- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока-игры Поиграем в физику
Разработка урока-игры Поиграем в физику
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хунай-оол О.О. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-игра в 9 классе «Поиграем в физику»
Тема: Обобщение тем: Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение
Тип урока: урок обобщения ранее изученного с применением знаний в новой ситуации.
Цели урока: повторить в игровой форме понятия, которые являются базовыми для данной темы;
- расширить кругозор учащихся;
- научить применять знания в новой ситуации
- развивать коммуникативные способности учащихся
Оборудование: проектор, компьютер (для показа анимации и активного движения.)
Ход урока
Перед началом урока класс делится на три команды, каждая из которых выбирает своего капитана. В качестве жюри (для помощи в подсчетах баллов) пригласить учащихся из старшего класса.
-
Этап. Разминка: « Отгадай загадку»
1) всем поведает, хоть и без языка
Когда будет ясно, а когда - облака (Барометр)
2) На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка эта стрелка наперед.
Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)
3) Две сестрицы качались,
Правды добиваясь
А когда добились,
То остановились (Весы)
4) Ни кто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно.
Без языка - кричит (Эхо)
5) То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут массу определить. (Гири)
6) Сначала - блеск,
За блеском - треск,
За треском - плеск.
(молния, гром дождь.)
7) Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Термометр)
За каждый правильный ответ 1 балл.
2. Этап. «Что мы знаем об ученых - физиках».
Учащиеся задают команде соперников задачи - загадки об ученых - физиков.
-
В чем сущность явлений?
Искал сиракузский мудрец …. (Архимед)
-
Быстрей ли то падает, что тяжелей?
И это проверить решил … (Галилей )
-
Сложен мир из мельчайших частиц
Так считал древний грек…. (Демокрит)
-
Этот русский ученый совершил в 1887 году полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. (Д. И. Менделеев.)
(Каждый ответ оценивается от 1 до 5 баллов.)
3.Этап. «Определи на глаз».
Желающие из каждой команды определяют на глаз длину заданного отрезка, объем налитой в банку воды и массу какого - либо тела, прикинув его на руке.
(За правильный ответ от 3 до 5 баллов.)
4. Этап. «Как это называется?»
Показать поочередно для каждой команды: рулетку, линейку, циркуль, транспортир, секундомер, термометр, весы, барометр, пробирку, компас, манометр, динамометр. Надо назвать прибор, объяснить его предназначение.
(За правильный ответ 1 балл.)
Закончилась разминка, далее каждая команда выступает со своим домашним заданием.
5. Выступление команды 1. «Импульс»
1) понятие импульса было введено в 17 веке Рене Декартом и уточнено Ньютоном, в их трудах импульс назывался «количеством движения». По Ньютону, «количество движения есть мера такового, устанавливаемая пропорционально скорости и массе». В современном определении это выглядит так: р =m*v
Выступление команды № 1
2) Импульс тела - физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость и имеющая направление скорости. Единица импульса в системе СИ: кг м / с: F p
3) Изменение импульса материальной точки равно произведению силы на время ее действия. Это второй закон Ньютона в импульсном представлении. Сам Ньютон сформулировал его именно в таком виде. Это уравнение является более общим выражением второго закона Ньютона, чем формула F=m*a . Последняя справедлива только в случае, когда масса тела в процессе движения не изменится.
Входящее в формулу произведение силы на время ее действия - есть импульс силы.
4)Понятие импульса можно применять не только к одному телу, но и к системе тел. Импульс системы - векторная сумма импульсов всех сил, входящих в эту систему:
Выступление 2-ой команды: «Реактивное движение»
Показ анимации о реактивном движении.
Что является причиной этого движения? Отделения частей тела?
-
Реактивное движение - это движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью, какой- либо его части.
-
Наблюдать реактивное движение очень просто если надуть шарик и , не завязывая его, отпустить. Шарик будет двигаться до тех пор, пока продолжается истечение воздуха.
-
Реактивная сила возникает без какого - либо взаимодействия с внешними телами. Например, если запастись достаточным количеством мячей, то лодку можно разогнать и без помощи весел, действием одних только внутренних сил.
-
Толкая мяч, человек (а значит, и лодка) сам получает толчок согласно закону сохранения импульса.
-
По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например ……? Кальмары и осьминоги, медузы. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость 60-70 км/ч.
-
Реактивное движение впервые использовал древнегреческий ученый Герон. Это устройство не нашло применения и служило только забавой.
-
В конце тысячелетия нашей эры в Китае заново изобрели реактивные движения, которое приводило в действие ракеты - бамбуковые трубки , начиненные порохом, они тоже использовались как забава. Один из первых проектов автомобилей был так же с реактивным двигателем и принадлежал этот проект Ньютону.
Учитель: одна из главнейших изобретений человечества в 20 веке - это изобретение реактивного двигателя, который позволил человеку подняться в космос. Если топливо сгорает мгновенно, то школьному учителю работающего в городе …… Константину Эдуардовичу Циолковскому пришла идея использования реактивного движения при передвижении ракеты.
Учитеь: Наберет он в рот воды - чтобы не было беды,
изо всех силенок дунет, на врага водою плюет.
И мгновенно удерет, как реактивный самолет!
А. Петров «Кальмар»
Каков принцип передвижения кальмара?
Гидрореактивный катер за 1с всасывает и выбрасывает
6. Выступление команды 3 «Закон сохранения импульса»
Закон сохранения импульса: в инерциальной системе отсчета суммарный импульс замкнутой системы тел остается постоянным при любых взаимодействиях тел системы между собой: m1v1+ m2v2+…+мnvn=v1v1+v2v2+…+mnvn
Импульс замкнутой системы тел могут изменить только внешние силы.
Когда выполняется закон сохранения импульса? (замкнутой системе)
Задание а) б) в) (5 баллов)
7. Вопросы и задания (жизненные ситуации)
1) почему тяжелые колеса трудно сдвинуть с места?
Почему их так трудно остановить, когда они разогнались ?
2) почему при столкновении тяжелого и легкого шариков. Легкий шарик откатывается далеко, а тяжелый почти не откатывается?
3) почему шофер не может мгновенно остановить машину, если увидит, что кто-то выскочил на дорогу?
4 (5). Повторите опыт с гирькой, которая подвешена на тонкой нитке и к которой снизу привязана толстая нитка. Почему если резко дернуть, то обрывается не тонкая верхняя ниточка, а толстая нижняя?
7) Почему, когда мы толкаем камень, нас подтолкнет сильнее: легкий или тяжелый?
8) Что вылетает у реактивного самолета назад вместо камней? А у ракеты?
9) Зачем человеку, когда он хочет идти вперед, надо толкать землю назад?
10) Что толкают птицы вниз, чтобы подняться вверх?
11) Почему, когда стреляют из ружья, оно отскакивает назад?