Внеклассное мероприятие по физике и астрономии

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по физике и астрономии «Космическая одиссея»


Цель: воспитывать у учащихся интерес к изучению физики и астрономии, показать взаимосвязь этих наук, применение знаний по физике при изучении астрономии, развивать у учащихся память и логическое мышление, формировать у них научное мировоззрение.

В вечере участвуют 2 команды учащихся и зрители. Заранее выбрано жюри. Звучит музыка. Учитель приветствует всех присутствующих, представляет участников соревнования и жюри.

1. Конкурс-разминка «Внимание: невесомость!»

Цель этого конкурса - выявить знания учеников о странном на первый взгляд физическом явлении: когда исчезает вес тела; рассмотреть, выполняются или нет в этой ситуации, изученные на уроках физические закономерности.

Учитель. Невесомость - удивительное состояние. Удивле­ние вызывает тот факт, что при наличии сил тяготения исчезает вес тела. Физики по этому поводу шутят: «В условиях невесомо­сти все выглядит так же, как в условиях весомости, за исключе­нием отсутствия веса, в связи, с чем при невесомости все выглядит не так, как в условиях весомости».

В невесомости, при свободном полете космиче­ского корабля, т. е. в полете с выключенными двигателями:

1. Пишет ли перьевая ручка?

2. Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал не­осторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?

3. Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром-анероидом?

4. Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?

5. Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?

В условиях невесомости:

6. Плавает ли пробка на поверхности воды?

7. Вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить?

8. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов?

Оцени­вают этот конкурс, давая один балл за каждый верный ответ и один балл за каждое правильное объяснение.

2. Конкурс - домашнее задание

1команда

Старт ракеты. Вот как описывает Герман Степанович Титов на­чало полета:

«Когда приезжаешь на космодром перед стартом, то видишь устремленное ввысь огромное серебристое тело ракеты высотой в многоэтажный дом, окруженное башнями и фермами обслужива­ния, окутанное белым колеблющимся маревом испарений топли­ва. Зрелище фантастическое! Как будто космический корабль, де­тище человеческих рук, начинает жить независимо от людей своей собственной жизнью.

Однако это не так. И вот уже слышится:

- Ключ на старт!

Пошли электронные часы. Пуск ракеты рассчитан с точностью до третьего знака секунды. Далее новая команда:

- Зажигание!

Из-под ракеты вырывается ослепительное пламя. Раздается оглушительный грохот. Массивные, ажурного плетения фермы, будто скорлупка диковинного ореха, раскалываются на части и освобождают стройную ракету. Сначала медленно, а затем все быстрее и быстрее она набирает скорость. Важно одно: скорость должна быть расчетной, чтобы полет прошел успешно».

Вопрос. В учебнике по физике для девятого класса вычис­лена первая космическая скорость - 8 км/с и дано следующее пояснение: «Такую скорость в горизонтальном направлении нуж­но сообщать телу у поверхности Земли, чтобы оно не упало, а стало ее спутником, движущимся по круговой орбите». Между тем многочисленные телерепортажи и фотографии свидетельству­ют, что ракета стартует вертикально вверх. Как это несоответ­ствие объяснить?

Ответ. Ракета обычно запускается вертикально, затем на со­ответствующей высоте по заданной программе поворачивается на некоторый угол к вертикали, и по прекращении работы двигателя выводимый ею аппарат движется свободно по траектории, близ­кой к круговой.

Вопрос. На уроках физики нам говорили, что при стартах и посадках космонавты испытывают перегрузки, вследствие чего их вес увеличивается. Увеличивается вес даже внутренних органов, что вызывает болезненные ощущения и может стать опасным для здоровья. Опасно ли для здоровья космонавтов участие в косми­ческих полетах?

Ответ. Перегрузка... Для одних это только термин, для дру­гих - победа, которую они хотели, и для которой у них нашлось упорство и время, чтобы ее завоевать. Для третьих - тех, кому не повезло,- перегрузки стали смертью.

Исследования и эксперименты установили, что здоровый, тренированный человек удовлетворительно переносит 6-7-крат­ное превышение своего веса в течение пяти минут; 10-кратное - в течение двух минут и 12-кратное - в течение нескольких десятков секунд, когда перегрузка действует в направлении грудь - спина.

