- Преподавателю
- Физика
- Внеклассное мероприятие по физике и астрономии
Внеклассное мероприятие по физике и астрономии
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Марченкова И.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие по физике и астрономии «Космическая одиссея»
Цель: воспитывать у учащихся интерес к изучению физики и астрономии, показать взаимосвязь этих наук, применение знаний по физике при изучении астрономии, развивать у учащихся память и логическое мышление, формировать у них научное мировоззрение.
В вечере участвуют 2 команды учащихся и зрители. Заранее выбрано жюри. Звучит музыка. Учитель приветствует всех присутствующих, представляет участников соревнования и жюри.
1. Конкурс-разминка «Внимание: невесомость!»
Цель этого конкурса - выявить знания учеников о странном на первый взгляд физическом явлении: когда исчезает вес тела; рассмотреть, выполняются или нет в этой ситуации, изученные на уроках физические закономерности.
Учитель. Невесомость - удивительное состояние. Удивление вызывает тот факт, что при наличии сил тяготения исчезает вес тела. Физики по этому поводу шутят: «В условиях невесомости все выглядит так же, как в условиях весомости, за исключением отсутствия веса, в связи, с чем при невесомости все выглядит не так, как в условиях весомости».
В невесомости, при свободном полете космического корабля, т. е. в полете с выключенными двигателями:
1. Пишет ли перьевая ручка?
2. Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?
3. Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом?
4. Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?
5. Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?
В условиях невесомости:
6. Плавает ли пробка на поверхности воды?
7. Вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить?
8. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов?
Оценивают этот конкурс, давая один балл за каждый верный ответ и один балл за каждое правильное объяснение.
2. Конкурс - домашнее задание
1команда
Старт ракеты. Вот как описывает Герман Степанович Титов начало полета:
«Когда приезжаешь на космодром перед стартом, то видишь устремленное ввысь огромное серебристое тело ракеты высотой в многоэтажный дом, окруженное башнями и фермами обслуживания, окутанное белым колеблющимся маревом испарений топлива. Зрелище фантастическое! Как будто космический корабль, детище человеческих рук, начинает жить независимо от людей своей собственной жизнью.
Однако это не так. И вот уже слышится:
- Ключ на старт!
Пошли электронные часы. Пуск ракеты рассчитан с точностью до третьего знака секунды. Далее новая команда:
- Зажигание!
Из-под ракеты вырывается ослепительное пламя. Раздается оглушительный грохот. Массивные, ажурного плетения фермы, будто скорлупка диковинного ореха, раскалываются на части и освобождают стройную ракету. Сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее она набирает скорость. Важно одно: скорость должна быть расчетной, чтобы полет прошел успешно».
Вопрос. В учебнике по физике для девятого класса вычислена первая космическая скорость - 8 км/с и дано следующее пояснение: «Такую скорость в горизонтальном направлении нужно сообщать телу у поверхности Земли, чтобы оно не упало, а стало ее спутником, движущимся по круговой орбите». Между тем многочисленные телерепортажи и фотографии свидетельствуют, что ракета стартует вертикально вверх. Как это несоответствие объяснить?
Ответ. Ракета обычно запускается вертикально, затем на соответствующей высоте по заданной программе поворачивается на некоторый угол к вертикали, и по прекращении работы двигателя выводимый ею аппарат движется свободно по траектории, близкой к круговой.
Вопрос. На уроках физики нам говорили, что при стартах и посадках космонавты испытывают перегрузки, вследствие чего их вес увеличивается. Увеличивается вес даже внутренних органов, что вызывает болезненные ощущения и может стать опасным для здоровья. Опасно ли для здоровья космонавтов участие в космических полетах?
Ответ. Перегрузка... Для одних это только термин, для других - победа, которую они хотели, и для которой у них нашлось упорство и время, чтобы ее завоевать. Для третьих - тех, кому не повезло,- перегрузки стали смертью.
