойств больших залов их стены облицовывают звукопоглощающими материалами.

Вопрос 4: Каким образом улучшают звуковые свойства больших залов?

Факт 5. На свойстве звука отражаться от гладких поверхностей основано действие рупора - расширяющейся трубы обычно круглого или прямоугольного сечения. При использовании рупора звуковые волны не рассеиваются во все стороны, а образуют узконаправленный пучок, за счет чего мощность звука увеличивается и он распространяется на большие расстояния.

Вопрос 5: Объясните принцип действия рупора.

Карточка-задание.

Эхо

Вопрос 1: Какова физическая природа эхо? Что собой представляет

многократное эхо?

Ответ: Физическая природа эхо хорошо известна - оно возникает в результате ____________ звуковых волн от каких-либо ____________. Большое впечатление производит многократное эхо - когда какой-нибудь громкий звук (крик, хлопок, выстрел) порождает не один, а _________ _________ друг за другом звуковых _______. Например, в Олимпии (Греции) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик эхо». В нем голос повторяется 5-7 раз.

Вопрос 2: Почему мы не слышим эха в небольшой квартире?

Ответ: Находясь в небольшой квартире, мы не слышим эхо, так как его можно услышать, если ____________ _____ воспринимается отдельно от _____________ и промежуток времени между воздействиями этих двух звуков на ушную барабанную перепонку должен составлять__________ с. В комнате этот промежуток времени составляет приблизительно _____ с.

Вопрос 3: Что такое реверберация?

Ответ: В больших, пустых помещениях возникает реверберация (_____), что также является _____. Только из-за ____________ ____________ __________ эхо достигает нашего уха почти сразу после звука, который это эхо вызвал. Создается эффект будто бы звук «________________».

Вопрос 4: Каким образом улучшают звуковые свойства больших залов?

Ответ: В больших помещениях речь, произнесенная оратором, ___________, особенно сильно при малом количестве слушателей, когда отраженные звуки почти не __________. Для улучшения звуковых свойств больших залов их стены облицовывают _______________ ___________.

Вопрос 5: Объясните принцип действия рупора.

Ответ: На свойстве звука ___________ от __________ поверхностей основано действие рупора - ___________ _______ обычно круглого или прямоугольного сечения. При использовании рупора звуковые волны не ___________ во все стороны, а образуют __________ пучок, за счет чего _______звука увеличивается, и он распространяется на ________ расстояния.

Группа № 3. «Спасите наши уши».

Факт 1. Заводы, автомобили, самолеты, громкая музыка производят такой шум, что человек начинает глохнуть. У него появляются головные боли, затрудняется дыхание. Человек нормально переносит звуки громкостью 20-30 дБ. Этой громкости соответствует шум листвы, тихая музыка.

Вопрос 1: Каковы последствия действия шумов? Какой существует порог громкости для человека, чтобы нормально переносить звуки?

Факт 2. Проводился опыт с мышами, на которых воздействовали звуками различной громкости. При громкости 80-90 дБ мыши забывали свои навыки, при 100 дБ - сходили с ума и съедали мышат, при 120 дБ - погибали. У человека при громкости звука 135 дБ наступают вибрации тела, расстройство кровообращения, нарушение обмена веществ. Сильный шум приводит к старению организма и укорачивает жизнь на 5-10 лет.

Вопрос 2: Какие опыты свидетельствуют о вредном влиянии шумов?

Факт 3. На данный период человечество располагает несколькими «эшелонами» шумо- и виброзащитных средств. К ним относятся - воздействие на источник колебаний. Так, во Франции появились самосвалы, кузова которых сделаны из прессованной резины, что значительно уменьшает шум. К другим средствам борьбы с шумами относятся разнообразные глушители шума, звукоизолирующие кожухи, звукозащитные экраны, звукоизолирующие ограждения, противошумные наушники.

Вопрос 3: Перечислите средства защиты человека от чрезмерного шума?

