- Преподавателю
- Физика
- Газовые законы. Решение задач графическим способом
Газовые законы. Решение задач графическим способом
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сивенкова Г.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Газовые законы. Решение задач графическим способом
(интегрированный урок физики и математики)
Лучше всего продвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом.
Ф. Бэкон
Цели:
-
Формирование знаний графического способа решения задач на газовые законы и умений применять их;
-
Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить;
-
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, активизировать познавательный интерес учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, комплекты заданий для самостоятельной работы, карточки для проверки правильности выполнения этой работы, плакаты с графиками изопроцессов.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Повторение теоретического материала по изученной теме.
-
Самостоятельная работа и самопроверка.
-
Способы решения физических задач. Графический способ.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление.
-
Самостоятельная работа и самопроверка.
-
Постановка домашнего задания.
-
Итоги урока.
Повторение теоретического материала по изученной теме
(учитель физики)
№
Вопрос
Предполагаемый ответ
1
Как называют процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров?
Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами.
2
Какими тремя макроскопическими параметрами характеризуется состояние данной массы газа?
Это давление, объём и температура.
3
Какой процесс называют изотермическим?
Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называют изотермическим.
4
Какой процесс называют изобарным?
Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном давлении называют изобарным.
5
Какой процесс называют изохорным?
Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном объеме называют изохорным.
6
Как называют количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра?
Такие количественные зависимости называют газовыми законами.
7
Сформулируйте закон Бойля-Мариотта.
Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется.
8
Сформулируйте закон Шарля.
Для газа данной массы отношение давления к температуре постоянно, если объем не меняется.
9
Сформулируйте закон Гей-Люссака.
Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется.
Самостоятельная работа и самопроверка (учитель физики)
(Самостоятельная работа выполняется под копирку: первый листок сдается учителю, второй остается у учащихся для самопроверки).
1 вариант
2 вариант
1. Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется. Это закон:
-
Шарля,
-
Гей-Люссака,
-
Бойля-Мариотта.
1. Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется. Это закон:
-
Шарля,
-
Гей-Люссака,
-
Бойля-Мариотта.
2. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изобарному расширению?
2. Какой из приведенных ниже графиков соответствует процессу изотермического расширения?
3. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка?
-
Изохорный, изотермический, изобарный.
-
Изобарный, изохорный, изотермический.
-
Изохорный, изобарный, изотермический.
3. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка?
-
Изохорный, изотермический, изобарный,
-
Изотермический, изобарный, изохорный,
-
Изобарный, изотермический, изохорный.
4. Какое значение температуры по шкале Кельвина соответствует температуре 1000С?
-
273. К,
-
373. К,
-
473К.
4. Универсальная газовая постоянная равна:
-
8,31 Дж/моль.*К
-
1,38*10-23Дж./ К
-
6.02*1023моль-1.
5. В сосуде объемом 8,3м3 находится 0,04 кг гелия при температуре 1270С. Определить его давление.
-
4*103 Па,
-
8*103 Па,
-
16*103 Па.
5. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 м3 под давлением 830 Па при температуре 17 0С.
-
1,38*10 -4кг,
-
1,38*10 -3кг,
-
1,38*10-2кг.
Способы решения физических задач
(учитель математики)
-
Логический
-
Экспериментальный
-
Математический:
-
Арифметический
-
Алгебраический
-
Геометрический
-
Графический
-
Графические задачи - такие задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без графика.
Задание учащимся:
Изобразить на доске графики изопроцессов (рис. 5,6,7)
№
Вопросы к рисунку 5
Предполагаемый ответ
1
Какая зависимость между давлением и объемом следует из уравнения Менделеева-Клапейрона?
2
Если процесс изотермический, то какой параметр не изменяется?
Т - температура
3
При изотермическом процессе
Почему?
Правая часть представляет собой частное постоянных величин (масса газа и его молярная масса не изменяются, температура постоянна и R=const).
