Реферат «Развитие познавательного интереса к изучению физики»

Данная работа преследует цель выявить наиболее оптимальные способы развития у учащихся познавательного интереса к изучению физики. Пути достижения данной цели тесно связаны с решением следующих  задач: изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов; сочетание традиционных и активных методов обучения; внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний; сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.   Сомнения, ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан










Реферат

«Развитие познавательного интереса

к изучению физики»








учитель физики

Шевич И. В.

заявляемая категория - первая

г.Стерлитамак 2014.г.

Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________________3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.______________________________7

1.1. ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕ УЧАЩИХСЯ_________9

1.2 ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ_______________________________________10

1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗОВАННОГО НА БЛОЧНОЙ ОСНОВЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ. __________________________________11

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ_________________________13

2.1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЬНОСТЬ ___________________________________14

2.2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ___________________________________________15

2.3. МЕТОД МНОГКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ____________________18

2.4. ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ _______________________________________18

2.5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ_______________24

2.6. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ_____________________________25

2.7.ДОМАШНЯЯ РАБОТА________________________________________26

2.8. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА____________________________27

2.9. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ____________________________________27

2.10.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ_____________________29

2.11.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ______________________________31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________35

Введение

Физика - это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.

Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.

Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии - удивления и любопытства - у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики и т. д.

Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока - оборудование, мастерство учителя, формы работы и т. д.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: любопытство перерастает в любознательность. Эта стадия характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать.

Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявления в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса

Актуальность. В системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. "Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения", - писала Ланина И.Я.. На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Данная работа преследует цель выявить наиболее оптимальные способы развития у учащихся познавательного интереса к изучению физики.

Пути достижения данной цели тесно связаны с решением следующих задач:

  • изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;

  • сочетание традиционных и активных методов обучения;

  • внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;

  • сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.

Сомнения, сотрудничество, содружество выводят интересы подростка из состояния временных образований на другой уровень его развития, на уровень потребности в познании, что является стабильной характеристикой мыслящей личности. Для того чтобы "пробудить" ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность - для этого есть только одно средство - интерес; интерес через содержание учебных материалов, через необычные формы уроков и участия ребят в работе, через приближение учения к жизни подростка.

Теоретическая интерпретация.

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др.

Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений.

При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал как личности ученика, так и личности учителя. Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.

Глава 1

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.

Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.

Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.

Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:

- Ему интересно.

- Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).

- Его заставляют, принуждают (родители, учителя....) - механическое учение.

- Ему нравится личность учителя, потому он учит.

Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.

Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.

Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.

В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее, оно приковывает внимание учащихся к материалу данного урока, но не переносится на другие. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление, он активен на уроке, задает учителю вопросы и т.д. Любознательность обычно не распространяется на изучение всего предмета. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес, при котором ученик понимает структуру, логику курса, а в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний.

Вместе с тем, невозможно не увидеть того большого влияния, какое оказывает на стимуляцию интереса фактор общения. Отношения, складывающиеся на уроке между учениками и учителем, а так же коллективные и межличностные отношения самих учащихся создают благоприятный (или неблагоприятный) микроклимат урока, объективно меняют ситуацию учения, воздействуя на протекание учебной деятельности школьника, на ее тонус, влияют на настроение ученика.

Следует отметить важную роль личности учителя в формировании интереса к предмету. Такие качества, как эрудированность; увлеченность своим предметом; спокойное, ровное, доброжелательное отношение к учащимся; педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, - положительно влияют на отношение к предмету и способствуют развитию познавательного интереса.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы школьника, мы выделяем в нем 3 источника формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс организации познавательной деятельности учащихся; третий источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и учителем.

Система работы предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:

- Изучение учебных возможностей учащихся.

- Изучение интересов учащихся.

- Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях.

- Включение учащихся в активные формы обучения.

-Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.

-Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.

1.1. Изучение учебных возможностей учащихся

Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:

  1. Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).

  2. Побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.

  3. Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).

Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...

1.2. Интерес к учению возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.

Ежегодно (в разных классах и в разное время) я провожу тестирование учащихся с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении.