Факт 4. Существует, однако, предел, дальше которого уменьшение шума становится не только не полезным, но даже нежелательным. Гнетущее влияние «абсолютной» тишины известно из опытов над людьми в сурдокамерах. В абсолютной тишине снижается работоспособность и падает настроение. Очевидно, за миллионы лет своего развития человек привык к определенному уровню природных шумов и не может адаптироваться к абсолютной тишине.

Вопрос 4: Существует ли предел, дальше которого уменьшение шума не желательно?

Карточка-задание.

«Спасите наши уши».

Вопрос 1: Каковы последствия действия шумов? Какой существует

порог громкости для человека, чтобы нормально переносить

звуки?

Ответ: Заводы, автомобили, самолеты, громкая музыка производят такой шум, что человек ________ _________. У него появляются _________ _____, __________ ________. Человек нормально переносит звуки громкостью ______ дБ. Этой громкости соответствует ______ ________, ______ ________.

Вопрос 2: Какие опыты свидетельствуют о вредном влиянии шумов?

Ответ: Проводился опыт с мышами, на которых воздействовали звуками различной громкости. При громкости _____ дБ мыши ________ _____ _______, при ___ дБ -_____ с ____ и съедали мышат, при ____ дБ - _________. У человека при громкости звука ____ дБ наступают _______ тела, _____________ кровообращения, ________ обмена веществ. Сильный шум приводит к ________ организма и укорачивает жизнь на _______ лет.

Вопрос 3: Перечислите средства защиты человека от чрезмерного шума?

Ответ: На данный период человечество располагает несколькими «эшелонами» шумо - и виброзащитных средств. К ним относятся - __________ на __________ колебаний. Так, во Франции появились самосвалы, кузова которых сделаны из ______________ резины, что значительно уменьшает шум. К другим средствам борьбы с шумами относятся разнообразные __________ шума, _____________ кожухи, _____________ экраны, ____________ ограждения, _____________ наушники.

Вопрос 4: Существует ли предел, дальше которого уменьшение шума не желательно?

Ответ: Существует, однако, предел, дальше которого уменьшение шума становится не только не ________, но даже __________. Гнетущее влияние «абсолютной» тишины известно из опытов над людьми в сурдокамерах. В абсолютной тишине _________ ____________ и падает __________. Очевидно, за миллионы лет своего развития человек привык к определенному уровню природных шумов и не может адаптироваться к абсолютной тишине.

Группа № 4. Ультразвук, его роль в биологии и медицине.

Факт 1. Ультразвуком называют неслышимые ухом колебания частотой свыше 15 кГц. Чувствительные приемники ультразвука, показали, что ультразвук присутствует в шуме ветра и водопада, в звуках, производимых живыми существами.

Вопрос 1: Что называют ультразвуком? Что является источником ультразвука?

Факт 2. Воздействие ультразвука на семена некоторых растений стимулирует их развитие, сокращает вегетационный период и увеличивает урожайность, более того увеличивается скорость роста и созревание растений, что позволяет использовать некоторые из южных сортов в более северных регионах.

Вопрос 2: Каково воздействие ультразвука на семена растений?

Факт 3. Ультразвуком пользуются летучие мыши. Зрение у летучих мышей слабое, поэтому они способны издавать и воспринимать ультразвуковые колебания. Сама мышь излучает ультразвуковые волны, которые отражаются от препятствий и от различных насекомых. Отраженная волна дает мыши информацию, в каком направлении находятся от нее добыча. Подобным образом пользуются ультразвуком дельфины, глубоководные рыбы.

Вопрос 3: Каким образом пользуются ультразвуком некоторые живые существа?

Факт 4. Диагностировать злокачественные опухоли, опухоли мозга, а также обнаруживать инородные тела в тканях позволяет ультразвуковая биолокация. Ультразвук нашел применение в различных медицинских направлениях: глазной хирургии, ортопедии (резка и сварка костей), при операциях на легких, бронхах и сосудах. Применяют ультразвук для наблюдения за состоянием плода за несколько месяцев до рождения.