Исследования и эксперименты установили, что здоровый, тренированный человек удовлетворительно переносит 6-7-кратное превышение своего веса в течение пяти минут; 10-кратное - в течение двух минут и 12-кратное - в течение нескольких десятков секунд, когда перегрузка действует в направлении грудь - спина.
Систематические тренировки на центрифуге и наиболее безопасное положение летчика при старте помогают не только спокойно переносить перегрузки, но и сохранять ясную голову, следить за показаниями приборов. Что касается здоровья, то всякие тренировки его только укрепляют, уносят лишний вес, усиливают выносливость, дают великолепный, неоспоримый эффект.
Вопрос. С какими новыми, ранее незнакомыми ощущениями космонавты встретились во время космических полетов?
Ответ. Неожиданным ощущением для большинства из них является невесомость. Слово невесомость в начале XX в. пришлось придумать Циолковскому для обозначения совершенно необычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, отключив двигатели, обращается вокруг Земли.
Специалисты космической медицины установили три группы людей, по-разному переносящих невесомость. Первые ощущают чувство падения. Они до смерти напуганы своим новым состоянием, и ни о каких осознанных действиях у них не может быть и речи. Им космос противопоказан. Вторая группа людей испытывает разные неудобства: то им кажется, что они висят, как летучие мыши, головой вниз, то они опрокидываются на спину. Невесомость отвлекает их внимание, снижает работоспособность. Некоторым космонавтам в этом состоянии хорошо помогают русские кислые щи, которые входят в их меню.
К третьей группе относятся люди, которым невесомость не доставляет заметных неприятностей. Они быстро приспосабливаются к этому состоянию и даже испытывают радость, возбуждение, подъем, парящее чувство свободы.
У нас есть описание выхода космонавта из пилотского кресла, который был выполнен во время полета А. Николаевым. Описание дал Ю. А. Гагарин:
«По графику, заранее разработанному на Земле, подходило время одного из весьма важных опытов, который надлежало провести Андриану Николаеву,- выход из пилотского кресла. Этого, как известно, не делал ни я, ни Герман Титов. Естественно, мы все ожидали этого момента с нетерпением и настороженностью. Ведь никто не знал, что может произойти с космонавтом, когда в состоянии невесомости он освободится от привязных ремней, окажется в свободном «плавании», и сможет ли один, без чьей-либо помощи, вернуться обратно в кресло. Вдруг он очутится под потолком кабины и не сможет опуститься на свое рабочее место? Вернувшись на Землю, он рассказывал нам, что это было удивительно приятное, ни с чем не сравнимое состояние: ничего не весишь, ни на что не опираешься и вместе с тем можешь все делать. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все было видно, все слышно, что передавала Земля.
Павел Попович, может быть, с излишней горячностью освободился от привязных ремней и был тут же наказан за эту по спешность. Тело его мгновенно всплыло вверх, и голова ударилась о потолок кабины. Это был предметный урок того, что в космосе надо вести себя осторожно.
Первое свободное «плавание» Андриана Николаева продолжалось около часа. Никаких затруднений при этом космонавт не испытывал. Достаточно было коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону, а коснувшись потолка, опуститься в кресло».
Вопрос. Знаете ли вы курьезные случаи, которые случаются с космонавтами, находящимися в состоянии невесомости?
Ответ. При первых полетах в космос не обошлось без курьезов. Сначала мы расскажем о случае из воспоминаний Г. С. Титова:
«Г. С. Титов - первый человек, проживший сутки на борту корабля в состоянии невесомости, рассказывал: заснуть ему удалось почти сразу. Сказалась усталость первых трудовых часов в полете. Проснулся Герман Степанович от неожиданного толчка в бок. В чем дело? Прежде всего, посмотрел на показания приборов. Все в порядке. И только взглянув на свои висящие в воздухе руки, все понял и, не удержавшись, рассмеялся. Ну конечно, во сне он нечаянно сам себя толкнул рукой и поэтому проснулся.
Заправив на всякий случай руки под привязные ремни, Герман Степанович спокойно заснул. И спал теперь уже так крепко, что даже проснулся на целых 30 мин позже назначенного времени».