Это помогает более четко конструировать и проводить уроки при сохранении и развитии интереса учащихся к предмету. Психологическое состояние детей - важный аспект внимания в учебно-воспитательном процессе

Например, ученик не сразу отвечает на поставленный вопрос, не может ''с ходу'' решить задачу, объяснить опыт. Зная, что мальчик (девочка) очень медлителен(а) и не уверен(а) в себе, терпеливо жду ответа. Овладев собой, видя внимание и поддержку учителя, ученик начинает уверенно отвечать. Заметив, что ученик работает не внимательно, стараюсь мобилизовать его внимание: создать установку на внимание, поставить вопрос по содержанию урока, дать самостоятельное задание; слабому ученику объясняю материал дополнительно; новому ученику - особенное внимание. Если ученики устали при решении трудного задания, то по окончании работы переключаю их внимание, предлагаю оценить работу друг друга (открыв правильные решения на доске). Хороший деловой и эмоциональный контакт с детьми позволяет им охотно и смело высказывать свои мысли на уроке, ставить вопросы. Если дети задают мне вопросы - значит они мыслят. Я всегда их поощряю, говорю: ''Молодец, хороший вопрос! Он хорош тем, что ...! ''

1.3. Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях

В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным предметам, значительно расширяет кругозор. Так, при изучении темы ''Механическое движение'' в физике учащиеся параллельно изучают по алгебре ''Правила раскрытия скобок'', где решают задачи на движение сложными математическими действиями. Эти же задачи я предлагаю учащимся решить с помощью физических формул и рассуждений. А учитель математики (по согласованию) вводит физические обозначения s, v, t вместо х, у. Изучение графиков, а точнее, формирование умений строить графики по алгебре проходят только в конце 7 класса (а в физике в первой четверти), поэтому возвращаюсь к ''чтению графиков скорости пути'' при повторении и учитель математики делает это при закреплении.

При блочном изучении учебного материала можно достичь гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное, делают обобщения.






ГЛАВА 2. Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач. В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя". Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Своей целью ставлю заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используя для этого:

  • индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;

  • эмоционально окрашенный фон занятий;

  • включение эффектных опытов;

  • знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий ''Физика вокруг нас''; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений (в устной форме для тех, кто не любит писать).

  • всемерное использо вание наглядных пособий развивающего типа (обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы кадры диафильмов).

2.1. Игровая деятельность.

Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры ''Полёт в космос'' (7-9 классы), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для инопланетян, сконструировать приборы, приготовить рюкзак с запасом пищи, подумать о топливе. Это фантазия и реальность!

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Не подлежит сомнению то, что контроль знаний необходим, но не лучше ли провести его в достаточно интересной форме?

Самой распространенной формой итогового контроля является дидактическая игра, урок - соревнование. О том, что ребят ждет игра, можно объявить заранее. Это дает эффект ожидания необычного, радостного, при чем тем самым порождая интерес учащихся к тщательному изучению темы. В предигровой период даются задания, которые будут использоваться на игре, вывешивается список литературы, рекомендуемой для прочтения. Классы буквально живут ожиданием игры.

2.2. Решение задач .

Решение задач неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике.

На первой странице рабочей тетради ученика любого класса оформляется таблица: ''Физический справочник'', которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные физические величины, формулы для их расчёта, единицы измерения, производные этих единиц: Я не требую от учащихся знания формул наизусть, но многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что некоторые из них дети со временем запоминают и применяют. Прочитав условие задачи, учащийся ''подсматривает'' в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу. Иногда искомая физическая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу ''законы математики'': как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.

При организации уроков по решению задач, подбирать последовательность задач следует таким образом, чтобы каждая новая задача "поворачивала" изучаемый материал новой стороной, все больше включая пройденное ранее. Таким образом, возникал "азарт" (смогу ли) и интерес за счет того, что каждая новая задача как бы ставила вопрос предыдущей, чуть изменяя его (а что же теперь?).

Примером может послужить логика решения задач по геометрической оптике.
- Световой луч падает на стеклянную пластинку из воздуха, как пойдет луч преломленный?
- А как пойдет луч, вышедший из пластинки снова в воздух?
- А если луч идет из стекла в воздушную прослойку, то как себя поведет луч в воздухе?
- А если мы будем увеличивать угол падения в первом случае, то что произойдет?
- А во втором? и т.д.

