Элективный курс по физике в 10 классе Решение задач по механике

Программа элективного курса физики согласована с содержанием программы основного курса. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе. Она ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Из-за сокращения числа часов на изучение физики не удаётся пройти многие важные темы, поэтому программа элективного курса дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы: «Графическое представление движения», На и...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Элективный курс по физике

10-х классов

"Решение задач повышенного уровня по механике "



Пояснительная записка.

Программа элективного курса физики согласована с содержанием программы основного курса. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе. Она ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Из-за сокращения числа часов на изучение физики не удаётся пройти многие важные темы, поэтому программа элективного курса дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы: «Графическое представление движения», На изучение физики в 10 классе отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для решения задач. А неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике.

Данный курс является дополнением к базисному учебному плану.

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из историй науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. На современном этапе развития науки и техники на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому, важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям.При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщается, систематизируется как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ.

Возможно, шире должны использоваться задачи, связанные с профессиональными интересами школьников, задачи межпредметного содержания. При работе с задачами постоянно обращается внимание на примеры задач из истории физики, значение математики для решения физических задач и т.д.

Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т.д.

Целью курса является:

Научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).

Задачами курса являются:

- развитие интереса к физике, к решению физических задач;

- совершенствование, расширение и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;

- осуществление связи изучения физики с жизнью;

- формирование у школьников профессиональные намерения для выбора профессии связанные с физикой и техникой;

- подобрать и решить задачи, связанные современным производством;

- подготовка к ЕГЭ.

Содержание программы курса.

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов.

Составление физических задач. Основные требова­ния к составлению задач. Способы и техника составле­ния задач. Примеры задач всех видов.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом за­дачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислитель­ной техники для расчетов. Анализ решения и его значе­ние. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров реше­ния задач. Различные приемы и способы решения: алго­ритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Законы кинематики и динамики.

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопро­тивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием не­скольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематиче­ские и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам раз­личных сюжетных задач: занимательных, эксперимен­тальных с бытовым содержанием, с техническим и кра­еведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

Законы сохранения. Механическая работа.

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механиче­ской энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопровер­ка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронш­тейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебатель­ной системы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Приоритетами для элективного курса физики являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.



Учебно-тематический план.

№ урока

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

1

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач

1

1



2

Законы кинематики и динамики.

4

2

2


3

Законы сохранения. Механическая работа

4

1

2


5

Итоговое занятие




1

ИТОГО

9

4

4

1

В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения:

  1. Метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления.

  2. Метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.

  3. Исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.

При организации работы курс начинается с теоретических занятий, сначала лекционных, при этом используется метод проблемного обучения. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.

На практических занятиях работа организована от простого к сложному. При их выполнении учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент, обрабатывать и сравнивать полученные результаты. Сначала ученикам необходимо придерживаться предлагаемого описания проведения лабораторной работы, а впоследствии они должны сами научиться планировать собственную экспериментальную деятельность.

Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении письменных контрольных работ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала.

Критерии оценки эффективности выполнения работ:

  • 50-60% правильных ответов - оценка "удовлетворительно";

  • 70-80% правильных ответов - оценка "хорошо";

  • 90% правильных ответов - оценка "отлично".

Ожидаемые образовательные результаты:

В результате изучения курса «Решение задач повышенного уровня по механике» в 10 классе ученик должен:

знать/понимать

  • смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;

  • смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;

  • уметь описывать и объяснять физические явления;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.









Тематическое планирование курса.

№ урока

Тема

Количество часов

Используемая литература

1

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач

1

[1,3]

Законы кинематики и динамики.

2

Графическое представление движения (график скорости, пути, ускорения).

1

[2]

3

Решение задач (ЕГЭ часть А и В).

1

[8,9]

4

Законы динамики.

1

[2,8]

5

Решение задач (ЕГЭ часть А и В).

1

[10]

Законы сохранения. Механическая работа

6

Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.

1

[2]

7

Механическая работа. Мощность.

1

[2,10]

8

Решение задач (ЕГЭ часть А и В).

1

[8,9]

Итоговое занятие

9

Тест на знание всех формул и понятий. (Тестовые задания (ЕГЭ часть А и В).

1







Перечень учебно-методических средств обучения.


Литература для учащихся.


1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

2. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. Л.: ЛГУ, 1976.

3. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

4. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

5. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение, 1980.

6. Пинский А.А. Задачи по физике. М.: Наука, 1977.

7. Куприн М.Я.Физика в сельском хозястве. М: Просвещение, 1985.

8.Н.И.Павленко,К.П.Павленко Тестовые задания по физике.10класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.

9. Н.И.Павленко, К.П.Павленко Тестовые задания по физике.11 класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.

10. А.П.Рымкевич Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 10-11 кл. сред. шк.


Литература для учителя.


1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.

2. Задачи и упражнения с ответами и решениями: Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1969.

3. Каменецкий Е.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по фи зике в средней школе. М.: Просвещение, 1972.

4. Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.


Электронные пособия


1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (по всем темам курса физики за среднюю школу) .(DVD-R)

2. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела. Полный интерактивный курс физики.(более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.(CD-R)

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия (7 -11классы) .(CD-R)

4. Живая физика.(CD-R)

7. Физика. Библиотека наглядных пособий(7-11кл). Представляет собой мультимедиаобъекты, снабженную системой поиска.

8. Учебное электронное издание ФИЗИКА(7-11классы)Интерактивный курс физики, позволяет изучить разные разделы физики и астрономии.

Интернет ресурсы

1. Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов fcior.edu.ru/

2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/



© 2010-2022