• Преподавателю
  • Физика
  • Долговременный внутрипредметный проект «Этапы развития промышленности, науки и техники на Урале»

Долговременный внутрипредметный проект «Этапы развития промышленности, науки и техники на Урале»

Внедрение данного проекта в практику преподавания школьного курса физики – это обобщение и систематизация внеклассной работы по физике с учащимися, которой я занимаюсь в течение многих лет. Актуальность темы заключается: в методологической проблеме гуманизации преподавания физики; образовательной проблеме интеллектуального развития учеников; воспитательной проблеме – утрате чувств патриотизма, любви к своей «малой родине», родному городу у подрастающего поколения; востребованности рабочих и инже...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долговременный внутрипредметный проект «Этапы развития промышленности, науки и техники на Урале».


Терехова Ю.Б., учитель физики

МОУ «СОШ № 25 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Каменск-Уральский

Основная часть учителей осознаёт, что вопросы истории физики обладают огромным потенциалом для общего образования и интеллектуального развития учеников.

Ученики также заявляют о желании знакомиться с жизнью и деятельностью учёных, узнавать, как становятся физиками-экспериментаторами, инженерами-изобретателями, какую роль сыграла уральская наука для развития физики и техники отечественной промышленности и т.д.

Внедрение данного проекта в практику преподавания школьного курса физики - это обобщение и систематизация внеклассной работы по физике с учащимися, которой я занимаюсь в течение многих лет.

Актуальность темы:


  • Методологическая проблема гуманизации преподавания физики;

  • Образовательная проблема интеллектуального развития учеников;

  • Воспитательная проблема - утрата чувств патриотизма, любви к своей «малой родине», родному городу у подрастающего поколения;

  • востребованность рабочих и инженерных специальностей на рынке труда нашего города и региона.

Участники проекта - подростки всех обучаемых в образовательном учреждении категорий:

  • учащиеся, имеющие повышенную мотивацию к учебной деятельности;

  • ученики, обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения;

  • неуспевающие и дети «группы риска»;

  • школьники, посещающие элективный курс «Физика и творчество в твоей профессии».

Объект исследования:

Малоизвестные факты истории физики и техники, сыгравшие роль в прошлом и имеющие большую значимость в наши дни для развития Уральского региона и города Каменска - Уральского.

Гипотеза:

Знакомясь с развитием промышленности, науки и техники на Урале, Свердловской и соседних областях, своего города, учащиеся смогут:

  1. прикоснуться к процессу творчества ученого, инженера, рабочего;

  2. познакомиться с научными достижениями родного Урала, оценить роль уральских исследователей в развитии промышленного производства, науки и техники;

  3. увидеть, как велико значение физической науки в успешном решении гуманистических задач, стоящих перед современным человеком.

Это позволит решать проблемы интеллектуального развития и саморазвития учащихся, актуализировать их знания в области не только физики, но и других предметов, патриотического воспитания молодежи.

Дидактические цели учителя:


  • Создание благоприятных условий для развития и саморазвития личности ученика, выявление и активное использование его индивидуальных и психофизиологических особенностей в процессе преподавания физики;

  • Активное включение учащихся, родителей, педагогов-предметников, библиотечных и музейных работников в интересную и плодотворную деятельность;

  • Формирование социально-позитивного жизненного стиля у учащихся, понимания ими закономерностей развития и методологических проблем науки.

Воспитательная цель:

Воспитание патриотических чувств у учеников, любви к уральскому краю, родному городу.

Содержание проекта:

В проекте рассматриваются:

  • таблица «Достижения уральской промышленности, науки и техники в школьном курсе физики». В ней обозначен перечень тем школьного курса физики (далее ШКФ), при изучении которых целесообразно включать информацию о применении изучаемых явлений, законов на промышленных предприятиях, в научных учреждениях Урала и города Каменска - Уральского;

  • таблица «Рабочие профессии, востребованные на рынке труда, города и региона»;

  • методические разработки по организации для учащихся экскурсионных и внеклассных мероприятий по физике по данной теме;

  • хронометрический календарь знаменательных дат развития науки и техники на Урале.

План проведения проекта:


  • сформировать группы учеников 8-х и 9-х классов, желающих посещать курс «Физика и творчество в твоей профессии»;

  • вовлечь в работу учащихся с повышенной мотивацией обучения, проявляющих интерес к предмету и данной теме;

  • выявить проблемы у учащихся, испытывающих затруднения в изучении физики, детей «группы риска»;

  • совместно с учениками разработать мероприятия по реализации данного проекта, выполняя которые, они будут развивать свои знания по физике, краеведению и другим предметам, смогут углубить их, преодолеть проблемы в обучении и решать задачи по выбору будущей профессии.

Данный проект может осуществляться:


  • на уроках во время изучения и закрепления нового материала;

  • во время создания учащимися исследовательских и творческих работ по данной тематике с последующим использованием их на уроках и во внеурочной деятельности, школьных и городских турах фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», научно-практических конференциях и др., итоговой аттестации;

  • во время проведения экскурсий интегративного характера (посещение местных промышленных предприятий, таких как ОАО «РУСАЛ-УАЗ», ЗАО «Пятков и Ко», и др., в г. Екатеринбурге - музея радио, памятника А. С. Попову, планетария и др.; во время поездки в г. Невьянск - Невьянской башни; в г. Нижний Тагил - краеведческого музея и др.);

  • в ходе проведения внеклассных мероприятий по физике и краеведению;

  • в процессе преподавания элективного курса «Физика и творчество в твоей профессии».