Если урок решения задач организуется в виде соревнования учащихся по группам, то необходимо помнить о том, чтобы занимательная форма урока не заслоняла серьезного отношения учащихся к его содержанию. Поэтому в структуру урока следует включить обычные его элементы (решение качественных, количественных, экспериментальных задач; самостоятельную работу учащихся и фронтальное выполнение заданий).

Также урок решения задач может быть проведен в виде урока-практикума, когда класс разделяется на группы, каждая группа получает карточку с заданиями и обсуждает ответы на каждый вопрос, а экспериментальные задания сначала выполняют сами, а потом демонстрируют классу и объясняют.

Кроме того, для повышения интереса можно проводить уроки решения задач в виде дидактических игр. Это могут быть различные морские бои, подобия телепередач "Что? Где? Когда?", "Звездный час", "Как стать миллионером?" и т.д.

Интерес к физике можно развивать и через то, в какой форме подана задача. Является ли она абстрактной, неживой и отвлеченной или наоборот, с использованием ярких образов, максимально приближенной к жизни? В каком случае ее будет интереснее решать?

Пример использования поэзии при формулировке задачи:

А. Барто "Птичьи разговоры"

Метко целясь, клювом цапли

Рыбу в речке сцапали,

С длинных ног роняя капли,

Полетели за поле.

Насколько трудно цапле, "метко прицелясь", сцапать рыбу в речке? На одинаковых ли глубинах находятся сама рыба и ее изображение?

Существуют еще очень интересные занимательные тестовые задачи, хорошо развивающие логическое мышление учащихся и показывающих явление с различных точек зрения, в том числе и внешне правильных, но при ближайшем рассмотрении в корне неверных.

Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные. В процессе решения качественных задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физических кабинетах. Развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия.

Проанализировав множество различных сборников задач, мы видим, что в них преобладают задачи, в которых рассматриваются абстрактные тела (предмет, груз, материальная точка и др.) и технические объекты (самолет, ракета, велосипед и др.). Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи. А интерес проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.

2.3. Метод многократного повторения

Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение в начале урока. Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения (5, 7 кл.), т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить, а, если ты ошибся - не бойся: в куче голосов твой неправильный ответ могут не заметить, а в следующий раз ты уже будешь знать, как отвечать.

Например: ''Продолжите хором мою фразу...''

Вещество состоит из ... (молекул).

Между молекулами есть ... (промежутки).

Молекулы очень ... (малы).

2.4. Занимательность

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке.

У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т. е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю - методические приемы учителя (элементами соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). В любом из этих случаев занимательность ничего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет.

Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется, как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность - это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность - это прием учителя, который, воздействуя на чувства учеников, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Какие же требования следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование дало прочный обучающий эффект?

Во-первых, занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя на уроке занимательный или советуя его прочесть, обязательно ставлю вопрос: «Как?», «Почему?», «Отчего?». В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно-следственные связи. В противном случае занимательность может стать «антистимулом» устойчивых познавательных интересов, что и происходит, когда на одном из первых уроков в 7 классе учащимся демонстрирую эффектные опыты, не давая им объяснения и вызывая у учащихся лишь ситуативный интерес:

  1. опыт с монетой в чашке (преломление света);

  2. яйцо в бутылке (атмосферное давление) и т. д.

Занимательный материал, приводимый на уроке, требует напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются:

а) рассказы-загадки;

б) рассказы-шутки («Путешествие молекулы воды по агрегатному свету»;

в) кроссворды («Тепловые явления», «Первоначальные сведения о строении вещества» и т. д.);

г) рассказы-картинки с ошибками;

д) некоторые виды дидактических игр (физическое лото).

Подобные задания могут быть составлены и самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность.

Во-вторых, иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника. Так, вводя понятие о различных физических величинах (например, о времени, сопротивление и др.), обращаю внимание учащихся на историю развития метрологии и предлагаю школьникам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе.

