• Преподавателю
  • Физика
  • Открытый урок по физике в 8 классе Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Открытый урок по физике в 8 классе Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по физике в 8 классе

На тему: «Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание кристаллических тел.»





Учитель физики: Мишина О.В.







Тема: « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».

Образовательно-развивающие цели: сформировать у учащихся на основе молекулярных представлений о строении вещества знания процессов плавления и отвердевания, а также умения количественной оценки этих процессов. Изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ. Изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкости и обратно.

Воспитательные цели: показ объективного проявления изучаемых физических явлений в промышленном производстве; обучение учащихся применению полученных знаний к анализу производственных и природных процессов.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формируемые умения сравнивать, анализировать, обобщать, наблюдать.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: « Физика-это наука понимать природу». Э. Роджерс.

Сегодня на уроке мы с вами будим учиться понимать природу.( На доске развешаны различные иллюстрации, на которых изображен снег, лед, снежинки, вода)

  1. Повторение изученного материала( фронтальный опрос).

1.Что такое количество теплоты?

Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередачи, называется количеством теплоты.

  1. Какими единицами измеряют количество теплоты?

1 Дж, 1 кДж, 1 калория.

3.Найти пропущенную букву в формуле( кодограмма)

….=cm(t2-t1)

Q=cm…….

Q=c…(t2-t1)

Q=q….

  1. Работа по карточкам( для слабых учащихся)

  2. Решение расчетной задачи на доске.( проверка решения в конце опроса).

  3. Отгадывание загадок.

И в огне не горит

И в воде не тонет.( Лед).

Пушистая вата плывет куда-то

Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( Туча).

Сначала- блеск

За блеском- треск,

За треском- плеск.( Молния, гром, дождь)

Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь- вода в руке.( Снежинки).

Лежит- молчит.

Лежит- молчит.

Когда умрет, тогда заревет. Что это такое? ( Снег)

II. Объяснение нового материала.

Изложение нового материала следует начать с демонстрации простейшего опыта. В прозрачном сосуде с водой плавают кусочки льда, и сосуд плотно закрыт крышкой.

Очевидно, что температура смеси примерно равна 0 С. Т.е. возможна такая ситуация, когда вещество одновременно находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком и газообразном.

- Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

-Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

На примере моделей кристаллических решеток видно, что в твердом состоянии положение молекул упорядоченно. Они не могут свободно перемещаться по телу.

Молекулы жидкости не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия у них меньше, чем у молекул твердых тел, и поэтому даже под действием небольших внешних сил они легко перемещаются. Жидкости обладают текучестью.

Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом, и поэтому перемещаются по всему объему с большими скоростями. При этом они часто сталкиваются друг с другом. Это можно наблюдать на примере распространения запаха духов в комнате.

Делаем вывод6 во-первых, в различных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно; во-вторых, внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.

Переход вещества из одного состояния в другое широко используется на практике. В металлургии, например плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь. Пар, полученный из воды при ее нагревании, используют на электростанциях в паровых турбинах. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.

В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озер и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман и снег. Реки и озера зимой замерзают, а весной снег и лед тают.

Для понимания процессов, происходящих в природе, и умения управлять многими из них необходимо знать, когда, при каких условиях вещество находятся в том или ином агрегатном состоянии. Следует изучить свойства каждого из этих состояний, а также знать, при каких условиях происходит превращение одного агрегатного состояния вещества в другое.

Опыт: Кусок льда помещают в химический стакан. Обращается внимание на то, что лед имеет определенную форму. Стакан со льдом нагревают до тех пор , пока весь лед не растает. Уровень получившейся воды отмечается указателем, и нагрев продолжается. После того как вода закипит, следует за уровнем воды в стакане. Он понижается, так как вода переходит в газообразное состояние.

Вещества в природе могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Эти состояния называют агрегатными состояниями.

Передавая телу энергию, можно перевести его из твердого состояния в жидкое, а из жидкого - в газообразное.

Отнимая энергию у газа, можно получить жидкость, а из жидкости - твердое тело.

Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением.

Чтобы расплавить тело, нужно сначала нагреть его до определенной температуры.

Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества.

Одни кристаллические тела плавятся при низкой температуре, другие при высокой. Лед можно расплавить, внеся его в комнату, железо плавят в специальных печах.

Разные вещества имеют разную температуру плавления. Откройте учебник стр.32, таблица 3. Температура плавления льда 0 с, серебра 962С, водорода -259 С, железа 1539С, цезия 29С. Т.е. цезий можно расплавить в теплой воде.

Переход вещества из жидкого состояния в твердое, называют отвердеванием или кристаллизацией.

Чтобы началась кристаллизация расплавленного тела, оно должно остыть до определенной температуры.

Температура, при которой вещество отвердевает, называют температурой отвердевания.

Вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся.

III.Решение качественных задач.

  1. Почему космические корабли и ракеты снабжаются обшивкой из таких металлов, как бериллий, тантал, вольфрам? ( Указанные металлы имеют высокую температуру плавления.)

  2. Расплавиться ли небольшой кусочек олова, если его бросить в тигель с расплавленным свинцом? ( Расплавиться, т.к . температура плавления олова 232С, температура свинца 327 С.)

  3. Иногда тротуары посыпают солью, и от этого снег на тротуаре стаивает. Почему? (Снег взаимодействует с солью, образуется раствор соли в воде, температура замерзания которого ниже температуры воздуха.Раствор стекает с тротуара, и снег тает).

  4. Где ноги стынут больше: на заснеженном тротуаре или на том же тротуаре, посыпанном солью? ( Так как температура раствора ниже температуры чистого снега, то ноги стынут на « мокром « тротуаре больше).

  5. « Шерлок Холмс»- игра в детектива.

Подходя к нужному дому на окраине города, Шерлок Холмс увидел следы лыжника. Они были приподняты над остальным снегом. Хозяйке, открывавшей дверь, он вместо приветствия сказал: « Скоро будет весна. » Почему он так сказал? ( Днем снег активно тает и опускается. В следах же лыжника, где он более плотный, он тает медленнее. Поэтому следы выглядят приподнятыми над поверхностью снега. А это признак весны.)

IV. Итог урока.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Задание на дом.

П. 12, 13. Упр. 7(3-5).





© 2010-2022