Теперь - случай из полета Ю. А. Гагарина.
Возможно, вы заметили, что крышечки туб прикреплены к ним капроновыми нитками. И это не случайно. Так повелось во времена первых космических полетов.
Первых, но не первого. Во время полета Юрия Гагарина это не было сделано. И поэтому первому космонавту пришлось во время завтрака несколько секунд ловить уплывающую крышечку. Между прочим, таким же непослушным оказался и карандаш, которым Юрий Гагарин производил свои записи в бортовом журнале. Это, конечно, было учтено при подготовке к последующим полетам. С тех пор и карандаш привязывают к бортжурналу, и крышечки - к тубам с пищей.
Среди разнообразных штатных операций, выполняемых во время полета, космонавты выходят в открытый космос для работы и исследований. Владимиру Ляхову и Валерию Рюмину пришлось освобождать от сетки радиоантенны станции «Салют-6»; Юрий Романенко и Георгий Гречко, Владимир Коваленок и Александр Иванченков, Анатолий Береговой и Владимир Лебедев проводили осмотр станций, демонтаж и частичную замену научной аппаратуры, установленной на внешней поверхности станции; Светлана Савицкая испытывала прибор по резке и сварке металлов. В ходе 150-суточного полета на борту орбитального научно-исследовательского комплекса «Салют-7» - «Союз» Владимир Ляхов, Александр Александров дважды совершали выход в космос для установки двух дополнительных солнечных батарей. Общая продолжительность пребывания в открытом космосе составила 5 ч 45 мин.
Вопрос. Какие ощущения испытывают космонавты от невесомости в свободном плавании?
Ответ. На такой же вопрос ответил Алексей Леонов. Все так же, как и в корабле, но еще удобнее. Простор всем движениям. Дышать хорошо. Пожалуй, лучше даже, чем на Земле. Правда, скафандр несколько сопротивлялся изменению формы моего тела, сгибанию рук и ног. Поэтому нужны усилия, чтобы работать.
Вопрос. Не похоже ли «плавание» в космосе на плавание в воде?
Ответ. И вновь ответ Алексея Леонова: нет! В воде чувствуешь обтекание тела, сопротивление среды. И тело надо держать в более или менее определенном положении. Здесь же - витаешь, как нравится. Я распростер, например, руки, ноги и повис. А подо мною - Земля.
Вопрос. Как тренируют космонавтов к работе в открытом космосе?
Ответ. На Земле тщательно отрабатывается каждая операция. Тренировки проводятся в гидробассейне, так как моделирование невесомости в воде в какой-то степени похоже на реальные условия работы в космосе.
Вопрос. Как уменьшить вредное воздействие перегрузок на человека?
Ответ. Прежде всего, тренировками, затем положением космонавта в кресле (почти лежа) и формой кресла. Кресло создают персонально для каждого космонавта, при этом его форма полностью соответствует фигуре космонавт.
2 команда
Это домашнее задание подготовила другая команда. О своей редкой профессии рассказывает радиоастроном.
Радиоастроном. Расскажу сначала немного о себе.
Ежедневно я усаживаюсь у своего приемника и слушаю голос Вселенной. Такая у меня работа. В принципе она ничем не отличается от прослушивания радиовещательных станций Земли. Любой радиолюбитель и радист, имеющий приемник и антенну, слушает далекие голоса оттуда, откуда не услышишь человеческого голоса. Это в принципе, а в действительности... Я имею в виду чисто психологические эмоции, те напряжения души, что испытывает всякий радиоастроном во время своего очередного дежурства у рабочего пульта радиотелескопа.
Итак, я получаю рабочее задание: измерить поток излучения от какого-либо космического источника достаточно большого размера. Направляю антенну радиотелескопа на точку неба, лежащую немного впереди этого источника, по суточному вращению небесного свода и включаю приемник. И пока он только шумит, пока антенна входит в область изучения исследуемого объекта, пока самописец записывает на бумажной ленте принимаемые сигналы, тебя одолевают мысли о том... Но об этом потом... Сначала о таких же специалистах, как я. С чего началась наша профессия?
