Разработка урока-игры Поиграем в физику

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра в 9 классе «Поиграем в физику»

Тема: Обобщение тем: Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

Тип урока: урок обобщения ранее изученного с применением знаний в новой ситуации.

Цели урока: повторить в игровой форме понятия, которые являются базовыми для данной темы;

- расширить кругозор учащихся;

- научить применять знания в новой ситуации

- развивать коммуникативные способности учащихся

Оборудование: проектор, компьютер (для показа анимации и активного движения.)

Ход урока

Перед началом урока класс делится на три команды, каждая из которых выбирает своего капитана. В качестве жюри (для помощи в подсчетах баллов) пригласить учащихся из старшего класса.

  1. Этап. Разминка: « Отгадай загадку»

1) всем поведает, хоть и без языка

Когда будет ясно, а когда - облака (Барометр)

2) На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка эта стрелка наперед.

Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

3) Две сестрицы качались,

Правды добиваясь

А когда добились,

То остановились (Весы)

4) Ни кто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно.

Без языка - кричит (Эхо)

5) То, как арбузы, велики,

То, словно яблоки, мелки.

Они не могут говорить,

Но могут массу определить. (Гири)

6) Сначала - блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск.

(молния, гром дождь.)

7) Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

(Термометр)

За каждый правильный ответ 1 балл.

2. Этап. «Что мы знаем об ученых - физиках».

Учащиеся задают команде соперников задачи - загадки об ученых - физиков.

  1. В чем сущность явлений?

Искал сиракузский мудрец …. (Архимед)

  1. Быстрей ли то падает, что тяжелей?

И это проверить решил … (Галилей )

  1. Сложен мир из мельчайших частиц

Так считал древний грек…. (Демокрит)

  1. Этот русский ученый совершил в 1887 году полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. (Д. И. Менделеев.)

(Каждый ответ оценивается от 1 до 5 баллов.)

3.Этап. «Определи на глаз».

Желающие из каждой команды определяют на глаз длину заданного отрезка, объем налитой в банку воды и массу какого - либо тела, прикинув его на руке.

(За правильный ответ от 3 до 5 баллов.)

4. Этап. «Как это называется?»

Показать поочередно для каждой команды: рулетку, линейку, циркуль, транспортир, секундомер, термометр, весы, барометр, пробирку, компас, манометр, динамометр. Надо назвать прибор, объяснить его предназначение.

(За правильный ответ 1 балл.)

Закончилась разминка, далее каждая команда выступает со своим домашним заданием.

5. Выступление команды 1. «Импульс»

1) понятие импульса было введено в 17 веке Рене Декартом и уточнено Ньютоном, в их трудах импульс назывался «количеством движения». По Ньютону, «количество движения есть мера такового, устанавливаемая пропорционально скорости и массе». В современном определении это выглядит так: р =m*v

Выступление команды № 1

2) Импульс тела - физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость и имеющая направление скорости. Единица импульса в системе СИ: кг м / с: F p

3) Изменение импульса материальной точки равно произведению силы на время ее действия. Это второй закон Ньютона в импульсном представлении. Сам Ньютон сформулировал его именно в таком виде. Это уравнение является более общим выражением второго закона Ньютона, чем формула F=m*a . Последняя справедлива только в случае, когда масса тела в процессе движения не изменится.

Входящее в формулу произведение силы на время ее действия - есть импульс силы.

4)Понятие импульса можно применять не только к одному телу, но и к системе тел. Импульс системы - векторная сумма импульсов всех сил, входящих в эту систему:

Выступление 2-ой команды: «Реактивное движение»

Показ анимации о реактивном движении.

Что является причиной этого движения? Отделения частей тела?

  • Реактивное движение - это движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью, какой- либо его части.

  • Наблюдать реактивное движение очень просто если надуть шарик и , не завязывая его, отпустить. Шарик будет двигаться до тех пор, пока продолжается истечение воздуха.

  • Реактивная сила возникает без какого - либо взаимодействия с внешними телами. Например, если запастись достаточным количеством мячей, то лодку можно разогнать и без помощи весел, действием одних только внутренних сил.

  • Толкая мяч, человек (а значит, и лодка) сам получает толчок согласно закону сохранения импульса.

  • По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например ……? Кальмары и осьминоги, медузы. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость 60-70 км/ч.

  • Реактивное движение впервые использовал древнегреческий ученый Герон. Это устройство не нашло применения и служило только забавой.

  • В конце тысячелетия нашей эры в Китае заново изобрели реактивные движения, которое приводило в действие ракеты - бамбуковые трубки , начиненные порохом, они тоже использовались как забава. Один из первых проектов автомобилей был так же с реактивным двигателем и принадлежал этот проект Ньютону.

Учитель: одна из главнейших изобретений человечества в 20 веке - это изобретение реактивного двигателя, который позволил человеку подняться в космос. Если топливо сгорает мгновенно, то школьному учителю работающего в городе …… Константину Эдуардовичу Циолковскому пришла идея использования реактивного движения при передвижении ракеты.

Учитеь: Наберет он в рот воды - чтобы не было беды,

изо всех силенок дунет, на врага водою плюет.

И мгновенно удерет, как реактивный самолет!

А. Петров «Кальмар»

Каков принцип передвижения кальмара?

Гидрореактивный катер за 1с всасывает и выбрасывает

6. Выступление команды 3 «Закон сохранения импульса»

Закон сохранения импульса: в инерциальной системе отсчета суммарный импульс замкнутой системы тел остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой: m1v1+ m2v2+…+мnvn=v1v1+v2v2+…+mnvn

Импульс замкнутой системы тел могут изменить только внешние силы.

Когда выполняется закон сохранения импульса? (замкнутой системе)

Задание а) б) в) (5 баллов)

7. Вопросы и задания (жизненные ситуации)

1) почему тяжелые колеса трудно сдвинуть с места?

Почему их так трудно остановить, когда они разогнались ?

2) почему при столкновении тяжелого и легкого шариков. Легкий шарик откатывается далеко, а тяжелый почти не откатывается?

3) почему шофер не может мгновенно остановить машину, если увидит, что кто-то выскочил на дорогу?

4 (5). Повторите опыт с гирькой, которая подвешена на тонкой нитке и к которой снизу привязана толстая нитка. Почему если резко дернуть, то обрывается не тонкая верхняя ниточка, а толстая нижняя?

7) Почему, когда мы толкаем камень, нас подтолкнет сильнее: легкий или тяжелый?

8) Что вылетает у реактивного самолета назад вместо камней? А у ракеты?

9) Зачем человеку, когда он хочет идти вперед, надо толкать землю назад?

10) Что толкают птицы вниз, чтобы подняться вверх?

11) Почему, когда стреляют из ружья, оно отскакивает назад?





© 2010-2022