Систематические тренировки на центрифуге и наиболее без­опасное положение летчика при старте помогают не только спо­койно переносить перегрузки, но и сохранять ясную голову, сле­дить за показаниями приборов. Что касается здоровья, то всякие тренировки его только укрепляют, уносят лишний вес, усиливают выносливость, дают великолепный, неоспоримый эффект.

Вопрос. С какими новыми, ранее незнакомыми ощущения­ми космонавты встретились во время космических полетов?

Ответ. Неожиданным ощущением для большинства из них является невесомость. Слово невесомость в начале XX в. приш­лось придумать Циолковскому для обозначения совершенно не­обычного состояния, которое наступает в ракете, когда она, от­ключив двигатели, обращается вокруг Земли.

Специалисты космической медицины установили три группы людей, по-разному переносящих невесомость. Первые ощущают чувство падения. Они до смерти напуганы своим новым состоя­нием, и ни о каких осознанных действиях у них не может быть и речи. Им космос противопоказан. Вторая группа людей испыты­вает разные неудобства: то им кажется, что они висят, как лету­чие мыши, головой вниз, то они опрокидываются на спину. Не­весомость отвлекает их внимание, снижает работоспособность. Некоторым космонавтам в этом состоянии хорошо помогают рус­ские кислые щи, которые входят в их меню.

К третьей группе относятся люди, которым невесомость не доставляет заметных неприятностей. Они быстро приспосаблива­ются к этому состоянию и даже испытывают радость, возбужде­ние, подъем, парящее чувство свободы.

У нас есть описание выхода космонавта из пилот­ского кресла, который был выполнен во время полета А. Николае­вым. Описание дал Ю. А. Гагарин:

«По графику, заранее разработанному на Земле, подходило время одного из весьма важных опытов, который надлежало про­вести Андриану Николаеву,- выход из пилотского кресла. Этого, как известно, не делал ни я, ни Герман Титов. Естественно, мы все ожидали этого момента с нетерпением и настороженностью. Ведь никто не знал, что может произойти с космонавтом, когда в состоянии невесомости он освободится от привязных ремней, окажется в свободном «плавании», и сможет ли один, без чьей-либо помощи, вернуться обратно в кресло. Вдруг он очутится под потолком кабины и не сможет опуститься на свое рабочее место? Вернувшись на Землю, он рассказывал нам, что это было удиви­тельно приятное, ни с чем не сравнимое состояние: ничего не ве­сишь, ни на что не опираешься и вместе с тем можешь все делать. Все движения координированы, а зрение и слух безукоризненны: все было видно, все слышно, что передавала Земля.

Павел Попович, может быть, с излишней горячностью осво­бодился от привязных ремней и был тут же наказан за эту по спешность. Тело его мгновенно всплыло вверх, и голова удари­лась о потолок кабины. Это был предметный урок того, что в космосе надо вести себя осторожно.

Первое свободное «плавание» Андриана Николаева продол­жалось около часа. Никаких затруднений при этом космонавт не испытывал. Достаточно было коснуться пальцем стенки кабины, чтобы поплыть в противоположную сторону, а коснувшись потол­ка, опуститься в кресло».

Вопрос. Знаете ли вы курьезные случаи, которые случают­ся с космонавтами, находящимися в состоянии невесомости?

Ответ. При первых полетах в космос не обошлось без курье­зов. Сначала мы расскажем о случае из воспоминаний Г. С. Ти­това:

«Г. С. Титов - первый человек, проживший сутки на борту корабля в состоянии невесомости, рассказывал: заснуть ему уда­лось почти сразу. Сказалась усталость первых трудовых часов в полете. Проснулся Герман Степанович от неожиданного толчка в бок. В чем дело? Прежде всего, посмотрел на показания прибо­ров. Все в порядке. И только взглянув на свои висящие в воздухе руки, все понял и, не удержавшись, рассмеялся. Ну конечно, во сне он нечаянно сам себя толкнул рукой и поэтому проснулся.