Вопрос 4: В каких медицинских направлениях используется ультразвук?

Факт 5. Ультразвуковые волны определенных частот оказывают механическое, тепловое, физико-химическое воздействие на ткани, в результате чего в организме активизируются обменные процессы и реакции иммунитета.

Вопрос 5: Какое влияние оказывают ультразвуковые волны на общее состояние организма?

Карточка-задание.

Ультразвук, его роль в биологии и медицине.

Вопрос 1: Что называют ультразвуком? Что является источником ультразвука?

Ответ: Ультразвуком называют __________ ухом колебания частотой _______ ____кГц. Чувствительные приемники ультразвука, показали, что ультразвук присутствует в ______ _______ и ________, в звуках, производимых _________ __________.

Вопрос 2: Каково воздействие ультразвука на семена растений?

Ответ: Воздействие ультразвука на семена некоторых растений _________ их _________, __________ вегетационный период и ___________ урожайность, более того увеличивается ________ роста и __________ растений, что позволяет использовать некоторые из южных сортов в более северных регионах.

Вопрос 3: Каким образом пользуются ультразвуком некоторые живые существа?

Ответ: Ультразвуком пользуются ________ ______. Зрение у летучих мышей слабое, поэтому они способны _______ и __________ ультразвуковые колебания. Сама мышь излучает _____________ _______, которые ___________ от препятствий и от различных насекомых. Отраженная волна дает мыши _________, в каком _________ находится от нее добыча. Подобным образом пользуются ультразвуком __________, ___________ _____.

Вопрос 4: В каких медицинских направлениях используется ультразвук?

Ответ: Диагностировать _____________ ________, опухоли _____, а также обнаруживать __________ _____ в тканях позволяет ультразвуковая __________. Ультразвук нашел применение в различных медицинских направлениях: ________ хирургии, ________ (резка и сварка костей), при операциях на _______, _______ и ________. Применяют ультразвук для наблюдения за _________ _______ за несколько месяцев до рождения.

Вопрос 5: Какое влияние оказывают ультразвуковые волны на общее состояние организма?

Ответ: Ультразвуковые волны определенных частот оказывают _________, ________, _____________ воздействие на ткани, в результате чего в организме активизируются ___________ __________ и __________ __________.

Группа № 5. Инфразвук, его роль в жизни человека и природе.

Факт 1. Долгое время акустика была наукой о колебаниях звуковой частоты и занималась исключительно звуковыми частотами. Однако в двадцатых годах прошлого века ученые обратили внимание на странные явления, вызываемые низкочастотными колебаниями (меньше 16 Гц). Интерес возник вследствие того, что в Марселе (во Франции) рядом с научным центром была построена небольшая фабрика и в одной из научных лабораторий обнаружили, что после пары часов работы в ней исследователи с трудом решали даже несложные задачи.

Вопрос 1: Что послужило открытию низкочастотных колебаний?

Факт 2. Причина оказалась следующая: в фабричной вентиляционной системе была поставлена вытяжная труба, которая являлась источником инфразвуковых колебаний, а помещение лаборатории явилось хорошим резонатором этих колебаний.

Вопрос 2: В чем заключалась причина нетрудоспособности исследователей?

Факт 3. Колебания частотой 7 Гц опасно воздействуют на мозг человека, так как эта частота соизмерима с периодом альфаритмов, одной из составляющих биотоков мозга. Во многих случаях инфразвуки неблагоприятно влияют на психику.

Вопрос 3: Как воздействуют инфразвуки на человека?

Факт 4. За последние годы научились регистрировать низкочастотные колебания, которые подсказывают опасность землетрясения или приближение страшного для прибрежных стран морского цунами, которые возникают при извержении подводных вулканов, а на поверхности волна достигает гигантских размеров и несет с собой невероятные разрушения.

Вопрос 4: Каковы достижения в области изучения инфразвука?

