Методическая разработка урока на тему

Цели: Обучающая: ввести понятие о тепловом двигателе, принципах его работы; познакомить с фамилиями ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие данной темы;рассмотреть экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей; расширить знания обучающихся о тепловых двигателях   Развивающая: развивать культуру умственного труда (составлять опорные конспекты, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, переносить увиденное на конкретную модель); развивать коммуникат... Словесные(рассказ, диалог, объяснение) Работы с информацией (с учебной книгой, с дополнительной литературой, Интернет)   Методы организации познавательной деятельности:   Организация учебной работы (работа по индивидуальным заданиям у доски, коллективная) Методы познавательной деятельности(репродуктивные, проблемно- поисковые)   Оснащение и оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация по теме «Тепловые двигатели», видеоролик: «Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей», листы формата А3, фломастеры, бланк отчета работы в группе, таблички с номерами групп.   Межпредметные связи: математика, история, спец.предметы.   Методическая цель урока:   Показать активные и интерактивные приемы активизация мыслительной деятельности обучающихся в учебном процессе; Продемонстрировать использование информационно- коммуникативных технологий на различных этапах урока; Показать использование индивидуальной и групповой форм работы в учебной деятельности.  
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине: «ФИЗИКА»


на тему:


«Принцип действия

тепловых двигателей»















Подготовил: преподаватель

первой квалификационной категории Семиколенова Н.А.







Каменск- Шахтинский

2013

ПЛАН УРОКА№

Дата_____________Гр.№________Курс____1__________

Тема урока: «Принцип действия тепловых двигателей»

Цели урока:

Обучающая: ввести понятие о тепловом двигателе, принципах его работы; познакомить с фамилиями ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие данной темы; рассмотреть экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей; расширить знания обучающихся о тепловых двигателях

Развивающая: развивать культуру умственного труда (составлять опорные конспекты, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, переносить увиденное на конкретную модель); развивать коммуникативные качества, умение использовать в своей речи специальную терминологию; развивать познавательную активность

Воспитательная: содействовать формированию ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6; содействовать воспитанию таких качеств личности как, внимательность, усидчивость, наблюдательность, аккуратность, точность в работе; прививать любовь к технике, предмету, окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Методы:

Формирования сознания и личностных смыслов:

  • Словесные(рассказ, диалог, объяснение)

  • Работы с информацией (с учебной книгой, с дополнительной литературой, Интернет)

Методы организации познавательной деятельности:

  • Организация учебной работы (работа по индивидуальным заданиям у доски, коллективная)

  • Методы познавательной деятельности(репродуктивные, проблемно- поисковые)

Оснащение и оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация по теме «Тепловые двигатели», видеоролик: «Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей», листы формата А3, фломастеры, бланк отчета работы в группе, таблички с номерами групп.

Межпредметные связи: математика, история, спец. предметы.

Методическая цель урока:

  • Показать активные и интерактивные приемы активизация мыслительной деятельности обучающихся в учебном процессе;

  • Продемонстрировать использование информационно- коммуникативных технологий на различных этапах урока;

  • Показать использование индивидуальной и групповой форм работы в учебной деятельности.

Структура урока:

1

Организационный момент

1минута

2

Целевая ориентация

3 минуты

3

Актуализация опорных понятий

4 минуты

4

Формирование новых понятий и способов действий

29 минут

5

Формирование навыков умственного труда

4 минут

6

Подведение итогов урока

2 минуты

7

Домашнее задание

2 минуты

Ход урока:

Этапы урока,

их продолжительность

Задача, решаемая преподавателем

на данном этапе

Содержание деятельности преподавателя по

обеспечению поставленной задачи этапа

Планируемая деятельность

обучающихся

Организационный момент

1 минута


Чтобы создать соревновательную ситуацию разделимся на 4 группы. Для успешной работы деление осуществлялось с учетом учебных способностей обучающихся.

Сконцентрировать внимание обучающихся, настроить их на работу


Слайд 1

Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики, обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал.


Обучающиеся рассаживаются по группам. Усаживаются так, чтобы им было удобно работать.

Приветствие учите-ля.

Целевая

ориентация

5 минуты



А) проблемная ситуация










Сообщение темы.

Мотивация учебной деятельности

Через проблемную ситуацию и жизненный опыт доказать важность сегодняшней темы и осуществить постановку цели.

Создание проблемной ситуации

- Перечислите транспортные средства передвижения наших дней

Слайд 2

- Что общего у всех этих механизмов?



- Кто из вас дотрагивался выхлопной трубы мотоцикла? К чему это приводило? Почему?

- Значит такие двигатели, можно назвать…

Слайд 3

- Запишите тему урока «Принцип действия тепловых двигателей»

- Поднимите руки у кого дома есть машины или мотоциклы?

- Что вам, как владельцу транспортного средства, интересно, необходимо знать о нем.

