- Преподавателю
- Физика
- Повышение мотивации и качества знаний учащихся
Повышение мотивации и качества знаний учащихся
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Серебренникова М.Ю. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды, наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. В последние годы образовательное пространство стремительно завоёвывает личностно-ориентированное обучение. Это, то обучение, которое соответствует индивидуальности ребёнка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно- ориентированного подходв обучении обусловлена рядом обстоятельств:
1. Динамичное развитие общества требует формирование в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать самим собой.
2. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощен, а это требует от учителя применение новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3 Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Согласно концепции личностно - ориентированного обучения , каждый ученик- индивидуальность ,активно действующий субъект образовательного пространства .со своими особенностями ,ценностями, отношением к окружающему миру .
В основе модели личностно - ориентированного обучения лежит научная психолого - педагогическая концепция. Поэтому в ходе её реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие ,помощь психолога.
Наиболее значимые принципы личностно - ориентированного урока :
- Использование субъектного опыта ребёнка
- Актуализация имеющегося опыта и знаний является важным условием , способствующим пониманию и введению новых знаний. Понимание является основным компонентом процесса обучения.
- Вариативность заданий, представление ребёнку свободу выбора при их выполнении и решении задач , использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
- Накопление знаний, умений не в качестве самоцели, а важного средства реализации детского творчества.
- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата , но и процесса его достижения .
При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно качественной и развивающей.
Поэтому учитель вступает в новую профессиональную позицию - быть одновременно предметником и психологом.
Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету , у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я».
Так какие же критерии личностно- ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?
√ Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана) план помогает чётко и ясно излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечён в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу.
√ Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьёзное внимание необходимо уделять развитию мотивационной сферы, образовательный процесс должен быть обогащён позитивными эмоциями.
√ Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
√ Создание условий для проявления активности и достижения успеха каждым учеником.
√ Повышение степени самостоятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
√ Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных знаний , на формирование учебной деятельности, а не на передачу учебной информации.
√ Обсуждение в конце урока не только того что узнали, но и того, что понравилось, что хотелось выполнить ещё раз, что сделать по-другому.
√ Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Ученики в классах, где реализуется личностно - ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу. В результате отмечаются следующие позитивные изменения:
-
Осуществление личностно- ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.
-
Обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности.
-
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний учащихся и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.
Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как учителя является наиболее полное раскрытие возможностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В этой связи мною предприняты действия по преобразованию авторитарного процесса обучения и воспитания в процесс сотрудничества учителя и ученика по самообразованию, саморазвитию каждого школьника. Этому способствуют идеи личностно ориентированного подхода в обучении. В своей педагогической деятельности выделяю четыре типа уроков:
-Проблемное изложение
-Эвристическая беседа
- Частично- поисковый
- Урок- исследование
На уроках с проблемным изложением дети сами ищут проблему, которую решают, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для заинтересованности учащихся чаще всего перед объяснением предлагаю какое-либо занимательное задание.
Эвристическая беседа проводится посредством решения одной или нескольких задач проблемного характера.
Частично - поисковый или исследовательский урок проводится как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний.
Таким образом, проблемное обучение, как процесс предполагает:
1.Создание проблемной ситуации
2. Выход из неё, то есть решения проблемы.
Работа над проблемой использования личностно - ориентированного подхода в обучении даёт свои положительные результаты.
За 3 года обучения повышается уровень мотивации к предмету, растёт качество знаний.
Считаю необходимым продолжить работу по теме «Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идеи личностно - ориентированного подхода в процессе обучения», так как работа над самообразованием и совершенствованием приёмов и методов работы открывает новые горизонты для развития интереса и творческой активности школьников.