- Преподавателю
- Физика
- ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УУД И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ СТРАТЕГИЙ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УУД И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ СТРАТЕГИЙ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дежкина Л.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УУД И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ СТРАТЕГИЙ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО - МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Дежкина Лилия Николаевна
МБОУ гимназия №1 города Липецка
Формирование универсальных учебных действий и индивидуальных стратегий в системе общего образования соответствует современным социальным запросам общества, которые предусматривают общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников с целью обеспечить развитие ключевой компетенции «умение учиться».
В новых образовательных стандартах основным направлением становится реализация развивающего компонента общего среднего образования, а развитие универсальных учебных действий выступает как психологический компонент фундаментального ядра содержания образования в совокупности с традиционным изложением предметного содержания предметов естественно-математического цикла. Поэтому главной задачей современной системы образования является развитие «универсальных учебных действий», которое обеспечивает способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством активного и сознательного освоения нового социального опыта. Что касается знаний, умений и навыков при освоении предметов естественно-математического цикла, то они будут формироваться, применяться наряду с активными действиями учащихся.
Чтобы достичь цели «умения учиться» необходимо освоить все компоненты учебной деятельности, включающие: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Таким образом, универсальные учебные действия как компетенция «умения учиться» повышает эффективность освоения учащимися не только предметных знаний, умений и навыков, но и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Развитие универсальных действий позволит учащимся в дальнейшем ориентироваться не только в предметных областях, но и в самой учебной деятельности и осознании школьниками целей учебного процесса.
Основными функциями универсальных учебных действий является:
-
обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
-
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Поэтому универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) являются тем инструментом, который помогает учащимся осваивать, преобразовывать и создавать знания. Из всего этого складывается умение учиться, а значит, ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся в умении соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Таким образом, при обучении физике личностным результатом в основной школе является:
-
сформированность познавательных интересов, творческих способностей учащихся;
-
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
-
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
В результате ученик может установить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями природы и законы, которые позволяют объяснить процессы, протекающие в окружающем мире. Ученик способен предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов, что позволяет сформулировать закономерности изучаемых явлений, а также формирует целостное восприятие природы. С целью формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать технологию проблемного обучения, когда ученик не только обеспечивается системой определённых знаний, но и формируется познавательный интерес, активизируется мыслительная деятельность учащихся. Тем самым формируется мотивация обучения, самостоятельность в получении новых знаний.
Регулятивные универсальные учебные действия позволяют обеспечивать организацию учащимися своей деятельности, поэтому к ним относятся:
-
целеполагание, как постановка учебной задачи при соотнесении того, что известно и того, что ещё неизвестно;
-
планирование, как определение последовательности действий с учётом конечного результата;
-
прогнозирование, как предвосхищение результата;
-
оценка, как выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
Исходя из этого, можно увидеть особую роль физики в формировании регулятивных универсальных учебных действий, как предмета, связанного с проведением лабораторных работ, решением экспериментальных задач. Это объясняется тем, что физический эксперимент это комплексная деятельность каждого ученика, которая предусматривает планирование и моделирование эксперимента, выдвижение гипотез, выбор оборудования для сборки установки, наблюдение и проведение измерений, умение выполнять расчёты и интерпретация полученных результатов. В результате, школьники приобретают умение планировать, проводить опыты, т.е. выполнять простейшие измерения с помощью традиционных приборов, описывать результаты эксперимента, строить графики и чертить схемы, делать выводы о результатах опыта, устанавливать закономерности в рассматриваемых явлениях. Ученики приобретают навыки безопасного проведения экспериментов.
В познавательных универсальных учебных действиях выделяют общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных действий входят:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
умение структурировать знания;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
На уроках физики развитие общеучебных универсальных учебных действий предполагает формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Логические действия представляют собой:
-
анализ объектов с целью выделения признаков;
-
синтез как составление целого из частей;
-
установление причинно-следственных связей;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
На основе развития логических универсальных учебных действий на уроках физики у школьников на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы и выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей происходит развитие теоретического мышления. Особая роль в формировании логических действий отводится решению задач повышенного уровня сложности, когда от ученика требуется не просто определённая сумма знаний о рассматриваемых явлениях в задаче, но и умение применять их в новой нестандартной ситуации.
Если рассматривать действия постановки и решения проблем, то формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера особенно проявляется при использовании методов проектов, в исследовательских работах учащихся. Учитель выступает не в роли носителя готовых знаний, а выступает организатором познавательной деятельности, тогда роль ученика - это активный участник образовательного процесса, деятельность которого целесообразна и соответствует его личным интересам.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий используются структурно-логические схемы, опорные конспекты, которые позволяют рассматривать физические явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, опираясь на понятия и формулы. Всё это направлено на развитие логического мышления, формирует навыки самостоятельной работы с различными источниками, что повышает активность школьников в приобретении новых знаний, закреплению ранее изученного материала и применение знаний в новых ситуациях.
Коммуникативные универсальные учебные действия позволяют формировать действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, выражать с достаточной полнотой и достоверностью свои мысли.
Этого можно достичь при использовании таких форм урока как урок-конференция, урок-диспут. При этом сочетаются индивидуальная работа отдельного ученика и активная работа всего класса при конспектировании выступлений, обсуждении докладов и сообщений, оценивании выступлений.
Для развития универсальных учебных действий в основной школе предметов естественно-математического цикла используется системно-деятельностный подход, который позволяет обеспечивать активность учащихся. Тем самым достигаются развивающие цели образования, когда знания не передаются в готовом виде, а приобретаются каждым учеником в процессе познавательной деятельности.
Основные технологии, методы и приёмы развития универсальных учебных действий в основной школе представляют учебные ситуации для развития определённых универсальных учебных действий:
-
ситуация-проблема, как прототип реальной проблемы с целью выработки умения поиска оптимального решения (постановка проблемы в начале изучения темы, как способ активизировать деятельность учащихся);
-
ситуация-иллюстрация, как прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факты в лекционный материал урока (интерактивные модели экспериментов, которые нельзя провести в реальных условиях).
На уроках физики происходит формирование не только предметных результатов, но и формирование познавательных универсальных учебных действий. Это обеспечивается за счёт приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдение физических явлений, проведение опытов в ходе выполнения лабораторных работ и демонстраций, простых демонстраций. При этом происходит осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования, в рамках развития личностных результатов.
Таким образом, рассматривая формирование и развитие универсальных учебных действий, мы тем самым определяем те умения и навыки учащихся, позволяющие не только самостоятельно усваивать знания, но и вырабатывать навыки по самоорганизации своей познавательной деятельности.
В этом случае цель учителя заключается в том, чтобы создавать условия, при которых учащиеся будут активными участниками образовательного процесса, использовать проблемную ситуацию с целью создания деятельностного обучения, которое позволит расширить знания и применить в новых ситуациях.