Ожидаемые результаты:


  • повышение уровня физического мышления учеников;

  • расширение и углубление ими теоретических и практических знаний ШКФ;

  • осознание школьниками необходимости прочных знаний по физике в большинстве профессий, востребованных в городе и регионе;

  • развитие умения учеников самостоятельно работать с учебной (более сложной), научно-популярной литературой и с системой Internet;

  • возникновение и развитие интереса к физике и краеведению у школьников;

  • организация досуга учеников;

  • получение социально-позитивного жизненного стиля у учащихся с устойчивыми гражданско-патриотическими взглядами.

Первые результаты внедрения проекта в практику работы:

Выполненный объём работ по созданию проекта достаточен для апробации и внедрения; данный проект апробируется в СОШ № 25 (ранее в СОШ № 28 с 2007 года), школе-интернате № 27.

В течение 2-х лет учащиеся СОШ № 28 занимаются исследованиями в рамках данного проекта, представляя свои проекты для итоговой аттестации, а также на школьном, городском и областном турах Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»:

  • в 2004 году - 2 человека для итоговой аттестации;

  • в 2005 году - 2 человека для итоговой аттестации и 3 человека на городском туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (из них 1 учащийся - I место на городском туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»);

  • в 2007 году - 4 человека; из них 1 учащийся - III место городском туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;

  • в 2008 году - 5 человек; из них 5 учащихся - III командное место на городском туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и 4 учащихся - победители Областной интеллектуальной игры на областном туре Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;

  • учащиеся, активно участвующие в реализации проекта, по окончанию школы выбирают профессии, связанные с изучением физики и успешно поступают в ВУЗы и средние специальные учебные заведения технического профиля.


Материал научно-технического и политехнического содержания, раскрываемый в ШКФ.

п/п

Вопрос курса физики.

Материал по истории физики и техники на Урале.

1.

Механика. Работа. Энергия.

Водяная турбина в г. Алапаевске.

2.

Статика.

Невьянская башня. Железнодорожный мост через р. Исеть.

3.

Колебания и волны. Звук (Акустика).

Физика звучания колокола. Акустические спектрограммы звучания колокола. Колокольные звоны.

4.

Простые механизмы.

Шагающие экскаваторы, выпускаемые на Уралмаше.

5.

Аэродинамика.

Развитие авиационного транспорта в Уральском регионе.

6.

Молекулярная физика. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и отвердевание.

Литье металлов:

1. Физика и технология литья колокола на заводе ЗАО «Пятков и К».

2. Технология литья металлов на ОАО «КУЛЗ».

3. Каменский Чугунолитейный завод.

4. Медеплавильный комбинат.

7.

Тепловые двигатели.

1. Паровая машина Ползунова.

2. Первые паровозы Черепановых.

3. Из истории железнодорожного транспорта на Урале.

8.

Физика ТТ. Кристаллы.

Кунгурская пещера. Рост естественных кристаллов в природе.

Филиал ВАМИ в г. Каменске-Уральском.

Исследования алюминия и его образцов.

Физика металловедения в г. Екатеринбурге.

9.

Электродинамика. Электрический ток в различных средах. Электролиз.

Получение алюминия способом электролиза на КУМЗе и СУАЛ-УАЗ.

10.

Электродвигатель.

Электромеханический завод г. Каменска-Уральского. Развитие электрического транспорта на Урале (трамвайное и троллейбусное движение, железнодорожный транспорт, метро).

Электротранспорт в г. Каменске-Уральском.

11.

Радиосвязь, телевидение.

Развитие спутн6икового телевидения (на примере телекомпании «Инфотек»).

Перспективы перехода Свердловской области на спутниковое телевидение.

12.

Атомная и ядерная физика. Атомная энергетика.

Белоярская АЭС. Проблемы радиационного загрязнения региона в связи с аварией 1957г. на «МАЯКе».

13.

Энергетика.

Красногорская и Синарская ТЭЦ. Егоршинская ГРЭС.

14.

Квантовые свойства света. Химические действия света. Фотография.

Из истории фотографии. Цветное фото в начале XXв. Фотографии Прокудина-Горского.

15.

Астрономия и астрофизика.

1. Астрономический центр г. Каменска-Уральского. Выпускники нашей школы - участники городского астрономического кружка.

2. Коуровская астрономическая обсерватория. Телескопы. Оборудование. Направления научных исследований.

16.

Выдающиеся ученые - физики и астрономы Уральского региона.

  1. А. С. Попов - изобретатель радио.

  2. Академик Семихатов.

  3. Академик Бархатова.

17.

Космонавты жившие на территории Свердловской области

В.Савиных, П.Беляев, В. Севастьянов, А. Лазарев и др.

18.

Роль современных ИСЗ в системе современных телекоммуникаций.

1. Проект «Фотоснимки Земли и Луны из космоса».

2. Виртуальное краеведение.


© 2010-2022