Разработка урока Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Урок в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" представляет собой экспериментальную проверку высказанных гипотез о зависимости выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело от различных величин. На уроке выясняют причины возникновения выталкивающей силы, ее направление и величину, формируются навыки постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам. На уроке проводится необычная физкультминутка и рефлексия, оценивающая свою работу на ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Действие жидкости и газа на погруженное в них телоРазработка урока Действие жидкости и газа на погруженное в них телоРазработка урока Действие жидкости и газа на погруженное в них телоРазработка урока Действие жидкости и газа на погруженное в них телоРазработка урока физики в 7 классе.

«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»

Цель урока: выяснить природу выталкивающей силы экспериментальным путем, продолжить формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам. Способствовать формированию интереса к предмету.

Задачи урока: 1) выяснить причины возникновения выталкивающей силы;

2) научиться определять направление и величину выталкивающей силы;

3) изучить действие жидкости на погруженное в них тело;

4) развивать логическое мышление учащихся и навыки самостоятельной работы;

5) воспитание активного отношения к познанию окружающего мира.

Оборудование: рычаг на штативе, 2 стакана с водой, калориметрические тела, линейка, поваренная соль, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).

Ход урока.

1.Актуализация знаний учащихся.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке вы будите не просто учениками, а физиками-экспериментаторами, исследующими действие жидкости на погруженное тело. Вы знаете, что процесс научного творчества состоит из звеньев:

исходные факты


гипотеза


следствия


эксперимент

исходные факты.

Все это звенья процесса научного познания.

Предмет нашего исследования для науки не нов, он уже изучался древнегреческим математиком и физиком Архимедом. Нам предстоит открыть этот закон снова.

2.Работа с учащимися по теме.

Демонстрация.

Учитель демонстрирует растяжение пружины под действием груза в воздухе и воде. Учащиеся отмечают различия в растяжении пружины и делают вывод о существовании выталкивающей силы.

Учащиеся самостоятельно ставят цель своего исследования (в ходе исследования выяснить от чего зависит выталкивающая сила) и записывают ее в тетрадь.

3.Выдвижение гипотез.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от:

объема тела;

его веса (или массы);

плотности жидкости;

глубины погружения;

формы тела.

Гипотезы записываются в тетрадь.

4.Экспериментальная работа.

  1. Проверка зависимости Fвыт. от V тела. Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы (цилиндр из алюминия и картофелина), добиваются его равновесия, затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о прямой пропорциональности Fвыт. от V тела. Делают запись в тетрадь.

  2. Проверка зависимости Fвыт. от веса (или массы) тела. Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются равновесия, затем погружают в воду. Равновесие не нарушилось, значит, выталкивающая сила от массы тела не зависит. Делают запись в тетрадь.

  3. Проверка зависимости Fвыт. от глубины погружения тела в жидкость. Учащиеся подвешивают два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают тела на разную глубину. Равновесие не нарушилось, делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость. Делают запись в тетрадь.

  4. Проверка зависимости Fвыт. от формы тела. Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одинакового объема, но разной формы, добиваются равновесия и погружают тела в воды. Равновесие не нарушилось, и делают вывод о независимости выталкивающей силы от формы тела и делают записи в тетрадь.

  5. Проверка зависимости Fвыт. от плотности жидкости. Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно в воду, а другой в насыщенный раствор соли. Делают вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и делают запись в тетрадь.

5.Физкультминутка.

Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как...

- бурные, восторженные;

- громкие, подбадривающие;

- сдержанные, деликатные;

- ленивые, снисходительные;

- заискивающие, подхалимские.

6. Вывод формулы выталкивающей силы.

Учитель на доске выводит формулу выталкивающей силы, архимедовой силы и обращает внимание на то, от каких величин зависит выталкивающая сила, куда направлена архимедова сила. Учащиеся отмечают соответствие с экспериментом.

7.Закрепление.

Организации нашего исследования мы использовали этапы научного познания, показали себя хорошими экспериментаторами, а теперь попробуем ответить на вопросы:

1.Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать. Что жидкость вытолкала генерала в шею?

2.Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а пересоленном спасает вплавь?

3.Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?

8.Рефлексия. Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

9.Домашнее задание: § 48-49, № 611Лукашик.



© 2010-2022