- Преподавателю
- Физика
- Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса к учебнику А. В. Перышкина
Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса к учебнику А. В. Перышкина
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Меркулова Г.А. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Городского округа Власиха Московской области
«Утверждаю»
директор МОУ СОШ «Перспектива»
_________ Г.В.Чугарова
______________ дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
(базовый уровень)
9 а, б, в класс
Составитель: Меркулова Галина Анатольевна,
учитель физики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
-
сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
-
научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:
в разделы «Механические колебания и волны», «Электромагнитное поле» и «Строение атома и атомного ядра» из обобщающего повторения добавлены часы в связи с большим объемом теоретического материала.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
-
Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009 г.
-
Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы - 5 часов;
фронтальные лабораторные работы - 6 часов.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок - лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок - игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок - тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок - самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок - лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Ученик должен знать/понимать:
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
-
оценки безопасности радиационного фона
Содержание обучения
1. Законы взаимодействия и движения тел 24 ч.
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.
Фронтальные лабораторные работы
-
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
-
Определение ускорения свободного падения
2. Механические колебания и волны. Звук 10 ч.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы
-
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
3. Электромагнитное поле 15 ч.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра 11 ч.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
-
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков
-
Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.
Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов 8 ч.
Формы и средства контроля
Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания. Тексты контрольных работ прилагаются, лабораторных работ находятся в учебнике физики на стр.269.
Календарно - тематическое планирование по физике для 9 класса, 68 часов (2 часа в неделю)
№
урока
№
урока
в теме
Тема урока
Дата
Планируемая
Фактическая
Тема№1 «Основы механики» (24 часа)
1
1
Инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.
О1.09-
2
2
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
05.09.
3
3
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.
08.09-
4
4
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
12.09.
5
5
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
15.09-
6
6
Решение задач по теме «Равноускоренное движение»
19.09.
7
7
Перемещение при прямолинейном равноускоренном
движении
22.09-
-
8
8
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном
движении без начальной скорости
26.09.
9
9
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
29.09-
10
10
Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
03.10.
Каникулы с 06.10 по 12.10.2014г
11
11
Контрольная работа по теме №1 «Основы кинематики»
13.10-
12
12
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
17.10.
13
13
Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
20.10-
14
14
Решение задач по теме «Законы Ньютона»
24.10.
15
15
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.
27.10-
16
16
Решение задач по теме «Свободное падение»
31.10.
17
17
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
04.11-
18
18
Невесомость
07.11.
19
19
Закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
10.11-
20
20
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
14.11.
Каникулы с 17.11. по 23.11.2014г
21
21
Импульс тела. Закон сохранения импульса
24.11-
22
22
Реактивное движение. Ракеты.
28.11.
23
23
Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел»
01.12-
24
24
Контрольная работа по теме №2 «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса»
05.12.
Тема№2 «Колебания и волны» (15 часов)
25
1
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
08.12-
26
2
Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач.
12.12.
27
3
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины»
16.12-
28
4
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс
19.12.
29
5
Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.
22.12-
30-32
6
Решение задач по теме «Волны»
31.12.
Каникулы с 01.01 по 11.01.2015г
33
7
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
12.01-
34
8
Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звук. Резонанс.
16.01.
35
9
Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук»
19.01-
36
10
Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»
23.01.
37
1
Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле
26.01-
38
2
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика
30.01.
39
3
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки
03.02-
40
4
Индукция магнитного поля
07.02.
41
5
Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции
09.02-
42
6
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
13.02.
43
7
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
16.02-
44
8
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача энергии на расстояние.
20.02
Каникулы с 23.02. по 01.03.2015г
45
9
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Электромагнитная природа света.
02.03
46
10
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
06.03.
47
11
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Конденсатор
09.03-
48
12
Принципы радиосвязи и телевидения
13.03.
49
13
Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света.
16.03-
50
14
Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
20.03.
51
15
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»
23.03-
Тема №3 «Строение атома» (11 часов)
27.03.
52
1
Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда.
27.03
53
2
Радиоактивное превращения атомных ядер
30.03-
54
3
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона
03.04.
55
4
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.
06.04-
56
5
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс
10.04.
Каникулы с 13.04. по 19.04.2015г
57
6
Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция
20.04-
58
7
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС.
24.04.
59
8
Период полураспада. Закон радиоактивного распада
27.04-
60
9
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
01.05.
61
10
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
04.05-
62
11
Контрольная работа по теме №5 «Физика атома и атомного ядра»
08.05.
63-68
Повторение.
11.05-22.05
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная учебная литература
1. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
3. Громцева, О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-173 с.
4. Гутник, Е.М. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина/ Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2002.
5. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
6. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2008.-334 с.
7. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2002.- 240 с.
8. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 - 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. - М.: Интеллект-Центр, 2007
9. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2009г
10.«Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 класс» Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик М.:, Москва 2011.-208с.
11.Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11/ Под ред.Л.М. Монастырского-Изд.2-е, испр.-Ростов-на-Дону. Легион-М,2011.-224с.