Эссе Я - учитель

Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Кто-то станет поэтом или музыкантом, другой – учёным, третий – врачом... Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основн...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я - учитель»

Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Кто-то станет поэтом или музыкантом, другой - учёным, третий - врачом...

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Такой выбор - дело ответственное. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил К.Д. Ушинский. Я сделала свой выбор, поступив в педагогический институт. Впереди меня ждала жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий.

Я стала учителем. Я - учитель. Слово «преподаватель» не раскрывает сути нашего ремесла. Словом «педагог» называли в античной Греции раба, сопровождавшего мальчика в школу. Но кого воспитает раб? Лишь подобного себе. И только учитель сможет воспитать свободного человека.

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается такое определение: "Учитель - преподаватель, наставник". Преподаватель передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт. Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека», - писал В.Г. Белинский.

Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие вложен глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник - это не профессия, а скорее призвание... «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» - верно заметил Л.Н. Толстой.

Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья - это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Школа - это особый мир детства. Этот мир тонок, хрупок, обостренно чувствует ложь и фальшь, не прощает ошибок взрослым…

Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.

Каким должен быть современный настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя?

В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в «рассол», он обязательно просолится. Как же создать такой рассол?

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А мне, педагогу, необходимо знать, что я построю в умах и сердцах своих учеников!

Только личность может воспитать личность. В этом случае единственный выход, а стало быть, и моя миссия учителя - быть просто Личностью. Причем такой Личностью, за которой хочется идти. Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь - постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой - давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе… Хочется сказать вслед за Ш. Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".

Повезет тому, кто встретит на своем пути настоящего учителя. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» повествование ведется от лица мальчишки, пережившего трудное военное время. Зачем ему какой-то французский? Но учительница Лидия Михайловна, разглядев в ученике способности и характер, трудное полуголодное детство, без устали помогала герою, ее уроки французского стали уроками жизни. И это тоже настоящий учитель, настоящая Личность.

Современный учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, Профессионал. От меня как учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела...

Мастерство учителя-профессионала - это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство, а подлинное искусство обучения и воспитания не терпит высокомерия, унижающей строгости, бездушности и формализма, пустых фраз и словесной трескотни, за которыми нет живой мысли и искреннего чувства. Учитель-профессионал помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учитель - вечный Ученик. И я учился. Учился у известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили, С.Соловейчика, Л.Н.Толстого), перечитывая их литературное наследие, учился у своих коллег.

Нельзя взять чей-то опыт и полностью, один к одному, его повторить. Педагогические образцы не должны вытеснять мысль и собственный поиск. Педагогическим ремеслом можно овладеть, подражая опытным коллегам и следуя методике. Мастерство отличается от ремесла тем, что учитель-мастер задает эталон деятельности. Педагогическое мастерство - это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Но есть ещё и талант. Настоящему таланту вряд ли стоит подражать. То, что делает талантливый учитель, доступно и посильно лишь ему, как отмеченной талантом личности. Талантом, наверное, можно восхищаться. Можно искать секреты успеха. Вот только заимствовать чужой талант нельзя.

Учитель - своеобразная мозаика… Да, именно мозаика! Ее можно просто рассыпать и не собирать - такой учитель уйдет из школы. Можно собрать и не трогать больше - такой учитель, как правило, становится «урокодателем». Не всегда плохим, но уж точно «не горящим» на рабочем месте. А можно совершать множество маленьких чудес: перекладывая, создавать новые картинки! И вот уже перед нами - Исследователь, Творец!.. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни. У таких педагогов меняется мировоззрение, творческими становятся подходы к преподаванию: ведь отныне они должны обучать и воспитывать мыслящих, способных самостоятельно добывать знания учеников.

Школа - особое государство, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда - это поиск нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Мне все время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, мне просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Мне надо торопиться, спешить… В школе уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Если перестал зажигать - уходи! В этом государстве ты уже никому не нужен! Ведь это - особое государство! Это - школа!

И сколько бы я не придумывала, творила и пробовала, мне надо помнить, что все это для детей, для школы, в которой я работаю, для общества, в котором выступаю как публичная личность, для страны, в которой я живу.

Сколько бы веков ни прошло над Землей, сколько бы ни было еще впереди, но всегда будут существовать ученики и учителя. Человек может достичь вершин цивилизации, только передавая опыт и знания новым поколениям. Учитель, Гражданин своей страны, сознает свою ответственность за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны, всей человеческой цивилизации.

Чувство сопричастности к судьбе своей Родины, ответственность за нее, формируется постепенно. Огромную роль в этом процессе играет школа - именно в ней происходит взросление юных граждан нашей страны, а значит - учитель, который формируя личность ученика сам должен быть примером. Учитель с Большой буквы - это Человек и Гражданин…

Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель , как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников.

Современному учителю надо учиться быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: какими бы они не были, каждую минуту они чувствуют, что их любят и желают им добра.

Счастливый ли я человек? Но когда человек бывает счастлив? Наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я могу с полной уверенностью ответить: «Да! У меня любимая работа. Я работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Вокруг меня дети, и каждый из них - это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей и забот».

Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял Лев Николаевич Толстой.

Ну и, конечно, в сердце современного учителя всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпровождение.

«Миссия учителя» - звучит красиво, гордо, может быть, немного пафосно. Что же это такое? Я заглянул в словарь: миссия - это ответственное задание, роль, поручение. Мне больше нравится слово «роль». Ведь учитель - немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. Учитель - это образец, которому подражают дети. Самое главное - это понимать ученика, принимать его таким, какой он есть. Миссия современного учителя - воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.

12 лет я живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий.

Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки… А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру.

Мой выбор - постижение мира вместе с моими учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными. Я должна научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

© 2010-2022