В-третьих, при использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае такой материал не должен быть слишком легким. При изучении темы «Тепловые явления» в классе со средним уровнем успеваемости использовала такие статьи из «Занимательной физики» Я. Перельмана, как «От чайного стакана к водомерной трубе» (стр. 110), В классе, где более высокий уровень знаний, предлагаю проанализировать и экспериментально проверить материалы статей «Почему мед скользкий?» (стр. 124), «Задача о ледяных сосульках» (стр.126).

В-четвертых, при выборе того или иного дополнительного материала для урока учитываю увлечения и интересы школьников.

Это имеет двоякую роль. С одной стороны, есть возможность формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; с другой стороны - это помощь в подготовке интересных повторительно-обобщающих уроков, на которые ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях. Например, «Защита темы «Строение вещества», рассказывая о диффузии, ребята, увлекающиеся литературой приводили примеры из книги «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, - о роли диффузии в жизни растений и животных; те, кто интересуется историей, рассказывали о жизни и деятельности Броуна.

В-пятых, использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент на уроке один- два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов, которые своей многочисленностью не только не решают поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекул и атомов. Аналогия, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира.

Сравнения: если молекулу увеличить до размеров полточки печатного шрифта, то человек окажется ростом 1600 км, с толщиной пальца 10 км.

В-шестых, несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что «вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовой оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К. Д. Ушинский).

Место занимательности на уроке может быть различным.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы:

- проведение занимательных опытов, например, попадание яйца в пустую бутыль;

- сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, например, изучая «Движение планет» в 9 классе. Рассказать об открытых на «кончике пера», - Нептуне и Плутоне.

В перечисленных примерах занимательность - это первоначальный толчок к углубленной познавательной деятельности учащихся.

Решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждающихся в разнообразии используемого материала.

Подбирая задачи, используя тексты, которые отражают жизненную ситуацию. Примером таких задач служат задачи из сборника П. М. Маковецкого «Смотри в корень» (М., «Наука», 1991).

С целью повышения интереса учащихся при решении задач количественных, пользуюсь задачами или составленными. В этом случае занимательность задания заключается в том, что учащиеся облекают задачу в интересную форму детективного рассказа, стихотворения и т. д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект, но это лишь фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, когда учитель ясно осознает цель использования занимательности на уроке в данный момент. Естественно, что для усиленного усвоения знаний учащимся и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Ценным дидактическим материалом могут стать загадки, содержащие физический аспект, поскольку в них предмет, обычно хорошо известный, описан по-иному, образно; зачастую с неожиданной стороны подчеркивается та или иная особенность предмета. При изучении темы "Оптика" могут быть использованы следующие загадки:

- Когда небо ниже земли бывает?

- Перед нами - вверх ногами,

- Перед тобой - вверх головой.

Физический смысл природных явлений может содержаться и во многих пословицах. Даже в ходе простого объяснения материала можно вставить пословицу и интерес со стороны учащихся обеспечен, ведь они много раз слышали это выражение, но совсем не задумывались о его физическом смысле. Примером могут послужить следующие пословицы:

- Белый свет клином не сошелся.

- Ночью все кошки серы.

- В лесу и сковорода звонка.

Использование литературных материалов для создания занимательности на уроках повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными.

Занимательные рассказы из жизни ученых-физиков вызывают очень большой интерес. Насколько "замороченные" в плане интеллекта вещи они открывали, настолько же удивительные истории с ними происходили. Вот некоторые из них:

Резерфорд демонстрировал слушателям распад радия. Экран то светился, то темнел.

- Теперь вы видите, - сказал Резерфорд, - что ничего не видно. А почему ничего не видно, вы сейчас увидите.

Ньютон очень не любил отвлекаться от своих занятий, особенно по бытовым мелочам. Чтобы выпускать и впускать свою кошку, не подходя к двери, он прорезал в ней специальную дыру. Когда же у кошки появились котята, то он проделал в двери для каждого котенка по дополнительному отверстию.

Очень интересны и полезны в использовании опыты-фокусы, так как они, как правило, ставят учащихся в тупик. Ученик может много раз повторить этот фокус и дома и в школе, пытаясь найти разгадку, тем самым развивая свои интеллектуальные и практические умения и повышая интерес к физике.