Это был конец 1932 г. По распоряжению дирекции известной фирмы «Белл» в США только что окончивший университет неизвестный инженер Карл Янский исследует грозовые помехи, которые мешают трансатлантической радиотелефонной связи. И к концу года своей работы с уверенностью определяет место на небе, откуда исходят внеземные помехи: часть Млечного Пути, в которой расположен центр нашей Галактики, другой источник помех - в противоположном направлении. Ему было 27 лет, и он открыл новую область науки. Пойманный им космический «голос» транслировался радиовещательными станциями. Карл Янский - первый представитель новой профессии, радиоастроном. Мало кто из людей может назвать первого человека своей специальности!
Но не это обстоятельство вносит в мою жизнь нервное напряжение ожидания. Моя работа, как многие другие: включаешь, пишешь, обрабатываешь результаты записи космического шума. Шум как шум, запись как запись... Если бы не... романтика новых идей.
Начиналось все и вправду более чем романтично. 1960-й год. Мощный радиопередатчик послал сигналы по адресу: космос, звезда Тау Кита. Героя этого дня звали более чем эффектно: Френсис Дрейк. Этот человек, житель Земли, впервые попробовал установить связь со звездами. До этого он их только слушал, а теперь решился «поговорить». Вряд ли он имел какое-нибудь отношение к знаменитому флотоводцу и пирату, герою войн между Англией и Испанией, человеку, вторым после Магеллана проплывшему вокруг Земли. Но астроном был пирату двойным тезкой, и в атаке его на космос было что-то флибустьерское.
Трудности поиска внеземных цивилизаций известны. В нашей Галактике около 1011 звезд, в наблюдаемой части Метагалактики - порядка 1010 галактик. У очень многих из этих 1021 звезд есть планетная система. Где цивилизация, которая «отзовется»? Где их искать, на каком участке неба, на какой длине волны? Небо слишком велико, диапазон возможных радиоволн огромен, а радиотелескопов пока слишком мало. Куда наводить их направленные антенны? Нынешние радиотелескопы имеют все технические возможности, чтобы отыскать внеземные цивилизации, но мы не знаем, где их следует искать.
Адреса поисков пытаются уточнить ученые, но возникает новый парадокс: мы не слышим Вселенную; с нашей точки зрения она молчит. А может быть, она вовсе не молчит, а мы ее не умеем слушать? На Землю поступают радиосигналы от внеземной цивилизации. Мы только не можем выделить их среди естественных радиоволн. Да и какие сигналы мы ищем: строго периодичные и в высокой степени упорядоченные! Кто знает, ее ли это сигналы? С чего это мы взяли, что радиоволны - идеальный межзвездный вид связи? Мы ими пользуемся всего три четверти века, а это не слишком много, в общем времени развития цивилизации. В XIX в. мы ждали «от братьев по разуму» световых сигналов, теперь ищем в виде радиоволн и имеем нового претендента - гравитационные волны. Возможно, что цивилизация имеет свой голос, который мы не умеем слушать.
Все это вносит в мою жизнь волнение неожиданного открытия. Не упустить бы возможность: и первому поговорить с разумным космосом.
Но меня, простого радиоастронома, как и ученых, изучающих этот вопрос, одолевают страхи и надежды.
Мы считаем нашу Землю средней и заурядной. Но может, она первая и единственная цивилизация в нашей части космоса? И. С. Шкловский, автор не только бесспорных астрономических открытий, но и головокружительных гипотез о далеких мирах, отказался от своих предположений и считает Землю единственной цивилизацией.
Не ошибиться бы в своем «открытии» цивилизации. Мы все помним 1967 г., когда английские астрономы, открывшие пульсары, приняли их излучение сначала за искусственные сигналы. Оно удовлетворяло критериям искусственности, было строго периодичным и упорядоченным. Но потом оказалось, что пульсаров невероятно много и особенность их излучений вполне соответствует естественным физическим процессам.