- На сегодняшнем уроке мы как раз этим и займёмся.


Называют разные средства передвижения

Все эти механизмы приводит в движение двигатель

Ожогам, труба теплая, горячая

тепловыми

Записывают тему урока «Принцип действия тепловых двигателей»

Практически все поднимают руку

Знать устройство, принцип работы двигателя

Б) целеполага-ние

Определение целей урока.

- Определите для себя цели, которые вы хотели бы достичь на этом уроке:

Слайд 4

1 сформировать понятие о тепловом двигателе,

2 познакомить с фамилиями ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие данной темы,

3 понять принцип работы теплового двигателя,

4 рассмотреть экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей,

5 развивать способность отстаивать собственное мнение,

6 вырабатывать уверенность во взаимоотношениях с людьми,

7 развивать умение составлять опорный конспект, преобразовывать новую информацию в схему( таблицу).

Записывают номера актуальных для них целей на полях рабочих тетрадей.

В) критерии оценивания на уроке

Довести до сведения обучающихся формы и способы оценивания их работы

- На этом уроке вы работаете по группам. Задача каждой группы создать опорный конспект по теме урока. В конце занятия, мы сравним эти конспекты и оценим по следующим критериям (демонстрирую слайд 5)

  • Наглядность оформления;

  • Эстетичность оформления;

  • Объем материала.

  • - Кроме того ваш опорный конспект как минимум должен содержать следующую информацию : (слайд 6)

  1. Определение теплового двигателя.

  2. Виды тепловых двигателей.

  3. Фамилии ученых, которые работали над созданием и развитием различных видов тепловых двигателей.

  4. Примеры использования тепловых двигателей.

  5. Принципиальная схема работы теплового двигателя.

  6. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.

  7. Оформляя опорный конспект, мы выполним ряд заданий. Оценивать свою работу вы будете самостоятельно, выставляя «+» в ячейке, соответствующей нужному критерию. В конце урока, посовещавшись в группе, выставите отметку. Но я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому, что я также следила за работой каждого из вас. (Приложение 1, Слайд 7)

  1. Актуализа-ция опорных понятий.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. 4 минуты

  1. Повторить опорные понятия необходимые для восприятия нового материала, через для индивидуальную и фронтальную работу

  1. Индивидуальная работа по карточкам

  1. Работа на

  2. интерактивной доске

  1. Работа на

  2. меловой доске

  1. Фронтальная работа

  1. 1)На интерактивной доске демонстрирую задание:

  2. Методическая разработка урока на тему

  3. 2)Проверка домашнего задания: приложение 2

  4. 3)Фронтальная работа:

  • Сформулируйте закон сохранения энергии

  • Дайте определение внутренней энергии

  • Как определить изменение внутренней энергии, согласно первому закона термодинамики(определение)

  • Проверить правильность установления соответствия, решения и оформления задачи.

  • выполняет предложенные задания.

  • Обучающийся оформляет решение задачи на доске

  • Устно отвечают на поставленные вопросы. Могут воспользоваться конспектом лекций, учебником.

  • Формирование новых понятий и способов действий.

  • 29 минут

  • 2'

  • Сформировать понятие о тепловом дви-гателе.

  • Содействовать развитию навыков написания опорных конспектов

  • Понятие о тепловом двигателе

  • - Все физические явления и законы находят применение в повседневной жизни человека. Жизнь невозможна без использования различных видов энергии.

  • - А что является источником энергии?

  • - Что происходит с энергией топлива внутри теплового двигателя?

  • Слайд 8

  • - Продолжите фразу: «Тепловой двигатель- это устройство в котором…»

  • Различные виды топлива, энергия ветра, солнца

  • Энергия топлива превращается в механическую работу

  • 15'

  • Привести в сис-тему, конкре-тизировать и уточнить те знания о тепловых двигателях, ко-торые есть у обучающихся.

  • - Существуют различные виды машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.

  • - Какие виды тепловых двигателей вы знаете?

  • - Рождение тепловых двигателей было нелегким. Множество изобретателей в разных странах мира работали над их созданием, каждый из них внес свой вклад в создание новых двигателей, появление которых совершило переворот в жизни человечества.

  • Первое задание группам:

  • - К этому уроку были подготовлены презентации о вкладе ученых в создание и развитие различных видов тепловых двигателей.

  • - Во время демонстрации презентаций вы: (слайд 9)

  • Внимательно слушаете, смотрите, заполняете опорный конспект

  • Выступление обучающихся, сопровождающееся демонстрацией слайдов с 10 по 29. Приложение 3)

  • - Перечислите фамилии ученых, которые трудились над созданием паровой машины, паровой турбины, ДВС, реактивного двигателя?

  • - Укажите, где применяют тепловые двигатели.

  • Рефлексия: заполните бланк: Работа в группе.

  • Обсуждают, формулируют, называют паровую машину, карбюраторные дизельные, реактивные двигатели.