Фокусы, вызывают оживлённые дискуссии, будят мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний.

Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся являются занимательные рассказы - вставки о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов. Например, в работе могут быть использованы в ходе изучения темы "Тепловые явления" рассказы - вставки об истории создания паровой турбины или ДВС.

Другим приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами. Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имён учёных, названий приборов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения. После разгадывания ребуса, детям можно предложить описать, опираясь на свои знания по теме, данное слово.

2.5. Демонстрационный эксперимент и лабораторные работы.

Включение демонстрационного эксперимента в ход урока необходимо, но опыты должны проводиться с определенной целью и активизировать познавательную деятельность учащихся. С помощью опытов можно либо создать проблемную ситуацию, либо подтвердить (отвергнуть) какие-то теоретические выводы. Примером может служить следующее: при изучении явления полного отражения света, учащиеся придут в полный восторг и недоумение, если показать им опыт, когда закопченный, абсолютно черный шарик опускается в воду и становится серебряным. Опыт очень красив и нагляден. А дальше поставленная с помощью демонстрационного эксперимента проблема решается своим ходом.

При проведении лабораторных работ познавательный интерес может быть вызван или созданием соответствующей установки на получение важного физического вывода (например, при изучении явления электромагнитной индукции), или пониманием практической значимости изучаемого прибора (например, при изучении модели камеры Вильсона). При проведении лабораторных работ на расчет какой-либо физической величины для формирования познавательного интереса важно, чтобы практически решаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления (примером может послужить лабораторная работа по определению длины световой волны).

Истинный восторг может вызвать лабораторная работа по сборке простейших физических приборов. Примером может служить лабораторная работа по сборке приемника. Ощущение себя "человеком" от собранного своими руками и работающего радиотехнического устройства запомнится надолго.

Отдельно стоят творческие экспериментальные задания по физике. Здесь уже поиск, здесь уже задействовано творчество, и эти задания строятся по принципам развивающего обучения. Могут быть различные исследования "черных ящиков", постановка в проблемные ситуации и т.д.

Пример:

Определите оптическую систему "черного ящика". Оборудование: "черный ящик", миллиметровая бумага, лист картона, булавка, линейка измерительная. Примечание: В "черном ящике" находится плоскопараллельная пластинка.

2.6.Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.

Одна из первых самостоятельных работ "Знакомство с книгой (учебником)":

  • знакомимся с книгой, рассматриваем те иллюстрации, которые привлекли внимание;

  • учимся работать с книгой (сначала - интерес, потом - знания): изучаем оглавление, учимся находить необходимые слова по предметному указателю, постепенно учимся выделять главное (то, что я говорю громко, учащиеся аккуратно подчёркивают карандашом), составлять план, тезисы, конспектировать и составлять рецензии.

В плане урока почти всегда присутствует пункт ''Работа с учебником''. Это может быть ''парный опрос'', который так нравится моим учащимся 7 - 9 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: ''Какую оценку поставил тебе товарищ?'' И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.

При закреплении и опросе приучаю школьников:

- следить за ответом товарищей;

- дополнять изложение главного тем, что упущено.

При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.

2.7. Домашняя работа.

Развитию познавательной активности школьников способствует правильно организованная проверка выполнения домашних заданий. Одним из важнейших педагогических требований к такой проверке является разнообразие форм ее проведения. Это могут быть: взаимные опросы, рецензии на параграф учебника или ответ товарища, составление планов, вопросов по параграфу, а также различные творческие задания: составление задач, проведение наблюдений и опытов (например, наблюдение дифракции с помощью прорезанного лезвием отверстия в черной бумаге), решение задач, требующих конструкторской смекалки и т.д.

2.8. Исследовательская работа

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.

Так, в 7 классе при изучении темы ''Условия плавания тел'' попросила учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставила проблему: ''Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?'' - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: ''А если всё это проделать в солёной воде?'' А если под колоколом насосом воздух откачать, ...а если закачать...'' Это уже продолжение работы на факультативе. А что же дальше делать с орехом? Аккуратно раскололи пополам, содержимое съели, а из скорлупок получили кораблики + пластилин + песок и изучили ''Судоплавание''.

Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.

В настоящее время проблема ''Научить учеников мыслить'' является одной из основных. В.А. Сухомлинский говорил: '' Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...''.

2.9. Дидактические игры

Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда - немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечения.

Я считаю, что дидактические игры по содержанию и методике их проведения, должны разрабатываться учителем и использоваться на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.

Классификация физических игр:

1. Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала.

Например: «Защита темы».

2. Игры - соревнования, связанные с выявлением победителя (индивидуальные, коллективные, например, эстафеты на знание формул, единиц измерений и т. д.).

3. Игры, направленные на выполнение занимательного задания.

Например, опустить яйцо в бутылку, начертить с помощью сообщающихся сосудов горизонтальную прямую.

4. Игры с раздаточным материалом (лото).

Место игры на уроках физики может быть различным.

1.При опросе учащихся - с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания предлагаю игру.

Вызванного к доске ученика просят выйти из класса. Называю положение теории: между молекулами различных тел существуют промежутки. В течение 1-2 мин ученики придумывают примеры подтверждающие это положение МКТ, затем в класс приглашают вызванного ученика и ему приводят эти примеры, т. е. отгадав этот физический закон, привести доказательства в свою пользу.

2. При закреплении знаний можно использовать игру «Третий лишний». Принцип игры: два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанные с предыдущим. Так, на одной из карт можно изобразить два рисунка, отображающих демонстрацию явления теплопроводности, и третий рисунок, и третий рисунок, иллюстрирующий явление конвекции.

Задача ученика - определить «лишний» рисунок в данном комплексе. Эта игра позволяет развивать умение логически мыслить, анализировать, обосновывать выдвигаемые положения.

3. В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале - одни и те же физические явления, законы формулы, встречаясь ученику в 2-3-х играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний.

4. При выполнении домашнего задания - подбор материала для различных игр: кроссвордов, головоломок, т. е. у учащихся поддерживается интерес к предмету не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий.

Игры имеют большое воспитательное значение: они дисциплинируют учащихся, воспитывают самоконтроль, ответственное отношение к дому, четкое соблюдение установленных правил, и при этом хорошо «уживается» с «серьезным» учением, поэтому этот метод обучения прочно вошел в арсенал современных технологий обучения, альтернативных авторитарным.

2.10. Создание проблемной ситуации.

При изучении, например, дифракции света можно вызвать эмоциональный отклик учащихся, сообщив им неожиданный факт: если на пути лучей света поставить тонкую проволоку, то на экране, находящемся далеко за проволокой, мы увидим чередование светлых и темных полос, и что самое неожиданное - в центре этой картины вместо яркой тени будет светлая полоска. Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а живейший интерес к уроку.

Содержание учебного материала почти всегда дает возможность рассматривать его под новым углом зрения. Причем, "новое" - это не только совершенно незнакомый, впервые встречающийся предмет или явление, "новое" можно узнать и о давно известных вещах. В теме "Механические колебания", характеризуя гармоническое колебательное движение можно опираться на имеющиеся у учащихся знания и предлагать им следующие вопросы: "Что значит охарактеризовать движение?", "Между какими величинами необходимо установить связь для характеристики движения?". В итоге работы со "старым" материалом появляются характеристики нового вида движения - гармонического колебания.

Обращение на уроках физики к истории науки показывает ученику, как труден и длителен путь ученого к истине, которая сегодня формируется в виде короткого уравнения или закона. Сведения об истоках событий всегда воспринимаются учащимися с большим интересом, потому, что помогают увидеть по-новому то, что стало обычным и привычным. Старшеклассникам будет очень интересно проследить за развитием учения о свете, узнать историю развития радио, телевидения и т.д.

Связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни должна найти постоянное место в системе уроков. Ученика всегда привлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений. При изучении геометрической оптики можно рассказать о "неопытных ныряльщиках" и опасностях, которые таит в себе закон преломления света для них.