4
Значит зависимость между давлением и объемом …
Обратная пропорциональность, т.к. p=b/V
5
Что является графиком обратной пропорциональности?
Гипербола, а в физике эта кривая называется изотермой.
6
Как называется постоянная b?
Коэффициентом обратной пропорциональности.
7
Что показывает коэффициент обратной пропорциональности?
Расположение ветвей гиперболы к осям координат; чем больше коэффициент обратной пропорциональности, тем дальше расположены ветви кривой к осям абсцисс и ординат.
8
Почему изотерма располагается в первой координатной четверти?
Давление и объем не могут принимать отрицательные значения.
№
Вопросы к рисунку 6
Предполагаемый ответ
1
Какая зависимость между давлением и температурой следует из уравнения Менделеева-Клапейрона?
2
Какой параметр не изменяется при изохорном процессе?
V - объем
3
При изохорном процессе
Почему?
Правая часть представляет собой частное постоянных величин.
4
Значит зависимость между давлением и температурой …
Прямая пропорциональность, т.к. p=aT.
5
Что является графиком прямой пропорциональности?
Прямая, проходящая через начало координат. В физике эта прямая называется изохорой.
6
Почему часть изохоры на графике изображается пунктирной линией?
Реальные газы при низких температурах переходят в жидкое, и даже твердое состояние. Поэтому, линии графиков в области очень низких температур, проводят пунктирной линией, которая справедлива только для идеального газа.
7
Как называется постоянная а?
Угловым коэффициентом.
№
Вопросы к рисунку 7
Предполагаемый ответ
1
Какая зависимость между объемом и температурой следует из уравнения Менделеева-Клапейрона?
2
Какой параметр не изменяется при изобарном процессе?
P - давление.
3
При изобарном процессе.
Почему?
Правая часть представляет собой частное постоянных величин.
4
Значит зависимость между объемом и температурой …
Прямая пропорциональность, т.к. V=cT.
5
Что является графиком изобарного процесса?
Прямая, проходящая через начало координат. В физике эта прямая называется изобарой.
6
Как называется постоянная с?
Угловым коэффициентом.
7
Что показывает угловой коэффициент?
Угол наклона прямой с осью абсцисс.
8
Почему часть изобары на графике изображается пунктирной линией?
Объем идеального газа при температуре 0 К не может быть равен 0, поскольку в модели газа молекулы наделяются массой и, следовательно, объемом.
Объяснение нового материала (учитель математики).
Учитель дополняет графики, соответствующие другим значениям параметров (рис 14,16,18)
Вопрос:
-
По рис. 14 определим, у какого изотермического процесса температура выше, у какого - ниже? См. рис. 15.
-
По рис. 16 определим, у какого изохорного процесса объем больше, у какого - меньше?
См. рис. 17.
-
По рис. 18 определим, у какого изобарного процесса давление больше, у какого - меньше?
См. рис. 19.
Закрепление. Устное решение задач мультимедийный проектор.
(учитель математики)
Объяснение нового материала
(учитель физики).
Вспомним, как изображаются на диаграммах изотерма, изобара и изохора в координатах PV, PT, VT. См. рис. 21.
Как изобразить циклический процесс 1 > 2> 3 на диаграмме PV. См. рис. 22.(объясняет учитель).
В координатах VT ученики строят данный процесс самостоятельно (один из учащихся - на закрытой доске). См. рис. 23.
В заключении учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу с самопроверкой.
Самостоятельная работа и самопроверка.
Постановка домашнего задания.
Сборник задач (составитель Г.Н. Степанова) № 625, № 629.
Итоги урока.
В заключение урока учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.
Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.
Мне все понравилось __________
Мне ничего не понятно _________
Мне было интересно __________
Мне было скучно __________
Мне было легко __________
Мне было трудно __________
Я узнал много нового__________
Я не узнал ничего нового__________