Планирование по физике для СПО

"Описание материала: "Рaбoчая прoгрaммa учeбнoй дисциплины OДП.11 Физикa сoстaвлeнa в сooтвeтствии с «Рeкoмeндациями по рeализaции oбрaзовательной прoгрaммы среднего (полного) общего oбразoвания в oбрaзовaтельных учрeждениях СПO», на oснoве примерной программы, утвeрждeнной в 2008 гoду Дeпартамeнтом гoсударствeнной пoлитики и нoрмативнo-правoвoго рeгулировaния в сфeрe oбразoвания Минoбрнaуки Рoссии от 29.05.2007 №03-1180, для спeциальнoсти: 21.02.04 «Зeмлeустройство»08.02.01 Стрoительствo и экс...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»

«Утверждаю»

директор ГБПОУ КК ПСХК

______________ Ю.Г. Тимченко

10 июля 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДП.11 ФИЗИКА


По специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений





Краснодар 2014

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.11 Физика составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО», на основе примерной программы, утвержденной в 2008 году Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по методической работе

___________ И.М.Строцкая

_____________ ___20__г.

Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета №5 от 1 июля 2014г.

Организация - разработчик: ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»

Разработчик:

Ольховская Е.П. ___________

(подпись)

Преподаватель физики ГБОУ СПО ПСХК КК, физик

Рецензенты:

Внутренняя рецензия

Глухова С.В. ____________

(подпись)

Преподаватель физики компьютерных дисциплин ГБОУ СПО ПСХК КК, первая категория, физик, преподаватель

Внешняя рецензия

Добро Л.Ф. ____________

(подпись)

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и информационных систем физико-технического факультета ФГБОУ ВПО «КубГу»

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦК

Математических и естественнонаучных дисциплин

Председатель ЦК

_________________ (Пушкарева Н.Я.)

29.06.2014, протокол № 10

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика ОДП.11

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.11 Физика составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО», на основе примерной программы, утвержденной в 2008 году Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180, для специальности:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

ОДП.11 Физика изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования и является базовой дисциплиной.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОДП.11 Физика входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин.

Программа учебной дисциплины предназначена для базовой и углубленной подготовки.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

цели:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 253 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;

самостоятельной работы обучающегося 84 часа.

По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен по всему курсу.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

253

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:


теоретические занятия

143

лабораторные работы

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

84

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

84

Итоговая аттестация

Экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

Содержание учебного материала



1

Физика - наука о природе. Определение места дисциплины в

современном естествознании.

2

1

Лабораторная работа № 1 Определение плотности твёрдого тела правильной геометрической фигуры

2



Раздел 2. Механика




Тема 2.1. Кинематика

Содержание учебного материала

10



1

Относительность механического движения.

1

2

Характеристики механического движения: системы отсчета.

1

3

Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.

1,2

4

Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

2,3

5

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

1,2

Лабораторная работа № 2
Определение ускорения и скорости при равноускоренном движении

2


Самостоятельная работа обучающихся:
Графическое описание механического движения - равноускоренного и равномерного, решение задач.

6

Тема 2.2. Динамика:

Содержание учебного материала

4


1

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.
Законы динамики Ньютона.

1,2

2

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
Закон всемирного тяготения. Невесомость.


1,2

Самостоятельная работа обучающихся:
Золотое правило механики. Условия равновесия и основы статики, применяемые в будущей профессиональной деятельности строителя.

2


Тема 2.3. Законы сохранения:

Содержание учебного материала

4




1

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

1,2

2

Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

Закон сохранения импульса, реактивное движение, подготовка докладов

2


Лабораторные работы № 3,4
Изучение закона сохранения механической энергии
Исследование движения тела под действием нескольких сил

4

Тема 2.4 Колебания

Содержание учебного материала

6


1

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза

колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.


1

2

Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.

2,3

3

Ультразвук и его использование в технике.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Резонанс, свойства механических волн, ультразвук и его использование в технике, подготовка сообщений, презентация и докладов.

8


Лабораторная работа № 5

Исследование зависимости периода колебаний от длины маятника и определение ускорения свободного падения

2

Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика



Тема 3.1 Молекулярная физика

Содержание учебного материала

20


1

История атомистических учений. Масса и размеры молекул.

Тепловое движение.


1

2

Характеристика газообразного состояния вещества.

1

3

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

1,2

4

Уравнение Менделеева-Клайперона, графики изопроцессов.

1,2

5

Решение задач на уравнение Менделеева-Клайперона

3

6

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-

молекулярных представлений.

1

7

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней

кинетической энергией молекул газа

1,2

8

Изопроцессы. Модель строения жидкости.

1

9

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

2

10

Поверхностное натяжение и смачивание.

3

Самостоятельная работа обучающихся:
Основы МКТ. Влажность воздуха. Получение сведений о механических свойствах твердых тел, коэффициентах деформации и упругости, необходимые для профессиональной деятельности строителя.

6


Лабораторная работа №6

Определение поверхностного натяжения

2


Тема 3.2 Термодинамика

Содержание учебного материала

4


1

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.


1

2

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:
Невозможность двигателя второго рода. Устройство двигателей внутреннего сгорания.

4


Раздел 4. Электродинамика



Тема 4.1 Электричество

Содержание учебного материала

28


1

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон

сохранения электрического заряда.

1

2

Закон Кулона. Электрическое поле.

1

3

Напряженность поля, потенциал поля. Разность потенциалов.

1,2

4

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

1

5

Электроемкость. Конденсатор.