Заправив на всякий случай руки под привязные ремни, Гер­ман Степанович спокойно заснул. И спал теперь уже так крепко, что даже проснулся на целых 30 мин позже назначенного вре­мени».

Теперь - случай из полета Ю. А. Гагарина.

Возможно, вы заметили, что крышечки туб прикреплены к ним капроновыми нитками. И это не случайно. Так повелось во времена первых космических полетов.

Первых, но не первого. Во время полета Юрия Гагарина это не было сделано. И поэтому первому космонавту пришлось во время завтрака несколько секунд ловить уплывающую крышечку. Между прочим, таким же непослушным оказался и карандаш, которым Юрий Гагарин производил свои записи в бортовом жур­нале. Это, конечно, было учтено при подготовке к последующим полетам. С тех пор и карандаш привязывают к бортжурналу, и крышечки - к тубам с пищей.

Среди разнообразных штатных операций, выпол­няемых во время полета, космонавты выходят в открытый космос для работы и исследований. Владимиру Ляхову и Валерию Рю­мину пришлось освобождать от сетки радиоантенны станции «Салют-6»; Юрий Романенко и Георгий Гречко, Владимир Коваленок и Александр Иванченков, Анатолий Береговой и Владимир Лебедев проводили осмотр станций, демонтаж и частичную за­мену научной аппаратуры, установленной на внешней поверхно­сти станции; Светлана Савицкая испытывала прибор по резке и сварке металлов. В ходе 150-суточного полета на борту орбиталь­ного научно-исследовательского комплекса «Салют-7» - «Союз» Владимир Ляхов, Александр Александров дважды совершали выход в космос для установки двух дополнительных солнечных ба­тарей. Общая продолжительность пребывания в открытом космо­се составила 5 ч 45 мин.

Вопрос. Какие ощущения испытывают космонавты от неве­сомости в свободном плавании?

Ответ. На такой же вопрос ответил Алексей Леонов. Все так же, как и в корабле, но еще удобнее. Простор всем движе­ниям. Дышать хорошо. Пожалуй, лучше даже, чем на Земле. Правда, скафандр несколько сопротивлялся изменению формы моего тела, сгибанию рук и ног. Поэтому нужны усилия, чтобы работать.

Вопрос. Не похоже ли «плавание» в космосе на плавание в воде?

Ответ. И вновь ответ Алексея Леонова: нет! В воде чувст­вуешь обтекание тела, сопротивление среды. И тело надо дер­жать в более или менее определенном положении. Здесь же - ви­таешь, как нравится. Я распростер, например, руки, ноги и повис. А подо мною - Земля.

Вопрос. Как тренируют космонавтов к работе в открытом космосе?

Ответ. На Земле тщательно отрабатывается каждая опера­ция. Тренировки проводятся в гидробассейне, так как моделиро­вание невесомости в воде в какой-то степени похоже на реаль­ные условия работы в космосе.

Вопрос. Как уменьшить вредное воздействие перегрузок на человека?

Ответ. Прежде всего, тренировками, затем положением кос­монавта в кресле (почти лежа) и формой кресла. Кресло созда­ют персонально для каждого космонавта, при этом его форма полностью соответствует фигуре космонавт.

2 команда

Это домашнее задание подготовила другая команда. О своей редкой профессии рассказывает радиоастроном.

Радиоастроном. Расскажу сначала немного о себе.

Ежедневно я усаживаюсь у своего приемника и слушаю голос Вселенной. Такая у меня работа. В принципе она ничем не отли­чается от прослушивания радиовещательных станций Земли. Лю­бой радиолюбитель и радист, имеющий приемник и антенну, слу­шает далекие голоса оттуда, откуда не услышишь человеческого голоса. Это в принципе, а в действительности... Я имею в виду чисто психологические эмоции, те напряжения души, что испытывает всякий радиоастроном во время своего очередного дежурства у рабочего пульта радиотелескопа.

Итак, я получаю рабочее задание: измерить поток излучения от какого-либо космического источника достаточно большого раз­мера. Направляю антенну радиотелескопа на точку неба, лежащую немного впереди этого источника, по суточному вращению небес­ного свода и включаю приемник. И пока он только шумит, пока антенна входит в область изучения исследуемого объекта, пока самописец записывает на бумажной ленте принимаемые сигналы, тебя одолевают мысли о том... Но об этом потом... Сначала о та­ких же специалистах, как я. С чего началась наша профессия?