Факт 5. Многолетние наблюдения показали, что медуза задолго до шторма спешит укрыться на большой глубине, так как она способна улавливать инфразвуковые колебания, которые появляются за 10-15 часов до шторма. В приборе, имитирующем «орган слуха» медузы, имеется рупор, улавливающий колебания воздуха, резонатор, пропускающий колебания нужных частот, пьезодатчик, преобразующий эти колебания в импульсы электрического тока. Далее эти импульсы усиливаются и измеряются.

Вопрос 5: Каким образом медузы предсказывают шторм?

Карточка-задание.

Инфразвук, его роль в жизни человека и природе.

Вопрос 1: Что послужило открытию низкочастотных колебаний?

Ответ: Долгое время акустика была наукой о колебаниях звуковой частоты и занималась исключительно звуковыми частотами. Однако в двадцатых годах прошлого века ученые обратили внимание на __________ __________, вызываемые _____________ колебаниями (меньше 16 Гц). Интерес возник вследствие того, что в Марселе (во Франции) рядом с ________ _________ была построена небольшая фабрика и в одной из ________ _____________ обнаружили, что после пары часов работы в ней исследователи с трудом _______ _____ _________ _______.

Вопрос 2: В чем заключалась причина нетрудоспособности исследователей?

Ответ: Причина оказалась следующая: в фабричной вентиляционной системе была _________ _________ ______, которая являлась ____________ ____________ ___________, а помещение лаборатории явилось хорошим __________ этих колебаний.

Вопрос 3: Как воздействуют инфразвуки на человека?

Ответ: Колебания частотой ___ Гц опасно воздействуют на ____ человека, так как эта _________ соизмерима с периодом __________, одной из составляющих ________ мозга. Во многих случаях инфразвуки неблагоприятно влияют на _________.

Вопрос 4: Каковы достижения в области изучения инфразвука?

Ответ: За последние годы научились регистрировать ____________ ___________, которые подсказывают опасность _____________ или приближение страшного для прибрежных стран морского ________, которые возникают при извержении__________ _________, а на поверхности волна достигает ___________ ___________ и несет с собой невероятные разрушения.

Вопрос 5: Каким образом медузы предсказывают шторм?

Ответ: Многолетние наблюдения показали, что медуза задолго до шторма спешит укрыться на _________ __________, так как она способна улавливать _________ _________, которые появляются за _______ часов до шторма. В приборе, имитирующем «орган слуха» медузы, имеется _______, улавливающий колебания воздуха, __________, пропускающий колебания нужных частот, __________, преобразующий эти колебания в __________ электрического тока. Далее эти импульсы ___________ и ____________.




























Список литературы:

  1. Клюкин И. И. Удивительный мир звука. Санкт-Петербург, «Судостроение» 1986г.

  2. Брэгг У. Мир света. Мир звука. М.: Наука, 1967 г.

  3. Гриффин Д. Эхо в жизни людей и животных. М.: Физматгиз, 1961 г.

  4. Тарасов Л. В. Физика в природе. М.: «Просвещение», 1988 г.

  5. Эльшанский И. И. Законы природы служат людям. М.: «Просвещение», 1998 г.

  6. Морозов В. П. Занимательная биоакустика. М.: Знание, 1983 г.

  7. Мясников Л. Л. Неслышимый звук. Санкт-Петербург.: «Судостроение», 1987г.

  8. Энциклопедия для детей. М.: Аванта, 2001 г.

  9. Компакт-диск Физэнциклопедия «Вся физика» М.: «Руссобит Паблишинг», 2003 г.

  10. Компакт-диск. Виртуальная школа. Репетитор по физике Кирилла и Мефодия. Москва. 2004 г.

  11. Физика в школе № 3. Научно-методический журнал. 1998 г.

  12. Физика в школе № 3. Научно-методический журнал. 2001 г.

  13. Физика в школе № 4. Научно-методический журнал. 2001 г.


16


© 2010-2022