• Преподавателю
  • Физика
  • Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса к учебнику А. В. Перышкина

Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса к учебнику А. В. Перышкина

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Городского округа Власиха Московской области


«Утверждаю»

директор МОУ СОШ «Перспектива»

_________ Г.В.Чугарова

______________ дата

М.П.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ


(базовый уровень)

9 а, б, в класс

Составитель: Меркулова Галина Анатольевна,

учитель физики высшей категории.

















2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:

в разделы «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле» и «Строение атома и атомного ядра» из обобщающего повторения добавлены часы в связи с большим объемом теоретического материала.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009 г.

  2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Из них:

контрольные работы - 5 часов;

фронтальные лабораторные работы - 6 часов.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок - лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок - игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Ученик должен знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током, электромагнит­ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона

Содержание обучения

1. Законы взаимодействия и движения тел 24 ч.

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Определение ускорения свободного падения

2. Механические колебания и волны. Звук 10 ч.

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний. Гармонические колебания.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ин­терференция звука.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле 15 ч.

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Интерференция света. Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

4. Строение атома и атомного ядра 11 ч.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Пра­вило смещения для альфа и бета-распада. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков

  2. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов 8 ч.

Формы и средства контроля

Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания. Тексты контрольных работ прилагаются, лабораторных работ находятся в учебнике физики на стр.269.


Календарно - тематическое планирование по физике для 9 класса, 68 часов (2 часа в неделю)

урока

урока

в теме


Тема урока

Дата

Планируемая

Фактическая

Тема№1 «Основы механики» (24 часа)

1

1

Инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.

О1.09-


2

2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

05.09.

3

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.

08.09-


4

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

12.09.

5

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

15.09-

6

6

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

19.09.


7

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном

движении

22.09-



8

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном

движении без начальной скорости

26.09.

9

9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

29.09-

10

10

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

03.10.

Каникулы с 06.10 по 12.10.2014г

11

11

Контрольная работа по теме №1 «Основы кинематики»

13.10-

12

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

17.10.

13

13

Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

20.10-

14

14

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

24.10.

15

15

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

27.10-


16

16

Решение задач по теме «Свободное падение»

31.10.

17

17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

04.11-

18

18

Невесомость

07.11.

19

19

Закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

10.11-

20

20

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

14.11.

Каникулы с 17.11. по 23.11.2014г

21

21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

24.11-

22

22

Реактивное движение. Ракеты.

28.11.

23

23

Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

01.12-

24

24

Контрольная работа по теме №2 «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса»

05.12.

Тема№2 «Колебания и волны» (15 часов)

25

1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

08.12-

26

2

Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач.

12.12.

27

3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины»

16.12-

28

4

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс

19.12.

29

5

Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

22.12-

30-32

6

Решение задач по теме «Волны»

31.12.

Каникулы с 01.01 по 11.01.2015г

33

7

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

12.01-

34

8

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звук. Резонанс.

16.01.

35

9

Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук»

19.01-

36

10

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

23.01.

37

1

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле

26.01-

38

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика

30.01.

39

3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

03.02-

40

4

Индукция магнитного поля

07.02.

41

5

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

09.02-

42

6

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

13.02.

43

7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

16.02-

44

8

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача энергии на расстояние.

20.02

Каникулы с 23.02. по 01.03.2015г

45

9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Электромагнитная природа света.

02.03

46

10

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

06.03.

47

11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Конденсатор

09.03-

48

12

Принципы радиосвязи и телевидения

13.03.

49

13

Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света.

16.03-

50

14

Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

20.03.

51

15

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»

23.03-

Тема №3 «Строение атома» (11 часов)

27.03.

52

1

Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

27.03

53

2

Радиоактивное превращения атомных ядер

30.03-

54

3

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона

03.04.

55

4

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

06.04-

56

5

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

10.04.

Каникулы с 13.04. по 19.04.2015г

57

6

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция

20.04-

58

7

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС.

24.04.

59

8

Период полураспада. Закон радиоактивного распада

27.04-

60

9

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

01.05.

61

10

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

04.05-

62

11

Контрольная работа по теме №5 «Физика атома и атомного ядра»

08.05.

63-68

Повторение.

11.05-22.05


Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная учебная литература

1. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

3. Громцева, О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-173 с.

4. Гутник, Е.М. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина/ Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2002.

5. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

6. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2008.-334 с.

7. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2002.- 240 с.

8. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 - 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­- М.: Интеллект-Центр, 2007

9. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009г

10.«Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 класс» Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик М.:, Москва 2011.-208с.

11.Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11/ Под ред.Л.М. Монастырского-Изд.2-е, испр.-Ростов-на-Дону. Легион-М,2011.-224с.




© 2010-2022