И, наконец, моральные страхи. История физики имеет немало примеров тому, как ученые раскаивались в своем открытии.
Опасность встречи с другой цивилизацией не столько в прямой схватке, войне и рабстве, сколько в социальных последствиях контакта: навязывании идей, приходе преждевременных знаний, которые можно перевести в оружие и развязать войну на Земле. Каждый должен прожить жизнь по своим законам и опасно пользоваться советами любого из обществ, отличных от имевшихся на Земле.
И все-таки каждый день, усаживаясь у радиотелескопа, я надеюсь, а вдруг. А вы, верите в существование внеземных цивилизаций, в возможность установления с ними двустороннего контакта?
Зрители и члены другой команды отвечают на этот вопрос.
Максимальное число баллов за выполнение домашнего задания - 4.
-
Конкурс капитанов «Полет к Луне»
Задание первое (общее для двух капитанов). Вспомните, в каких литературных произведениях описаны путешествия на Луну. Какими способами литературные герои попали на наш естественный спутник? Возможны ли с точки зрения физики эти способы?
Задание второе (капитану первой команды). Докажите, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем сила тяжести на Земле.
(Капитану второй команды.) Дайте ответ на основании прочитанных вами материалов и просмотренных передач об изучении космического пространства: как на Земле имитировать лунную гравитацию, чтобы тренироваться и подготовиться к ходьбе на Луне?
Задание третье.
Учитель. Я прочитаю отрывок из книги М. И. Блудова «Беседы по физике», который называется «Станция назначения - Луна». В нем приводятся этапы освоения Луны человеком с помощью автоматических станций. Намеренно не буду произносить даты - буду делать паузы. (Во время таких пауз капитаны должны записать эти даты (год и месяц) на доске. Текст зачитывают, но даты не произносят.)
«После того как первые космические аппараты достигли поверхности Луны и сфотографировали ее поверхность с близкого расстояния, стал вопрос об осуществлении мягкой посадки на Луну и непосредственном исследовании ее грунта. Такая посадка была выполнена советской автоматической станцией «Луна-9» в феврале 1966 г. Станция передала на Землю панораму лунного ландшафта в Океане Бурь и позволила сделать заключение о характере и прочности лунного грунта.
Американская программа «Аполлон» поставила целью отправку пилотируемых кораблей и в конечном счете высадку человека на Луну с возвращением на Землю. Облет Луны пилотируемым кораблем «Аполлон-8» и следующие за ним полеты кораблей «Аполлон-9» и «Аполлон-10» были проведены с целью отработки важнейших моментов управления и подготовки к мягкой посадке астронавтов на Луну. С мыса Кеннеди стартовала ракета «Сатурн», унося корабль «Аполлон-11» в направлении к Луне 16 июля 1969 г. Через 103 ч полета 20 июля он совершил посадку в районе Моря Спокойствия. Первый человек Нил Амстронг ступил на поверхность Луны 21 июля 1969г. Через 20 минут второй астронавт Эдвин Олдрин присоединился к нему.
Большое достижение советской науки и техники - автоматическая станция «Луна-16». Она в районе Моря Изобилия совершила мягкую посадку 20 сентября 1970 г. По команде с Земли автоматический бур провел сверление лунного грунта и взял образцы лунной пыли.
В том же 1970 г. автоматическая станция «Луна-17» доставила на Луну самоходный аппарат «Луноход-1», который около 11 месяцев (до октября 1971 г.) по команде с Земли перемещался, «осматривал» окружающую его местность, «трогал» грунт, выполнял большой комплекс разнообразных научных исследований.
Автоматическая станция «Луна-20» по команде с Земли взяла образцы грунта в горном районе в феврале 1972 г.».
При оценке конкурса жюри исходит из следующего: максимальное число баллов за выполнение первого задания- 3, второго- 2, третьего- 1 за каждую правильную дату.