Опыт работы в школах показывает, что учащиеся, особенно в старших классах, проявляют большой интерес к современному состоянию науки. Учащимся интересно будет узнать, что классическая электронная теория, законы которой используются до сих пор, не смогла правильно объяснить природу проводимости твердых тел, она опирается на законы квантовой физики. При этом учитель должен объяснить учащимся физический смысл понятия "невозможно". Невозможно определить траекторию свободного электрона, точно так же, как нельзя превысить скорость света, как нельзя поднять самого себя за волосы

''Помощь друга'' - ученик, правильно выполнивший свое задание первым, получивший ''5'', идет на помощь своему товарищу, который в ней нуждается. Число учащихся, решивших задание сразу растет, и они сами уже идут на помощь другим. Получается цепная реакция взаимопомощи.

В ходе лабораторной работы они помогут собрать схему, наладить установку, произвести вычисления и дать оценку результатов. Работа одноклассников позволяет разрядить психологическое напряжение на уроке, проконтролировать выполнение задания всеми учащимися, активизировать деятельность сильных ребят, увеличить число выполняемых на уроке работ, пробудить заинтересованность у слабого (вместе с сильным он может справиться с заданием). В воспитательном плане этот прием тоже полезен: развивает у сильных чувство товарищества, милосердия и долга, а у всех слабых - уверенность в том, что они не одни и им в любую минуту, как только они этого захотят, одноклассники окажут поддержку.

2.11. Проектная деятельность.

Развивающее обучение, которое занимает одно из приоритетных мест среди инновационных технологий, можно осуществлять на основе деятельностного подхода. Традиционный процесс обучения физике предусматривает такие виды деятельности, как наблюдение демонстрации, подготовленной учителем, решение задачи, предложенной учителем, выполнение лабораторной работы, ход которой подробно изложен в учебнике. В результате интерес к предмету заметно пропадает.

Необходимо процесс обучения физике строить не только на восприятии по образцу, но и вовлекать учащихся в активную и разнообразную деятельность по самостоятельному овладению теорией и практикой. Достижение данных целей возможно при использовании новых педагогических технологий, например, проектной методики. Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако, под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых, творческих методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика. Применение проектной методики особенно актуально при обучении школьников, так как в этом возрасте они хотят активно участвовать в организации процесса обучения, получать знания, связанные с реальностью, самостоятельно находить и решать проблемы. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, сравнения, активной деятельности.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Формы проектной деятельности обучающихся при изучении физики могут быть самыми разнообразными. Эти формы зависят от интересов и склонностей учащихся. Постановка задач, выдвижение гипотезы, решение проблемы повышает мотивацию к проектной деятельности.

При работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий обучающиеся приобретают навыки работы с различными компьютерными программами, а также учатся работать в сети Интернет и находить необходимую информацию. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы, связанного с углубленным изучением предмета. Но чаще всего темы проектов относятся к актуальной практической жизни. Проект моделирования - это внедрение во внеурочную и урочную деятельность тех элементов, которые поверхностно раскрываются на уроках физики и дают возможность учащимся углубить свои знания по предмету через практическую деятельность.

Виды проектов зависят от определенных критериев. В зависимости от количества учебных предметов, охваченных проектом, различают внутрипредметные, межпредметные, надпредметные. В соответствии со временем выполнения и объемом работы над проектом возникают краткосрочные и долгосрочные проекты. При разнообразном количестве участников проекта рождаются индивидуальные, групповые, коллективные проекты.

Роль учителя в работе учащихся над проектом заключается в снабжении обучающихся необходимыми материалами, обсуждении различных способов преодоления возникающих трудностей, обучении фиксированию результатов деятельности, анализе результатов выполнения проекта.






Заключение.

Таким образом, активизировать мыслительную деятельность учащихся можно на различных этапах урока и различными методами. При этом следует помнить, что активизация мыслительной деятельности учащихся не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых ими самостоятельных работ. Важна методика включения работ в учебный процесс. Они должны в максимальной степени развивать мыслительную активность учащихся.

Формирование научного мировоззрения, активизация мыслительной деятельности - дело сложное. Необходимо использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное общее представление о мире и его познании физической наукой. Для этого, прежде всего, следовало бы отказаться от встречающегося еще иногда бесстрастно-объективистского изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад догм и застывших данных. Научить видеть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философскому осмысливанию действительности и пробудить у учеников радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих поисках видели смысл своей жизни, - это самое главное, ради чего мы и учим физике, не в этом ли состоят те богатейшие воспитательные возможности, которыми располагает обучение физике.