Это был конец 1932 г. По распоряжению дирекции извест­ной фирмы «Белл» в США только что окончивший университет неизвестный инженер Карл Янский исследует грозовые помехи, которые мешают трансатлантической радиотелефонной связи. И к концу года своей работы с уверенностью определяет место на небе, откуда исходят внеземные помехи: часть Млечного Пути, в которой расположен центр нашей Галактики, другой источник помех - в противоположном направлении. Ему было 27 лет, и он открыл новую область науки. Пойманный им космический «го­лос» транслировался радиовещательными станциями. Карл Ян­ский - первый представитель новой профессии, радиоастроном. Мало кто из людей может назвать первого человека своей спе­циальности!

Но не это обстоятельство вносит в мою жизнь нервное напря­жение ожидания. Моя работа, как многие другие: включаешь, пишешь, обрабатываешь результаты записи космического шума. Шум как шум, запись как запись... Если бы не... романтика новых идей.

Начиналось все и вправду более чем романтично. 1960-й год. Мощный радиопередатчик послал сигналы по адресу: космос, звезда Тау Кита. Героя этого дня звали более чем эффектно: Френсис Дрейк. Этот человек, житель Земли, впервые попробовал установить связь со звездами. До этого он их только слушал, а теперь решился «поговорить». Вряд ли он имел какое-нибудь от­ношение к знаменитому флотоводцу и пирату, герою войн между Англией и Испанией, человеку, вторым после Магеллана проплыв­шему вокруг Земли. Но астроном был пирату двойным тезкой, и в атаке его на космос было что-то флибустьерское.

Трудности поиска внеземных цивилизаций известны. В нашей Галактике около 1011 звезд, в наблюдаемой части Метагалактики ­ - порядка 1010 галактик. У очень многих из этих 1021 звезд есть планетная система. Где цивилизация, которая «отзовется»? Где их искать, на каком участке неба, на какой длине волны? Небо слишком велико, диапазон возможных радиоволн огромен, а радиотелескопов пока слишком мало. Куда наводить их направленные антенны? Нынешние радиотелескопы имеют все техниче­ские возможности, чтобы отыскать внеземные цивилизации, но мы не знаем, где их следует искать.

Адреса поисков пытаются уточнить ученые, но возникает но­вый парадокс: мы не слышим Вселенную; с нашей точки зрения она молчит. А может быть, она вовсе не молчит, а мы ее не умеем слушать? На Землю поступают радиосигналы от внеземной циви­лизации. Мы только не можем выделить их среди естественных радиоволн. Да и какие сигналы мы ищем: строго периодичные и в высокой степени упорядоченные! Кто знает, ее ли это сигналы? С чего это мы взяли, что радиоволны - идеальный межзвездный вид связи? Мы ими пользуемся всего три четверти века, а это не слишком много, в общем времени развития цивилизации. В XIX в. мы ждали «от братьев по разуму» световых сигналов, теперь ищем в виде радиоволн и имеем нового претендента - гравита­ционные волны. Возможно, что цивилизация имеет свой голос, ко­торый мы не умеем слушать.

Все это вносит в мою жизнь волнение неожиданного откры­тия. Не упустить бы возможность: и первому поговорить с разум­ным космосом.

Но меня, простого радиоастронома, как и ученых, изучающих этот вопрос, одолевают страхи и надежды.

Мы считаем нашу Землю средней и заурядной. Но может, она первая и единственная цивилизация в нашей части космоса? И. С. Шкловский, автор не только бес­спорных астрономических открытий, но и головокружительных гипотез о далеких мирах, отказался от своих предположений и считает Землю единственной цивилизацией.

Не ошибиться бы в своем «открытии» цивилизации. Мы все помним 1967 г., когда английские астрономы, открывшие пульса­ры, приняли их излучение сначала за искусственные сигналы. Оно удовлетворяло критериям искусственности, было строго периодич­ным и упорядоченным. Но потом оказалось, что пульсаров не­вероятно много и особенность их излучений вполне соответствует естественным физическим процессам.

