Внеклассное интегрированное мероприятие по теме: Физики и лирики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное интегрированное мероприятие по теме: «Физики и лирики»


Цель мероприятия:

  • провести занятие по повторению ранее изученного материала по литературе и физике в нестандартной форме;


  • создать условия для развития познавательных интересов обучающихся, используя межпредметные связи физики и литературы;


  • воспитывать желание принимать участие в общих колледжных делах, быть коммуникабельным, проявлять инициативу и творчество.

Время проведения мероприятия: 1час.

Участники: гр. С1-14

Оборудование мероприятия: компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, «черный ящик» (часы, книга, очки), игрушки для пускания мыльных пузырей, кабинет украшен шарами.


Содержание мероприятия

  1. Задачи по литературным произведениям.

Командам читают отрывок из произведения. Необходимо ответить на поставленные физические вопросы в конце отрывков.


  1. «Физика или поэзия?» Каждая команда получает по два поэтических отрывка. Необходимо ответить на вопрос: о каком физическом явлении идет речь в этом стихотворении?


  1. «Знаете ли Вы?»


  1. Загадки


  1. «Физика на каждый день» или « Без крышки самовар не кипит, без матери ребёнок не резвится»

  2. «Покажи слово»

Задание: командам предлагается мимикой, жестами изобразить фразеологические обороты - термины так, чтобы команда соперница их угадала, например: «Электрическая цепь», «магнитное поле», «угол падения» и т.д.

  1. «Буриме»

Задание: командам предлагается составить стихотворение со следующими рифмами:

…………….лирику

---------------- физику

----------------наблюдаем

----------------изучаем

( В этот период идет игра со зрителями)

  1. «Что в черном ящике?» (звучит музыка из «ЧТО? Где? Когда?»)

В кабинете появляется черный ящик. Задача ребят, отгадать какие предметы в нем находятся.

  1. Подведение итогов мероприятия, награждение.

ЗВУЧИТ ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА

Преподаватель физики ЗУБАРЕВА В.А.:

-Здравствуйте, дорогие друзья!.
Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Физики и лирики».
Что, казалось бы, общего у физики и литературы?

Преподаватель литературы БОБРЯШОВА С.А.:
Да, действительно, кто-то из присутствующих, наверняка, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу. Мы не берёмся разрешить извечный спор, кто важнее, физики или лирики. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время на нашем мероприятии.

Представление команд и жюри( группа С1-14, зам. директора по УВР, преподаватели литературы, математики, мастера п/о, психолог колледжа)

Первый конкурс

Задачи по литературным произведениям

Н.В. Гоголь
«Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть - шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи…»
Вопрос: Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально?
Ответ: так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор, пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется конвекцией.

«… разговорились о том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…»
Вопрос: На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее?
Ответ: Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, тем, быстрее они попадут в яблоки.

«Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».
Вопрос: Почему мы слышим скрип снега по ногами?
Ответ. Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие этого появляется звук.

И.С. Тургенев
«Записки охотника»
«Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное».
Для чего необходимо потогонное средство?

Ответ. Пот испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

«Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт»? Почему вода не протекает сквозь соломенную крышу?

Ответ. Воде легче скатываться по гладким, не смачивающимся водой соломинкам, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки.

А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
«Напрасно зеркало рисует
Ее красы, ее наряд:
Потупя неподвижный взгляд,
Она молчит, она тоскует…»

Вопрос: Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?

Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.

ВТОРОЙ КОНКУРС «Физика или поэзия?»

Задание: каждая команда получает по два поэтических отрывка. Необходимо ответить на вопрос после каждого отрывка.

Задание для первой команды.

1) И. А Бунин.

"На окне, серебряном от инея..."

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели,

В верхних стеклах - небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

Вопрос: Почему оконные стёкла покрылись узором из инея?

