- Преподавателю
- Физика
- Проектная деятельность учащихся на уроках физики
Проектная деятельность учащихся на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Плеханова И.Н. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность учащихся на уроках физики
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.
Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации.
Применительно к уроку, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, ученики должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Целесообразно применять уроки-проекты и исследовательские лабораторные работы в группах. При этом учащиеся ориентированы на составление и сравнение свойств или характеристик каких-либо тел, на умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект. А это - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.
В последнее время учащиеся активно используют компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями требуют от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию.
Отличительная особенность проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать основные этапы проектной деятельности.
Основные этапы проектной деятельности
1. Выбор темы, определение типа проекта Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Можно предложить такую классификацию проектов:
- по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);
- по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой);
- по методу (творческий, исследовательский, информационный).
При выполнении проекта оценивается содержание, оформление, устное выступление по 100-бальной шкале.
2. Подготовка учащихся к работе над проектом Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
3. Выполнение проекта Этот этап включает в себя:
- самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной литературы, Интернет-ресурсов);
- систематизация и анализ собранного материала;
- промежуточная рефлексия;
- создание и оформление проекта.
4. Презентация проекта Весь подготовленный и оформленный материал необходимо представить одноклассникам , защитить свой проект.
5. Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия. Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Кроме того, учащимся можно предложить и творческие мини-проекты для домашнего задания. Формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и т.д. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т.к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки, рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, который испытывает трудности при изучении физики, но имеет отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания - и есть критерий успешной работы.
По ходу выполнения проекта школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают новые ориентировки в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно-техническое, нестандартное мышление. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Бланк оценки
Содержание - 36 баллов
- все материалы хорошо отредактированы и не содержат ошибок (10 баллов);
- материал хорошо изучен и хорошо продумана структура его составления (10 баллов);
- отбор материала, последовательность его изложения демонстрируют глубокое понимание материала (10 баллов);
- список используемой литературы составлен в соответствии с существующими правилами (6 баллов).
Оформление - 32 балла
- используются различные методы оформления (9 баллов);
- общий вид материала привлекает аудиторию и соответствует теме (7 баллов);
- содержание служит иллюстративным материалом для устного выступления (8 баллов);
- содержание позволяет удерживать внимание аудитории (8 баллов).
Устное выступление - 32 балла
- в выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты (7 баллов);
- выступление не является чтением материала (7 баллов);
- речь выступающего грамотная, выразительная, поддерживается зрительный контакт с аудиторией (6 баллов);
- контролируется понимание аудиторией изложенного материала (7 баллов);
- эффективно используется время, отведенное для выступления (5 баллов).