• Преподавателю
  • Физика
  • Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

  В конце курса физики 9 класса проводим интегрированный урок по теме "Биологическое действие радиации" совместно с учителем биологии (и ОБЖ). В плане предусмотрено совмещение двух уроков подряд, ибо на одном уроке  невозможно изложить большое количество информации. Мы решили не пользоваться готовыми презентациями из Интернета. а составить свой план урока. который будет приемлем для учеников сельской малокомплектной школы. Заранее раздаём задания для будущих сообщений по отдельным вопросам темы....
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

ЦЕЛИ УРОКА:

1). Дать знания о том, что НТР имеет большое значение для общества, этот процесс неизбежен, что есть как положительные, так и отрицательные последствия НТР для жизни человечества.

2). Приобщить учеников к глобальным проблемам развития общества и современности.

3). Пробудить у них гражданскую совесть, дать почувствовать ответственность за страну и природу.

ПЛАН.

  1. Орг. Момент.

О теме урока, о вопросах, о виде урока.



  1. Беседа на тему «Что такое научно-техническая революция».

Что такое НТР? Примеры того, что НТР идёт, что есть прогресс в технике, в развитии технологий, в образованности масс.

Есть этот процесс положительный или имеются оговорки? В чём, по-вашему, отрицательные стороны НТР?

Можно ли решить эти проблемы? Следует ли отказаться от НТР и её завоеваний?

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

Пьер Кюри в нобелевской речи 1903 года:

«Можно думать, что в преступных руках радий станет очень опасным, и здесь уместно задать вопрос: заинтересовано ли человечество в дальнейшем раскрытии секретов природы, достаточно ли оно созрело для того, чтобы с пользой применить полученные знания, не могут ли они повлиять отрицательно на будущее человечества?»

В чём прав учёный? Можете ли вы, ребята, подтвердить примерами правоту его опасений?

Какие науки «виновны» в том, что завоевания науки стали опасны для жизни человечества?

Почему происходит так, что происходят войны и локальные конфликты, потрясения, захват иностранных государств, территорий, открытое давление на политики иностранных государств?

ВЫВОД ИЗ ЭТОЙ БЕСЕДЫ: НА ЗЕМЛЕ ЕСТЬ КЛАНЫ И КЛАССЫ, ИХ ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫЕ, НИКАКОГО КОНСЕНСУСА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, ПОЭТОМУ ВСЕГДА БУДУТ ВОЙНЫ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ БУДУТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ.



  1. СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ О ВИДАХ ВООРУЖЕНИЙ, ТАКИХ, КАК ХИМИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ.

1). Хим. Оружие бывает раздражающего, удушающего и кожно-нарывного действия. Газы применялись в ходе первой империалистической войны. Первыми их использовали французы и немцы, а во вьетнамской войне 60-х годов их использовали американцы против вьетнамцев.Это газовые камеры, умервление ставившие на поток. Отравляющие газы: зоман, зарин, бутан, угарный газ, изопрен, фреон и многие другие, как хлор.

2). Бактериалогическое оружие имеет огромные потенциальные возможности там, где народонаселение не способно защититься, не обладая знаниями, развитой системой защиты биологического характера.

3). Эти виды вооружений коварны тем, что их источник порой не обнаруживает себя, сам размножается, переносится облаком, ветром, отравляет воздух и воду.



  1. НЕБОЛЬШАЯ ЛЕКЦИЯ О ЯДЕРНОЙ БОМБЕ.

В то время, когда власть в Германии взяли фашисты, в рядах физиков-ядерщиков появилось и окрепло новое имя - Нильс Бор. Это был датский учёный, важнейшими открытиями которого были атомная энергия, энергия связи, модели строения атома водорода и физические обоснования правильности моделей атомов по Резерфорду. Германия занялась идеей построения атомной бомбы. В Берлине появился институт ядерной физики под руководством Лизы Мейтнер. Своевременно уехал из фашистской Германии великий Эйнштейн, вынужден был выехать из Дании и Нильс Бор. Есть учёные, которые служили нацистам: это Отто Ган, Гейзенберг и другие. Однако атомную бомбу создали не они, а американский физик Роберт Оппенгеймер. В то время, как победа над нацизмом была предрешена и уже победили, 6 августа 1945 года атомные бомбы были сброшены на Нагасаки и Хиросиму.