Ответ. Конвекционные потоки воздуха, соприкасаясь с зимними холодными оконными стеклами, охладились; при этом водяные пары, содержащиеся в этих потоках, сконденсировались, охладились и кристаллизовались.

2) Шар раскаленный золотой

Пошлет в пространство луч огромный,

и длинный конус тени темной

В пространство бросит шар другой.

А. Блок

Вопрос: О чем речь? (О затмении.)

Задание для второй команды

1) Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета...

М.А.Дудин.

Вопрос: О каком явлении идет речь? ( Северное сияние)

2) С треском лопнул кувшин

Ночью в нем вода замерзла,

Я пробудился вдруг.

М.Босе

Вопрос: Что произошло?

Ответ:

Кувшин с водой. Когда вода замерзла, она превратилась в лед, который занимает больший объем - сосуд лопнул.

КОНКУРС ТРЕТИЙ «Знаете ли Вы?»

Задания командам предлагаются по очереди.

1). У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».

Вопрос: Как называется такое движение кота?

Ответ. Вращательное.

2) Дрова.

Дров было много. Ватсон старательно колол их, то и дело перехватывая ручку топора. Холмс, прищурив глаза, наблюдал за ним.

- «Ватсон, смочите ладони, тогда топор не будет выскальзывать из рук» - посоветовал он.

Вопрос: На каком явлении основан его совет?

Ответ. При смачивании древесины, мелкие волокна ее пропитываются водой и оттопыриваются. Поверхность становится менее гладкой и трение между рукой и топорищем увеличивается.

3) Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются.

Вопрос: Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и лирики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Коля ставил опыты, а Толя производил наблюдения.

4) Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел.

Вопрос: Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?

Ответ: переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался.

5) На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой чаше, высоко над землей, стоят и плачут четыре Люды массой по 40 кг каждая.

Вопрос: Сколько еще точно таких же Люд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие? Что получится, если после того, как равновесие установится, людоед подарит каждой Люде по ценному тяжелому подарку?

Ответ: чтобы уравновесить свою массу в 280 кг, людоеду потребуется познакомиться еще с тремя Людами. Только не стоит им дарить ценные тяжелые подарки - чаша тут же опустится на землю и Люды быстренько разбегутся по домам. Тут-то людоед и грохнется.

КОНКУРС ЧЕТВЁРТЫЙ: «ЗАГАДКИ»

Ведущий:

Горит, как хвост павлиний,

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет!

Огнями на просторе

Играет легкий шар.

То в нем синеет море,

То в нем горит пожар...

В нем столько красок было,

была такая спесь,

- А он - воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Вопрос: О чём идёт речь в стихотворении?

Ответы учащихся: (мыльный пузырь)

Бобряшова: Немного интересной информации о мыльных пузырях.

Выдувание мыльных пузырей - очень древняя забава. Так при раскопках в Помпеях античных терм из-под пепла, изверженного когда-то Везувием, археологи обнаружили необычные фрески. На них изображены юные помпяне за этим занятием. И мы сейчас немного пошалим!

( здесь можно всем попускать под музыку мыльные пузыри) (Есть хорошая презентация о мыльных пузырях)

Ведущий: Мы продолжаем наше мероприятие и предлагаем следующие загадки

1. На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

(Барометр)

2. Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

(Термос)

3. Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(Холодильник)

4. Трещит, а не кузнечик,

летит, а не птица,

везет, а не лошадь.

(Самолет)

5. Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок.

(Радиоприемник)

6. Не радио, а говорит.

Не театр, а кино показывает.

(Телевизор)

7. И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане.

А ведет нас за собой.

(Компас.)

8. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

9. По небу ходит Маляр без кистей

Краской коричневой

Красит людей.

(Солнце)

10. Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

(Весы.)

11. Протянули струну

На всю страну,

Далеко - далечко

Плывет мое словечко.

(Телефон.)

КОНКУРС ПЯТЫЙ: «Физика на каждый день» или « Без крышки самовар не кипит, без матери ребёнок не резвится»

Ведущий: А почему самовар без крышки долго не закипает?