И, наконец, моральные страхи. История физики имеет немало примеров тому, как ученые раскаивались в своем открытии.

Опасность встречи с другой цивилизацией не столько в пря­мой схватке, войне и рабстве, сколько в социальных последствиях контакта: навязывании идей, приходе преждевременных знаний, которые можно перевести в оружие и развязать войну на Земле. Каждый должен прожить жизнь по своим законам и опасно поль­зоваться советами любого из обществ, отличных от имевшихся на Земле.

И все-таки каждый день, усаживаясь у радиотелескопа, я на­деюсь, а вдруг. А вы, верите в существование внеземных ци­вилизаций, в возможность установления с ними двустороннего контакта?

Зрители и члены другой команды отвечают на этот вопрос.

Макси­мальное число баллов за выполнение домашнего задания - 4.

  1. Конкурс капитанов «Полет к Луне»

Задание первое (общее для двух капитанов). Вспомни­те, в каких литературных произведениях описаны путешествия на Луну. Какими способами литературные герои попали на наш есте­ственный спутник? Возможны ли с точки зрения физики эти спо­собы?

Задание второе (капитану первой команды). Докажите, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем сила тяжести на Земле.

(Капитану второй команды.) Дайте ответ на основании про­читанных вами материалов и просмотренных передач об изуче­нии космического пространства: как на Земле имитировать лун­ную гравитацию, чтобы тренироваться и подготовиться к ходьбе на Луне?

Задание третье.

Учитель. Я прочитаю отрывок из книги М. И. Блудова «Бе­седы по физике», который называется «Станция назначения - Луна». В нем приводятся этапы освоения Луны человеком с по­мощью автоматических станций. Намеренно не буду произносить даты - буду делать паузы. (Во время таких пауз капитаны долж­ны записать эти даты (год и месяц) на доске. Текст зачитывают, но даты не произносят.)

«После того как первые космические аппараты достигли по­верхности Луны и сфотографировали ее поверхность с близкого расстояния, стал вопрос об осуществлении мягкой посадки на Лу­ну и непосредственном исследовании ее грунта. Такая посадка была выполнена советской автоматической станцией «Луна-9» в феврале 1966 г. Станция передала на Землю панораму лун­ного ландшафта в Океане Бурь и позволила сделать заключение о характере и прочности лунного грунта.

Американская программа «Аполлон» поставила целью отпр­авку пилотируемых кораблей и в конечном счете высадку человека на Луну с возвращением на Землю. Облет Луны пилотируемым кораблем «Аполлон-8» и следующие за ним полеты кораблей «Аполлон-9» и «Аполлон-10» были проведены с целью отработки важнейших моментов управления и подготовки к мягкой посадке астронавтов на Луну. С мыса Кеннеди стартовала ракета «Сатурн», унося корабль «Аполлон-11» в направлении к Луне 16 июля 1969 г. Через 103 ч полета 20 июля он совер­шил посадку в районе Моря Спокойствия. Первый человек Нил Амстронг ступил на поверхность Луны 21 июля 1969г. Через 20 минут второй астронавт Эдвин Олдрин присоединился к нему.

Большое достижение советской науки и техники - автомати­ческая станция «Луна-16». Она в районе Моря Изобилия совер­шила мягкую посадку 20 сентября 1970 г. По команде с Зем­ли автоматический бур провел сверление лунного грунта и взял образцы лунной пыли.

В том же 1970 г. автоматическая станция «Луна-17» доставила на Луну самоходный аппарат «Луноход-1», который около 11 месяцев (до октября 1971 г.) по команде с Земли переме­щался, «осматривал» окружающую его местность, «трогал» грунт, выполнял большой комплекс разнообразных научных исследо­ваний.

Автоматическая станция «Луна-20» по команде с Земли взяла образцы грунта в горном районе в феврале 1972 г.».

При оценке конкурса жюри исходит из следующего: макси­мальное число баллов за выполнение первого задания- 3, вто­рого- 2, третьего- 1 за каждую правильную дату.

