- Преподавателю
- Физика
- Программа курса по физике для 9 класса по предпрофильной подготовке «Природа и человек»
Программа курса по физике для 9 класса по предпрофильной подготовке «Природа и человек»
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпова И.Н. |
Дата | 03.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Приказом № от 2013 г.
Директор школы: ________________
Программа курса по физике по предпрофильной подготовке
«Природа и человек» в 9 классе
Учителя: Карповой И.Н.
2013 год
Пояснительная записка.
Цель данной программы - расширить знания учащихся по физике, сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней.
Предлагаемый курс «Природа и человек» рассчитан на 9 часов и направлен на реализацию следующих задач:
-
углубить знания учащихся по физике;
-
дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
-
предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
-
формировать умение самостоятельно приобретать и применять знания, использовать различные источники информации;
-
воспитывать убежденность в возможности познания законов природы.
Актуальность программы состоит в том, что рассматриваемый материал имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. С другой стороны предоставляет школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека, ведь школьная программа по физике, как правило, не углубляется в физическую суть природных явлений. Понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного к ней отношения.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
-
научность - материал опирается на научные факты;
-
доступность - материал адаптирован для данного возраста;
-
наглядность - демонстрация наглядных средств в обучении;
-
выстраивание межпредметных связей физика - биология, физика - география, физика - литература.
Программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения, модульным принципом построения.
Тематическое планирование.
№ занятия
Тема занятия
Содержание занятия
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
Ты открой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей.
Ученые и поэты о природе. Диагностика заинтересованности. Выбор физических явлений и формирование групп для дальнейшей работы.
Ответы на опросник. Выбор темы сообщений. Знакомство с литературой по теме. Самооценка способностей. Формирование групп для дальнейшей работы.
Ознакомление учащихся с целью и задачами курса, ориентация учащихся на конечный результат. Анализ опросника. Формирование групп.
2
Миражи
Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. Объяснение нижнего («озерного») миража. Простые, двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.
Групповая работа с литературой. Обсуждение, анализ, систематизация, обобщение теории по теме. Создание презентации по теме.
Консультирование, координация и управление деятельностью учащихся.
3
Шаровая молния.
Наблюдения шаровой молнии. Как выглядит шаровая молния? Как она себя ведет? Сколько энергии содержится в шаровой молнии? Опасна ли шаровая молния? Как она возникает? О физической природе шаровой молнии.
4
Гало.
Структура гало в общем случае. Гало, наблюдаемые в действительности. Общие замечания о физике гало. Объяснение возникновения гало. Ложные солнца.
5
Землетрясения.
Определение и краткая характеристика. Причины землетрясений.
Регистрация землетрясений.
Магнитуда землетрясений.
Интенсивность и последствия землетрясений.
Сопутствующие явления.
Географическое распространение землетрясений.
Прогноз землетрясений.
Групповая работа с литературой. Обсуждение, анализ,
систематизация, обобщение теории по теме. Создание презентации по теме.
Консультирование, координация и управление деятельностью учащихся.
6
Нашествие волн.
Бедствия, причиняемые волнами цунами. Физика цунами. Закономерности цунами. Бедствия, причиняемые тропическими циклонами. Штормовые приливы.
7
Полярное сияние.
Формы полярных сияний.
Где и когда полярные сияния наблюдаются.
Что такое полярное сияние. Магнитное поле Земли. Люминесценция.
8
Радуга.
Развитие представлений о физике возникновения радуги. Ход светового луча в капле дождя. Объяснение возникновения дополнительной радуги. Чередование цветов в основной и дополнительной радугах. Влияние размеров капель на вид радуги. Физика и красота.
9
Итоговое занятие.
Круглый стол «Калейдоскоп»
Оценивание деятельности учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся должны сформировать умения:
-
анализировать природные явления с позиции современной физики, основываясь на применении законов и методов физики;
-
использовать информацию по теме из различных источников, при этом совершать небольшие экскурсы и решать несложные физические задачи;
-
обобщать материал для создания отчета по выбранной теме курса в различной форме (сообщение, доклад, презентация).
Данный курс должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления. Курс способствует расширению кругозора учащихся и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, воспитывает потребности продолжению обучения при любом выборе жизненного пути.
Литература.
-
Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: «Вербум - М», 2002.
-
Большая энциклопедия природы. - М.: Мир книги, 2003.
-
Шаблонский В. Занимательная физика. Нескучный учебник - Тригон,1997.