Ответ: При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию. Поэтому самовар дольше закипает или слабо кипит.

Ведущий: Правильно. При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию. Поэтому самовар дольше закипает или слабо кипит. Так народ мудрый в своей сути наблюдает за миром, сравнивает и делает мудрые выводы.

Задание: сейчас каждой команде будет предложено описание физических явлений. Необходимо вспомнить хорошо знакомую вам пословицу, в основе которой и лежит описываемое явление.


  1. Снег обладает плохой теплопроводностью, т.е. он является «шубой» для земли - он сохраняет тепло. Шуба толстая, мороз не доберётся до озимых, предохранит их от вымерзания.

( Много снега - много хлеба.)


  1. Действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны.

(Как аукнется, так и откликнется.)

КОНКУРС ШЕСТОЙ: «Покажи слово»

Задание: командам предлагается мимикой, жестами изобразить фразеологические обороты - термины так, чтобы команда соперница их угадала.

«Электрическая цепь», «магнитное поле», «угол падения» и т.д.

КОНКУРС СЕДЬМОЙ: «Буриме»

Задание: командам предлагается составить стихотворение со следующими рифмами:


  1. …………….лирику

  2. ---------------- физику

  3. ----------------наблюдаем

  4. ----------------изучаем

В это время… вопросы для зрителей или гостей мероприятия:


  1. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковороды, привязанной к ее хвосту? (собака должна стоять)

  2. Что все люди на земле делают одновременно? (стареют)

  3. Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты, а можно измерить. (Время)

  4. Если кто-то разгуливает неподалеку от сидящей на цепи собаки, она начинает лаять, а следом за ней - и другие собаки. Как называется это явление с точки зрения физики? (Цепная реакция)

Вот какие четверостишия получились у команд:

Мы очень любим лирику,

Но ходим и на физику.

Сегодня наблюдаем,

А завтра изучаем.

Мы любим лирику

И изучаем физику.

За природой наблюдаем,

В жизни всё мы изучаем.

КОНКУРС ВОСЬМОЙ: «Что в черном ящике?» (звучит музыка из «ЧТО? Где? Когда?»

В кабинете появляется черный ящик. Задача ребят, отгадать какие предметы в нем находятся.

Загадки.

1. Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

И седёлка на носу?

Отгадка - очки.

Для изготовления первых очков использовался полудрагоценный камень - берилл. Впоследствии линза из берилла была названа "brill", что в переводе с немецкого означает «очки». Очки придумали физики - для лириков, чтобы они могли с их помощью исправить зрение, испорченное при написании стихов бессонными ночами при свете пламени свечи…

2.Весь век идет Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.

Отгадка - часы

Я уверена в том, что вы знаете о существовании солнечных часов, песочных часов, а знаете ли вы, что когда-то были еще часы - свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с грузиком. Свечу ставили на железный поднос. Когда свеча догорала до нижнего деления, грузик падал и брякал о поднос - это означало, что прошел определенный промежуток времени. Такие часы использовали в качестве будильника.

3. Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней

Отгадка - книга

Как вы считаете книга - это инструмент физиков или лириков? Именно благодаря первым писателям мы можем судить об истории, в том числе и истории развития физики.

Заключение

Ведущий: Я предлагаю на сегодня закончить спор физиков и лириков, закончить стихами. Искусство и наука всегда идут рука об руку, они говорят об одном, но разными языками, они описывают красоту… красоту природы, которая нас окружает.

Физика рядом.

Нас физика, увы, повсюду окружает.

Из дома в колледж утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения.

Умыться, применяя силу трения.

В кабине лифта ощутить падение,

На тротуаре - сильное скольжение,

А вот и колледж - вечное движение!

Жюри подводит итоги. Награждение команд

Преподаватели: Бобряшова С.А., Зубарева В.А.

Январь 2015 г.





© 2010-2022