- Преподавателю
- Физика
- Планирование по физике для СПО
Планирование по физике для СПО
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ольховская Е.П. |
Дата | 02.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
«Утверждаю»
директор ГБПОУ КК ПСХК
______________ Ю.Г. Тимченко
10 июля 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.11 ФИЗИКА
По специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Краснодар 2014
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.11 Физика составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО», на основе примерной программы, утвержденной в 2008 году Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180
-
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по методической работе
___________ И.М.Строцкая
_____________ ___20__г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета №5 от 1 июля 2014г.
Организация - разработчик: ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
Разработчик:
Ольховская Е.П. ___________
(подпись)
Преподаватель физики ГБОУ СПО ПСХК КК, физик
Рецензенты:
Внутренняя рецензия
Глухова С.В. ____________
(подпись)
Преподаватель физики компьютерных дисциплин ГБОУ СПО ПСХК КК, первая категория, физик, преподаватель
Внешняя рецензия
Добро Л.Ф. ____________
(подпись)
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и информационных систем физико-технического факультета ФГБОУ ВПО «КубГу»
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦК
Математических и естественнонаучных дисциплин
Председатель ЦК
_________________ (Пушкарева Н.Я.)
29.06.2014, протокол № 10
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
-
условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика ОДП.11
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.11 Физика составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях СПО», на основе примерной программы, утвержденной в 2008 году Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180, для специальности:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
ОДП.11 Физика изучается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования и является базовой дисциплиной.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОДП.11 Физика входит в цикл математических и естественнонаучных дисциплин.
Программа учебной дисциплины предназначена для базовой и углубленной подготовки.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
цели:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
задачи:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий;
-
делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
-
применять полученные знания для решения физических задач;
-
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 253 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 84 часа.
По итогам изучения дисциплины студенты сдают экзамен по всему курсу.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
253
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
169
в том числе:
теоретические занятия
143
лабораторные работы
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
84
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
84
Итоговая аттестация
Экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение
Содержание учебного материала
1
Физика - наука о природе. Определение места дисциплины в
современном естествознании.
2
1
Лабораторная работа № 1 Определение плотности твёрдого тела правильной геометрической фигуры
2
Раздел 2. Механика
Тема 2.1. Кинематика
Содержание учебного материала
10
1
Относительность механического движения.
1
2
Характеристики механического движения: системы отсчета.
1
3
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
1,2
4
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
2,3
5
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
1,2
Лабораторная работа № 2
Определение ускорения и скорости при равноускоренном движении
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Графическое описание механического движения - равноускоренного и равномерного, решение задач.
6
Тема 2.2. Динамика:
Содержание учебного материала
4
1
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.
Законы динамики Ньютона.
1,2
2
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
Закон всемирного тяготения. Невесомость.
1,2
Самостоятельная работа обучающихся:
Золотое правило механики. Условия равновесия и основы статики, применяемые в будущей профессиональной деятельности строителя.
2
Тема 2.3. Законы сохранения:
Содержание учебного материала
4
1
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
1,2
2
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
1,2
Самостоятельная работа обучающихся:
Закон сохранения импульса, реактивное движение, подготовка докладов
2
Лабораторные работы № 3,4
Изучение закона сохранения механической энергии
Исследование движения тела под действием нескольких сил
4
Тема 2.4 Колебания
Содержание учебного материала
6
1
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза
колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
1
2
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
2,3
3
Ультразвук и его использование в технике.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Резонанс, свойства механических волн, ультразвук и его использование в технике, подготовка сообщений, презентация и докладов.
8
Лабораторная работа № 5
Исследование зависимости периода колебаний от длины маятника и определение ускорения свободного падения
2
Раздел 3. Молекулярная физика. Термодинамика
Тема 3.1 Молекулярная физика
Содержание учебного материала
20
1
История атомистических учений. Масса и размеры молекул.
Тепловое движение.
1
2
Характеристика газообразного состояния вещества.
1
3
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
1,2
4
Уравнение Менделеева-Клайперона, графики изопроцессов.
1,2
5
Решение задач на уравнение Менделеева-Клайперона
3
6
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-
молекулярных представлений.
1
7
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней
кинетической энергией молекул газа
1,2
8
Изопроцессы. Модель строения жидкости.
1
9
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
2
10
Поверхностное натяжение и смачивание.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Основы МКТ. Влажность воздуха. Получение сведений о механических свойствах твердых тел, коэффициентах деформации и упругости, необходимые для профессиональной деятельности строителя.
6
Лабораторная работа №6
Определение поверхностного натяжения
2
Тема 3.2 Термодинамика
Содержание учебного материала
4
1
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
1
2
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
2,3
Самостоятельная работа обучающихся:
Невозможность двигателя второго рода. Устройство двигателей внутреннего сгорания.
4
Раздел 4. Электродинамика
Тема 4.1 Электричество
Содержание учебного материала
28
1
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон
сохранения электрического заряда.
1
2
Закон Кулона. Электрическое поле.
1
3
Напряженность поля, потенциал поля. Разность потенциалов.
1,2
4
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
1
5
Электроемкость. Конденсатор.
1
6
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение,
электрическое сопротивление.
2,3
7
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное
соединения проводников.