4.Конкурс зрителей
Учитель предлагает зрителям совместно с известными литературными героями и космонавтами совершить «полет к Луне». Участников вечера необходимо подготовить к такому путешествию, для чего следует провести небольшой «предстартовый инструктаж». Учитель рассказывает о Луне, приводит сравнительные данные Земли и Луны. Это поможет всем в зале понять, как меняются условия жизни и работы на Луне по сравнению с условиями на Земле, и оценить правильность ответов капитанов.
Учитель. Луна - естественный спутник Земли, ближайшее к нам космическое тело, которое на протяжении многих столетий привлекала к себе внимание человечества. Луна совсем не шарообразна, однако можно записать ее средний радиус. Он равен 1738 км; это значительно меньше, чем средний радиус Земли, который равен 6400 км. Масса Луны меньше массы Земли в 81 раз. Сила тяжести на Луне в шесть раз слабее земной.
Чтобы совершить круговой полет вокруг Земли, нужно развить скорость у поверхности Земли 8 км/с. Чтобы покинуть Луну, нужна скорость 2,5 км/с.
Так как лунная гравитации в 6 раз слабее земной, то, попав на Луну, человек получит возможность передвигаться прыжками. При этом он будет подпрыгивать на высоту 2,5-3 м и более, а в длину перемещаться на 5-10 м. Непросто при таком способе передвижения удерживать равновесие путем согласованных движений рук и ног. Несоответствующее по силе и нескоординированное (втянутое или резкое) движение рук во время удлиненного прыжка может привести к вращательному движению туловища.
Таким образом, необходимо тренировать на Земле ходьбу по лунной поверхности, так как уменьшение силы притяжения к Луне ведет к значительному изменению двигательного акта при ходьбе. Как это делается?
Максимальное число баллов за выполнение 4 конкурса - 3.
5. Конкурс эрудитов
На большом экране демонстрируется кинофрагмент о взлете космического корабля, а затем диапозитивы, дающие представление о звездном небе. Звучит космическая музыка. На сцену выходит ученик в костюме космонавта. В его рассказе будут ошибки, участникам команд нужно их заметить. Ученик говорит: «Уже несколько дней наш корабль находится в поле тяготения звезды F-148593, обладающей планетной системой. Сегодня наш экипаж завершает исследования седьмой планеты. На ней нет атмосферы.
Оставив в стороне чисто научные результаты исследования, которые занесены в соответствующие бортовые журналы, расскажу об одном дне нашего путешествия.
Проснувшись с восходом солнца, я посмотрел на себя в зеркало. С его поверхности на меня смотрело мужественное лицо - мой вид меня удовлетворил.
После завтрака мы высадились на планету и начали осматривать грунт. Дело происходило на освещенной стороне. Над нами сияло небо удивительной голубизны, только красная кромка ограничивала горизонт.
Собрав ряд образцов, я взглянул на контрольный термометр и обнаружил, что мой скафандр нагрелся. Я тут же поспешил в тень. Это была просторная пещера, образованная нагромождением больших камней. Свет проникал сюда лишь через небольшое отверстие, послужившее мне входом. Внутри царила приятная прохлада, и было полутемно.
Сделав несколько шагов, я наскочил на какой-то невидимый предмет и решил, что он состоит из вещества, показатель преломления которого близок к нулю. Мне удалось отломить от него кусочек. Оказалось, что это вещество хорошо разлагает белый свет на несколько разноцветных полос равной толщины. Я подумал, что из этого вещества после некоторой огранки могут получиться бриллианты огромного размера, и обрадовался удивительно ценной находке. Мелькнула мысль: а не сообщить ли о ней на Землю по радио. Но эту мысль тут же сменило соображение, что в данный момент это не имеет смысла: корабль сейчас быстро полетит к Земле, и мы обгоним свое сообщение».
Максимальное число баллов за выполнение 5 конкурса - 6.
Учитель подводит итоги, благодарит всех. Жюри оглашает результаты.