Проектная деятельность учащихся на уроках физики

  В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.   Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельност...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учащихся на уроках физики


В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.

Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации.

Применительно к уроку, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, ученики должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Целесообразно применять уроки-проекты и исследовательские лабораторные работы в группах. При этом учащиеся ориентированы на составление и сравнение свойств или характеристик каких-либо тел, на умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект. А это - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

В последнее время учащиеся активно используют компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями требуют от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию.

Отличительная особенность проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать основные этапы проектной деятельности.

Основные этапы проектной деятельности

1. Выбор темы, определение типа проекта Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Можно предложить такую классификацию проектов:

- по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

- по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой);

- по методу (творческий, исследовательский, информационный).

При выполнении проекта оценивается содержание, оформление, устное выступление по 100-бальной шкале.

2. Подготовка учащихся к работе над проектом Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3. Выполнение проекта Этот этап включает в себя:

- самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной литературы, Интернет-ресурсов);

- систематизация и анализ собранного материала;

- промежуточная рефлексия;

- создание и оформление проекта.

4. Презентация проекта Весь подготовленный и оформленный материал необходимо представить одноклассникам , защитить свой проект.

5. Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия. Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Кроме того, учащимся можно предложить и творческие мини-проекты для домашнего задания. Формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и т.д. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т.к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки, рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, который испытывает трудности при изучении физики, но имеет отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания - и есть критерий успешной работы.

По ходу выполнения проекта школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают новые ориентировки в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно-техническое, нестандартное мышление. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Бланк оценки

Содержание - 36 баллов

- все материалы хорошо отредактированы и не содержат ошибок (10 баллов);

- материал хорошо изучен и хорошо продумана структура его составления (10 баллов);

- отбор материала, последовательность его изложения демонстрируют глубокое понимание материала (10 баллов);

- список используемой литературы составлен в соответствии с существующими правилами (6 баллов).

Оформление - 32 балла

- используются различные методы оформления (9 баллов);

- общий вид материала привлекает аудиторию и соответствует теме (7 баллов);

- содержание служит иллюстративным материалом для устного выступления (8 баллов);

- содержание позволяет удерживать внимание аудитории (8 баллов).

Устное выступление - 32 балла

- в выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты (7 баллов);

- выступление не является чтением материала (7 баллов);

- речь выступающего грамотная, выразительная, поддерживается зрительный контакт с аудиторией (6 баллов);

- контролируется понимание аудиторией изложенного материала (7 баллов);

- эффективно используется время, отведенное для выступления (5 баллов).

© 2010-2022