2,3
8
ЭДС источника тока
1
9
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Мощность электрического тока.
2,3
10
Электрический ток в металлах.
1
11
Электрический ток в газах, вакууме.
1
12
Электрический ток в электролитах.
1
13
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость
полупроводников
1
14
Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Мощность и работа тока. Потребление бытовыми приборами определенной мощности и расчет. Тепловое действие электрического тока.
22
Лабораторные работы № 7,8,9,10
8
1
Изучение закона Ома для участка цепи
2
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
3
Исследование зависимости мощности от напряжения
4
Определение заряда электрона используя явление электролиза
Тема 4.2 Магнетизм
Содержание учебного материала
24
1
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока.
1
2
Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
1
3
Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон
электромагнитной индукции Фарадея.
1,2
4
Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.
2,3
5
Самоиндукция. Индуктивность.
2
6
Переменный ток. Принцип действия электрогенератора.
1
7
Трансформатор.
1
8
Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
1
9
Действующее значения силы тока и напряжения. Активное
сопротивление.
1,2
10
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока.
1,2
11
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные колебания. Электрический резонанс
2
12
Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Магнитное поле. Сила Ампера. Явление электромагнитной индукции. Трансформатор.
4
Тема 4.3 Электромагнитное поле
Содержание учебного материала
4
1
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.
1
2
Принципы радиосвязи.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Скорость электромагнитных волн в различных средах, виды электромагнитного излучения. Принцип работы радиоприемника, виды радиоволн.
4
Тема 4.4 Световые явления
Содержание учебного материала
10
1
Законы преломления света. Плоскопараллельная пластина. Призма.
1
2
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
1,2
3
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
1
4
Основные параметры световых величин. Законы освещенности.
1,2
5
Дисперсия света, спектральный анализ. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Технические разработки, основанные на явлении полного внутреннего отражения. Оптические приборы - телескопы (рефлектор и рефрактор), микроскоп.
6
Лабораторные работы № 11-13
6
Исследование отражения света
Измерения показателя преломления вещества
Измерение длины световой волны
Раздел 5 Строение атома и квантовая физика
Содержание учебного материала
1
Волновые и корпускулярные свойства света. Гипотеза Планка о квантах.
20
1
2
Фотоэффект. Фотон.
1,2
3
Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта
3
4
Строение атома: планетарная модель и модель Бора.
1
5
Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии.
1,2
6
Принцип действия и использование лазера.
1
7
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
1
8
Строение атомного ядра.
1
9
Энергия связи. Связь массы и энергии.
1,2
10
Ядерная энергетика.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Устройство альтернативного источника энергии солнечной батареи. Применение лазера в науке, технике и медицине.
10
Раздел 6 Эволюция Вселенной
Содержание учебного материала
7
1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
3
Образования планетных систем. Солнечная система.
4
Итоговое занятие, повторение изученного.
Самостоятельная работа обучающихся:
Эволюция вселенной. Классификация небесных тел, методы их изучения.
6
ИТОГО:
253
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «ОДП.11 Физика» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (плакаты с демонстрационным материалом, объемные модели строения Вселенной и модели атомов);
- наборы лабораторного оборудования «Механика», «Электричество», «Оптика»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и
- мультимедиа проектор с проекционным экраном
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Основные источники:
-
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2008.
-
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 2008.
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М. : Академия, 2010
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2011.
2. Дополнительные источники:
-
Открытая физика CD, часть 1: под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
-
Открытая физика CD, часть 2: под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
-
Интернет - ресурсы:
-
Содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН.
physics.ru/ -
"Физика.ru" Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ fizika.ru/
-
Сайт "ФИЗИКА" - одна из страничек сайта образовательных учреждений г. Междуреченска "Умник" umnik.rikt.ru/fizika/index/
-
Основная литература для преподавателя
1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений: Учебник - М.: Наука, 2010
2. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник для студ. Образоват. Учреждений сред. проф. образования - М.: Академия, 2010.
2. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2010.
-
Дополнительная литература для преподавателя
1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М: Владос., 2011.
2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М: Просвещение, 2010.
-
Журналы
1. «Физика»
2. «Квант»
3. «Наука и жизнь»
4. «Журнал МИФ»
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Форма контроля и оценивания
Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах №1.
Фронтальный опрос. Оценка докладов, индивидуальных заданий по всем разделам курса.
Знать мысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах № 2,3,4, 10.
Фронтальный опрос. Экспертное наблюдение процесса решения задач.
Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах № 2,3,4,7,8,9 10
Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Оценка докладов. Фронтальный опрос
Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
Экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах № 4,11,12,13.
Фронтальный опрос. Оценка индивидуальных заданий
Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных
Оценка выполнения и защиты лабораторных работ № 1-13
Уметь приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Оценка докладов, сообщений, презентаций и индивидуальных заданий.
Уметь применять полученные знания для решения физических задач.
Оценка лабораторных работ № 1-13. Контроль и оценка самостоятельного решения задач.
Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Контроль и оценка самостоятельного и аудиторного решения задач. Фронтальный опрос.
Уметь измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Оценка выполнения лабораторных работ № 1-13. Защита выполненных лабораторных работ №1,2, 7
Итоговая аттестация:
Экзамен