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

  1. Биологическое действие радиации. Небольшая лекция.

Радиоактивные излучения представляют опасность для здоровья и жизни. Частицы, вырывающиеся из атомного ядра из-за высокой своей энергии и заряда способны выбивать электроны из атомов и молекул. Ионизация вызывает появление свободных радикалов, те с вою очередь превращают клетки и макромолекулы организмов в нечто другое, хотя и живое, а именно: мутанты, онкоклетки, или убивают их. Радиация бьёт быстрее всего по кроветворным органам, по наследственному механизму, по плоду, по слизистым, по органам зрения.

Рассмотрим, в каких единицах измеряется радиация и её биологический эффект. Поглощённая доза излучения - отношение энергии к массе - в Гр (грэй).

В Рентгенах аналогичное, только для гамма- излучения и рентгеновского.

Учитывая, что разные органы организма по-разному облучаются, ввели эквивалентные показатели, которые отличаются от абсолютных коэффициентами, подсчитанными в опытах и клинических исследованиях, сведённых в таблицу. Так появились Бэры и Зиверты.

Н = Д*К Здесь Д - поглощённая доза, К - коэффициент качества, а Н - эквивалентная доза.

Естеств. Фон излучения составляет 0,1 - 0,2 мкЗв в час.

За жизнь человек может набрать до тысячи Зиверт без опасности для здоровья. Если же это произойдёт быстро, то неминуема лучевая болезнь, то есть комплекс вышеперечисленных симптомов, приведёт это к смерти. После Фукусимы и в Южной Африке наблюдения и клинические исследования проводили учёные мира, они и подтвердили теоретические выводы.

В заключение этой маленькой лекции назовём основные виды радиации, которая нам угрожает: это не уран и не радий, а стронций, йод, плутоний, которые есть во многих излучениях. Фон создают больницы, типографии, атомные реакторы, ускорители, склады радиоактивных отходов. Последние в списке уничтожить не удастся, эта проблема входит в число основных мировых проблем существования.



  1. ЧТО ЕЩЁ УГРОЖАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ? ( обсуждение).

Если оно будет бездумно уничтожать природу, не заботясь о её сохранности, чистоте, сохранении источников энергии, то есть опасность глобального кризиса планеты сразу по нескольким направлениям.

Перечислю ошибки и нарушения, которые встречаются вокруг нас, которые мы совершаем сами.

Это горение ламп, брошенный мусор, пластиковые упаковки (даже каждая дешёвая и никчёмная конфетка упакована, хотя того не стоит), вырубки, нарушения естественных русел рек, что ведёт к заболачиванию и выведению земель из пахотных в болотистые, замена продуктов на химические добавки, применение лекарственных препаратов не по назначению и безмерное, потребление алкоголя, сигарет, наркотиков, слив масел, химических отходов в ручьи и реки, слив канализации в естественные водоёмы.

Если на уроке есть возможность, желательно включить в заключение композицию Майкла Джексона о защите природы.

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кто хочет сделать выводы из сегодняшней темы?

Наука прошла большой и сложный путь развития от Египетских пирамид до атомной энергии, нанотехнологий и освоения Космоса. Она перетерпела и мрачные периоды застоев и катастроф, которые в своё время сменялись на подъём и ускорение. Её непрерывное развитие по восходящей линии. Началось сравнительно недавно, с Галилея и Коперника. Но и здесь были сомнения и разочарования. Только побеждал разум. Так что, дорогу разуму! Относитесь к природе бережно и разумно. Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечествоИнтегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ОБЖ по теме Научно-техническая революция и человечество



© 2010-2022