1

6

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение,

электрическое сопротивление.

2,3

7

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное

соединения проводников.

2,3

8

ЭДС источника тока

1

9

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Мощность электрического тока.

2,3

10

Электрический ток в металлах.

1

11

Электрический ток в газах, вакууме.

1

12

Электрический ток в электролитах.

1

13

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость

полупроводников

1

14

Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Мощность и работа тока. Потребление бытовыми приборами определенной мощности и расчет. Тепловое действие электрического тока.

22


Лабораторные работы № 7,8,9,10

8


1

Изучение закона Ома для участка цепи



2

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

3

Исследование зависимости мощности от напряжения

4

Определение заряда электрона используя явление электролиза

Тема 4.2 Магнетизм



Содержание учебного материала

24


1

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока.


1

2

Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.


1

3

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон

электромагнитной индукции Фарадея.


1,2

4

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.


2,3

5

Самоиндукция. Индуктивность.


2

6

Переменный ток. Принцип действия электрогенератора.


1

7

Трансформатор.


1

8

Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения.


1

9

Действующее значения силы тока и напряжения. Активное

сопротивление.


1,2

10

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.


1,2

11

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные колебания. Электрический резонанс


2

12

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.

2



Самостоятельная работа обучающихся:
Магнитное поле. Сила Ампера. Явление электромагнитной индукции. Трансформатор.

4


Тема 4.3 Электромагнитное поле

Содержание учебного материала

4


1

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

1

2

Принципы радиосвязи.

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Скорость электромагнитных волн в различных средах, виды электромагнитного излучения. Принцип работы радиоприемника, виды радиоволн.

4


Тема 4.4 Световые явления

Содержание учебного материала

10


1

Законы преломления света. Плоскопараллельная пластина. Призма.


1

2

Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

1,2

3

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

1

4

Основные параметры световых величин. Законы освещенности.

1,2

5

Дисперсия света, спектральный анализ. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение

1

Самостоятельная работа обучающихся:
Технические разработки, основанные на явлении полного внутреннего отражения. Оптические приборы - телескопы (рефлектор и рефрактор), микроскоп.

6


Лабораторные работы № 11-13

6


Исследование отражения света

Измерения показателя преломления вещества

Измерение длины световой волны

Раздел 5 Строение атома и квантовая физика



Содержание учебного материала

1

Волновые и корпускулярные свойства света. Гипотеза Планка о квантах.

20

1

2

Фотоэффект. Фотон.

1,2

3

Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта

3

4

Строение атома: планетарная модель и модель Бора.

1

5

Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.

1,2

6

Принцип действия и использование лазера.

1

7

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

1

8

Строение атомного ядра.

1

9

Энергия связи. Связь массы и энергии.

1,2

10

Ядерная энергетика.

3

Самостоятельная работа обучающихся:
Устройство альтернативного источника энергии солнечной батареи. Применение лазера в науке, технике и медицине.

10



Раздел 6 Эволюция Вселенной



Содержание учебного материала

7


1

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.



2

Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.


3

Образования планетных систем. Солнечная система.


4

Итоговое занятие, повторение изученного.


Самостоятельная работа обучающихся:
Эволюция вселенной. Классификация небесных тел, методы их изучения.

6


ИТОГО:


253



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «ОДП.11 Физика» требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия (плакаты с демонстрационным материалом, объемные модели строения Вселенной и модели атомов);

- наборы лабораторного оборудования «Механика», «Электричество», «Оптика»

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
- мультимедиа проектор с проекционным экраном


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Основные источники:

  1. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2008.

  2. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2008.

  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М. : Академия, 2010

  6. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2011.

2. Дополнительные источники:

  1. Открытая физика CD, часть 1: под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.

  2. Открытая физика CD, часть 2: под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.


  1. Интернет - ресурсы:

  1. Содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН.
    physics.ru/

  2. "Физика.ru" Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ fizika.ru/

  3. Сайт "ФИЗИКА" - одна из страничек сайта образовательных учреждений г. Междуреченска "Умник" umnik.rikt.ru/fizika/index/

  4. Основная литература для преподавателя

1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник - М.: Наука, 2010

2. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. Образоват. Учреждений сред. проф. образования - М.: Академия, 2010.

2. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2010.

  1. Дополнительная литература для преподавателя

1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М: Владос., 2011.

2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М: Просвещение, 2010.


  1. Журналы

1. «Физика»

2. «Квант»

3. «Наука и жизнь»

4. «Журнал МИФ»

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Форма контроля и оценивания


Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах №1.
Фронтальный опрос. Оценка докладов, индивидуальных заданий по всем разделам курса.

Знать мысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд

Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах № 2,3,4, 10.

Фронтальный опрос. Экспертное наблюдение процесса решения задач.

Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах № 2,3,4,7,8,9 10

Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Оценка докладов. Фронтальный опрос

Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.

Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах № 4,11,12,13.
Фронтальный опрос. Оценка индивидуальных заданий

Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных

Оценка выполнения и защиты лабораторных работ № 1-13

Уметь приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Оценка докладов, сообщений, презентаций и индивидуальных заданий.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

Оценка лабораторных работ № 1-13. Контроль и оценка самостоятельного решения задач.

Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Контроль и оценка самостоятельного и аудиторного решения задач. Фронтальный опрос.

Уметь измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

Оценка выполнения лабораторных работ № 1-13. Защита выполненных лабораторных работ №1,2, 7

Итоговая аттестация:

Экзамен


© 2010-2022