Литература

1. Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку.//Физика в школе - 1999. - № 4. - с.56.

2. Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока.//Физика в школе - 1990. - № 6. - с. 40.

3. Айнбиндер А.Б. Как облегчить понимание демонстрационного эксперимента.//Физика в школе - 1990. - № 3. - с. 35.

4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока.//Физика в школе - 1999. - № 3. - с.39.

5. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала.//Физика в школе - 1993. - № 5. - с.55

6. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1994. - 294 с.

7. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике.//Физика в школе - 1999. - № 6. - с.29.

8. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе - 1999. - № 2 - с. 92-93.

9. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1999. - 112 с.

10. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика./Под ред. А.А. Пинского. - М.: Просвещение, 1999. - 260 с.

11. Грабаль М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1999. - 136 с.

12. Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала.//Физика в школе - 1996. - № 6. - с. 31.

13. Дикова Л.О. О самостоятельной работе учащихся.//Физика в школе - 1999. - № 1. - с.29.

14. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе - 1990. - № 5. - с. 40.

15.

  • Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественного цикла.- Л.,1991.

  • Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.

  • Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

  • Герасимов Г.И. Концептуальные основы реформирования и развития образовательного процесса. - Ростов н/Д, 1994.

  • Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960.

  • Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.

  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

  • Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.

  • Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просве щение, 1990.

  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1987.

  • Урок физики в современной школе-творческий поиск учителей.- М.:Просвещение, 1993.

  • Журналы ''Физика в школе''.

Приложение 1

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики.

Через содержание учебного материала

Через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся

1. Новизна учебного материала (создание проблемной ситуации для эмоционального восприятия темы, построение объяснения как открытия, вовлечение учащихся в поиск, размышление - все это может быть представлено на уроках-исследованиях с соблюдением всего цикла процесса научного творчества; и содержание, выходящее за пределы школьной программы);

2. Изучение известного материала под новым углом зрения (удивление обычным явлениям, обновление старых знаний);

3. Использование на уроках сведений из истории физики;

4. Жизненная значимость изучаемых явлений, приближение к жизни;

5. Приобщение к современным научным достижениям;

6. Включение демонстрационного эксперимента в следующих целях:

- создание проблемной ситуации;

- подтверждение (не подтверждение) гипотезы, сказанного, предположенного;

7. Занимательность учебного материала:

- использование загадок, пословиц;

- использование художественной литературы (стихи, отрывки из литературных произведений, научная фантастика);

- использование занимательных рассказов из жизни ученых;

- включение в урок различных фокусов.

1. Изучение нового материала:
- проблемный урок или урок-исследование;
- организация по самостоятельному изучению (работа в группах);
- с использованием видеофильмов;
- уроки-монтажи;

- конференции с целью изучения нового материала.

2.Решение задач:

-подборка задач с "поворотом" в новую сторону;

- решение задач в виде дидактической игры;

- организация соревнований (групповая работа);

- урок - практикум решения задач;

-отход от абстрактности задач, включение юмористических задач, тематически - занимательных, задач с творческим подходом к их составлению, задач, связанных с жизнью;

- самостоятельное составление задач.

3. Лабораторные работы:

-ученику должно быть ясно, зачем он действует:

- цель - важный физический вывод;

- овладение способом измерения физических величин;

- расчет физических величин, когда данные получают самостоятельно;

- сборка простейших приборов;

- творческие экспериментальные задания.

4. Организация и проверка домашнего задания:

- взаимный опрос учащихся;

- составление рецензии на ответ другого учащегося;

- опрос в виде беседы;

- работа с текстом параграфа (составление плана, рецензии);

- творческие задания (составление задач, кроссвордов, проведение домашних наблюдений);

- экспериментальные домашние задания;

- проверка домашнего задания в виде дидактической игры.

5.Уроки контроль - итоги:

- соревнования;

- дидактические игры;

- конференции(тематические,профориентационные);

- защита темы;

- защита проектов;

- уроки - экскурсии.


© 2010-2022