  • Обучающиеся демонстрируют презентации о видах двигателя и ученых, участвовавших в их создании.

  • Продолжают оформлять опорный конспект. Самостоятельно определяют активность каждого участника группы.

  • 4'

  • Развивать умение переносить уви-денное на рисунке на конкретную модель.

  • Второе задание группам:

  • - Нам нужно поднять гири, для этого рассмотрим изображение.

  • (Приложение 4, слайд 30)

  • - Газ или пар, получает некоторое количество теплоты. Нагреваясь он расширяется и совершает работу за счет своей внутренней энергии. Часть энергии остается. А для того чтобы вернуться в исходное положение, нам нужно от нее избавится. Каким образом это можно сделать?

  • - Сделайте предположение о том, как будут называться элементы схемы работы теплового двигателя

  • Задаю наводящие вопросы:

  • - Газ совершал работу, следовательно, должно быть тело, которое совершает работу или …

  • - Говорили о нагревании газа, значит должен быть …

  • - Отработанные пар нужно было охладить, а для этого необходим…

  • - Объясните, для чего нужен тепловому двигателю холодильник

  • Слайд 31

  • Рефлексия: заполните бланк: Работа в группе

  • Обсуждают изображение, выделяют основные элементы схемы действия теплового двигателя

  • Нагревателя, рабочего тела, холодильника

  • Вернуть двигатель в первоначальное состояние.

  • Самостоятельно определяют активность каждого участника группы.

  • 4'

  • Сформировать понятие об устройстве теп-лового двигателя и его принципах работы.

  • Третье задание группам:

  • Работа с учебником: при чтении текста на стр- 231 используйте интерактивную разметку текста: слайд 32

  • Карандашом на полях выставляйте

  • V- если эта информация вам известна;

  • +- новая информация;

  • ?- мне не понятно( есть вопрос)

  • - что нового вы узнали из текста?

  • Слайд 33

  • - Продолжите фразу: «Если мы будем рассматривать конкретную машину- кран, то нагревателем выступит-…(сам двигатель).

  • - В качестве рабочего тела выступит-..( топливо).

  • - В качестве холодильника- (охладительная система), состоящая из водяного насоса(помпы), термостата, вентилятора, радиатора, охлаждающей жидкости (вода, тосол, антифриз)

  • - С характеристикой теплового двигателя, которая показывает, какую часть энергии тепловой двигатель превратил в полезную работу, т.е. с КПД мы познакомимся на следующем уроке.

  • Рефлексия: заполните бланк: Работа в группе

  • Работают с учебником, отвечают на вопросы.

  • Дополняют свой опорный конспект

  • Q1- это…

  • Q2- это…

  • Т1- это…

  • Т2- это…

  • Т1> Т2, А=Q1-Q2

  • Самостоятельно определяют активность каждого участника группы.

  • 4'

  • Привести в систему, кон-кретизировать и уточнить те знания о вреде тепловых дви-гателях, которые есть у многих из повседневной жизни.

  • Четвёртое задание группам:

  • - Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. Мы не имели бы в изобилии дешевую электроэнергию и были бы лишены всех двигателей скоростного транспорта, но теплота, переданная атмосфере, вносит в нее изменения. А какие именно вы определите, посмотрев видеоролик «Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей».

  • Ответьте на вопросы:

  • - Перечислите экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.

  • - Укажите пути решения экологических проблем, связанных с использованием тепловых двигателей.

  • Рефлексия: заполните бланк: Работа в группе

  • Дополняют свой опорный конспект.

  • Отвечают на поставленные вопросы.

  • Самостоятельно определяют активность каждого участника группы.

  • Формирование навыков

  • умственного труда

  • 4 минут

  • Проанализировать опорные кон-спекты в соот-ветствии с критериями.

  • Дать оценку коллективной де-ятельности обу-чающихся.

  • Анализ опорных конспектов

  • Слайд 34

  • - Сравните ваши опорные конспекты с тем, что вы видите на экране.

  • - Укажите, что внесли вы в свой конспект, а здесь отсутствует?

  • - Чего не хватает в вашем, дополните.

  • Демонстри-руют, ана-лизируют, сравнивают опорные конспекты, при необходимости вносят изменения.

Подведение итогов урока

2 минуты

Главная наша задача- подвести итог урока

  • Какие цели ставили вначале урока?

  • Все ли достигнуты?

  • Что нового, интересного вы узнали. Ответы даем цепочкой. Сформулированную мысль не повторять.

Перечисляют цели урока, констатируют об их выполнении.

По очереди, не повторяясь называют новое или заинтересовавшее их на уроке

Домашнее задание

2 минуты

Целью домашнего задания является выполнение за-даний на ре-продуктивном уровне

Перенести информацию из опорного конспекта в тетрадь.

Используя средства удаленного доступа, найдите информацию о КПД различных видов тепловых двигателей.

Записывают домашнее задание в тетрадь.





© 2010-2022