• Преподавателю
  • Физика
  • Программа курса по физике для 9 класса по предпрофильной подготовке «Природа и человек»

Программа курса по физике для 9 класса по предпрофильной подготовке «Природа и человек»

Предлагаемый курс «Природа и человек» рассчитан на 9 часов. Цель данной программы – расширить знания учащихся по физике, сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней. Актуальность программы состоит в том, что рассматриваемый материал имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. С другой стороны предоставляет школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека, ведь школьная программа по физике, как правило, не уг...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа





Утверждена

Приказом № от 2013 г.

Директор школы: ________________

Программа курса по физике для 9 класса по предпрофильной подготовке «Природа и человек»











Программа курса по физике по предпрофильной подготовке

«Природа и человек» в 9 классе










Учителя: Карповой И.Н.








2013 год




Пояснительная записка.


Цель данной программы - расширить знания учащихся по физике, сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней.

Предлагаемый курс «Природа и человек» рассчитан на 9 часов и направлен на реализацию следующих задач:

  • углубить знания учащихся по физике;

  • дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;

  • предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;

  • формировать умение самостоятельно приобретать и применять знания, использовать различные источники информации;

  • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы.

Актуальность программы состоит в том, что рассматриваемый материал имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. С другой стороны предоставляет школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека, ведь школьная программа по физике, как правило, не углубляется в физическую суть природных явлений. Понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного к ней отношения.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • научность - материал опирается на научные факты;

  • доступность - материал адаптирован для данного возраста;

  • наглядность - демонстрация наглядных средств в обучении;

  • выстраивание межпредметных связей физика - биология, физика - география, физика - литература.

Программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения, модульным принципом построения.




Тематическое планирование.


занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Ты открой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей.

Ученые и поэты о природе. Диагностика заинтересованности. Выбор физических явлений и формирование групп для дальнейшей работы.

Ответы на опросник. Выбор темы сообщений. Знакомство с литературой по теме. Самооценка способностей. Формирование групп для дальнейшей работы.

Ознакомление учащихся с целью и задачами курса, ориентация учащихся на конечный результат. Анализ опросника. Формирование групп.

2

Миражи

Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. Объяснение нижнего («озерного») миража. Простые, двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.

Групповая работа с литературой. Обсуждение, анализ, систематизация, обобщение теории по теме. Создание презентации по теме.

Консультирование, координация и управление деятельностью учащихся.

3

Шаровая молния.

Наблюдения шаровой молнии. Как выглядит шаровая молния? Как она себя ведет? Сколько энергии содержится в шаровой молнии? Опасна ли шаровая молния? Как она возникает? О физической природе шаровой молнии.

4

Гало.

Структура гало в общем случае. Гало, наблюдаемые в действительности. Общие замечания о физике гало. Объяснение возникновения гало. Ложные солнца.


5

Землетрясения.

Определение и краткая характеристика. Причины землетрясений.

Регистрация землетрясений.

Магнитуда землетрясений.

Интенсивность и последствия землетрясений.

Сопутствующие явления.

Географическое распространение землетрясений.

Прогноз землетрясений.

Групповая работа с литературой. Обсуждение, анализ,

систематизация, обобщение теории по теме. Создание презентации по теме.

Консультирование, координация и управление деятельностью учащихся.

6

Нашествие волн.

Бедствия, причиняемые волнами цунами. Физика цунами. Закономерности цунами. Бедствия, причиняемые тропическими циклонами. Штормовые приливы.



7

Полярное сияние.

Формы полярных сияний.

Где и когда полярные сияния наблюдаются.

Что такое полярное сияние. Магнитное поле Земли. Люминесценция.



8

Радуга.

Развитие представлений о физике возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя. Объяснение возникновения дополнительной радуги. Чередование цветов в основной и дополнительной радугах. Влияние размеров капель на вид радуги. Физика и красота.



9

Итоговое занятие.

Круглый стол «Калейдоскоп»


Оценивание деятельности учащихся.

В ходе изучения курса учащиеся должны сформировать умения:

  • анализировать природные явления с позиции современной физики, основываясь на применении законов и методов физики;

  • использовать информацию по теме из различных источников, при этом совершать небольшие экскурсы и решать несложные физические задачи;

  • обобщать материал для создания отчета по выбранной теме курса в различной форме (сообщение, доклад, презентация).

Данный курс должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления. Курс способствует расширению кругозора учащихся и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, воспитывает потребности продолжению обучения при любом выборе жизненного пути.

Литература.

  1. Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: «Вербум - М», 2002.

  2. Большая энциклопедия природы. - М.: Мир книги, 2003.

  3. Шаблонский В. Занимательная физика. Нескучный учебник - Тригон,1997.

© 2010-2022