4.Конкурс зрителей

Учитель предлагает зрителям совместно с известными литературными героями и космонавтами совершить «полет к Лу­не». Участников вечера необходимо подготовить к такому путе­шествию, для чего следует провести небольшой «предстартовый инструктаж». Учитель рассказывает о Луне, приводит сравнитель­ные данные Земли и Луны. Это поможет всем в зале понять, как меняются условия жизни и работы на Луне по сравнению с усло­виями на Земле, и оценить правильность ответов капитанов.

Учитель. Луна - естественный спутник Земли, ближайшее к нам космическое тело, которое на протяжении многих столе­тий привлекала к себе внимание человечества. Луна совсем не шарообразна, однако можно записать ее средний радиус. Он ра­вен 1738 км; это значительно меньше, чем средний радиус Земли, который равен 6400 км. Масса Луны меньше массы Земли в 81 раз. Сила тяжести на Луне в шесть раз слабее земной.

Чтобы совершить круговой полет вокруг Земли, нужно раз­вить скорость у поверхности Земли 8 км/с. Чтобы покинуть Луну, нужна скорость 2,5 км/с.

Так как лунная гравитации в 6 раз слабее земной, то, попав на Луну, человек получит возможность передвигаться прыжками. При этом он будет подпрыгивать на высоту 2,5-3 м и более, а в длину перемещаться на 5-10 м. Непросто при таком способе пе­редвижения удерживать равновесие путем согласованных движе­ний рук и ног. Несоответствующее по силе и нескоординированное (втянутое или резкое) движение рук во время удлиненного прыжка может привести к вращательному движению туловища.

Таким образом, необходимо тренировать на Земле ходьбу по лунной поверхности, так как уменьшение силы притяжения к Лу­не ведет к значительному изменению двигательного акта при ходьбе. Как это делается?

Макси­мальное число баллов за выполнение 4 конкурса - 3.

5. Конкурс эрудитов

На большом экране демонстрируется кинофрагмент о взлете космического корабля, а затем диапозитивы, дающие представле­ние о звездном небе. Звучит космическая музыка. На сцену вы­ходит ученик в костюме космонавта. В его рассказе будут ошибки, участникам команд нужно их заметить. Ученик говорит: «Уже несколько дней наш корабль находится в поле тяготения звезды F-148593, обладающей планетной системой. Сегодня наш экипаж завершает исследования седьмой планеты. На ней нет атмосферы.

Оставив в стороне чисто научные результаты исследования, которые занесены в соответствующие бортовые журналы, расска­жу об одном дне нашего путешествия.

Проснувшись с восходом солнца, я посмотрел на себя в зер­кало. С его поверхности на меня смотрело мужественное лицо - мой вид меня удовлетворил.

После завтрака мы высадились на планету и начали осматри­вать грунт. Дело происходило на освещенной стороне. Над нами сияло небо удивительной голубизны, только красная кромка огра­ничивала горизонт.

Собрав ряд образцов, я взглянул на контрольный термометр и обнаружил, что мой скафандр нагрелся. Я тут же поспешил в тень. Это была просторная пещера, образованная нагроможде­нием больших камней. Свет проникал сюда лишь через неболь­шое отверстие, послужившее мне входом. Внутри царила прият­ная прохлада, и было полутемно.

Сделав несколько шагов, я наскочил на какой-то невидимый предмет и решил, что он состоит из вещества, показатель прелом­ления которого близок к нулю. Мне удалось отломить от не­го кусочек. Оказалось, что это вещество хорошо разлагает белый свет на несколько разноцветных полос равной толщины. Я поду­мал, что из этого вещества после некоторой огранки могут полу­читься бриллианты огромного размера, и обрадовался удивитель­но ценной находке. Мелькнула мысль: а не сообщить ли о ней на Землю по радио. Но эту мысль тут же сменило соображе­ние, что в данный момент это не имеет смысла: корабль сейчас быстро полетит к Земле, и мы обгоним свое сообщение».

Макси­мальное число баллов за выполнение 5 конкурса - 6.

Учитель подводит итоги, благодарит всех. Жюри оглашает результаты.

© 2010-2022